Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста

Работа №155059

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Исследование детско-родительских отношений в психологии 8
1.2. Современные трудности детей дошкольного возраста 13
1.3. Организация, принципы программ коррекции в системе взрослый-
ребенок 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Организация и методика проведения исследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 25
Выводы по второй главе 36
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ 4-6 ЛЕТ 38
3.1 Теоретико-методологическое обоснование формирующего этапа
эксперимента 38
3.2 Содержание психологической программы коррекции детско-родительских
отношений 40
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 44
Выводы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЯ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Актуальность исследования.
Известно, что семья является основным, первоочередным социальным институтом для человека. В период детства значительное влияние на развитие человека как личности оказывает семья, ее внутрисемейные и детско- родительские отношения. Ценности, моральные принципы, установки, развитие мышления закладываются в семье. Опыт, полученный в детстве, влияет на дальнейшую судьбу человека, его жизненные выборы. От родительского «стиля воспитания» зависят отношения в самой семье и процесс адаптации ребенка к социальной среде. Семейная система передает традиции, создает модели поведения. Семья - это микросоциум. Если мы хотим здоровое общество - нужно начинать с семьи. В дисфункциональных семьях вырастают личности с заниженной самооценкой, способные к преступлениям, ведущие нездоровый образ жизни, склонные к зависимостям. Культивируя в обществе ценность семьи, взаимоотношений, формируется безопасный и гуманный мир. На сегодняшний день в теме детско- родительских отношений большее внимание уделяется позиции самого ребенка в системе семьи. Ребенок в системе семьи теперь рассматривается не как объект, а как субъект воспитания, обладающий полноценными правами вместе с другими членами семьи. Главная трудность детско- родительских отношений состоит в балансировании между любовью и требованиями. Чтобы уметь сохранять в этом баланс, в первую очередь родителям необходимо быть компетентными по вопросам воспитания. Компетентность включает в себя установки и
ожидания родителей, понимание семейных ценностей, стиль воспитания. В современном мире семья меняется, на нее влияют экономические и политические события, меняется система семейных ценностей, изменяются ролевые функции мужчин и женщин в семье. Актуальны определенные проблемы в области детско-родительских отношений, в том числе в семьях с детьми дошкольного возраста:
• недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности;
• не сформированные в систему, не лицензированные программы коррекции детско-родительских отношений и их большой вклад в развитие общества.
Мы замечаем тенденции, вместе с тем тема детско-родительских отношений остается актуальной в каждый отрезок времени. Актуальность этой проблемы и повлияла на выбор темы магистерской диссертации.
Проблема исследования заключается в необходимости исследования проблемы детско-родительских отношений, обосновании и апробации возможных методов психологической работы, направленной на коррекцию данных отношений, что является одним из факторов формирования гармоничной личности ребенка и сохранения семейных ценностей в обществе. В настоящее время существует необходимость оказывать своевременную психологическую помощь, направленную на помощь детям и, в целом, семье для повышения комфорта взаимодействия в семейной системе и качества воспитания детей.
Цель исследования: опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психологической программы коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста.
Гипотезой исследования: полагаем, что оптимизация детско- родительских отношений в семьях, имеющих детей дошкольного возраста будет наиболее продуктивна при реализации разработанной нами психологической программы.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психологической литературы определить степень разработанности проблемы исследования, ее современное состояние.
2. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа психолого-педагогической литературы мы установили, что проблема детско-родительских отношений состоит из сложностей объектной структуры, которую составляет разнообразие видов детско-родительских отношений, их нарушений, влияющих на дальнейшую жизнь человека. В связи с этим важно заложить доверительную основу между значимым взрослым и ребенком.
Вышеизложенное подтверждает, что влияние родителей на детей значительно и отражается на разных аспектах психики ребенка. В настоящее время имеется достаточно исследований, посвященных вопросам детско- родительских отношений и вместе с тем, данная тема всегда является актуальной. Семья - система, на которую влияют внешние изменения, такие как политика, научно-технический прогресс, экономика, поэтому стабильная благоприятная обстановка в семье гарант психического здоровья.
В данной работе мы решили исследовать существующие тенденции в детско-родительских отношениях. Исследование проводилось на базе МБДОУ №9 г. Красноярск. В исследовании участвовали члены полных семей, матери и их дети, в количестве 20 человек. По результатам диагностического этапа были получены данные о том, что семьи сталкиваются с определенными трудностями в воспитании и выстраивании отношений внутри своей семьи.
На этапе констатирующего эксперимента с помощью диагностических методик «Анализ семейных взаимоотношений», «Определение родительских установок», «Рисунок семьи», мы выделили ряд проблем в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста. Выявлялись признаки «чрезмерной опеки», «излишней концентрации на ребенке», непонимание родителями как воспитывать, регулировать между заботой, любовью к ребенку и определенной требовательностью.
В детских рисунках отмечались признаки тревожности, недостатка внимания, разобщенности между родителями. Данные параметры были намечены как задачи психокоррекционной работы.
Детско-родительские отношения мы рассматривали через стили воспитания, установки родителей по отношению к своим детям, а также через восприятие самих детей отношений в семье.
Для исследования детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольниками нами был проведен констатирующий эксперимент.
В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что в семьях присутствуют признаки дисгармоничных отношений, трудности в понимании родителей и детей, излишняя требовательность и забота, недостаточность знаний о воспитательных процессах у взрослых, проблемы с тем, как прививать ребенку правила и обязанности , а также чрезмерное влияние родителей и недостаток эмоциональной близости, которые выявлялись в рисунках детей. В целях оптимизации детско-родительских отношений нами была разработана психологическая программа коррекции.
Психологическая программа коррекции включала в себя основные виды деятельности психолога и была направлена на развитие у родителей и детей большего взаимопонимания, навыков формирования самостоятельности у детей, формирования навыков эффективного общения в системе взрослый- ребенок, навыков саморегуляции, а также предусматривала поддержку родителя и ребенка.
Программа включала в себя комплекс из 8 тренинговых занятий с периодичностью 1 раз в неделю и индивидуальные консультации по завершению. Хочется отметить, что во время индивидуальных консультаций в связи с установившемся контактом с родителями, отмечалась их большая открытость, отсутствовал страх рассказывать семейные трудности. При отсутствии запроса на консультации с родителем обсуждались психолого­педагогические аспекты воспитания детей в дошкольном возрасте. Было получено много обратной связи о эффективности и полезности проведенных мероприятий.
...


1. Абраменкова В. В. Игровые практики как модели обеспечения безопасного развития ребенка // Детский сад: теория и практика. 2015. № 5. С. 58-67
2. Адлер А. Воспитание и проблемные дети / Адлер // Родители и дети: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара: Изд. Дом «БАХРАМ - М», 2013.
3. Айхингер А., В.Холл «Детская психодрама». Перевод с немецкого 3-е издание, исправленное. М. 2022-334 с.
4. Безюлева, Г. И. Толерантность: взгляд, поиск, решение. / Г. И. Безлюева, Г. М. Шаламов. - М.: Вербум-М, 2003. -168 с.
5. Бернс, Р.С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки/ Р.С. Бернс, С.Х. Кауфман. - М.: Смысл, 2000. - С. 20 - 21.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968
7. Боулби Дж., Мельникова М., Бенедек Т., Эйнсворт М. Психология привязанности. - М.: ERGO, 2016. 360 с.
8. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Диссертация кандидата психологических наук. - М., 1987.- 206 с
9. Варга А.Я. Незаметное наследство: о роли семьи в формировании личности ребенка//Магистр.-1991.-№8-С.29-30,35-37.
10. Вельченко Н.А. Рабочая программа по работе с детско- родительской парой «Подари мне любовь, мама!» МОУ ПИРК «Гармония», 2015 .
11. Венгер А. Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 3-12
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
13. Гиппенрейнтер, Ю.Б. Общаться с ребенком как?-М.:Масс Медиа,1995,-240 с.
14. Гиппенрейнтер Ю.Б.А как насчет дисциплины?//Семья и школа.- 1994.-№4.-С.15-18.
15. Гозман Л.Я.,Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи / Л.Я. Гозман. Е.И. Шлягина // Вопросы психологии. - 1985. - №2. - С. 186-187.
16. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов «Семья и социализация ребенка», Мир психологии : научно-методический журнал / 1998. - №1 январь-март 1998. - с. 54-59.
17. Деркунская В. Современный дошкольник: контуры портрета // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 100-109
... всего 71 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ