Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса совершенствования логичности речи младших школьников 6
1.1 Уровни развития речи 6
1.2 Методы и приемы развития письменной речи 8
1.3 Сочинение как один из видов работы по развитию письменной речи в
начальных классах 11
1.4 Качества хорошей речи. Логичность в ряду других качеств хорошей речи. 18
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Экспериментальное исследование совершенствования логичности письменной речи младших школьников 28
2.1 Диагностика уровня развития логичности письменной речи младших школьников (констатирующий эксперимент) 28
2.2Комплекс упражнений по совершенствованию логичности письменной речи младших школьников 35
Выводы по Главе 2 40
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение 48
«Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка». Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных - описания, повествования, рассуждения).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «...осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в уст-ной и письменной формах».
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно - задача учителя.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения). Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
Одним из видов творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии - весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил.
Развитием речи в целом занимались такие ученые как К.Д Ушинский, В.В. Богословский, А.Н Леонтьев, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик.
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс упражнений по совершенствованию логичности речи младших школьников в процессе работы над сочинением.
Объект исследования: процесс совершенствования логичности речи младших школьников.
Предмет исследования: специальные упражнения, направленные на совершенствование логичности речи младших школьников в процессе работы над сочинением.
Гипотеза: уровень логичности письменной речи младших школьников можно повысить, если в процессе работы над сочинением использовать специальные упражнения, а именно ...
Задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития логичности речи младших школьников.
2. Разработать и провести эмпирическое исследование уровня логичности речи младших школьников.
3. Составить комплекс упражнений, способствующих совершенствованию логичности речи младших школьников в процессе работы над сочинением.
В работе использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ научной и методической литературы.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Анализ результатов эксперимента.
Экспериментальная база: МАОУ Гимназия №13 “Академ”. В эксперименте приняли участие ученики 4 “В” класса в количестве 20 человек.
Работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много новых слов, овладевают учебно-научным стилем речи. Нам нужно дать ученику возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими. И чем раньше мы начнем развивать у детей речь, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников через сочинительную деятельность.
Важнейшим свойством хорошей речи считается логичность - коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Логичность речи означает логическую соотнесенность высказываний друг с другом и достигается за счет внимательного отношения ко всему целому тексту в целом, связности мыслей и ясному композиционному замыслу текста.
Как показал констатирующий эксперимент, это качество речи у младших школьников развито в основном на среднем уровне.
Предложенный нами комплекс упражнений по совершенствованию логичности речи младших школьников включает в себя:
- упражнения на развитие умения соблюдать определенную последовательность изложения;
- упражнения на нахождение и устранение логических ошибок,
- упражнения на развитие умения аргументировать свою мысль.
Данные упражнения подобраны в соответствии с теми видами нарушений логичности речи, которые были выявлены у младших школьников на этапе констатирующего эксперимента. Составляя упражнения, мы опирались на классификацию логических ошибок, описанную в статья Анны Владимировны Кузнецовой и Ольги Викторовны Филипповой “Логические ошибки в речи учащихся” и упражнения по их предупреждению (Вестник Мордовского университета. 2011. №1. С. 74-77).
Упражнения предназначены для использования на уроках по развитию речи в начальной школе, в частности, на этапе подготовке к сочинению, а также на этапе работы над ошибками.
1. Азимов Э. Г. , Щукин А. И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).- СПб.: Златоуст, 1999.
2. Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. - 1998.-№ 10 . - с.70.
3. Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка. - Р.: Феникс, 2002.- 384 с.
4. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. - 2003. - N 4. - С. 47-51.
5. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа. - 2002. - N 6. - С. 76-79
6. Бондаренко А. А. Русский язык для современного ученика // Начальная школа. - 2006. - N 1. - С. 35-45.
7. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие.
//А.Н.Васильева //- М., 1990.
8. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы: Метод. рекоменд. для учителя. - Изд. 2_е, доп. - М.: Баласс, 2007.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, 1999. 352 с
10. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты : энцикл. слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. - М. : Флинта : Наука, 2005. - 479 с.
11. Головин Б. Н.Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи/ Б. Н. Головин. - 3-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 1988. - 160 с.
12. Гуськов Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9.- 1981.- с. 23-27.
13. Елисеева М.Т. Работа над изложением и сочинением.// Начальная школа.1991. №5 - с.26.
14. Еремеева А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста: пособие для учителя.- М.: НИИ школ МП РСФСР,1982.-119 с.
15. Концепция и программы для начальных классов в 2-х частях «Школа
России». - М.: Просвещение,
2010. http://festival.1september.ru/articles/564804/
16. Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. - 1997. - с. 30-35.
17. Кузнецова А.В. Филиппова О.В. Логические ошибки в речи учащихся и упражнения по их предупреждению // Вестник Мордовского университета.
2011. №1. С. 74-77 //https://cyberleninka.ru/article/n/logicheskie-oshibki-v-rechi-uchaschihsya-i-uprazhneniya-po-ih-preduprezhdeniyu
18. Купров В. Д. Образно - эмоциональное описание предмета // Начальная школа. - № 2. - 1989. - с. 20-23.
19. Кустарева В. А., Назарова, Л. К., Рождественский, Н. С. и др. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1982.- 400 с.
20. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991.
21. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
22. Линник Т.И. Рысинская Е.Г. Система работы по развитию речи в УМК “Гармония” //http://festival.1september.ru/articles/564804/
23. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. -М., 1985.
24. Львов М.Р.Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие. -М.: Академия,2004.- 464 с.
25. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
26. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития.- М., 1975.
27. Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения // Начальная школа. - 1984.- № 3. -с. 32-36.
28. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.- М.: Просвещение, 1971 .
29. Микерова Г. Г. Развитие мышления, речи и творческих способностей младших школьников при обучении русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц // Научное обозрение. - 2007. - № 1. - с. 173¬178.
30. Молодежная галактика : ежегодный альманах.-2009. - № 5.
31. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.- М., 1986.
32. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. институтов/Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение. 1985. - 272 с.
33. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. - М., 1991.
34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с.
35. Нуруллина Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Начальная школа. - 1998. -№ 3. - с. 80.
36. Побединская Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению // Начальная школа. - 1987.-№ 6. - с. 23-24.
37. Политова Н.И. - Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1984.- 191с.
38. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. - 1998.- № 9. - с. 50-53.
39. Потурьева Л. В. Обучение сочинению в начальных классах // Начальная школа. - 1988. -№ 2. -с. 30-35.
40. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
41. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.
42. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.:Просвещение, 1979.
43. Решетаров А.А. Обучение первоклассников умению строить текст: Автореф. дис. канд.пед.наук. - М.: 1984. - 15 с.
44. Розенберг Л. А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников //Начальная школа. - 1995. -№ 2.
45. Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова // Начальная школа. - 1994.- № 8. - с. 50-55.
46. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. //Начальная школа. - 2003. - №2. - с.10.
47. Сочинение как основной вид творческой работы на уроках русского языка и развития речи// Образование в современной школе.- 2001.- №8.
48. Тарасова С. А. Роль вопросов в понимании текста младшими школьниками// Вопросы психологии. - 2004. - № 4. - с. 40-47.
49. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы/ В.И.Яшина, М.М.Алексеева, В.Н.Макарова, Е.А. Ставцева.- М.: Академия, 2005.-192 с.
50. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач.шк. - М.: Просвещение, 1980.-176 с.
51. Уидзенкова А.К., Сагирова О.С. Русский с увлечением: Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД. 1999.-304с.
52. Уроки развития связной речи в начальной школе. - СПб.: Специальная Литература, 1998. - 159 с.
53. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г.
55. Харченко О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением. // Начальная школа. - 2002.- №1. - с.18.
56. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления: учебное пособие.- М.: Издательство Московского университета, 1981.- 400 с.
57. Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах.- М.: Просвещение, 1986.-176 с.
58. Щеголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе: Методическое пособие для преподавателей начальных классов. - СПб.- Современник, 2001.-158 с.
Интернет.