Введение 3
1. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
1.1 Координационные способности и их проявление в различных видах спорта
1.2 Физиологические и психолого-педагогические особенности развития координационных способностей
1.3 Принципы, средства и методы развития координационных способностей
1.4. Особенности развития координационных способностей в сноуборде 25
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследований 29
2.3. Характеристика методов исследования 34
3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СНОУБОРДЕ
3.1 Роль координационных способностей для сноубордистов 10-12 лет 39
3.2 Обоснование средств и методов развития координационных способностей сноубордистов 10-12 лет
3.3 Результативность применения физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей
ВЫВОДЫ 53
Практические рекомендации 54
Список использованных источников 55
Двигательная координация - один из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки. Высокий уровень ее развития является фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обуславливается высоким уровнем технической подготовленности. Вместе с тем координацию не так просто выделить, как самостоятельное двигательное качество и подвергнуть подобным исследованиям.
Данная тема выбрана и разработана не случайно, поскольку значимость способности, которой характеризуется, как координации движений является принципиально важным в сноуборде, а именно без развития и совершенствования координации движений, на наш взгляд, невозможно достичь каких - либо результатов в этом виде спорта.
Высокий уровень координационных способностей позволяет спортсмену быстро овладеть новыми двигательными навыками, рационально использовать имеющийся запас навыков и двигательных качеств - ловкость, устойчивость и равновесие, опорность, силу, быстроту, гибкость, точность и другое, а также проявлять необходимую вариативность движений в соответствии с конкретными ситуациями тренировочной и соревновательной деятельности.
Ученые считают, что координационная тренировка является одной из важнейших и неотъемлемых частей комплексного тренировочного процесса, т.к. позволяет развить координационные способности и ее двигательные качества, перечисленные выше. Но вместе с тем остается, до сих пор, одним из наименее разработанных разделов спортивной подготовки. В этом и заключается тема нашей исследовательской работы: разработать наиболее эффективные методы и средства развития координационных способностей обучающихся, в возрасте 10-12 лет в сноуборде.
Двигательные действия спортсмена-сноубордиста требуют определенного уровня физических качеств. Современная спортивная техника в сноуборде зависит от высокоразвитого чувства равновесия, силы ног, специальной выносливости, хорошей гибкости, мгновенного реагирования на возникшие препятствия и т.д.
Мы должны предусмотреть строго индивидуальный подход в выборе средств и методов для развития координационных способностей, т.е. задача тренера составить комплекс определённых упражнений специфической направленности, который бы позволил развить у занимающихся координацию движений и поставить это качество на принципиально новый уровень.
Цель исследования: совершенствование методики развития координационных способностей у обучающихся сноубордистов 10-12 лет.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы для выявления физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей в сноуборде.
2. Рассмотреть общие характеристики координационных способностей.
3. Разработать методику развития координационных способностей у сноубордистов, в возрасте 10-12 лет.
4. Проверить эффективность предложенной методики путем контрольных испытаний в сноуборде.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс развития координационных способностей в сноуборде.
Предмет исследования: комплекс физических упражнений, направленный на развития координационных способностей обучающихся в возрасте 10-12 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития координационных способностей будет результативным если:
• будут выявленные, обоснованы физические упражнения, направленные на развитие координационных способностей;
• будет выявлена результативность применения физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей сноубордистов 10-12 лет.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что нами были выявлены эффективные упражнения для развития координационных способностей в сноуборде. Мы выяснили, что методика, предполагающая использование упражнений на балансировочной доске более эффективна для развития координационных способностей юных сноубордистов.
1. Из литературных источников выявлено, что упражнения для совершенствования координационных способностей любого спортсмена, и особенно обучающихся 10-12 лет, занимают одно из ведущих мест в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. К группе координационно-сложных упражнений относятся разнообразные упражнения: на равновесие, ловкость, устойчивость, координированность.
2. Выявлено, что координационные способности является одной из важнейших и неотъемлемых частей комплексного тренировочного процесса. Это позволяет развить координационные способности и ее двигательные качества, такие как ловкость, быстрота, равновесие, точность, являющиеся неотъемлемыми для обучающихся 10-12 лет.
3. Выявлены основные положения, которых необходимо придерживаться при развитии координационных способностей у обучающихся 10-12 лет заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии; нагрузки не должны вызывать значительного утомления; в структуре отдельного занятия, задачи, связанные с совершенствованием координационных способностей, желательно планировать в начале основной части; интервалы между повторениями отдельных порций нагрузки должны быть достаточными для относительного восстановления работоспособности.
4. Анализ результатов эксперимента показал, что в обеих группах все показатели положительно изменились. Наибольшее изменение показателей произошло в экспериментальной группе. Наблюдаются достоверные различия при сравнении конечных результатов контрольной и экспериментальной групп в обоих тестах. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1979.
5. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
2. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии
6. активности. - М.: Просвещение, 1996.
3. Бондаревский Е. Я., Данилов Ю. Г., Епифанов В.П. Информативность тестов, используемых для характеристики физической подготовленности человека. // Теория и практика физической культуры. -
1983. - №1. - 7. С. 23-25.
4. Благуш П. К. Теория тестирования двигательных способностей. - М.: Просвещение, 1982.
5. Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры: Учеб. пособие для институтов физ.кул.- 5-е изд., перераб. и доп / Л. В. Былеева. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
6. Бойченко С. Д, Карсеко Е. Н., Леонов В. В., Смотритский А. Л. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8. - С. 15- 19.
7. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Т.13, 1973.
8. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Т.22, 1975.
9. Верхошанский Ю. В.Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
10. Гелецкий В. М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры и спорта / В. М. Гелецкий; Краснояр. Гос. Ун-т. - Красноярск,
2004.
11. Волков Л. В. Физиологические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1981.
12. Волков В. В. Максимальные физические напряжения и предельные тренировочные нагрузки в практике физического воспитания и спорта// Теория и практика физической культуры. - 1971.- №11. С. 46-49.
13. Власов В. Н., Филин В. П. Исследование методики воспитания быстроты у школьников// Теория и практика физической культуры. - 1971.- №10. С. 48-51.
14. Ворсин Е. Н. Физическое воспитание в 1-4 классах
общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1995.
15. Васильева В. В. Физиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
16. Гуревич И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - М: Высшая школа, 1976.
17. Годик М. А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культуры / М. А. Годик. - М., 1988.
18. Горяйнов А. Г. Горные лыжи и сноуборд: Карвинговая техника. - М.: Рипол Классик, 2004.
19. Гуршман Г. «Пьянта Су!» Горные лыжи глазами тренера, - М.:
2005.
20. Железняк Ю. Д., Петров П. К.Основы научно - методической
деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю. Д. Железняк. - М.:
Издательский центр «Академия», 2001.
21. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт, 1990. - 200 с.
22. Зациорский В. М., Туманян Г. С. Наука и спорт. - М.:
«Прогресс», 1982.
23. Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. - М., 1979.
24. Зациорский В. М. Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
25. Иванов В. С. Основы математической статистики: Учеб. пособ для ин-тов физ. культуры / В. С. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
26. Кузнецова З. И. Развитие двигательных качеств школьников / З. И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1976.
27. Курамшин Ю. Ф., Двейрина О. А. Координационные способности и методика их развития / Теория и методика физ. культуры. Учебн. пособие под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта СПб., 1999.
28. Кожевникова Е. А. Горные лыжи с самого начала. - М.:
Издательство «Орбита - М», 1999
29. Лях В. И. Совершенствование специальных координационных способностей // Физическая культура в школе. - 2001. - №2. - С. 7-15.
30. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 1998.
31. Лях В. И. Координационные способности школьников. - М.: Физкультура и спорт. - 1975. - №6. - С.32-39.
32. Лях В. И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физ. культуры. - 1987. - №7. - С.28-30.
33. Лях В. И. Критерии определения координационных
способностей // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - №11. - С.17-20.
34. Лях В. И. Координационно - двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №11. - С. 16-23.
35. Лях В. И. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - №5. - С.40-47.
36. Лях В. И. Координационные способности школьников //
Физическая культура в школе - 2000. - № 4. - С. 6-13.
37. Лях В. И. «Координационные способности школьников»//
Физическая культура в школе (продолжение). -2000. - № 5. - С. 3-11.
38. Матвеев А. П., Новиков А. Д. Общие основы теории и методики спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
39. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - М.:
Физкультура и спорт, 1977.
40. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
41. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. и др. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.; под редакцией Гализо и др. - М.: Просвещение,
1984.
42. Никитин В. И. Для оценки двигательной подготовленности школьников // Физическая культура в школе. - 1982, - №7. - С. 19-21.
43. Назаренко Л. Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества // Теория и практика физ. культуры, - 2000. - №1. - С. 54-58.
44. Популярная медицинская энциклопедия. - М.: Советская
энциклопедия, 1961.
45. Романенко В. А., Максимович В. А. Круговая тренировка. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
46. Радыгина К. И., Третилова Т. А. Подготовка спортсменов- горнолыжников. - Киев: Здоровье, 1983.
47. Рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 1989.
48. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
49. Смирнов Ю. И. Спортивная метрология: Учеб. для студ. пед. Вузов / Ю. И. Смирнов, М. М. Полевщиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
50. Станкин М. И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987.
51. Смолевский В. М. Учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. В. М. Смолевского. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
52. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
53. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. - М.: Просвещение, 1991.
54. Филиппович А. Б. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости. // Теория и практика физической культуры. - 1980, - №2. С. 49-55.
55. Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Просвещение, 1972.
56. Чюнин В. В., Филин В. П. Комлексно - круговая форма занятий по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. - 1972. - №10. - С. 58-62.
57. Шолих М. Круговая тренировка. Пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1966.
58. Юрко Г. П., Уварова З. С. Оценка состояния здоровья и функциональных возможностей организма детей. - М.: Просвещение. 1978.
59. Якенда Д, Росс Т. Горные лыжи: курс для начинающих. Пер с англ. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.