Введение 3
Глава 1. Источники и историография по теме «Городской быт Западной Сибири начала XX в» 6
1.1 Источниковая база изучаемого вопроса. 6
1.2 Городской быт Западной Сибири в отечественной историографии 11
Глава II. Изучение темы «Городской быт Западной Сибири начала XX в» в школе 28
2.1. Городской быт Западной Сибири в школьных учебниках по истории 28
2.2. Методические рекомендации по разработке проектов на тему «Городской быт Западной Сибири начала XX в» 38
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 45
Приложения 53
Актуальность исследования. Интерес к изучению общественного быта горожан не случаен. Он продиктован, с одной стороны,необходимостью осмысления исторического опыта в вопросах организации общественной жизни, и, с другой стороны - эволюцией самой исторической науки. Общественный быт - это сложное многослойное явление, которое можно определить как исторически сложившуюся систему социальных взаимоотношений, функционирующую в неких законодательных границах с учетом существующих традиций в различных сферах городской жизни. Долгое время специальных исследований общественного быта не было, изучались лишь его отдельные аспекты в ряду других сюжетов. Наиболее часто эти вопросы поднимались при изучении истории сибирского города. Наша работа позволит привить интерес школьников к истории своего края, окажет помощь в изучении материала по данной теме.
Объект исследования: процесс изучения городского быта Западной Сибири начала XX века.
Предмет исследования: методические приёмы изучения темы «Городской быт Западной Сибири» в 8 классах.
Цель исследовательской работы - исследование возможностей изучения городского быта Западной Сибири начала XX века в исследовательских проектах школьников.
Задачи исследовательской работы:
1. Проанализировать источники и историографию по теме «Городской быт Западной Сибири начала XX в».
2. Провести анализ содержания учебно-методического комплекта по теме исследования.
3. Показать возможности разработки школьниками проектов по теме
«Городской быт Западной Сибири начала XX в».
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Хронологические рамки исследования: начало XX в. Это обусловлено тем, что в данный период было время значительных социальных, экономических, политических и культурных преобразований в российском обществе, которые в итоге предопределили формирование собственно городского образа жизни. Именно в эти годы в русских провинциальных городах происходили начальные этапы урбанизации, индустриализации, демографического перехода. Именно в это время русский город окончательно отделяется от деревни, и огромная масса небольших городов утрачивает свой полу деревенский облик, приобретая новые, сугубо городские черты.
Выделять в качестве рубежа начало XX в. стало традицией в отечественной историографии. В эти годы Сибирь, как и страна в целом, вступает в новый период развития. Сибирь становится объектом массовых миграций, постоянно увеличивается приток населения в города, претерпевают изменения экономические, правовые, социокультурные основы жизнедеятельности населения, что не могло не сказаться на брачно-семейных отношениях. Верхняя граница исследования - Октябрьская революция, осуществившая тотальное преобразование всех сфер жизни общества.
Территориальные границы исследования охватывают Западную Сибирь в административных границах Томской и Тобольской губерний, а также Омского уезда.
На территории Западной Сибири в рассматриваемый период существовал ряд малых, средних и крупных городов. Число городов постоянно увеличивалось. Если в 1860-х гг. здесь насчитывалось 19 городов, то в 1917 г. - уже 26. Изменялось и соотношение малых, средних и больших городов. Регион исследования представляет значительный интерес, поскольку в указанный период являлся районом интенсивной колонизации и быстрого роста городского населения. В связи с этим демография региона имела существенные особенности. Эти особенности также были связаны, по выражению В.А. Зверева, «со специфическим местом Сибири в России: частично русской, частично национальной окраины, колонии в экономическом смысле, района преимущественного развития капитализма вширь» .
Структура работы включает в себя введение, две главы, разбитых на параграфы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы, цель, объект, предмет, и задачи исследования.
Сегодня технология проектов прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным предметом и занимает достойное место в учебных планах российского образования. Те учителя, которые не первый год используют в своей работе метод проектирования, согласятся, что проектная деятельность — это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке, а также цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).
Тема «Городской быт Западной Сибири начала XX века» не затрагивается в школьных темах на уроке, поэтому на примере исследовательского проекта мы хотим показать как можно изучать данную тему на дополнительных занятиях по истории. Данный проект позволит ученикам не только освоить информацию по теме, но и продолжить развитие таких универсальных учебных действий, как планирование и прогнозирование, поиск и выделение необходимой информации, саморегуляция и оценка, контроль и коррекция, построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Дети продолжат развивать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, применять методы информационного поиска. Работа с источниками внесет в процесс обучения что-то интересное, чего, возможно, им не хватает на других уроках.
Для учителя, в свою очередь, данная деятельность - это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап взаимодействия с детьми. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Разработанный нами проект состоит из вопросов и заданий, которые легко выполнимы при работе с источниками и литературой. Это сделано для того, что бы акцентировать деятельность ребят не на решении каких-либо сложных задач, а на лучшем усвоении информации и развитии навыков работы с исследовательскими проектами.
Так как на обычных уроках ребятам не достаточно времени чтобы освоить информацию, ещё одно достоинство нашей разработки мы видим в значительном количестве времени, отведенного для проекта. За четыре урока дети смогут глубже погрузиться в проект, более внимательно поработать с источниками и литературой, качественно выполнить задания и освоить тему «Городской быт Западной Сибири начала XX века».
1. Историко-культурный стандарт // Российское историческое общество.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo- kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html.(дата обращения: 30.05.2018).
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Российская Газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 30.05.2018).
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 30.05.2018).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandartdok.html (дата обращения: 30.05.2018).
Источники
5. Адрес-календари Тобольской губернии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/12941 - Дата обращения (28.05.2018).
6. Архивные материалы губернских статкомитетов и ЦСК (РГИА, Ф.1290) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.fgurgia.ru/type/rubricator#!page:1/o:382206322/p:1/o:115864269/p:1/ o:33730786/p:2/o:27603678/p:1 - Дата обращения (28.05.2018).
7. Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ngonb.ru/catalog/3485/ Дата обращения (28.05.2018)
8. Голос Сибири. Новониколаевск, 1916-1918гг [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ngonb.ru/catalog/3967/ - Дата обращения (28.05.2018)
9. Городское самоуправление (Городовое положение 1870 года) // Эпоха великих реформ. Г.А. Джаншиев. По изданию 1900 г.
10. Томские губернские ведомости. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000349050/djvu/index.html Дата обращения (28.05.2018)
11. Жизнь Алтая. Барнаул [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://akunb.altlib.ru/kollekczii-elektronnoj-bibilotekt/zhizn-altaya/gazeta-qzhizn- altayaq-1914-g/ - Дата обращения (28.05.2018).
12. Кулаев И.В. Под счастливой звездой. Записки русского предпринимателя. 1875-1930 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.litres.ru/ivan-kulaev/pod-schastlivoy-zvezdoy-zapiski-russkogo- predprinimatelya-1875-1930/chitat-onlayn/ Дата обращения (28.05.2018)
13. Народная газета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ngonb.ru/catalog/896/ Дата обращения (28.05.2018).
14. Однодневная перепись населения г. Омска (1877г) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docplayer.ru/34281055-Odnodnevnaya-perepis- nas.. - Дата обращения (28.05.2018).
15. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года/ Изд. Центр. Стат. комитетом М-ва вн. дел; Под ред. Н. А. Тройницкого. -СПб., 1897 - 1905.
16. Свод Законов Российской Империи. Т. 2. Кн. 1. М., 1910.
17. Свод постановлений Томской городской думы с 1881 по 1891 год. — Томск: Типография Н. И. Орловой, 1903. — 2685 с.
18. Сибирская жизнь. Томск. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000349025/ - Дата обращения (28.05.2018).
19. Сибирский вестник политики, литературы и общественной жизни. Томск. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ngonb.ru/catalog/1410/ Дата обращения (28.05.2018).
20. Сибирский листок. Тобольск. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ngonb.ru/catalog/1437/ - Дата обращения (28.05.2018).
21. Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1903 год. Год десятый. — Томск: Издание Ф. П. Романова, 1903. — 826 с.
22. Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1902 год. Год девятый. — Томск : Издание Ф. П. Романова, 1902. — 96 с.
23. Сибирский торгово-промышленный календарь. - СПб., 1893-1910. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elib.shpl.ru/nodes/12414 - Дата обращения (28.05.2018)
Научная и научно-публицистическая литература
24. Анучин В.И. Сибирское областничество // Сибирский студент. 1915.№1-2. С. 25-38.
25. Баранский Н.В рядах сибирского социал-демократического союза (вспоминания о подпольной работе 1897-1908 гг.). Новониколаевск, 1923. 153 с.
26. Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. XVII - начало XX в. М., 2003. 857 с.
27. Берви-Флеровский В.В. Положение рабочего класса в России / Избранные экономические произведения: в 2-х томах. Т. 1. М., 1958. 494 с.
28. Блинов Н.В. Очерки дореволюционной историографии и источниковедения рабочего класса Сибири. Томск, 1974. 157 с.
29. Борзунов В.Ф. Рабочие Сибирской железной дороги в 1891-1905 гг. // История СССР. М., 1959. №4. С. 52-68.
30. Вегман В.Д. Сибирь на пути к 1905 году / 1905 год в Сибири. Новониколаевск, 1925. С. 8-17.
31. Головачев П.М. Экономическая география Сибири. М., 1914. 183 с.
32. Гончаров Ю.М. Быт горожан Сибири во второй половине XIX - начале XX в.: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во «Аз Бука», 2008. 178 с.
33. Гончаров Ю.М. Городские праздники в Западной Сибири в середине XIX - начале XX века. // Вестник ТГПУ. 2004. Выпуск 4 (41). С. 9-15.
34. Гончаров Ю.М. Одежда горожанок Сибири во второй половине XIX — начале XX вв. // Вестн. Нижневарт. гос. ун-та. 2010. С. 48 - 57.
35. Горбачев М.Ф. Отчет по статистико-экономическому и техническому исследованию золотопромышленности Ленского горного округа. Т. 3. СПб., 1905. 31 с.
36. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX-начало XX вв.). Новосибирск, 1978. 124 с.
37. Григорьев В.Ю. Перемена в условиях экономической жизни населения Сибири. Красноярск: Енисейская губернская типография, 1904. 104 с.
38. Дмитриенко Н.М. О социальном составе населения Томска (конец XIX в.-1917 г.) // Рабочие Сибири в конце XIX-начале XX вв. Томск, 1980. С. 134-154.
39. Дуиин-Горькавич А.А. Тобольский север. СПб: Типография В. Киршбаум 1904. 78 с.
40. Завалишин И.И. Описание Западной Сибири. Т. 1. М., 1962. 422 с.
41. Зиновьев В.П. К вопросу об экономическом положении горнорабочих Сибири (1895-1914 гг.) // Из истории Сибири: Сб.ст. Вып. 8. Рабочие Сибири в период империализма. Томск, 1973. С. 28-43.
42. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Т. 3. Сибирь в эпоху капитализма. Л., 1968. 532 с.
43. Кауфман A.A. Переселение и колонизация. СПб: Тип. т-ва "Общественная польза", 1905. 349 с.
44. Кваша Г.И. Статистико-сравнительные сведения о материальном положении рабочих на приисках "Ленского золотопромышленного товарищества". СПб., 1912. 384 с.
45. Колесников А.Д. Рост, сословный состав и занятость населения дореволюционного Омска // История городов Сибири. Новосибирск, 1977. С. 231-252.
46. Колычев А. Рабочие на приисках Сибири. Томская горная область. СПб., 1904. 166 с.
47. Колычев А. Врачебная помощь на приисках Томской губернии // Промышленность и здоровье. 1902. №6. С. 32-41.
48. Коновалов И.А. Изменения в социальной структуре населения Омска в
конце XIX-начале XX вв. // Омск, XX век (вехи истории): Краеведческий
сборник. Омск, 2001. С. 7-20.
49. Крутовский В.М. Предварительные данные к вопросу о влиянии условий жизни и работы на золотых приисках па физическое состояние рабочих. Красноярск, 1892. 320 с.
50. Лерман Л.Б. Положение рабочих на золотых приисках Западной Сибири накануне 1917 года // Из истории социально-экономической и политической жизни Сибири. Томск, 1980. 340 с.
51. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII - начало XX в. М., 1996. 269 с.
52. Литягина А.В. Воздействие просвещения на образ жизни населения в западно-сибирских городах во второй половине XIX начале ХХ в. // Вестн.
Том. гос. ун-та. 2010. №335. C. 73-79.
53. Марков В.И. Некоторые вопросы правового положения рабочих золотодобывающей промышленности Сибири (1895-1917 гг.) // Из истории Сибири. Вып. 8. Рабочие Сибири в период империализма. Томск, 1973 С. 123-136
54. Мелких A.M. Из экономической жизни Западной Сибири. М., 1912. 128 с.
55. Мильштейн А. Пролетариат в революции 1905-1907 гг. / 1905 год в Сибири. Новониколаевск, 1925. 179 с.
56. Миронов Б.Н. Семья: нужно ли оглядываться в прошлое? // В человеческом измерении. М., 1989. С. 220-226.
57. Мухин A.A. Рабочие Сибири в эпоху капитализма (очерки по истории промышленного пролетариата 1861-1917 гг.). М., 1972. 336 с.
58. Панишев Е. А. Медицинское обслуживание и охрана здоровья населения Тобольской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века // Молодой ученый. 2009. №9. С. 134-138.
59. Плотников А.Е. О формировании социального облика рабочих сибирской золотопромышленности (1895-1904 гг.) // Из истории Сибири. Вып. 8. Рабочие Сибири в период империализма. Томск, 1973. С. 58-71.
60. Потанин Г.Н. Города Сибири // Сибирь, ее современное состояние и ее нужды. СПб., 1908. С. 242-245.
61. Путинцев Н.Д. Статистический очерк Томской губернии. Самара: Типо-лит. Жданова, 1892. 133 с.
62. Пушкарева И.М. Заработная плата железнодорожников накануне революции 1905-1907 гг. (к вопросу о социально-экономическом положении железнодорожников) // История СССР. М., 1957. №3. С. 159-175.
63. Садовников И.Ф. Систематический указатель по карте золотопромышленности Олекминского горного округа. СПб., 1909. 114 с.
64. Семевский В.И. Рабочие на сибирских золотых промыслах. Т. 1: От начала золотопромышленности в Сибири до 1870 г. СПб., 1898. 657 с.
65. Скубневский В. А., Гончаров Ю. М. Города Западной Сибири во второй половине XIX - начала XX в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство. АлтГУ, РАН, УрО, Тобольская комплекс. науч. станция. - 3-е изд., доп. - Барнаул. 2014. 252с.
66. Скубневский В.А. Города Алтая - центры торговли // Города Алтая. Барнаул, 1986. С. 135-149.
67. Скубневский В.А. Грамотность городского населения Сибири //
Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Вып.3. Барнаул, 1994. С. 242-248.
68. Скубневский В.А. Социально-экономическое развитие города Барнаула в период капитализма (1861-1914): Автореф. дис... к.и.н. Томск, 1971. 34 с.
69. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886. С. 289-299.
70. Тужиков В.И. Кузнецк в пореформенную эпоху (1861-1900 гг.) // Новокузнецк в пошлом и настоящем. Новокузнецк, 1971. С. 34-41.
71. Условия быта рабочих в дореволюционной России (по данным бюджетных обследований) / Науч.-исслед. ин-т труда; Под общ. ред. проф. Н. К. Дружинина. - Москва: Соцэкгиз, 1958. 140 с.
72. Храмцов А.Б. Особенности повседневной жизни сибирского населения в конце XIX - начале XX века (по публикациям газет региона). // Вестник угроведения №2(17), 2014. С 147-151.
73. Шемелев В.И. Горняки Сибири до революции: Труд и борьба горнорабочих Сибири до 1917 г. Новосибирск: Сиб. краев. ком-т. Союза горнорабочих СССР, 1927. 31 с.
74. Шемелев В.И. Пролетариат Сибири и Дальнего Востока накануне первой русской революции (по материалам строительства Транссибирской магистрали, 1891-1904). М., 1965. 134 с.
75. Шемелев В.И. Рабочая сила на строительстве Сибирской железнодорожной магистрали (1891-1905 гг.) // Исторические записки: Сб.ст.Т. 70. М., 1961. С. 54-72.
76. Шемелев В.И. Рабочие Восточной Сибири на путях к Октябрю.Иркутск, 1966. 232 с.
77. Шиловский М.В. Жилищные условия интеллигенции Сибири XIX - начала XX в. // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. 4-е научные чтения памяти проф. А. П. Бородавкина. Кн.2. Барнаул, 2003. С. 178-184.
78. Шупикова А.О. Медицинское обслуживание железнодорожников Сибири в конце XIX - начале XX вв.: социокультурный аспект (по материалам железнодорожной печати). // Омск. научн. вест. 2013. С 43-46.
79. Щапов А.П. Что такое рабочий народ в Сибири // Собрание сочинений. Дополнительный том. Иркутск, 1937. 75 с.
80. Ядринцев Н.М. Письма о Сибирской жизни // Дело, 1868. № 5. С. 71¬79.
81. Ядринцев Н.М. Сибирское хлебосольство // Восточное обозрение, 1893.№ 5. С. 15-21.
82. Юрасова М.К. Омск: Очерки истории города. Омск, 1972. 256 с.
Учебная литература:
83. Данилов А.А, Косулина Л.Г. Учебник История России 8 класс А.А. (2012 год) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vklasse.org/8- klass/uchebniki/istoriya-rossii/aa-danilov-lg-kosulina-2012.
84. Киселев А.Ф, Попов В.П. Учебник История России. XIX век. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rulit.me/books/istoriya- rossii-xix-vek-8-klass-read-409860-1.html.