Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование осознанности чтения у младших школьников с помощью метода «Шесть шляп мышления»

Работа №155043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы совершенствования осознанности чтения у младших школьников 6
1.1 Осознанность как компонент полноценного навыка чтения 6
1.2 Психологические особенности восприятия художественного произведения
младшими школьниками 8
1.3 Приемы работы с текстом, способствующие осмыслению художественного
произведения. «Шесть шляп мышления» 14
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса совершенствования осознанности чтения у младших школьников 26
2.1 Определение актуального уровня осознанности чтения у обучающихся 4-х
классов 26
2.2 Программа формирующего эксперимента по совершенствованию осознанности чтения с помощью метода «Шесть шляп мышления» 40
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения

Чтение - это первостепенный общеучебный навык, поэтому очень важно, чтобы этот навык был всесторонне развит. Методистами были выделены 4 компонента чтения:
• правильность,
• беглость,
• осознанность,
• выразительность.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их учат, воспитывают и развивают. Чтение формируется не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
В современном обществе существует проблема чтения без понимания не только у младших школьников, но и у взрослых людей. Даже люди, закончившие высшее учебное заведение, порой не могут объяснить, о чем говорится в прочитанном тексте. В настоящее время в России действует Национальная программа поддержки и развития чтения, расчитанная на период с 2007 по 2020 годы. Основная цель данной программы - развитие грамотности и культуры населения, а также повышение интеллектуального уровня населения страны. Также на развитие навыка чтения направлен и ФГОС нового поколения, в котором уделено особое внимание «пониманию роли чтения, использованию разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, выборочного, поискового); умению осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев». [29]
Сегодня проблема осмысления прочитанного особенно актуальна, так как детей буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость детской психики велика, она все же имеет свои границы.
Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Совершенствование осознанности чтения у младших школьников с помощью метода «Шесть шляп мышления».
Цель исследования: теоретически обосновать, что применение метода «Шесть шляп мышления» будет способствовать совершенствованию осознанности чтения у младших школьников, и разработать программу формирующего эксперимента.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть уровни восприятия младшими школьниками детской литературы.
3. Изучить методы, приемы, способствующие осмыслению художественного текста.
4. Провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня осознанности чтения у младших школьников.
5. Разработать программу формирующего эксперимента с использованием метода «Шесть шляп мышления» для совершенствования осознанности чтения.
6. Проанализировать и интерпретировать результаты эксперимента, сделать выводы.
Объект исследования: процесс совершенствования осознанности чтения у младших школьников.
Предмет исследования: метод «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно как средство совершенствования осознанности чтения у младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование метода «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения в начальной школе будет способствовать совершенствованию осознанности чтения, если:
- применять его при изучении произведений, небольших по объему,
- применять его в небольшом детском коллективе (не более 15 человек),
- использовать данный метод систематически, но не ежедневно.
Методологической основой, на которую опирается данная работа, послужили теоретические положения М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В. Сосновской, М.И. Омороковой об особенностях работы над художественными произведениями в начальной школе, а также исследования английского психолога и писателя Э. де Боно о развитии критического мышления.
Новизна полученных результатов. Работа позволяет расширить представления об использовании метода «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методы исследования
Теоретические: изучение психолого-педагогической и научно¬методической литературы; анализ, обобщение и формулирование выводов.
Практические: эксперимент, математическая обработка данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав специальную литературу, мы выявили, что проблемой формирования и совершенствования осознанности чтения занимались многие ученые (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, З.И. Романовская, О.В. Кубасова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Н.В. Молдавская и многие другие). В методике выделяются следующие приемы, способствующие формированию осознанного чтения: традиционные (пересказ, словесное и графическое рисование и т. д.) и творческие (драматизации, диалог с автором, игры и т. д.). Для нашей работы мы выбрали метод «Шесть шляп мышления» английского доктора медицины и психологии Эдварда де Боно, воспользовавшись методическими указаниями кандидата педагогических наук Н.В. Кулаковой (КГПУ им. В.П. Астафьева). Это метод, рассчитанный на формирование параллельного мышления, уже использовался на уроках учителями начальных классов Н.А. Гавриловой (г. Тамбов), Н.П. Даньшиной (г. Москва).
В результате констатирующего эксперимента мы выяснили, что высокий уровень осознанности чтения имеют 29% учащихся четвертых классов, средний уровень — 51% , низкий уровень — 20%. Поэтому мы сделали вывод, что необходимо повышать уровень осознанности чтения у обучающихся. Для этого был разработан комплекс занятий с использованием метода «Шесть шляп мышления».
Мы считаем, что применять данный метод в начальной школе лучше всего при изучении произведений, небольших по объему. Для того, чтобы занятие не превратилось в хаос, данный метод желательно использовать в небольшом коллективе (не более 15 человек) и применять регулярно, но не ежедневно, чтобы к нему не утратился интерес.
В составленных нами конспектах мы показали, что задания для одной группы «шляп» можно варьировать в зависимости от конкретного текста, а очередность выступления «шляп» менять. Таким образом, занятия, имея схожую структуру, получаются не одинаковыми.
По нашему мнению, метод «Шесть шляп мышления» является необычной «маскировкой» для традиционного анализа литературного произведения. При использовании его на уроках литературного чтения совершается и анализ поступков героев, и их характеров, определяется главная мысль и тема произведения. Только происходит это в игровой обстановке и дети приучаются анализировать текст всесторонне.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута: мы теоретически обосновали эффективность применения метода «Шесть шляп мышления» как средства совершенствования осознанности чтения у младших школьников и разработали программу формирующего эксперимента.



1. Абакумов С.И. Творческое чтение. М., 2005.
2. Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. - М., 2006.
3. Адамович Е.А. Объяснительное чтение в начальной школе. - М., 2007.
4. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. - М., 2008.
5. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. - М.: Издательство «Искусство», 1968. - 654 с.
6. Балталон, Ц. П. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения / Ц. П. Балталон. - М., 1994. - 272 с.
7. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. / М. М. Бахтин. - М., 1996. - 342 с.
8. Бершанская, О. Н. Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной о осознанной деятельности младших школьников. / О.Н. Бершанская. // Начальная школа. - 2005. - № 4. - С. 46 - 49.
9. Вопросы методики чтения в начальной школе / Сост. В.Г. Горецкий, М.И. Оморокова. - М., 2008.
10. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / под ред. Т.Г. Рамзаевой. - Спб., 2007. - С. 44-52.
11. Гаврилова Н.А. Использование метода «Шесть шляп мышления» в начальной школе (методические рекомендации, конспекты уроков).// pedportai.net/ispolzovanie-metoda-laquo-shest-shlyap-myshleniya-raquo-v- nachalnoy-shkole- Тамбов, 2014.
12. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М., 2008.
13. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М., 2005.
14. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. - Тула: Автограф, 2000.
15. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка // Психическое развитие младшего школьника / под ред. В.В. Давыдова. - М., 2008. - С. 8-12.
16. Даньшина Н.П. Мастер-класс по методу Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления". - М., 2011.
17. Егоров Т.Г. Психология чтения. М., 1983.
18. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2000.
19. Зябкина В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности.// СПО.-2010.-№5.-с.59.
20. Ковалева Г. Как дети читают и понимают текст.// Народное образование.- 2006. -№5.-с.71-76.
21. Копытова Л. Упражнения по развитию навыка чтения.// Нач. школа.-
2009. -№11.-с.52.
22. Кулакова Н.В. Приемы формирования осознанного чтения: методическая разработка. // Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 40с.
23. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 2008.
24. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1981.
25. Липкина А.И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. - М., 2006.
26. Локалова Н. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению // Нач. школа.-2007.-№12.-с.14.
27. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 2009.
28. Маршак С.Я. Воспитание словом. М., 2005.
29. Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. // http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de- bono.html
30. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей / под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: в 2 ч. - М., 2007.
31. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
32. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 2008.
33. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 2006.
34. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Вентана- Граф, 2008.
35. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М.,
2008.
36. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. М., 1977.
37. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 2006. - С. 136.
38. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высшего учебного заведения. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
39. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: практич. методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. - М., 2001.
40. Светловская Н.Н. Размышление о временном обучении младших школьников чтению.// Нач. школа.-2007.-№5.-с.65.
41. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников (Теоретико-экспериментальное исследование). - М., 2008.
42. Уроки анализа литературного произведения / Б.Д. Дрозд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
44. Филимонова А. Трудности в организации и проведении уроков литературного чтения.// Нач. школа.-2009.-№6.-с.58.
45. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володонская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
46. Шереметевский В.П. Слово в защиту «живого слова» в связи с вопросом об объяснительном чтении // Соч. - М., 2007.
47. Чиндилова О. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема.// Нач. школа.-2010.-№7.-с.76.
48.Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., 1976.
49. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 2006.
50. Яковлева Е.В. Проблема чтения школьниками художественного произведения // Нач. школа.-2009.-№10.-с.6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ