ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ОРТОДОНТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ
(МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - НАБОР АППЛИКАЦИЙ «СМАЙЛ ДИЗАЙН»)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ СЪЕМНЫМИ АППАРАТАМИ
1.1. Понятие о мотивационно-потребностной сфере личности 6
1.2. Основные направления в исследовании интересов и потребностей
детей младшего школьного возраста 9
1.3. Приемы повышения уровня мотивации детей, применяемые в
стоматологии 17
1.4. Психологические средства повышения мотивации к длительному лечению детей младшего школьного возраста в процессе ортодонтического лечения 22
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «НАБОР АППЛИКАЦИЙ «СМАЙЛ ДИЗАЙН» ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ЛЕЧЕНИЯ СЪЕМНЫМИ ОРТОДОНТИЧЕСКИМИ АППАРАТАМИ» 28
2.1. Предпроектное исследование 28
2.2. Паспорт проекта 36
2.3. Методические рекомендации (психологический подход) по
использованию набора аппликаций «Смайл дизайн» для персонала стоматологических клиник 43
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Распространенность зубочелюстных аномалий растет во всем мире. Все большее количество населения разных стран обращается за стоматологическим лечением. Первые, кто сталкивается с врачом- ортодонтом - это дети в возрасте от 6 до 9 лет. Но, согласно психологическим возрастным особенностям ребенка младшего школьного возраста, мотивация к лечению и ответственность за лечение у такого пациента практически отсутствуют. Без помощи взрослых ребенок не может пройти тяжелый и длительный путь выздоровления. Типичное поведение ребенка этого возраста в ортодонтическом лечении - это поломки и потери ортодонтических пластинок и отказ носить ортодонтическую конструкцию, а значит прерывание в лечении в 23,9-37,8%.
Доказано, что в 40% случаев успех обеспечивается желанием пациентов. Поэтому существует предметная проблема практического характера - повышения мотивации к ортодонтическому лечению и его эффективности именно в раннем сменном прикусе, когда идет активный рост организма и врач в состоянии регулировать и управлять им . Подобного невозможно будет сделать в постоянном прикусе, когда пациент осознанно и мотивированно подходит к лечению, но резервы роста организма уже утрачены [1;7;9].
Мотивационные установки детей младшего школьного возраста и совершенствование медицинской помощи рассматривались в работах и других авторов . Неоднократно высказывалось мнение о том, что с целью повышения эффективности и качества ортодонтического лечения следует более широко внедрять в медицинскую практику актуальные психологические технологии .
Аналоги некоторых из описываемых нами инструментов для мотивирования стоматологических пациентов, длительное время без изменений выпускаются одним из крупнейших производителей стоматологических материалов, а рассматриваемая методика частично применяется в мировой практике.
Тем не менее, предложенная нами технология не только несет в себе оригинальные авторские решения, но также адаптирована к актуальной действительности нашей страны, края и города.
Цель исследования: разработать методический продукт, позволяющий повысить мотивацию к ортодонтическому лечению у детей младшего школьного возраста.
Объект: мотивация детей младшего школьного возраста.
Предмет: набор аппликаций «Смайл дизайн» для персонала
стоматологических клиник как средство повышения мотивации детей младшего школьного возраста в процессе ортодонтического лечения и методические рекомендации по его использованию.
Задачи:
1. Проанализировать существующие психологические методы повышения мотивации, применяемые в медицине.
2. Провести предпроектное исследование сферы интересов и потребностей современных детей младшего школьного возраста в качестве информационного ресурса создания набора аппликаций «Смайл дизайн» для персонала стоматологических клиник - средства повышения мотивации детей младшего школьного возраста в процессе ортодонтического лечения.
3. Создать продукт с методическими рекомендациями - набор аппликаций «Смайл дизайн» для персонала стоматологических клиник, ориентированный на повышение мотивации пациентов младшего школьного возраста, с учетом интересов и потребностей современных детей младшего школьного возраста.
В процессе решения поставленных задач использованы следующие методы:
- теоретический (анализ специализированной медицинской и психологической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические методы (опросники, эксперимент с контрольной группой);
• методы качественного и количественного анализа эмпирических данных;
...
Исследование существующих психологических методов, применяемых в медицине, показало высокую значимость мотивационного компонента для завершенности процесса лечения.
Одним из важнейших мотивирующих факторов для младших школьников является возможность самоутверждения в группе, которое предусматривает наличие и отстаивание собственного мнения, в то же время не выходящего за рамки социального принятия в группе.
Для того, чтобы предлагаемая ребенку ортодонтическая пластинка располагала к длительному ношению, потребуется обратиться к его духовным, социальным и престижным потребностям,
продемонстрировавшим наибольшую степень значимости по результатам предпроектного исследования.
Следует также учитывать что, как и любой пользователь, ребенок предпочитает не сами выгоды от ортодонтического аппарата (здоровые ровные зубы), а элементы данного продукта - его атрибуты, являющиеся носителями, внешним проявлением его интересов.
Прежде всего, ребенок реагирует на эмоциональную притягательность продукта, затем - на когнитивную и конативную выгоды, и только после этого - на логичность использования.
Положительное эмоциональное воздействие символов - атрибутов, должно сформировать у ребенка пользовательское предпочтение (предпочтение в использовании, употреблении продукта), поспособствовать длительному ношению аппарата и тем самым повысить качество оказываемого лечения.
Разработанный нами механизм взаимодействия с юным пациентом заключается в следующем: необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно принять участие в процессе изготовления аппарата для исправления прикуса, снабдить данный продукт атрибутами, вызывающими положительные эмоции и выражающими принадлежность к важной для него группе.
В то же время, выбранные по принципам статистического большинства в результате предпроектного исследования изображения - символы, не только аппелируют к групповым нормам, но также становятся атрибутами, позволяющими ребенку поддерживать процесс символизированной самореализации.
В ходе воплощения проекта, нами был составлен список из 46 стоматологических клиник г. Красноярска, которые оказывают ортодонтические услуги пациентам младшего школьного возраста и на адреса электронной почты была проведена рассылка информационных буклетов. Образец буклета представлен в материалах Приложения Б.
В результате проведенной рассылки была получена обратная связь от специалистов из двух стоматологических клиник. В назначенное время были проведены встречи, и в обоих случаях нам удалось убедить стоматологов в целесообразности применения набора «Смайл-дизайн» в повседневной практике.
В течение двух месяцев, благодаря анкетам обратной связи, представленных в Приложении В, мы получили информацию о том, что пациенты охотно выбирают понравившиеся им изображения: 16 пациентов младшего школьного возраста (7-10 лет) проявили заинтересованность и желание разместить аппликации в ортодонтических пластинках, которые им предстояло носить не менее 24 недель для того, чтобы лечение прошло успешно.
...
1. Анохина А.В., Лосева Т.В., Мусина Л.А. Проблемы исследования приверженности пациентов ортодонтическому лечению // Материалы международной конференции «Биосовместимые материалы и новые технологии в стоматологии». Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2014. С. 168171.
2. Бахур Е.С. Использование визуального контента для повышения мотивации детей к лечению на ортодонтическом приеме / Е.С. Бахур, А.Р. Восканян, В.В. Волобуев, М.Н. Митропанова // Международный научноисследовательский журнал. 2018. № 9 (75). С. 113-117.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
4. Борисова О.М. Развивающий потенциал игр младших школьников //.
Материалы XII городской научно-практической конференции с
международным участием «Молодые ученые столичному образованию» (г. Москва, 18 апреля 2013 г.). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 10-11.
5. Бублий Т.Д. Комплаентность пациентов разных возрастных групп //
SCI-ARTICLE. Sci-article.ru. 2015. №17. C. 15-18. URL: http://sci-
article.ru/stat.php?i=1422281718 (дата обращения: 17.02.2020).
6. Газизуллина О.Р. Предикторы эффективности ортодонтического лечения детей: автореф. дис. канд. мед.наук. Казань, 2009. 119 с.
7. Дегтярева И.Н. Совершенствование процесса адаптации пациента к ортодонтическому лечению: автореферат дис. ... канд. мед. наук. Казань, 2008.130 с.
8. Джеффри М. Маркетинг, основанный на данных. 15 показателей, которые должен знать каждый. М.: Экономика, 2013. 139 с.
9. Картон Е.А. Образ жизни, состояние здоровья детей младшего школьного возраста с нарушением прикуса и разработка мероприятий профилактики аномалий окклюзии // Социальные аспекты здоровья населения. 2015. № 2 (42). С. 12-16.
10. Кривуля Н.Г. «Страшные» мультфильмы современной анимации // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 4. С. 57-65.
11. Кулагина И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 100-109.
12. Куроедова Е.Л. Клинический эффект применения «Дневника ортодонтического пациента» // Актуальш проблеми сучасно! медицини: В1сник украшсько! медично! стоматолопчно! академй. 2009. Т.9. №3. С. 8588.
13. Куроедова В.Д., Куроедова К.Л., Карасюнок А.Е. Пути повышения эффективности ортодонтического лечения детей 6-9 лет // Стоматология. 2014. № 93 (4). C.55-57.
14. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации поведения человека // Психология в вузе. 2004. № 1. С. 51-65.
15. Лисовская Е.Д. Факторы, влияющие на комплаентность стоматологических пациентов // Сибирское медицинское обозрение. 2015. № 6. С. 92-95.
... всего 50 источников