Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих 11
1.1. Характеристика понятия «профилактика отклоняющегося
поведения военнослужащих» 11
1.2. Историческое развитие профилактики отклоняющегося поведения
военнослужащих 22
1.3. Педагогическая сущность профилактики отклоняющегося
поведения военнослужащих 33
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по внедрению программы совершенствования профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих 46
2.1. Диагностика уровней отклоняющегося поведения военнослужащих 46
2.2. Обоснование и апробация программы профилактики
отклоняющегося поведения военнослужащих 55
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по апробации программы профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих 65
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
Список использованных источников
Актуальность исследования. В Вооруженных силах Российской Федерации сегодня существует множество проблем. Некоторые из них можно решить только на государственном уровне, другие - на уровне Министерства обороны, третьи решаются силами командиров и личного состава. Проблема, выделенная нами, - отклонения в поведении военнослужащих - относится к тому типу, которые необходимо решать комплексно на всех упомянутых уровнях .
В настоящее время в ходе реформирования и модернизации Вооружённых сил Российской Федерации повышается значение решения проблем отклоняющегося поведения военнослужащих. Насколько сильно в Российской армии будут процветать негативные формы отклонений в поведении военнослужащих, зависит их престиж, статус в обществе, отношение к армии в целом, как среди призывного контингента, так и со стороны населения в целом. Девальвация моральных ценностей в нашем обществе вызвала рост преступности, безнравственности, бездуховности и нигилизма. Особенно эта социальная патология отразилась на молодежи, призванной защищать Родину, укоренилась в армии, выразившись в появлении большого количества негативных форм поведения: чрезмерной агрессивности, воровстве, «дедовщине», самовольном оставлении части, суицидальных тенденциях и других деструктивных явлениях.
Все вышеперечисленное не только негативно влияет на настроения личного состава и отторгает молодого человека от воинской службы, но и наносит ущерб престижу нашей страны и сказывается на общей боеготовности и морально-психологическом состоянии войск, что, в свою очередь, разрушительно действует на состояние защищенности нашего государства. Конфликты, возникающие в воинских коллективах при межличностном взаимодействии, не всегда приводят к отклоняющемуся поведению.
Поэтому актуально исследовать педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих: физическая и вербальная агрессия, отражающиеся на нервно-психической устойчивости, неадекватность реагирования в сложных ситуациях, т.к. конфликтное взаимодействие между военнослужащими может стать причиной совершения конкретного вида отклоняющегося поведения. Особенно часто это происходит при конфликтном взаимодействии личности с коллективом. Проявление именно отклоняющегося поведения, например, самовольное оставление части военнослужащими, происходит во многом из-за отсутствия элементарных педагогических условий, способствующих снижению уровня конфликтности в воинских коллективах, развитию толерантности и нравственности.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью изучения личности военнослужащего, межличностных отношений в коллективах, ранней диагностики отклоняющихся форм поведения военнослужащих, а затем профилактики и предупреждения деструктивных конфликтов, которые приводят к совершению отклонений в поведении военнослужащими, реагирование на случаи их проявления.
Научная база для разработки вопросов профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих начала формироваться еще в конце XIX века, активно пополнялась результатами многочисленных исследований на протяжении всего XX и начала XXI веков, широко освещалась в зарубежной (Г. Беккер [8], Э. Кречмер [39], С. Линг [74], Ч. Ломброзо [43], Р. Мертон [46], Н. Смелзер [58], Э. Эриксон [69], К. Юнг [70] и др.) и отечественной (Б.Н. Алмазов [4], И.П. Башкатов [7], С.А. Беличева [9], Б.С. Братусь [13], Л.Т. Дулинова [28], А.Е. Личко [42], И.А. Невский [48], М.И. Рожков [55]) научной литературе.
В военных психолого-педагогических исследованиях в последние годы также возросло число научных трудов, посвященных отдельным сторонам отклоняющегося поведения: суицидального (А.В. Бойко [11], А.С. Дмитриев [26]), антидисциплинарного (А.Г. Тюриков [62], Р.К. Юскаев [71]); педагогической диагностике данного явления (П.П. Дерюгин), превентивных действий (В.Н. Герасимов [18-20], Л.В. Мардахаев [44]); подготовке будущих офицеров к работе с военнослужащими с отклонениями в поведении (Ю.М. Кудрявцев [40] и У.А. Казакова [40]).
Несмотря на то, что в целом девиантное поведение изучено недостаточно, результаты исследования отдельных его форм широко представлены в научной литературе. Это исследование проблем девиантного поведения деструктивной направленности личности подростков (Д.В. Ривман [53], М. Раттер [52], Е.Г. Слуцкий [57], В. Юстицкис [71]); социально-психологической дезадаптации личности (А.Г. Амбрумова [5], Е.Н. Волкова [16], Е.В. Змановская [34], Н.Д. Кибрик [36], О.С. Осипова [50] и др.); девиантность как разновидность агрессии и насилия (Ю.М. Антонян [6], А.В. Дмитриев [25], И.Ю. Залысин [32], Л.В. Скворцов [56] и др.) или как составной элемент творчества, тип преобразования (В.Н. Дружинин [27], Б. Карлоф [35], Ю. Козелецкий [37] и др.).
В силу своей особой актуальности для военнослужащих проблема самоубийства рассматривалась многими авторами (А.Г. Амбрумова [5], С.В. Бородин [12], Ю.Р. Вагин [15], Е.М. Вроно [17], Я.И. Гилинский [21], Э. Гроллман [23], К. Меннингер [45], А.Н. Моховиков [47], И. Паперно [51], К. Роджерс [54], Л.З. Трегубов [61], М.Я. Феноменов [63], В. Франкл [64], Д. Хиллмен [65], К. Хорни [66] и др.), которые не касались социально¬культурных аспектов.
Анализ степени разработанности изучаемой проблемы показал, что остаются недостаточно исследованными педагогические аспекты, прежде всего профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих с учетом особенностей современной социокультурной ситуации.
На основе теоретического и практического анализа общего и высшего профессионального образования можно констатировать наличие следующих противоречий между:
- сложными обстоятельствами, которые ставят военнослужащего в затруднительное положение, и отсутствием у него знаний, умений и навыков эффективного выхода из трудных жизненных ситуаций;
- возрастающей потребностью армии в педагогическом воспитании офицеров, способных оказать помощь военнослужащим срочной службы, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, провоцирующей отношения «посягатель-жертва», и отсутствием соответствующих программ профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих;
- подготовленностью офицеров, имеющих педагогическое образование, для воспитания военнослужащих и неразработанностью содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную профилактику отклоняющегося поведения.
На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования: как эффективно обеспечить профилактику отклоняющегося поведения военнослужащих?
Обозначенные актуальность, противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Совершенствование профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность программы профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих.
Объект исследования: процесс профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих.
Предмет исследования: программа профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих.
Гипотеза исследования: программа профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих будет эффективной, если:
- в её содержание включены разделы знаний о социальном и государственном значении отклоняющегося поведения военнослужащих;
- она будет реализована в культурно-досуговой деятельности военнослужащих;
- будет явно задан вектор на улучшение здоровья военнослужащих.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ понятийно-категориального аппарата профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих;
- раскрыть педагогическую сущность отклоняющегося поведения военнослужащих в условиях социально-культурной деятельности;
- разработать программу совершенствования профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих;
- проверить её эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи: деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и др.); отечественной психолого-педагогической науки о трансформации внешних воздействий через «внутренние условия» (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский); системного подхода (И.В. Блауберг, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, В.Н. Садовский, Н.Л. Селиванова, Л.Ф. Спирин, Э.Г. Юдин и др.); личностно-ориентированного подхода (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, Н.Т. Волков, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); сущностного подхода к пониманию профилактики отклоняющегося поведения личности (СВ. Березина; М.А. Галагузова; Н.В. Вострокнутов; А.В. Гоголева; Е.В. Змановская; Ю.А. Клейберг и др.).
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования);
- эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе военной части г. Северска Томской области. В исследовании было задействовано 60 военнослужащих.
Достоверность обеспечена методологией исследования, её соответствием поставленной проблеме; обоснованной логикой научного исследования; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; выбором методов, адекватных целям и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки и статистическими расчетами; внедрением результатов в педагогическую практику.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- уточнен понятийно-категориальный аппарат основополагающих дефиниций и дополнен категорией «отклоняющееся поведение военнослужащих» как совокупность всех условий и побуждений, которые детерминируют, активизируют, направляют и регулируют отклоняющееся поведение военнослужащих;
- охарактеризовано понятие «отклоняющееся поведение
военнослужащих» в условиях срочной службы;
- раскрыта сущность отклоняющегося поведения военнослужащих;
- разработана программа совершенствования профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих.
Теоретическая значимость исследования заключается в осуществлении теоретического анализа современных научных представлений о профилактике отклоняющегося поведения военнослужащих, позволяющего сделать новый шаг в осмыслении сущности предупредительной деятельности применительно к целям формирования нравственного образа жизни военнослужащих; в разработке теоретическая части программы совершенствования профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих, где основные положения и выводы исследования расширяют и дополняют сферу познания и практической деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментальной работы и содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейших поисков в области теории и практики профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих; для совершенствования подготовки командиров по дальнейшей работе в отношении военнослужащих с отклоняющимся поведением; в качестве материалов для научных исследований, для учебных пособий, программ, спецкурсов и спецсеминаров.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под отклоняющимся поведением военнослужащих целесообразно понимать поступок, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам), происходящие как в сфере индивидуального, так и группового поведения.
2. Эффективность педагогической профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих определяется степенью соответствия принципам целесообразности и преемственности ее проведения, планирования воспитательных программ с учетом психологических особенностей военнослужащих.
3. Программа совершенствования профилактики основывается на превентивной деятельности, построенной на основе целевого подхода, комплексной диагностики, целостной социально-педагогической помощи и поддержки каждого военнослужащего в Вооруженных Силах РФ, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, осуществляемая во всех видах, типах и формах воспитательной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе базе военной части г. Северска Томской области.
Основные идеи и результаты отражены в публикации II Международной научно-практической конференции «Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт» (г. Красноярск, 9 ноября 2022 г.).
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (75 источников), 3 таблиц, 4 рисунков, 87 страниц.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Рассмотрены наиболее актуальные теоретические и практические проблемы, возникающие при изучении отклоняющегося поведения военнослужащих.
В работе проанализировано научное понятие «отклоняющегося поведения военнослужащих», каковы причины его возникновения, рассмотрены основные компоненты отклоняющегося поведения военнослужащих.
Проведенное нами исследование показало, что под девиантным (отклоняющимся) поведением военнослужащих целесообразно понимать поступок, действия военнослужащих срочной службы, которое не соответствует официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стандартам, правилам жизни.
Поскольку служебную характеристику научного понятия «отклоняющееся поведение военнослужащих представляет собой социальные, психологические и педагогические компоненты, имеющие различные девиации от признанных норм и законов, иначе говоря, связанные с определенным антиобщественным поведением военнослужащих, то они и принимают самые разные формы: преступление, алкоголизм, наркомания, вандализм. В тоже время наряду с вышеуказанными девиациями существует такая особенность поведения, деятельности, отношений, сознания, самосознания, т.е. действительно ведущих базовых оснований, где присутствует святость, гениальность и т.д. Объяснить такие разные прямо противоположные формы поведения военнослужащих, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения можно только при изучении механизмов отклоняющегося поведения военнослужащих.
В ходе исследования были проанализированы подходы к раскрытию понятия «отклоняющееся поведение военнослужащих» было установлено, что под «отклоняющимся поведением военнослужащих» понимается и устойчивое отклонение от нормы в действиях поведении, нравственном сознании, деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности объекта, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленных отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Все эти проблемы вызваны педагогическими причинами и, следовательно, устраняются при помощи коррекций педагогическими средствами.
Это позволяет выявить наиболее значимые черты отклоняющегося поведения военнослужащих, которые могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешним благополучным поведением. Значит, военнослужащий с отклоняющимся поведением в 70-80% является психически нормальными и физически здоровым, обладают знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизни, но тяжело усваивают информацию.
Поэтому профилактика отклоняющегося поведения военнослужащих должна носить конкретный характер. Это значит, что необходимо так строить профилактическую работу, чтоб это была не механическая реализация апробированных программ. На повседневном уровне изучения причин правонарушений и преступлений военнослужащих работа должна проходить адекватно тем изменениям, которые происходят в стране, регионе, социуме. При осуществлении конкретных, целенаправленных и комплексных мер предупреждения отклоняющегося поведения можно рассчитывать на заметный результат.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о том, что реализованная в опытно-экспериментальной работе программа повышает эффективность профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих.
1. Аванесов, Г. А. Криминология и социальная профилактика [Электронный ресурс] / Г. А. Аванесов. - М., 1980. - 526 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001044778(дата обращения 1.11.2022)
2. Адольф, В.А. Методологические основания подготовки военных специалистов в современных условиях: теория и практика / В.А. Адольф, В.А. Корытков, Л.К. Сидоров // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2019. - № 3 (49). - С. 26-35.
3. Адольф, В.А. Концепция безопасности в современном образовании / В.А. Адольф, К.В. Адольф, А.В. Фоминых // Образовательные технологии (г. Москва). 2020. № 4. С. 69-75.
4. Алмазов, Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учебное пособие для вузов / Б.Н. Алмазов. - Екатеринбург: Издательство УГ11ПУ, 2017. - 310 с.
5. Амбрумова, А.Г. Пути и становление отечественной суицидологии / А.Г. Амбрумова [Электронный ресурс] // Социальная и клиническая психиатрия. - 1995. - Т. 5. - № 4. - C. 53-59. - Режим доступа: http://mniip- repo.ru/view_statiy.php?id=5876(дата обращения 1.11.2022)
6. Антонян, Ю.М. Преступность и психические аномалии [Электронный ресурс] / Ю.М. Антонян, С.В. Бородин. - М.: Наука, 1987. - 206 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001376009(дата обращения 1.11.2022)
7. Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково¬
молодежных групп [Электронный ресурс] / И. П. Башкатов. - М.: Информпечать, 2000. - 334 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01000690543(дата обращения 1.11.2022)
8. Беккер, Г.С. Человеческое поведение: экономический подход: пер. с англ. [Электронный ресурс] / Гэри С. Беккер; сост., науч. ред. пер., авт. послесл. Р.И. Капелюшников. - М. : ГУ ВШЭ, 2003. - 670 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002399992(дата обращения 1.11.2022)
9. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2019. - 147 с.
10. Бескровный, Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории / Л.Г. Бескровный. - М.: Военное издательство министерства вооруженных сил Союза ССР, 1947. - 642 с.
11. Бойко, А.В. Проблема стрессосовладающего поведения в вооруженных силах России / А.В. Бойко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8. - С. 370-375.
12. Бородин, С.В. Квалификация преступлений против жизни / С.В.
Бородин [Электронный ресурс]. - М.: Юридическая литература, 1977. - 239 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007660723(дата обращения 1.11.2022)
13. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Электронный ресурс] / Б.С.
Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 304 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001439208(дата обращения 1.11.2022)
14. Бутовский, Н.Д. О казарменной нравственности н о внутреннем порядке в войсках (заметки ротного командира) [Электронный ресурс] / Н.Д. Бутовский. - Режим доступа: https://www.rusempire.ru/rossijskaya-imperiya/o- dolge-i-chesti-voinskoj-v-rossijskoj-armii/360-butovskij.html(дата обращения
1.11.2022)
15. Вагин, Ю.Р. Авитальная активность: злоупотребление
психоактивными веществами и суицид / Ю.Р. Вагин. - Пермь : Изд-во ПРИПИТ, 2018. - 292 с.
16. Волкова, Е.Н. Психологическая безопасность образовательной среды / И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова. - М.: Экон-Информ, 2019. - 246 с.
17. Вроно, Е.М.. Предотвращение самоубийства подростков
[Электронный ресурс] / Е.М. Вроно. - Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/predotvrashhenie-samoubij stva-podrostkov (дата обращения 1.11.2022)
18. Герасимов, В.Н. Основы превентивной педагогики / В.Н. Герасимов. - М., 2019. - 201с.
19. Герасимов, В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и
практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск): дисс. д-ра пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / Виктор Николаевич Герасимов. - Москва, 1996. - 545 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000197032(дата
обращения 1.11.2022)
20. Герасимов, В.Н. Перевоспитание воинов с негативными качествами личности в процессе воинской службы: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / Виктор Николаевич Герасимов. - М., 1989. - 203 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008035686(дата обращения 1.11.2022)
21. Гилинский, Я.И., Афанасьев В.Н. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский, В.Н. Афанасьев. - СПб., 2019. - 267 с.
22. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. - Свердловск: СГУ, 2015. - 152 с.
23. Гроллман, Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция [Электронный ресурс] / Э. Гроллман. - Режим доступа: http://krotov.info/library/04_g/ro/lman_01.html(дата обращения 1.11.2022)
24. Дерюгин, П.П. Педагогическая диагностика межличностных отношений в военно-морском коллективе: учебное пособие [Электронный ресурс] / П.П. Дерюгин. - Л. : ВМА, 1990. - 51 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001576830(дата обращения 1.11.2022)
25. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов / А.В. Дмитриев. - М.: Альфа-М, 2018. - 335 с.
26. Дмитриев, А.С. Суицидальное поведение как фактор риска социальной опасности / И.Н. Винникова, А.С. Дмитриев, Б.С. Положий, О.И. Печенкина, Д.Ю. Ермолаева // Суицидология. - 2019. - № 4 (37). - С. 76-84.
27. Дружинин, В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии / В. Н. Дружинин. - М.: Per Se, 2017. - 135 с.
28. Дулинова, Л.Т. Социальная реабилитация безнадзорных детей и
подростков в современной России: социологический аспект : дисс. ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Любовь Тимофеевна Дулинова. - М., 2000. - 132 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-
struktura/socialnaj a-reabilitacij a-beznadzornyh-detej -i-podrostkov-v-sovremennoj - rossii.html (дата обращения 1.11.2022)
29. Дюкргейм, Э. Самоубийство: социологический этюд [Электронный
ресурс] / Э. Дюркгейм; пер. с фр. А. Н. Ильинского; послесл. В.А. Лукова. - СПб.: Союз, 1998. - 492 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01000567292(дата обращения 1.11.2022)
30. Журавлева, О.П. В жизни всегда есть место подвигу: проблемы
гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения / М.В. Пашин, О.П. Журавлева // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых: материалы Всероссийской научно¬
практической конференции (г. Красноярск, 16 мая 2017 г.). - Красноярск, 2017. - С. 77-79.
31. Журавлева, О.П. Чем измерить нравственность? диагностика уровня воспитанности в педагогическом наследии М.И. Шиловой / О.П. Журавлева, Л.П. Михалева // Воспитание школьников. - 2020. - № 8. - С. 40-46.
32. Залысин, И.Ю. Насилие как метод социального управления // Бизнес и дизайн ревю. - 2016. - Т. 1. - № 4 (4). - С. 10. - Режим доступа: https://obe.ru/journal/2016_4/zalysin-i-yu-nasilie-kak-metod-sotsialnogo- upravleniya/(дата обращения 1.11.2022)
33. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие / Э.Б. Заседателева. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 1999. - 132 с.
34. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учебное пособие / Е.В. Змановская. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2018. - 287 с.
35. Карлоф, Б. Как уцелеть среди акул / Б. Карлоф, Х. Маккей. - Уфа: Экономика, 2019. - 366 с.
36. Кибрик, Н.Д. Клинические особенности расстройств половой идентификации и тактика ведения пациентов / Н.Д. Кибрик, М.И. Ягубов // Андрология и генитальная хирургия. - 2018. - № 3. - С. 35-41.
37. Козелецкий, Ю. Психологическая теория решений [Электронный
ресурс] / Пер. с польского Г.Е. Минца, В.Н. Поруса; под ред. Б.В. Бирюкова. - М.: Прогресс, 1979. - 504 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01007644739(дата обращения 1.11.2022)
38. Креков, А.В. К вопросу о формировании культуры здорового образа жизни у военнослужащих / А.В. Креков // Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Красноярск, 9 ноября 2022 г.). - Красноярск, 2022. - В печати.
39. Кречмер, Э. Строение тела и характер [Электронный ресурс] / Э. Кречмер. - М. : Педагогика-пресс, 1995. - 607 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001709519(дата обращения 1.11.2022)
40. Кудрявцев, Ю.М. Педагогическая подготовка офицеров к работе с
военнослужащими, склонными к криминогенному поведению на основе комплексного подхода [Электронный ресурс] / Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова, В.Ю. Куликова, Р.С. Куликов // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 12. - С. 252-260. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-aktsentuatsiy-haraktera-u-
podrostkov/viewer (дата обращения 1.11.2022)
41. Куликов, Р.С. Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений к работе с военнослужащими, склонными к криминогенному поведению : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 [Электронный ресурс] / Куликов Роман Сергеевич. - Казань, 2012. - 20 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005045060(дата обращения
1.11.2022)
42. Личко, А.Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии / А.Е. Личко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1993. - № 1. - С. 5-17.
43. Ломброзо, Ч. Преступление / Ч. Ломброзо; пер. Г.Н. Гордона. -
СПб., 1990. - Режим доступа: https://pravo.ru/review/view/140647(дата
обращения 1.11.2022)
44. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Электронный ресурс] / Л.
В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 205. - 269 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01002681594(дата обращения 1.11.2022)
45. Меннингер, К. Война с самим собой / К. Меннингер; пер. с англ. Ю. Бондарева. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2018. - 477 с.
46. Мертон, Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социологические исследования. - 1992. - № 3. - С. 104-114.
47. Моховиков, А.Н. Телефонное консультирование [Электронный ресурс] / А.Н. Моховиков. - М.: Смысл, 2001. - 494 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000735918(дата обращения 1.11.2022)
48. Невский, И.А. Предупреждение и преодоление педагогической
запущенности школьников [Электронный ресурс] / И.А. Невский. - М.: Педагогика, 1982. - 212 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01008796762(дата обращения 1.11.2022)
49. Овчарова, Р.В. Справочная книга педагога в вооруженных силах. - М.: ТЦ «Сфера», 2017. - 478 с.
50. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? [Электронный ресурс] / О.С. Осипова // Социологические исследования. - 1998. - № 9. -
С. 106-109. - Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2/0192/2_0192-1.shtml
(дата обращения 1.11.2022)
51. Паперно, И.А. Семиотика поведения [Электронный ресурс] / И.А. Паперно. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 207 с. - Режим доступа: https://cat.libnvkz.ru/CGI/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?LNG=&I21DBN=KNIGY&P21DBN=KNIGY&S21 STN=1&S21REF=&S21FMT=&C21 COM=S&S21CN R=&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=I=&S21STR=83.3P5%2Fn17-892229 (дата обращения 1.11.2022)
52. Раттер, М. Помощь трудным детям: пер. с англ. [Электронный
ресурс] / Общ. ред. А.С. Спиваковской; предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга. - М.: Прогресс, 1987. - 424 с. - Режим доступа:
http: //www.страдис.рф/Library/ratter_m-pomoshh_trudnym_detjam.pdf (дата
обращения 1.11.2022)
53. Ривман, Д.В. Криминальная виктимология: жертвы преступлений. Мошенничество. Хулиганство. Кражи. Разбой / Д. В. Ривман. - СПб. : Питер, 2017. - 304 с.
54. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека
[Электронный ресурс] / Карл Р. Роджерс ; пер. с англ. М.М. Исениной. - М.: Прогресс: Универс, 1994. - 479 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001699721(дата обращения 1.11.2022)
55. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2017. - 239 с.
56. Скворцов, Л.В. Информационная культура и ее цельное знание
[Электронный ресурс] / Л.В. Скворцов. - М., 2001. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-i-ee-tselnoe- znanie/viewer(дата обращения 1.11.2022)
57. Слуцкий, Е.Г. Проблемы социальной работы с молодежью [Электронный ресурс] / Е.Г. Слуцкий, С.С. Бразевич, Я.В. Кондратьева. -
Режим доступа: https://www.studmed.ru/brazevich-ss-kondrateva-yav-sluckiy-eg- i-dr-problemy-socialnoy-raboty-s-molodezhyu_2f1c6fOdce0.html (дата
обращения 1.11.2022)
58. Смелзер, Н. Социология [Электронный ресурс] / Н. Смелзер. - М., 1994. - 687 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001679260(дата обращения 1.11.2022)
59. Суворов, А.В. Наука побеждать [Электронный ресурс] / А.В.
Суворов. - Режим доступа: https://belkadet.by/wp-
content/uploads/2020/04/Суворов-Наука-побеждать2.pdf (дата обращения
1.11.2022)
60. Табель о рангах Российской империи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://istoriarusi.ru/car/tabel-o-rangah.html(дата обращения 1.11.2022)
61. Трегубов, Л.З. Эстетика самоубийства [Электронный ресурс] / Л. Трегубов, Ю. Вагин. - Пермь: КАПИК, 1993. - 267 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001669078(дата обращения 1.11.2022)
62. Тюриков, А.Г. Регулирование девиантного поведения
военнослужащих Российской Федерации: сущность, содержание,
оптимизация : автореферат дисс. ... доктора социологических наук : 22.00.08 [Электронный ресурс] / Александр Георгиевич Тюриков. - М., 2001. - 39 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002304855(дата обращения
1.11.2022)
63. Феноменов, М.Я. Причины самоубийств в русской школе / М.Я. Феноменов. - М.: печ. А. Снегиревой, 2019. - 130 с.
Франкл, В. Сказать жизни «да» [Электронный ресурс] / В. Франкл; пер. с нем. Д.Ш. Орловой, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 173 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002481799(дата обращения 1.11.2022)
64. Хиллмен, Д. Исцеляющий вымысел [Электронный ресурс] / Д. Хиллман; пер. с англ. Ю.М. Донца; под общ. ред. В. Зеленского. - СПб.:
Б.С.К., 1997. - 179 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001769067(дата обращения 1.11.2022)
65. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни; пер. с англ. А. Боковиков. - М.: Питер, 2017. - 301 с.
66. Шакурова, М. В.Социальное воспитание в школе: учебное пособие / М.В. Шакурова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 280 с.
67. Шеремета, Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Юрий Валентинович Шеремета. - М., 1990. - 20 с.
68. Эриксон, Э. Истина Махатмы Ганди: о происхождении
воинствующего ненасилия [Электронный ресурс] / Э. Эриксон. - Лондон: Faber a. Faber, 1970. - 474 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01000474091(дата обращения 1.11.2022)
69. Юнг, К.Г. Психологические типы [Электронный ресурс] / К.Г. Юнг. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/102866(дата обращения 1.11.2022)
70. Юскаев, Р.К. Общение и оптимизация взаимоотношений военного руководителя / Р.К. Юскаев. - М., 2018. - 190 с.
71. Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи [Электронный ресурс] / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999. - 651 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000606829(дата обращения 1.11.2022)
72. Bryant, C.D. Deviant Behavior in the Military Context / Clifton D. Bryant. - Free Press, 2017. - 388 p.
73. Humphrey, J.A. Deviant Behavior / John A. Humphrey, Frank Schmalleger. - SAGE Publications, 2019. - 360 p.
74. Lyng, S. Edgework, Risk, and Uncertainty / S. Lyng // Social Theories of Risk and Uncertainties:An Introduction / cd. by J. O. Zinn. - Blackwell Publishing Ltd, 2008. - P. 109-111.