Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Психологические особенности развития детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2 Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3 Особенности реализации процесса развития памяти у детей
старшего дошкольного возраста 30
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 38
2.1 Организация, методы и методики исследования 38
2.2. Анализ результатов исследования особенностей развития памяти
у детей старшего дошкольного возраста 43
Выводы по второй главе 49
Глава 3. Разработка психолого-педагогической программы развития памяти у
детей старшего дошкольного возраста 51
3.1 Научно-теоретические и методологические подходы к развитию
памяти у детей старшего дошкольного возраста 51
3.2 Психолого-педагогическая программа развития памяти у детей
старшего дошкольного возраста 54
Выводы по третьей главе 61
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 74
Актуальность исследования. Поднимая вопросы, связанные с процессами развития в старшем дошкольном возрасте, необходимо говорить, в том числе, и о такой высшей психической функции как память, без которой невозможно нормальное функционирование личности и ее становление. Память лежит в основе способностей человека и является базовым условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение ее функционирования в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии. Тем не менее, изучению проблемы формирования и развития памяти посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные психологи, такие, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.М. Игнатенко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз и многие другие.
На сегодняшний день проблема развития памяти у старших дошкольников является одной из центральных задач дошкольного учреждения. Именно этот возраст имеет широкие возможности для развития памяти. Одним из важных направлений развития памяти выступает создание в учреждении условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Таким образом, развитие памяти дошкольника имеет важнейшее значение для дальнейшей его жизни. Однако, несмотря на всю важность процесса развития памяти, наблюдается явный дефицит в методических разработках по сопровождению этого процесса.
Обзор и последующий анализ научной психолого-педагогической и методической литературы в области обучения старших дошкольников позволили выделить следующее противоречие: между необходимостью развития памяти у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы.
Создание актуальной психологической программы, посвященной развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста, смогло бы разрешить эту проблему.
Объект исследования: память детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогическую программу развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: разработанная психологическая программа развития памяти у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна, если:
• уточнены особенности обучения детей старшего дошкольного возраста;
• использованы упражнения, нацеленные на развитие памяти;
• применены адаптированные методы диагностики уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание процесса развития памяти у детей старшего дошкольного возраста;
2. Провести диагностику уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста;
...
В ходе данного исследования были получены следующие практические и теоретические результаты:
1. Были определены структура, цель, задачи, принципы, требования и планируемые результаты психолого-педагогической программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
2. Было выделены особенности развития и формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста
3. Был проведен констатирующий эксперимент на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96 «Ботанический», для которого были отобраны и описаны следующие методики:
• Методика Д. Векслера для диагностики зрительной памяти;
• Методика А.Р. Лурии «Запоминание 10 слов»;
• Методика Т.Д. Марцинковской «10 предметов».
4. По результатам проведенного эксперимента были получены следующие результаты:
• 30% воспитанников из контрольной группы и 25% из экспериментальной имеют высокие показатели зрительной памяти; у 45% в каждой из групп отмечается средний уровень, и низкий уровень диагностирован у 25% и 30% старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп, соответственно;
• По методике А.Р. Лурии «Запоминание 10 слов», половина испытуемых, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, имеет низкий уровень слуховой памяти. Крайне низкий результат (2 слова) наблюдается у 10% в контрольной группе и у 5% в экспериментальной группе
• По методике Т.Д. Марцинковской «10 предметов» 25% воспитанников в контрольной группе и 30% в экспериментальной имеют низкий уровень образной памяти.
5. Была разработана принципиальная модель и содержание психологопедагогической программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
6. Была проведена повторная диагностика уровней развития зрительной, слуховой и образной памяти, результаты которой показали стабильную положительную динамику по всем трем направлениям работы программы:
• Согласно результатам по методике Д. Векслера, высокие показатели зрительной памяти продемонстрировали 45% учеников, что на 10% выше предыдущего результата; количество дошкольников со средним уровнем возросло так же на 10% и, соответственно, низкий уровень диагностирован у всего 10% респондентов.
• По методике А.Р. Лурии «Запоминание 10 слов», количество испытуемых, чей уровень слуховой памяти остался на низком уровне, сократилось до 15%, что на 35% лучше показателей при констатирующем эксперименте.
• По результатам оценки уровня развития образной памяти по методике Т.Д. Марцинковской «10 предметов» всего 10% дошкольников имеют низкий уровень образной памяти, что на 20% меньше результатов первичной диагностики.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были выполнены, результаты достигнуты, а гипотеза об эффективности психологопедагогической программы развития памяти у старших дошкольников - подтверждена.
1. Акаемова Ю.А. Развитие памяти у детей старшего дошкольного
возраста / Ю.А. Акаемова // Сборник статей V Международной научной конференции: «Конфликты в современном мире: международное,
государственное и межличностное измерение» - 2016. - С. 791-794
2. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников / Е.Ф.Акулова // Известия Российского государственного педагогического университета имени
А.И.Герцена - 2013. - №95. - С. 10-15
3. Андреева А.Д. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии/ А.Д.Андреева // Психолог в детском саду - 2010. №2 - С. 3-17.
4. Анисимова Т.Б. Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их родителей / Т.Б.Анисимова, Т.В.Плотникова // Ростов на Дону: Феникс - 2005. С.314
5. Балабанова Е.А. Развиваем предпосылки учебной деятельности с помощью дидактических игр / Е.А.Балабанова, Т.Ю.Медузова // Справочник педагога - психолога - 2016. - №8. - С. 27-32
6. Безруких М.М. Развитие памяти в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.
7. Безруких М.М., Князева М.Г. Если у вашего ребёнка плохая память. - М., 1994.
8. Блехер Ф. Н.., Отмахова Н.А., Федотчева А.Н. Онтогенетические особенности памяти в школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С.110 - 113.
9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979.
10. Бозиева С.К. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста / С.К.Бозиева, М.Т.Ногерова // Психология и педагогика: методика и проблемы. - 2015. - №44. - С.30 -33
11. Васильева Н.Н. Проблема диагностики образной памяти у дошкольников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары. 2010. - № 5. - С. 153-155.
12. Велиева С.В. Связь психических состояний и здоровья детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары. -
2009. - № 4. - С. 91-99.
13. Венгер Л.А. Память человека. - М., 1993.
14. Веракса А.Н. Развитие памяти дошкольников / А.Н.Веракса // Современное дошкольное образование - М.: «Мозаика - Синтез» - 2008 - С.46-54
15. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М., 1997.
... всего 94 источников