Введение 3
Глава I. Теоретические исследования самооценки подростков с детским церебральным параличом 7
1.1 Понятия «самооценка» и ее становление в подростковом возрасте 7
1.2 Понятие и этиология детского церебрального
паралича 14
1.3 Особенности самооценки у подростков с детским церебральным
параличом и ее влияние на общение с окружающими 18
Выводы по первой главе 29
Глава II. Экспериментальные исследования самооценки подростков с детским церебральным параличом 30
2.1 Организация исследования и методы исследований 30
2.2 Результаты исследований и их обсуждение 39
Выводы по второй главе 59
Глава III. Психологическая программа развития самооценки у подростков с детским церебральным параличом 61
3.1 Теоретико-методологические основы к коррекции самооценки подростков
с детским церебральным параличом 61
3.2 Рекомендуемая психологическая программа развития самооценки
подростков с детским церебральным параличом 66
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 82
Выводы по третьей главе 86
Заключение 88
Список литературы 90
Приложение 99
Актуальность темы. В настоящее время необходимость изучения проблемы самооценки у подростков, страдающих ДЦП, велика. А выражается это в том, что самооценка формирует уровень принятия себя, влияет на выбор профессии, на вхождение в социальное пространство, на общение с другими людьми. Ведь чем адекватнее самооценка, тем адекватнее и уровень притязаний, тем адекватнее цели ставит перед собой человек, тем адекватнее его отношение к себе и тем эффективнее происходит его общение с людьми.
В настоящее время в условиях неблагоприятной социальной обстановки в стране (большое количество разводов, неполных семей) большое внимание должно уделяться проблемам самооценки. В наше время стране нужны коммуникабельные, предприимчивые, способные люди. Но при этом нельзя забывать и о формировании душевных качеств, таких, как доброта, сердечность. Нарушения при ДЦП, сами по себе оказывают влияние на личностные черты характера подростка с ДЦП, на его жизненные планы, профессиональные намерения, а также социальное и личностное самоопределение подростка. Чем адекватнее его самооценка подростка, тем успешнее сложится его жизненный путь.
Адекватная самооценка способствует развитию личности, влияет на организацию поведения личности, помогает при установлении контактов с другими людьми. Сейчас подростки с ДЦП уже менее изолированы от общения со сверстниками. Но все же, основной круг общения по-прежнему в большей степени ограничивается общением с членами семьи. Современное общество находится в двойственном положении относительно людей с ограниченными возможностями. С одной стороны - они стараются относиться к ним с пониманием, а с другой - они не знают, как с ними себя вести и поэтому стараются избегать контактов с ними. Для того, чтобы появилась позитивная установка к таким людям, общественность должна сформировать их новый позитивный образ. Исследование самооценки подростков с ДЦП важно для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли жить полноценной жизнью, были вхожими в социальное пространство и свободно общались.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: Изучением больных подростков с ДЦП, а в частности их самооценки, занимались психологи: Н.Б. Шабалина, Д.И. Лаврова, К.А. Семенова, И.Ю. Левченко, Т.А. Добровольская, Н.В. Финкель, А.Б. Фингерти другие.
Проблемы исследования. Несмотря на значительный вклад исследователей в изучении данной проблемы, практический аспект развития адекватной самооценки у подростков с ДЦП остается недостаточно раскрытым.
Гипотезой исследования: адекватная самооценка у подростков с ДЦП может быть сформирована, если будут созданы следующие условия:
• создание благополучной среды в семье, воспитывающей подростка с ДЦП;
• создание без барьерной среды для подростков с различными возможностями здоровья;
• организация «развивающей помощи», направленной на
возникновение у подростков адекватной самооценки;
• актуализация и развитие рефлексивных навыков;
• создание ситуации успеха.
Объект исследования: особенности самооценки подростков с ДЦП.
Предмет исследования: психологическое развитие самооценки
подростков с ДЦП.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
психологическую программу развития самооценки подростков с ДЦП и выявить ее эффективность.
...
Данная работа направлена на изучение особенностей самооценки подростков с ДЦП, разработке и реализации программы по ее своевременной коррекции.
Были получены следующие практические и теоретические данные:
1. Самооценка - это оценка самого себя, своих возможностей, индивидуальных качеств, достоинств и недостатков. Она определяет взаимоотношение личности с окружающим миром, отношение к своим успехам и неудачам, а также требовательность к себе лично.
2. Изучение психолого-педагогической литературы показал, что самооценка начинает развиваться в детском возрасте и может меняться в определенные периоды. Особое влияние на формирование и развитие самооценки несет общение со сверстниками и взрослыми.
3. Описана этиология ДЦП
4. Описаны особенности самооценки подростков с ДЦП. Главными проблемами в развитии самооценки данной категории подростков является изолированность от общества, ограниченность в общении со сверстниками и должного проявления себя как личности. Особую значимость в развитии самооценки подростков с ДЦП несет семья.
5. Был проведен констатирующий эксперимент на группе подростков с ДЦП для которого были отобраны и описаны следующие методики:
- «Методика Дембо - Рубинштейн» (1970) в модификации А.М. Прихожина (2000);
• Тест - опросник «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой;
• Методика Будасси;
• «Шкала самоуважения Розерберга».
6. Данные, полученные в ходе психодиагностических испытаний на этапе констатирующего эксперимента, позволили определить направления психологической работы по развитию самооценки подростков с ДЦП.
7. По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. По его результатам было выявлено повышение уровня самооценки и самоуважения подростков с ДЦП.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были выполнены, результаты достигнуты, эффективность психологической программы развития самооценки подростков с ДЦП - подтверждена.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2010. - 704 с.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05, 19.00.13 М.1999. - 495 с.
3. Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. Известия АПАз ССР, 1969. № 3.
4. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009.- 335с.
5. Андреева Г.М., Социальная психология. - М.: Наука, 2004.-432с.
6. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф.Архипова. М.: Просвещение, 2008. - с. 43-47.
7. Бакалбаева Г. А. Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП / Г. А. Бакалбаева, К. Т. Талгатова // Молодой ученый. - 2015. -№1.1. - С. 8889.
8. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.
9. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. - М.: Издательство МГУ, 2001. - 400 с.
10. Бернс Р., Развитие «Я - концепции» и воспитание. - М.:Наука, 1986.
11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Журнал практического психолога. - 2008. - №5. - С. 44-65.
12. Болотова, А.К. Психология развития. - М.: ЧеРо, 2005. - 524 с.
13. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. - 1999. - Т. 13. - №4. - С. 99-101.
14. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л.В. Бороздина. - М., 1999.
15. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учебное пособие для псих, фaк-тoв и отд. ун-тов / A.Ф.Бoндaренкo. М.: Издво Институтa психoтерaпии, 2008. - 368 с.
16. Бутова В. Н. Что такое ДЦП / В.Н. Бутова// Статьи по психологии. - URL: ййр://’№№№.Ь17.ги/агйс1е/2446/ ( дата обращения 13.09. 2020).
17. Вагина М.В. Самооценка учащихся с ДЦП. - Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции «Психология XXI века» Под ред. А.А. Крылова. - СПб.: Из-во СПб. Ун-та, 2010.- с.97 - 98.
18. Вагина М.В. Особенности самооценки учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. - Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. Материалы научно-практической конференции. - СПб. ИСПиП, 2011.- с.23 - 27.
... всего 103 источника