Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа формирования самооценки женщин среднего возраста, не состоящих в браке

Работа №155036

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Самооценка как компонент общей структуры самосознания 8
1.2. Психологические особенности женщины среднего возраста 13
1.3. Современное состояние изучения проблемы самооценки женщин
среднего возраста, не состоящих в браке 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА, НЕ СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ 22
2.1. Организация, методы и методики исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 29
Выводы по второй главе 36
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА, НЕ СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ 38
3.1. Научно - методологические основы развития самооценки женщин 38
3.2. Основные направления, формы и содержание психологической программы формирования самооценки женщин среднего возраста, не
состоящих в браке 44
Выводы по третьей главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Актуальность исследования. В настоящее время в психологии становится все более актуальной проблема исследования внутрисемейных отношений, семейного положения и их влияние на личностные особенности мужчин и женщин. Так же актуальность определенна тем, что самооценка является центральным личностным образованием, оказывающим значительное влияние на формирование личности.
Изучая работы, посвященные самооценке, необходимо учитывать, прежде всего, отсутствие единого определения понятия «самооценка» как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Поскольку до недавнего времени «самооценка» отождествлялась с такими терминами, как «самосознание», «Образ - Я», «Я -концепция», «уровень притязаний» и др., необходимо четкое распределение, что представляют собой данные конструкторы, так как структуры «Я - концепция» и «самооценка» трактуются весьма неоднозначно (Бороздина Л.В., 1993).
В современном мире в исследованиях самооценки используются множество методов, методик и разного рода экспериментально­психологических приемов. Все методы различаются разнообразием и подходами к самой проблеме. Не существует общепринятой классификации методов, используемых для исследования самооценки.
Молчанова О.Н. (2010) констатировала, что самооценка является неоспоримым детерминирующим фактором, оказывающим огромное влияние на формирование поведения и жизнедеятельность человека, его саморегуляцию и сама находится под влиянием ценностей личности.
Анализируя широкий спектр работ зарубежных и отечественных психологов, посвященных возрастной динамике самооценки женщин, можно констатировать, что проблеме самооценки женщин на этапе взрослости отведено весьма незначительное место (Молчанова О.Н., 2010). Различными учеными феномен самооценки в разные возрастные периоды рассматривается в зависимости от подхода, в котором они работали, поэтому мы и сталкиваемся с многообразием понятий, которые пытаются раскрыть это явление с разных сторон.
Так же в настоящее время не существует единого мнения о том, какие возрастные периоды должны быть. Эти границы размыты, и зависят от индивидуальных особенностей индивида, как духовного, физического так и психического развития. Они могут сдвигаться, особенно сдвигаются возрастные периоды зрелости (взрослости).
Несмотря на то, что у женщин в среднем возрасте эмоциональная сфера сформирована, имеются множество факторов, которые способны изменить показатели уровня самооценки в ту или иную сторону.
Психологи часто говорят о том, адекватно или не адекватно человек оценивает сам себя, но всегда возникает вопрос о границах этой адекватности. Наиболее изученным и очень важным считается уровень самооценки, которая измеряется по шкале от высокого к низкому. Оценить себя - это значит рассмотреть себя изнутри. Если индивид недооценивает себя, то у него заниженный уровень самооценки. Завышенный уровень самооценки говорит о обратном, когда идет явная переоценка своих возможностей, личностных качеств.
По мнению Ильина Е.П. (2001) социальная роль влияет на уровень самооценки, именно самооценка занимает важное место в жизни человека, напрямую связана с процессом адаптации и дезадаптации личности.
В современной психологии распространена точка зрения, согласно которой в ситуации отсутствия семьи в зрелом возрасте развитие личности невозможно рассматривать как нормативное, при этом отмечается, что не состоящие в браке женщины характеризуются не только специфическим социальным статусом, но и рядом психологических особенностей, одной из которых является неадекватная самооценка (Шитова Н. В., 2009).
Если семья имеет смыслообразующее значение в жизни человека, а отношения внутри семьи не удовлетворяют его потребностей в заботе и безопасности, то выходом из такого положения нередко бывает развод и образование новой семьи после 40 лет (Андреева Т.В., 1998).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению особенностей самооценки женщин среднего возраста, не состоящих в браке, а также разработке психологической программы, направленной на формирование адекватной самооценки у данной категории женщин.
Обобщая результаты из анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме нашего исследования, можно сказать, что:
• самооценка представляет собой отношение человека к себе. Процесс самооценивания тесно связан с эмоциональными особенностями личности, уровнем притязаний и мотивации;
• особенности процесса формирования самооценки считается уровень, которая измеряется по шкале от высокого к низкому. Но имеются множество факторов, которые способны изменить уровень самооценки в ту или иную сторону.
Также на основании изученной литературы можно сказать, что нет единого мнения о том, что наличие или отсутствие семьи является главным фактором в формировании самооценки. Поэтому, можно утверждать, что уровень самооценки сугубо индивидуален и зависит от внутреннего содержания.
В психологическом исследовании самооценки женщин среднего возраста, не состоящих в браке, приняло участие 30 женщин коммерческого спортивного оздоровительного центра «Бруссила».
В ходе исследования нами были использованы следующие методики:
1. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.
2. Личностный опросник Айзенка EPQ.
3. Методика исследования самоотношения С.Р Пантилеева (МИС).
Как показал анализ констатирующего эксперимента уровень адекватной самооценки по методики С.А. Будасси имеют лишь 46%. При этом, уровень неадекватно завышенной самооценки 27% принято считать как заниженную. Таким образом, низкий уровень самооценки соответствует 54% участниц исследования. Кроме того, определение уровня нейротизма, что соответствует (эмоциональной стабильности и нестабильности), в рамках нашего исследования определили, что 46% женщин имеют эмоциональную устойчивость, а у 54% респондентов наблюдается эмоциональная нестабильность. В методике для выявления самоотношения личности в выраженности отдельных компонентов, напротив, было отмечено, что 100% респондентов имеют положительное отношение к собственному «Я», что показало отсутствием низких показаний оценивания.
На основе проведенного эксперимента с целью изучения самооценки женщин среднего возраста, не состоящих в браке, нами была разработана психологическая программа по формированию адекватной самооценки путем арт-терапии.
Главными задачами психологической программы является снижение уровня эмоционального напряжения и акцентирование внимания на формировании адекватной самооценки.
При разработке программы мы исходили из анализа отечественной и зарубежной литературы по изучению эффективности арт-терапевтической работы. Таким образом, арт-терапия — это терапия искусством, которая путем невербального языка передает внутреннее эмоциональное состояние, отношение сознательного и бессознательного. Иными словами, можно сказать, что работа путем изотерапии не только проявляет бессознательное, но и происходит его осознание, что позволяет путем вербализации проработать то, что личность привыкла подавлять. Интерпретация творческого продукта в данной программе является важной составной частью. В процессе индивидуальных работ качество рисунка не является значимым, необходимо подчеркнуть смысл описанного образа Я. Что позволит провести сравнение между заданной работой.
В связи с этим, предложенная нами программа по формированию адекватной самооценки у женщин среднего возраста , не состоящие в браке, положительным образом скажется на уровне формирования самооценки, так как работа методом правополушарного рисования является безопасным способом для разрядки эмоционального напряжения. Эмоциональная устойчивая личность - это личность с позитивным отношением к себе и присущем ощущением собственной полноценности.
Таким образом, подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что цель работы была достигнута, а именно: мы изучили особенности самооценки женщин среднего возраста, не состоящих в браке, разработали психологическую программу, направленную на развитие адекватной самооценки у данной категории женщин.
...


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2000.
2. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. - СПб., 1998.
3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 2007 - 257 с.
4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. Т.13 - 2002, № 4.
5. Браун О. А. Понятие «психологическое будущее личности» в контексте исследования жизненного пути. Вестник кемеровского государственного университета. 2011. №4 (48). С. 131-135.
6. Бузунова Л. Г. Жизненные стратегии женщин российской провинции // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 47-59.
7. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие - М.: Российское педагогическое агентство, 2006. - С. 260.
8. Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в
психологии: Учеб. Пособие. -М.: ИНФРА, 2015 - 304 с.
9. Вальдес М.С., Московкина А.Г. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса. М.С.Вальдес, А.Г. Московкина // Наука и школа. - 2016 - №2 С. 133-137.
10. Власова О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода - М., 2004. - С.86.
11. Возрастные аспекты онтопсихологии: учеб. пособие / Под ред. А. П. Крылова, Е. Ф. Рыбалко - СПб., 2010. - С. 422.
12. Воробьева H.A. Оптимизация самоотношения подростков
методами арт-терапии, 2018.
13. Галатенко Ю. Жизнь в социуме и жизнь в одиночестве - М., 2003. - С. 86.
14. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. - М., 2001.
15. Дильман В.М. Большие биологические часы. (Введение в
интегральную медицину) / В. М. Дильман. - М.: Знание, 1982. - 208 с.
16. Зинченко Е. В., Рудя И. А. Субъективное ощущение одиночества у женщин // Северо кавказский психологический вестник. 2015. №3/4, 60 с.
17. Златин П.А. Социология и психология труда: Практикум / П.А. Златин, М.М. Крекова, В.В. Соколянский; под. ред. П.А. Златина. - М.: ИНФРАМ, 2007. - 224 с.
... всего 78 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ