Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое консультирование как средство изменения материнского отношения к ребенку младшего школьного возраста

Работа №155032

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы128
Год сдачи2018
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 9
Глава 1 Теоретический анализ проблемы психологического
консультирования как средства изменения материнского отношения к
ребенку младшего школьного возраста 14
1.1 Материнское отношение как психолого-педагогическое явление 14
1.2 Особенности проявления материнского отношения к детям младшего
школьного возраста 25
1.3 Психологическое консультирование как форма работы с матерями, воспитывающими детей младшего школьного возраста 35
Выводы по Главе 1 47
Глава II. Экспериментальное исследование материнского отношения к ребенку младшего школьного возраста посредством психологического консультирования 49
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента 49
2.2.Организация и проведение формирующего эксперимента
67
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 79
Выводы по Главе II 89
Заключение 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
Приложение А 102
Приложение Б 104
Приложение В 132

Особая роль матери в психическом развитии ребенка любого возраста признается многими психологами, педагогами и прочими исследователями (Н.Н. Авдеева, А. Валлон, М.В. Колоскова, М.И. Лисина, С.Ю.Мещерякова, Е.В. Могилевская и др.). Под материнским отношением понимается целостная система разнообразных чувств и представлений матери по отношению к ребенку, которая определяет способы общения с ребенком, поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера ребенка и его поступков, что сводит исследуемое понятие к термину «родительское отношение» (А.Я. Варга, В.Н. Дружинин, А.В. Петровский, Л.Г. Саготовская, В. Сатир, В.В. Столин, пр.). Материнское отношение определяет материнскую позицию, выбор стиля семейного воспитания и пр.
Материнское отношение также выступает как важнейший фактор, определяющий характер материнско-детского взаимодействия: именно оно лежит в основе поведения матери, создает уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой реализуются его индивидуально-личностные особенности. Важно понимать, что не всегда воздействие материнского отношения на личность ребенка может быть благоприятным, конструктивным; его могут характеризовать и разнообразные нарушения, порой диаметрально противоположные - так, неэффективным материнским отношением будет считаться как гиперопека, так и гипоопека, и пр.
Материнское отношение - это сложное, системно организованное образование; материнское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой - объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. И если в раннем и дошкольном возрасте значимо преобладает первый обозначенный аспект (безусловная, безоценочная любовь), в младшем школьном возрасте материнское отношение в некоторой степени видоизменяется, приобретает характер оценочности, что связано с появлением новой социальной ситуации развития ребенка - переход на этап школьного обучения, сопровождающийся повышением требований к ребенку не только со стороны школы, но и со стороны матери. Таким образом, специфика материнского отношения заключается в его неуклонном изменении с возрастом ребенка.
Психологические исследования показывают [46, 49, 50], что нарушения в материнском отношении к ребенку на этапе начального школьного обучения склонны акцентуироваться (т.е. принимать крайнюю форму, усугубляться), а потому в большей степени негативно начинают влиять на процессы психического и социального развития ребенка, который все также сильно еще нуждается во внимании значимого взрослого - матери. Это определяет особое внимание к проблеме материнского отношения к детям младшего школьного возраста.
Выявлено, таким образом, противоречие между особой и значимой ролью матери в психическом и социальном развитии ребенка и усугублением нарушений в материнском отношении к младшему школьнику, что особенно негативно сказывается на его развитии.
Актуальным в таком случае становится поиск психологических средств изменения материнского отношения к ребенку младшего школьного возраста. Мы предполагаем, что коррекционным потенциалом в этой связи обладает такой тип психологической помощи, как групповое психологическое консультирование.
Цель исследования заключается в разработке и апробации программы психологического консультирования как средства изменения материнского отношения к ребенку младшего школьного возраста.
Итак, в связи с вышесказанным, объектом исследования: материнское отношение к ребенку младшего школьного возраста.
Предмет исследования: программа консультативных встреч как средство изменения материнского отношения к ребенку младшего школьного возраста.
Задачи исследования в соответствии с обозначенной целью таковы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблематике.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Материнство - это биологическое и социальное отношение матери к ребенку. Психологический аспект материнства выражается в таких категориях, как «материнская любовь» и «материнское отношение». Материнское отношение является одним из типов родительского отношения
• целостной системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. В структуре материнского отношения лежат интегральное эмоциональное принятие или отвержение ребенка, межличностная дистанция в общении с ребенком, форма и направление контроля за поведением ребенка, в соответствии с ними существует как минимум пять типов родительских отношений: «принятие- отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник». В родительском отношении выделяются также когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Материнское отношение к ребенку имеет возрастную динамику и специфику. Так, в младшем школьном возрасте значимо меняется материнское отношение к ребенку. Ребенок становится школьников, появляются новые требования, рамки в деятельности. Матери сознательно либо стихийно перестраивают собственное отношение к ребенку, связывают взросление ребенка в большинстве случаев с изменением его социального положения: от ребенка ожидается большая серьезность, внимательность, усидчивость, повышается материнский авторитаризм, требовательность, стремление к контролю.
После проведения констатирующего эксперимента нами была выявлена проблема эмоционального отвержения, эмоционального непринятия ребенка
• мать достаточно часто испытывает негативные эмоции в отношении ребенка, считают ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и нередко третирует ребенка. А так же проблема требовательных, строгих, даже авторитарных, при этом последовательных матерей в применении различных мер воспитания к ребенку. Выявлены также и матери, которые не демонстрируют никакого контроля над действиями ребенка.
Нами была предложена программа в форме групповых консультаций с матерями, воспитывающими младших школьников с целью: психологического изменения эмоционального состояния матерей. В контексте психологического консультирования появилась возможность изменения мотивационного, когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов материнского отношения к ребенку.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на изменение материнского отношения к ребенку младшего школьного возраста.
Реализация формирующего эксперимента и анализ динамики изменений материнского отношения показал, что тренинговые формы работы в консультировании способствуют повышению более доверительных и конструктивных отношений матери с младшим школьником; пониманию адекватных представлений матерей о контроле за действиями ребенка и требованиях в их отношении; повышению веры матери в ребенка.
Результаты исследования имеют теоретическую значимость в том, что в работе мы раскрыли и обобщили теоретические и практические подходы с целью создания программы группового психологического консультирования.
Важное теоретическое значение также имеет научное обоснование возможных приемов работы во время проведения групповых консультаций с матерями, воспитывающими младших школьников.
Практическое значение исследования состоит в разработке программы психологического консультирования, направленной на изменение материнского отношения к ребенку младшего школьного возраста.
Существенной практической значимостью характеризуются также разработанные методы к построению и планированию процесса группового консультирования в определении алгоритма его использования в описанных целях.


1. Авдеева, Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 82-92.
2. Авдулова, Т.П. Психология младших школьников в контексте детско-родительских отношений / Т.П. Авдулова // Образовательная политика. - 2014. - № 2 (64). - С. 71-82.
3. Акулинина, Н.В. Взаимодействие родителей и детей младшего школьного возраста / Н.В. Акулинина //Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - № 5.
4. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - 2-е изд. - М., 1999. - 208 с.
5. Аликин, И.А. Нормативная динамика родительского отношения в современном обществе: возрастной и гендерный аспекты / И.А. Аликин, Н.В. Лукьянченко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. - 2012. - №. 4.
6. Апресян, Р. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р. Апресян. - М. : Российская Академия наук Институт философии, 1995. - 345 с.
7. Араканцева, Т.А. Гендерные аспекты детско-родительских отношений : учебное пособие / Т.А. Араканцева. - М. : МПСИ, 2006. - 57 с.
8. Базалева, Л.А. Отношение матери к ребенку в связи с ее эмоциональным выгоранием / Л.А. Базалева // Гуманизация образования. - 2009. - № 6.
9. Бекоева, М.И. Институт родительства как психолого­педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание / М.И. Бекоева, М.Ю. Хуриева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. - 2014. - № 3. - С. 127-132.
10. Белогурова, Ю.Г. Представление о природе материнской любви / Ю.Г. Белогурова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2012. - № 14 (133). - С. 168-172.
11. Борисенко, Ю.В. Специфика психологической помощи семье в контексте работы с отцовством / Ю.В. Борисенко // Вестник КемГУ. - 2010. - №3.
12. Бутина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско- родительских отношений / С.В. Бутина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - № 5. - С. 244-247.
13. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. / А.Я. Варга. - СПб. : Речь, 2001. - 144 с.
14. Варга, А.Я. Современный ребенок и современный родитель: Энциклопедия взаимопонимания / А.Я. Варга; под ред. А.Я. Варга. - М. : ОГИ, 2006. - 633 с.
15. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения : автореф. канд. дис. / А.Я. Варга // МГУ. - М., 1987.
... всего 73 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ