Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития железнодорожной сети Российской империи в конце XIX- начале ХХ вв.
1.1. Историография развития железнодорожной сети Российской империи 6
1.2. Источниковая база 10
1.3. Основные проблемы изучения темы 22
Глава 2. Аспекты преподавания темы: «Развитие железнодорожной сети Российской империи в конце XIX- начале ХХ вв.»
2.1. Место темы в нормативной базе образовательного процесса 29
2.2. Методические рекомендации изучения и преподавания темы 36
2.3. Анализ возможностей изучения темы: «Развитие железнодорожной сети Российской империи в конце XIX- начале XX вв.» на уроках истории .43
Заключение 49
Список источников и литературы 52
Приложения 59
Актуальность работы обусловлена тем, что тема железнодорожного транспорта в Российской империи обладает своей спецификой. Это
своеобразие - в содержании самой темы. Её содержание составляют, с одной стороны, вопросы истории строительства железной дороги, с другой- это вопросы экономического, политического, социокультурного, гуманитарного характера, которые напрямую связаны с железнодорожным транспортом. Это прежде всего политика Российского государства по развитию железнодорожного транспорта, факторы, влияющие на темпы, успехи и трудности развития транспорта, о роли железных дорог в хозяйственно-экономическом освоении обширных пространств нашей страны, в развитии рыночных отношений и, наконец, о социальных и культурных ценностях общества, созданных потребностями функционирования железных дорог. Железные дороги играют большую роль в создании условий для модернизации страны, перехода на новый путь развития и стабильного роста экономики. Работа железнодорожной сети обеспечивает создание условий для выравнивания социально- экономического развития регионов и включения их в единый национальный рынок. Изучение истории железнодорожной сети определяется необходимостью дальнейшей разработки проблем её социально-экономического развития.
Важной общеобразовательной задачей является воспитательная. Воспитательная функция данной темы- в выявлении общих тенденций и факторов развития железнодорожного транспорта. Воспитательная задача темы состоит в том, что помогает раскрыть вклад строительства железнодорожных сетей в формирование социальной инфраструктуры общества, в развитие экономики, культуры и образования. Этот вклад в развитии страны, был настолько значим, что влиял и влияет на развитие не только самой отрасли, но и всего общества.
Хронологические рамки исследования охватывают в основном период правления Александра III, с 1881 по 1894г. В связи с тем, что изменение правительственного курса в сторону государственной реорганизации всей системы железнодорожного транспорта России непосредственно связано с деятельностью межведомственной Комиссии Э.Т. Баранова, в целях выяснения истинных причин её учреждения и результатов исследования, возникла необходимость незначительного выхода за установленные хронологические рамки.
Цель исследования- выработать оптимальную модель изучения основных этапов развития железнодорожной сети, её влияние на социально-экономические изменения в России.
Объект исследования- процесс изучения развития железнодорожной сети Российской империи в конце XIX- нач. XX вв.
Предмет исследования - формирование знаний учащихся о влияние, которое оказывало строительство железных дорог на социально¬экономическое развитие Российской Империи в 8 и 10 классах.
Задачи исследования:
• изучить развитие железнодорожной сети в Российской империи;
• рассмотреть методику преподавания истории в контексте формирования знаний о экономической обстановке Российской Империи в конце 19- нач. 20 вв.
• разработать дидактический материал, который может успешно использоваться при изучении нового материала на уроке истории.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы. Одним из важнейших принципов является принцип историзма. Понятие «историзм» толкуется в научной литературе как способ мышления, базирующийся на осознании неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
Объективность как принцип научного познания означает сосредоточение внимания на внутренней природе изучаемой реальности, такое толкование объекта исторического исследования, каковое обеспечивает получение истинного знания о прошлом.
Конкретно- исторический подход к исследуемой проблеме. Это научный принцип, который требует от исследователя понимания того, что любой изучаемый объект или процесс уникален по своей природе, имеет не только общие черты с себе подобными, но и всегда чем- то отличается от них.
Системный подход- направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Одним из приёмов исследования выступает сравнительный метод. Он даёт возможность выявить сущность явлений по сходству и различию присущих им свойств, проводить сравнение изучаемых объектов в пространстве и времени.
Также были использованы исследование и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, сравнительный метод.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования. Первая глава посвящена историографическому анализу данной темы и раскрывает основные проблемы в изучении развития железнодорожной сети Российской империи. Вторая глава раскрывает методический аспект темы и возможности применения теоретического материала на уроках истории. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по проведенному исследованию и всей работе в целом.
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: тема экономического развития Российской империи на рубеже XIX- XX вв. при правильной организации учебного процесса позволяет достичь образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
На основе анализа историографии и источников отобран материал, который можно использовать при изучении экономического развития России в конце XIX - начале ХХ вв. на уроках истории в школе.
Подводя итог по анализу образовательных стандартов и учебной литературы, нельзя не отметить, что тема железнодорожного развития Российской империи широко не рассматривается в образовательном процессе, но в контексте экономического развития страны в данной теме хорошо прослеживаются как общемировые тенденции в развитии, так и тенденции в развитии экономики России.
В ходе эксперимента было установлено, что формирование познавательного интереса носит комплексный анализ. И одним из условий, влияющих на его результаты, является реализация принципа единства содержательной и деятельностный сторон обучения. Успех этого процесса зависит от применения разнообразных методических приёмов и средств, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Учебные задачи являются ведущим приемом развивающего обучения, моделью формирования исторических знаний, основанной на проблемности.
Спецификой исторических задач является тот факт, что они исключают вводные данные, определяющие поиск ответов лишь через вспоминание готовых знаний.
Разработка и практическая проверка познавательных задач по истории, дают основание утверждать, что в основу типологии задач по гуманитарным предметам должно быть положено противоречие, как правило, содержащееся в самом учебном материале.
В результате исследования определены методические условия формирования познавательного интереса учащихся на уроках истории в 9 и 11 классах при изучении модернизации России. Эти условия включают в себя отбор фактов, понятий, положений, обеспечивающих усвоение вопросов модернизации России на рубеже XIX- ХХ вв., разработку логики раскрытия важнейших вопросов, позволяющих объяснить основные проблемы экономического развития России, определение оптимальных путей и приёмов осуществлении межпредметных связей при изучении материала, методические пути и приёмы, обеспечивающие активную познавательную и умственную деятельность учащихся, формирование глубоких и прочных знаний.
Так же эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия учащихся.
При изучении данной темы необходимо учитывать характеристики заложение в ФГОС: многофакторный подход к содержанию истории; обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественно и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Необходимо опираться на системно- деятельностный подход при организации обучения, использовать активные методы обучения и интерактивные образовательные технологии, ориентироваться на познавательные потребности и познавательную мотивацию школьников. Изучение истории должно способствовать освоению учащимися различных форм взаимодействия, познавательной и личной рефлексии, развивать умение понимать причины успеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуации неуспеха.
Таким образом, тема экономического развития России на рубеже XIX- XX веков является актуальной и содержит систему знаний, раскрывающую общественную жизнь прошлого в ее многогранности, а ход истории как последовательную цепь фактов, являвшихся следствиями предшествующих и причинами последующих фактов.
1. Вербловский Г. Положение о Совете по железнодорожным делам и Общий устав Российских железных дорог с объяснениями. - СПб, Типография Правительствующего Сената, 1886 г.
2. Высочайшие повеления и всеподданнейшие доклады
Министерства путей сообщения. СПб., 1894.
3. Высочайше учрежденная Комиссия для исследования железнодорожного дела в России. Материалы по вопросу о железнодорожных тарифах. Ч. 1. СПб., 1881.
4. Высочайше учрежденная Особая Высшая Комиссия для всестороннего исследования железнодорожного дела в России. Вып.У. Финансовое положение русской железнодорожной сети и главнейшие причины ухудшения его в последние годы / Н. Петров. СПб., 1909.
5. Материалы собранные Высочайше учрежденной Комиссией для исследования железнодорожного дела в России по вопросу о выборных учреждениях при железных дорогах. СПб., 1885.
6. Наша железнодорожная политика по документам архива Комитета министров / сост. П.В. Чегодаев и Татарский (главы I-III), Н.А. Кислинский (главы IV-V), под ред. А.Н. Куломзина. Т. 4. СПб., 1902
7. Образовательный стандарт основного общего образования по истории / Ант. колл. Водчнский A.M., Пономарев М. В. Фалеева Д.А.-М., 2002.
8. Общий Устав Российских железных дорог. (Св. Зак. Т. XII. Ч. 1.). СПб., 1886.
9. Общий Устав Российских железных дорог, изд. 1906 г. и обнародованные по июнь 1909 года в изменение, дополнение и развитие его узаконения и правила, с законодательными мотивами, на которых основан /Сост. К.П. Змирлов, сенатор Гражд. кассац. деп. Правительствующего сената. - 2-е изд., неофиц. - Санкт-Петербург : изд. юрид. кн. скл., "Право", 1909. С 1060.
10. Правительствующего Сената и замечаниями составителя /сост. К.П. Змирлов, сенатор Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената. 2-е неофиц. изд. СПб., 1909.
11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/594/75594/files/Programma_5_9.pdf - Дата обращения (28.05.2018).
12. Проект историко-культурного стандарта. Пояснительная записка к историко-культурному стандарту. Перечень «трудных вопросов». [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/gокументы/3483 - Дата обращения (28.05.2018).
13. Рабочая программа по истории на 2017/2018 учебный год 9 «А, Б, В,
Г, Д». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://oo538.edu22.info/index.php/2015-05-18-02-30-38/obrazovanie - Дата обращения (28.05.2018).
14. Рабочая программа по истории на 2017/2018 учебный год 11 «А, Б, В,
Г, Д».[Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://oo538.edu22.info/index.php/2015-05-18-02-30-38/obrazovanie- Дата
обращения (28.05.2018).
15. Россия. Государственный совет. Департамент законов. Материалы. /1885/ Дело № 41./продолжение/.Том 157: I. Общий Устав Российских железных дорог. Первоначальная редакция. /1 сентября 1881 г./
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 959 (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= -Дата обращения(28.05.2018)
Литература
17. Аксененко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. Железные дороги России: от реформы к реформе. М., 2001.- с.340.
18. Бакай Л.В. Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания/ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://infourok.ru/formirovanie_metapredmetnyh_rezultatov_na_urokah_ist orii_i_obschestvoznaniya-164924.htm - Дата обращения (28.05.2018).
19. Барыков С.И. Статистико-экономическое обследование района Южной сети Северных железных дорог. М., 1921. - с.692.
20. Блиох И.С. Влияние железных дорог на экономическое состояние России. - СПб., 1878- с.153.
21. Бовыкин В.И. К вопросу о роли иностранного капитала в России // Вестник МГУ. Серия IX. 1964. № 1. - с.36.
22. Богданович Е.В. О Сибирской железной дороге и о развитии уральского горного промысла. СПб., 1866. - с.34.
23. Борзеко А. Учредительство и железные дороги. Очерки железнодорожного права. Ярославль, 1880.- с.57.
24. Борздун В.Н., Борздун Л.А. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки. // Методист. - 2003, № 6., с.4
25. Борзунов В.Ф. Транссибирская магистраль в мировой политике великих держав. Ч.1-2. М.,2001. - с.160.
26. Босторина Л.Н От Москвы до Заполярья. Ярославль, 1968. - с.21.
27. Виргинский B.C. Возникновение железных дорог в России до начала 40-х годов Х1Хвека. М., 1949.- с.186.
28. Витте С.Ю. Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов. Киев, 1884. -с.281.
29. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.,2000.- с.160.
30. Георгиевский П. Финансовые отношения государства и частных железнодорожных обществ в России и западноевропейских государствах. - СПб., 1887.
31. Глинская Е. А. Межпредметные связи в обучении. /Е. А. Глинская, С. В. Титова. -3-е изд. -Тула: Инфо, 2007. - с.44.
32. Гудкова О.В. Строительство Северной железной дороги и ее роль в развитии северного региона (1858- 1917 гг.). Вологда, 2002. - с.78.
33. Гумилевский Л. И.Железная дорога. М., 1950. - с. 167.
34. Гурьев И. И. Межпредметные связи в системе современного образования. М., 2002.
35. Гусева Е. Вместо единого учебника по истории появилось целых три. [Электрон. ресурс] // Комсомольская правда. - Режим доступа: http://www.ural.kp.rU/daily/26385.5/3263417/ - Дата обращения (28.05.2018).
36. Данилов А.А., Л. Г. Косулина, А. Ю. Морозов История России. Рабочие программы: пособие для учителей общеобразоват. организаций — 2¬е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2014.
37. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990.
38. Добрынин А.Ф. На постройке и эксплуатации железных дорог // Труд в России. 1924. Кн. 1
39. «Историческая справка о сооружении Великого Сибирского железнодорожного пути. Составлена в Общей канцелярии министра финансов» // СПб., 1903.
40. История железнодорожного транспорта России. Т. I: 1836 -1917 гг. СПб., 1994. - с. 149.
41. Каплан A.A. Северные железные дороги. М., 1926. - с.169.
42. КаргинД.И. Положение рабочих на постройках Главного общества российских железных дорог // Архив истории труда в России. Пг., 1923. - с.192.
43. Кислинский Н.А. Наша железнодорожная политика по документам архива Комитета Министров: в 4 т. - СПб., 1902.
44. Коваль Т.В. Методика организация работы с визуальными источниками // Преподавание истории и обществознания в школе. -2006. -М. -С, 22-27.
45. Конотопов М.В. Сметанин С.И. История экономики России.- М.: КноРус, 2011. - с.368.
46. Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798-1898 гг.). СПб., 1898. -с.199.
47. Краткий обзор коммерческой деятельности Сибирской железной дороги за 1909 г. по сравнению с предыдущими годами десятилетия (1900-1909 гг.). Томск, 1910. - с.266.
48. Краткий очерк деятельности Министерства путей сообщения с 1874 по 1886 г. СПб., 1887. - с.245.
49. Лебедев A.B. Становление и развитие Северной железной дороги во второй половине XIX — начале XX веков. Ярославль, 2009 . - с.252.
50. Любимов A.B. Профессиональные заболевания, травматизм и социальное обеспечение омских железнодорожников в конце XIX — начале ХХвв. // Проблемы экономики и социальных отношений Сибири (вторая половина XVIII - 20-е гг. XX вв.). Омск, 1998. - с.233.
51. Люди дела. Вклад железнодорожников в социально¬экономическое развитие России / Под ред. В.В. Фортунатова. М., 2007.- с.292.
52. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. В 2 т. М., 1956. -с.683.
53. Майданова B.C. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников // Преподавание истории и обществознания в школе. -2006. -М. -С. 28-32.
54. Мельников П.П. О Сибирской железной дороге. М., 1869 . - с.337.
55. Михайловский В.Г. Развитие русской железнодорожной сети. — СПб., 1898. - с.269.
56. Мясоедов-Иванов В.А. В какой степени Сибирский путь может оправдать возлагаемые на него надежды. СПб., 1902. - с.113.
57. Паталеев А.В. История строительства великого Сибирского железнодорожного пути. Хабаровск, 1962. - с.32.
58. Петрусевич Г.И. История развития железнодорожных грузовых потоков с 80-х годов. М., 1930. - с.230.
59. Погребинский А.П. Строительство железных дорог в пореформенной России пореформенной России и финансовая политика царизма// Ист. зап. М., 1954. Т. 47. - с.180.
60. Предпринимательство в сфере железнодорожного транспорта в России в XIX в. М.: Наука, 2001. - с.198.
61. Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в её прошлом и настоящем. СПб., 1903
62. Салов В.В. Значение конных и паровозных железных дорог России. Б.м., 1866.
63. Соловьева А.М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX века. М., 1975.
64. Сенин A.C. О перспективах частного и казенного железнодорожного хозяйства // Железнодорожный транспорт. 2005. № 10. С.71 — 75.
65. Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М., 1973
66. Соловьева A.M. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. М., 1975.
67. Струмилин С.Г. Очерки советской экономики. Ресурсы и перспективы. М. — JL, 1928.
68. Токарев С. Волнения рабочих на постройке железных дорог в 1859 - 1860 годах // Вопросы истории. 1949. № 1. С. 88 - 98.
69. Труды комиссии Императорского Русского технического общества по вопросу о Сибирской железной дороге и вопрос о дальнейших изысканиях и исследованиях в Сибири. СПб., 1891
70. Фёдоров М.П. Экономическое положение Сибирской магистрали. СПб., 1912.
71. Чупров Л.И. Железнодорожное хозяйство. Экономические особенности и его отношение к интересам страны: 2 т. - М., 1875.
72. Чупров Л.И Железнодорожное хозяйство. — М., 1910.
73. Шепелев JI.E. Акционерные компании в России. JL, 1973 . - с.135.
74. Халин A.A. Железная дорога Москва — Нижний Новгород в системе путей сообщения Нижегородской губернии (вторая половина XIX в.) Н. Новгород. 2000.- с.119.
75. Яцунский В.К. Транспорт СССР. История его развития и современное состояние в связи с краткими сведениями по экономике транспорта. М., 1926. - с.172.