СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ ГИМНАЗИЯ № 13 «АКАДЕМ»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стимулирования персонала 6
1.1. Основные теоретические подходы к понятию и содержанию термина
«Стимулирование персонала» 6
1.2. Современные виды, формы и функции стимулирования персонала 14
1.3. Основы системы стимулирования персонала в образовательных учреждениях современной России 31
Глава 2. Анализ системы стимулирования персонала в МАОУ Гимназия
№ 13 «Академ» 41
2.1. Общая характеристика организации 41
2.2. Правовые и экономические аспекты стимулирования персонала
организации 44
2.3. Заработная плата в системе стимулирования персонала организации 49
2.4. Анализ степени удовлетворенности сотрудников системой
стимулирования организации 57
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы стимулирования персонала организации 62
3.1. Совершенствование материального стимулирования 62
3.2. Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий .68
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложения 81
Приложение 1 81
Приложение 2 85
Приложение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стимулирования персонала 6
1.1. Основные теоретические подходы к понятию и содержанию термина
«Стимулирование персонала» 6
1.2. Современные виды, формы и функции стимулирования персонала 14
1.3. Основы системы стимулирования персонала в образовательных учреждениях современной России 31
Глава 2. Анализ системы стимулирования персонала в МАОУ Гимназия
№ 13 «Академ» 41
2.1. Общая характеристика организации 41
2.2. Правовые и экономические аспекты стимулирования персонала
организации 44
2.3. Заработная плата в системе стимулирования персонала организации 49
2.4. Анализ степени удовлетворенности сотрудников системой
стимулирования организации 57
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы стимулирования персонала организации 62
3.1. Совершенствование материального стимулирования 62
3.2. Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий .68
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложения 81
Приложение 1 81
Приложение 2 85
Приложение 3
Предоставление образовательных услуг, безусловно, связано с необходимостью комплектования персонала. Подбор компетентных сотрудников обеспечивает режим нормального функционирования любого образовательного учреждения. От того, насколько эффективно проводится работа по стимулированию и вознаграждению персонала, в основном зависит качество обучения и вклад в российскую систему образования. Мотивация и стимулирование персонала является продолжением кадровой политики организации, и выступает важным компонентом системы управления персоналом, тесно увязанным практически со всеми основными направлениями работы в этой сфере.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные условия деятельности образовательных учреждений требуют создания эффективной системы стимулирования персонала.
Проблемы реформирования общего образования в настоящее время привлекают внимание, как представителей высших эшелонов власти, так и научного сообщества. Все более ощутима конкуренция между образовательными организациями. В этих условиях необходимы современные подходы к управлению качеством функционирования и развития средней школы. Построение эффективной системы управления образовательной организацией на сегодня не возможно без применения механизмов стимулирования направленных на обеспечение качества образования. Управление человеческими ресурсами вообще, а педагогическими работниками в особенности было и остается в любом государстве актуальной проблемой, так как решением проблемы эффективного управления педагогическим трудом во многом будет способствовать экономическому развитию общества и государства в целом.
Без стимулирования трудящегося не представляется возможным нормальное развитие организации. Используя наиболее современные и передовые методы стимулирования можно достичь существенного улучшения качества работы компании. Работники будут качественнее выполнять работу, возрастет общая эффективность организации, квалификационная подготовка кадров, понизится текучесть работников.
Для повышения качества управления персоналом необходимо решить ряд проблем, связанных, в том числе с изменением в системе стимулирования персонала. Поэтому особую важность и практическую значимость приобретает повышение эффективности стимулирования персонала. Управление персоналом должно все меньше основываться на административных методах управления, а все более ориентироваться на кадровую политику, базирующуюся, на системе интересов сотрудников. Для этого необходимы новейшие знания и эффективные технологии в области управления человеческими ресурсами, методы формирования и управления коллективом, изучение современных технологий работы с персоналом.
Изучению системы стимулирования персонала посвящены работы таких известных отечественных и зарубежных авторов как: Борисова Е.И., Дружинин В.Н., Логвинов Д.В., Кротова Н.В., Терентьева Т.А., Кибанов А.Я., Кондратова И.Г., Захаров Д.К., Зайцева Т.В., Егоршин А.П., Веснин В.Р., Артельный Ю.А. и т. д., труды представленных ученых явились основой теоретического материала настоящей работы.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе анализа сущности и методов стимулирования трудовой деятельности персонала образовательной организации разработать рекомендации по совершенствованию системы стимулирования персонала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 13 «Академ».
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- дать характеристику современного состояния проблем мотивации и стимулирования персонала;
- определить сущность стимулирования персонала на предприятии;
- изучить виды стимулирования трудовой активности;
- исследовать применяемые методы стимулирования педагогического состава Гимназии № 13 «Академ»;
- разработать решение по совершенствованию системы стимулирования труда персонала в МАОУ Гимназия № 13 «Академ».
Объектом выпускной квалификационной работы является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 13 «Академ».
Предметом исследования является - совершенствование системы стимулирования персонала гимназии, а именно педагогического состава образовательной организации «Гимназия № 13 «Академ».
В процессе работы над настоящим исследованием за основу были взяты следующие методы: системного анализа, синтеза, документального анализа, опроса экспертов, наблюдения, прогнозирования.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные условия деятельности образовательных учреждений требуют создания эффективной системы стимулирования персонала.
Проблемы реформирования общего образования в настоящее время привлекают внимание, как представителей высших эшелонов власти, так и научного сообщества. Все более ощутима конкуренция между образовательными организациями. В этих условиях необходимы современные подходы к управлению качеством функционирования и развития средней школы. Построение эффективной системы управления образовательной организацией на сегодня не возможно без применения механизмов стимулирования направленных на обеспечение качества образования. Управление человеческими ресурсами вообще, а педагогическими работниками в особенности было и остается в любом государстве актуальной проблемой, так как решением проблемы эффективного управления педагогическим трудом во многом будет способствовать экономическому развитию общества и государства в целом.
Без стимулирования трудящегося не представляется возможным нормальное развитие организации. Используя наиболее современные и передовые методы стимулирования можно достичь существенного улучшения качества работы компании. Работники будут качественнее выполнять работу, возрастет общая эффективность организации, квалификационная подготовка кадров, понизится текучесть работников.
Для повышения качества управления персоналом необходимо решить ряд проблем, связанных, в том числе с изменением в системе стимулирования персонала. Поэтому особую важность и практическую значимость приобретает повышение эффективности стимулирования персонала. Управление персоналом должно все меньше основываться на административных методах управления, а все более ориентироваться на кадровую политику, базирующуюся, на системе интересов сотрудников. Для этого необходимы новейшие знания и эффективные технологии в области управления человеческими ресурсами, методы формирования и управления коллективом, изучение современных технологий работы с персоналом.
Изучению системы стимулирования персонала посвящены работы таких известных отечественных и зарубежных авторов как: Борисова Е.И., Дружинин В.Н., Логвинов Д.В., Кротова Н.В., Терентьева Т.А., Кибанов А.Я., Кондратова И.Г., Захаров Д.К., Зайцева Т.В., Егоршин А.П., Веснин В.Р., Артельный Ю.А. и т. д., труды представленных ученых явились основой теоретического материала настоящей работы.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе анализа сущности и методов стимулирования трудовой деятельности персонала образовательной организации разработать рекомендации по совершенствованию системы стимулирования персонала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 13 «Академ».
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- дать характеристику современного состояния проблем мотивации и стимулирования персонала;
- определить сущность стимулирования персонала на предприятии;
- изучить виды стимулирования трудовой активности;
- исследовать применяемые методы стимулирования педагогического состава Гимназии № 13 «Академ»;
- разработать решение по совершенствованию системы стимулирования труда персонала в МАОУ Гимназия № 13 «Академ».
Объектом выпускной квалификационной работы является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 13 «Академ».
Предметом исследования является - совершенствование системы стимулирования персонала гимназии, а именно педагогического состава образовательной организации «Гимназия № 13 «Академ».
В процессе работы над настоящим исследованием за основу были взяты следующие методы: системного анализа, синтеза, документального анализа, опроса экспертов, наблюдения, прогнозирования.
В ходе проведенного исследования было выполнено следующее:
-проанализирована имеющаяся научная и периодическая литература по вопросу стимулирования труда;
-собран и проанализирован практический материал по выбранной теме.
В результате изучения и проведения собственных исследований, автором была достигнута главная цель, поставленная в начале работы - разработать рекомендации по совершенствованию системы стимулирования персонала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 13 «Академ», а так же сделаны следующие выводы:
Мотивация и стимулирование персонала является одной из основных функций управления способствующая посредством эффективной системы стимулирования к обеспечению высоких профессиональных достижений через удовлетворенность педагогического персонала.
На момент проведения настоящего исследования в научной литературе не сложилось устойчивого определения понятий «стимулирование» и «мотивация». В результате проведенного анализа, был сделан вывод о том, что стимулирование труда, равно как и мотивация, составляющие части механизма трудовой деятельности персонала. Мотивация труда, характеризует отношение человека к труду, и её уровень зависит от систем стимулов и мотивов труда, степени их совпадения. Стимулирование и мотивация тесно взаимосвязаны общей целью - побудить человека к трудовой деятельности направленной на необходимый результат.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, был проведен анализ кадрового состава МАОУ Гимназия №13 «Академ», в результате которого можно говорить о высококвалифицированном уровне сотрудников гимназии, 99% из них имеют высшее профессиональное образование и это главным образом женщины среднего возраста.
Наиболее благополучными мотивирующими факторами в организации являются теплая, дружеская обстановка в коллективе и достаточно высокий уровень заработной платы достигаемый за счет весомого уровня доходов организации получаемых от платных образовательных услуг.
Главной проблемой, которая была выделена в данной работе в системе управления персоналом в МАОУ Гимназия №13 «Академ» является следующая проблема:
- требования к содержанию труда педагога и качеству образовательной услуги в целом постоянно повышается и не соответствует росту заработной платы, что вынуждает учителей искать дополнительный заработок, что, как правило, приводит к снижению качества обучения;
- мотивация трудовой деятельности педагогов не соответствует современным требованиям, не отражает современных задач общеобразовательной организации, не соответствует уровню мотивационных ожиданий сотрудников;
- невысокий престиж профессии учителя в обществе, который к сожалению не компенсируется в организации.
Содержание разработанной системы стимулирования труда предполагает: сохранение существующей системы гарантированной части оплаты труда (с доведением уровня минимального размера ставки (должностного оклада) заработной платы педагогического работника до прожиточного минимума) и новой схемой стимулирующих выплат за качество труда, основанной на критериях качества образования, а так же на оценке и оплате труда по результатам работы каждого отдельно взятого сотрудника.
Под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям[48].
Поэтому приоритетным направлением в части развития системы стимулирования МАОУ Гимназия № 13 «Академ» должно стать:
- создание отдела кадров, которое будет заниматься всеми вопросами системы стимулирования персонала (премированием, набором персонала, обучением, адаптацией, мотивацией и др.), благодаря чему разгрузит работу директора и заместителей директора, а так же сделает работу гимназии еще более эффективной;
- модернизация системы стимулирования на основе представленных в настоящей работе критериев, с учетом нематериального и материального неденежного стимулирования.
Представленная модель системы материального стимулирования важна для персонала организации, так как в ней учитываются экономические интересы сотрудников, а так же позволяет учесть индивидуальные результаты труда сотрудников, так как оценка результатов деятельности привязана к конкретным показателям.
В настоящее время уже не надо доказывать, что основа любой организации - это люди, которые в ней работают. Персонал обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию. Поэтому персонал можно назвать наиболее сложным объектом управления.
Через развитую систему стимулирования, путем достижения максимального удовлетворения интересов персонала происходит достижение целей, задач, интересов и потребностей организации, что неминуемо приводит к её высокоэффективной деятельности.
Проблемы реформирования общего образования в настоящее время привлекают внимание, как представителей высших эшелонов власти, так и научного сообщества. Все более ощутима конкуренция между общеобразовательными организациями. В этих условиях необходимы совершенные подходы к управлению качеством функционирования и развития школы. Построение эффективной системы управления образовательной организацией на сегодня не возможно без применения механизмов стимулирования направленных на обеспечение качества образования. Управление человеческими ресурсами вообще, а педагогическими работниками в особенности было и остается в любом государстве актуальной проблемой, так как решением проблемы эффективного управления педагогическим трудом во многом будет способствовать экономическому развитию общества и государства в целом.
Стимулы, как и потребности, и интересы человека встраиваются в механизм мотивации его труда. Они влияют на формирование мотивов, возникающих на основе потребностей, интересов, через влияние на формирование ценностей.
Таким образом, подводя итог, становится очевидным, что в уважении и внимании к интересам человека и кроется секрет успеха организации, региона и страны в целом. И если мы хотим реформировать систему общего образования современной России, мы должны ориентироваться на интересы педагога, на его личные и общественные потребности.
Результаты исследований проведенных автором рассмотрены коллективом МАОУ Гимназия № 13 «Академ» и планируется к применению в предстоящем учебном году, а так же может представлять практический интерес для менеджеров системы общего образования.
-проанализирована имеющаяся научная и периодическая литература по вопросу стимулирования труда;
-собран и проанализирован практический материал по выбранной теме.
В результате изучения и проведения собственных исследований, автором была достигнута главная цель, поставленная в начале работы - разработать рекомендации по совершенствованию системы стимулирования персонала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 13 «Академ», а так же сделаны следующие выводы:
Мотивация и стимулирование персонала является одной из основных функций управления способствующая посредством эффективной системы стимулирования к обеспечению высоких профессиональных достижений через удовлетворенность педагогического персонала.
На момент проведения настоящего исследования в научной литературе не сложилось устойчивого определения понятий «стимулирование» и «мотивация». В результате проведенного анализа, был сделан вывод о том, что стимулирование труда, равно как и мотивация, составляющие части механизма трудовой деятельности персонала. Мотивация труда, характеризует отношение человека к труду, и её уровень зависит от систем стимулов и мотивов труда, степени их совпадения. Стимулирование и мотивация тесно взаимосвязаны общей целью - побудить человека к трудовой деятельности направленной на необходимый результат.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, был проведен анализ кадрового состава МАОУ Гимназия №13 «Академ», в результате которого можно говорить о высококвалифицированном уровне сотрудников гимназии, 99% из них имеют высшее профессиональное образование и это главным образом женщины среднего возраста.
Наиболее благополучными мотивирующими факторами в организации являются теплая, дружеская обстановка в коллективе и достаточно высокий уровень заработной платы достигаемый за счет весомого уровня доходов организации получаемых от платных образовательных услуг.
Главной проблемой, которая была выделена в данной работе в системе управления персоналом в МАОУ Гимназия №13 «Академ» является следующая проблема:
- требования к содержанию труда педагога и качеству образовательной услуги в целом постоянно повышается и не соответствует росту заработной платы, что вынуждает учителей искать дополнительный заработок, что, как правило, приводит к снижению качества обучения;
- мотивация трудовой деятельности педагогов не соответствует современным требованиям, не отражает современных задач общеобразовательной организации, не соответствует уровню мотивационных ожиданий сотрудников;
- невысокий престиж профессии учителя в обществе, который к сожалению не компенсируется в организации.
Содержание разработанной системы стимулирования труда предполагает: сохранение существующей системы гарантированной части оплаты труда (с доведением уровня минимального размера ставки (должностного оклада) заработной платы педагогического работника до прожиточного минимума) и новой схемой стимулирующих выплат за качество труда, основанной на критериях качества образования, а так же на оценке и оплате труда по результатам работы каждого отдельно взятого сотрудника.
Под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям[48].
Поэтому приоритетным направлением в части развития системы стимулирования МАОУ Гимназия № 13 «Академ» должно стать:
- создание отдела кадров, которое будет заниматься всеми вопросами системы стимулирования персонала (премированием, набором персонала, обучением, адаптацией, мотивацией и др.), благодаря чему разгрузит работу директора и заместителей директора, а так же сделает работу гимназии еще более эффективной;
- модернизация системы стимулирования на основе представленных в настоящей работе критериев, с учетом нематериального и материального неденежного стимулирования.
Представленная модель системы материального стимулирования важна для персонала организации, так как в ней учитываются экономические интересы сотрудников, а так же позволяет учесть индивидуальные результаты труда сотрудников, так как оценка результатов деятельности привязана к конкретным показателям.
В настоящее время уже не надо доказывать, что основа любой организации - это люди, которые в ней работают. Персонал обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию. Поэтому персонал можно назвать наиболее сложным объектом управления.
Через развитую систему стимулирования, путем достижения максимального удовлетворения интересов персонала происходит достижение целей, задач, интересов и потребностей организации, что неминуемо приводит к её высокоэффективной деятельности.
Проблемы реформирования общего образования в настоящее время привлекают внимание, как представителей высших эшелонов власти, так и научного сообщества. Все более ощутима конкуренция между общеобразовательными организациями. В этих условиях необходимы совершенные подходы к управлению качеством функционирования и развития школы. Построение эффективной системы управления образовательной организацией на сегодня не возможно без применения механизмов стимулирования направленных на обеспечение качества образования. Управление человеческими ресурсами вообще, а педагогическими работниками в особенности было и остается в любом государстве актуальной проблемой, так как решением проблемы эффективного управления педагогическим трудом во многом будет способствовать экономическому развитию общества и государства в целом.
Стимулы, как и потребности, и интересы человека встраиваются в механизм мотивации его труда. Они влияют на формирование мотивов, возникающих на основе потребностей, интересов, через влияние на формирование ценностей.
Таким образом, подводя итог, становится очевидным, что в уважении и внимании к интересам человека и кроется секрет успеха организации, региона и страны в целом. И если мы хотим реформировать систему общего образования современной России, мы должны ориентироваться на интересы педагога, на его личные и общественные потребности.
Результаты исследований проведенных автором рассмотрены коллективом МАОУ Гимназия № 13 «Академ» и планируется к применению в предстоящем учебном году, а так же может представлять практический интерес для менеджеров системы общего образования.



