ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 5
1.1. История туризма как часть спорта 6
1.2. Особенности организации спортивных соревнований,
спортивных игр 17
1.3. Спортивно-оздоровительное воспитание и образование
студентов 26
1.4. Туризм как средство сохранения и укрепления здоровья,
оздоровление и организация походов 29
1.5. Проговаривание как метод освоения информации 36
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 39
2.1. Организация исследований 39
2.2. Методы исследований 40
ВЫВОДЫ 81
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность: Туризм является одним из наиболее эффективных и доступных средств физического воспитания и оздоровления всех возрастных и социальных групп населения. Данный вид физкультурно-спортивной деятельности создает наиболее благоприятные условия для приобретения жизненно-важных и природоохранных умений, навыков и формирования личности человека в целом. Кроме того, туризм является уникальным средством экологического образования и воспитания, что очень актуально в условиях глобального экологического кризиса. Знания и умения, получаемые студентами при освоении дисциплины «туризм» либо знаний и навыков в области туризма в рамках других дисциплин являются важной составляющей в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.
Объект исследования: образовательный процесс бакалавров по направлению «физическая культура».
Предмет исследования: процесс формирования туристических компетенций бакалавров.
Цель: разработать и экспериментально обосновать методы совершенствования процесса формирования туристических знаний и навыков бакалавров.
Задачи:
1. Провести анализ литературных источников.
2. Выявить уровень туристических знаний и навыков туристов-
любителей посредством анкетирования.
3. Выявить уровень туристических знаний и навыков туристов-
любителей (в том числе спортсменов-единоборцев) посредством наблюдения.
4. Разработать и внедрить в учебный процесс фрагменты теоретических и практических занятий.
5. Выявить эффективность применения разработанных нами методов совершенствования процесса формирования туристических знаний и навыков бакалавров.
Гипотеза исследования: мы предположили, что внедрение в учебно-тренировочный процесс студентов разработанной нами программы и методических рекомендаций позволит повысить эффективность освоения туризма как учебной дисциплины.
Научная новизна: разработаны фрагменты УМК по дисциплине теория и методика обучения базовым видам спорта «туризм».
Практическая значимость: разработаны методические рекомендации, которые внедрены в образовательный процесс бакалавров по направлению физическая культура.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций и библиографического списка. Работа содержит 8 рисунков, 4 таблицы, библиографический список представлен 70 работами.
1. Туризм - наиболее эффективное средство удовлетворения потребностей в отдыхе, так как он сочетает различные виды деятельности - оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека. Туризм - составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности.
2. Спортивный туризм, который в России принято называть активным туризмом, включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. Он нацелен на повышение мастерства туристов, совершенствование маршрутов, отработку различных приемов страховки и освоение новых видов снаряжения. Как и в спорте, в туризме существуют ступени (разряды) и звание «Мастер спорта России». Сложность похода определяется категорией сложности маршрута.
3. Выявлено (по результатам анкетирования), что большинство опрошенных студентов (70%) считают, что туризм - это вид спорта, очевидно, что самым благоприятным временем года для туризма является лето (61%), при этом большинство (39%) респондентов дольше, чем на день, не желают задерживаться в походе.
4. Установлено (по результатам педагогического наблюдения - беседа), большинство респондентов люди старше 30 лет. Наибольшее количество респондентов не владеют знаниями техники безопасности во время туристического похода. Основной целью является сохранение и укрепление здоровья.
5. Выявлено, что составленные фрагменты занятий позволяют повысить уровень знаний и представлений о туризме, следовательно, использование их является эффективным средством для обучения студентов на начальном этапе изучения дисциплин.
1. Организация и проведение соревнований по настольному теннису
[Электронный ресурс]. URL: http://okafish.ru/tennis/155_165.htm(дата
обращения 27.05.2014).
2. Спортивная организация [Электронный ресурс]. URL: http: //www. prazdnuem.ru/expert/sport/(дата обращения 12.03.2014).
3. Воспитательная система школы «Я - гражданин России» [Электронный ресурс]. URL:http://74442s002.edusite.ru/p76aa1.html(дата обращения 12.03.2013).
4. Минькова Н.В. «Лебедь, рак и щука»: РПЦ, государство и массовая культура в борьбе за молодежь (взгляд практика) М.: МосГУ, 2009.
5. Образ студенческой молодежи современной России [Электронный ресурс].URL:http://www.mosgu.ru/nauchnaya/scientifLc projects/2007/image students/(дата обращения 3.03.2015).
6. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: учебное пособие. Томск: Томский государственный университет, 2005. 176 с.
7. Большая Российская энциклопедия / под ред. Ю.С.Осипова. М.: Инфра-М, 2004.
8. Барчуков И.С. Физическая культура: учебное пособие для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 255 с.
9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
10. Физкультурно-оздоровительное движение, спорт, состояние и перспективы развития в современном обществе / под ред. С.И. Веневцева. Красноярск, 2006. 292 с.
11. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. 2 -е изд., испр. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.
12. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высшего пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк ( и др. )/под ред. Ю.М. Портнова. 2 - е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 520 с.
13. Спортивно-оздоровительный туризм: учеб. / под общ. ред. Ю.Н. Федотова. М.: Советский спорт, 2003. 328с.
14. Туристические походы выходного дня: практические советы новичкам. 3-е изд. Мн.: Полымя, 1990. 78с.
15. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристические лагеря. М.: Гуманит.изд.центр, 2000. 150 с.
16. Энциклопедия для детей / под ред. В.А.Володин. М.: Аванта, 2001. 624 с.
17. Барабанов А.Г. Спортивные игры народов как фактор
миротворчества // Спортивная культура России. 2004. №2. С. 11-13.
18. Горпиченко Е.И. Информативность различных систем оценки функциональных физических способностей женщин зрелого возраста. //Теория практика физической культуры / Е.И. Горпиченко. 1991. № 2. С. 45¬47.
19. Петросян С.А. О студенческом самоуправлении // Консультация преподавателю. - 1990.
20. Иванов Г.Д. Физическое воспитание в вузе как часть физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1993. №3. С. 17-19.
21. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1989. 237 с.
22. Новиков Б.И. Здоровье и физическая культура личности //Здоровье народа богатство страны. 1989. 160 с.
23. Барчуков И.С., Назаров Ю.Н., Егоров С.С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России. М.: ЮНИТИ. 2013. 431с.
24. Теоретическая подготовка юных спортсменов: пособие для тренеров ДЮСШ / Ю.Ф. Буйлин, З.И. Знаменская, Ю.Ф. Курамшин [и др.]. М.: Физическая культура и спорт, 1981. 192с.
25. Физкультурно-оздоровительное движение / под ред. С.И. Веневцева. Красноярск: красноярский гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева, 2006. 292с.
26. Зайцев В.М. Теоретические основы игры. Ангарск. 2004.
27. Степанян Е.А., Степанян Г.В. Роль физической культуры и спорта в профилактике вредных привычек // Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе: материалы III Российской научно практической конференции с международным участием. Красноярск, 11-12 октября 2006 г. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. С. 222-224.
28. Травин Ю.Г. Бегай на здоровье. М.: Советский спорт, 1988. 48 с .
29. Гамза Н.А. Подружитесь с физкультурой. Минск: Полымя, 1985. 256 с.
30. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва: Просвещение, 2008.
31. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В. Кузина. М.: Физкультура и спорт, 1998. 496 с.
32. Спортивный туризм в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.tssr.ru/main/structura/history/592/(дата обращения 11.02.2013).
33. Классификация видов туризма [Электронный ресурс]. URL: http://referat.yabotanik.ru/turizm/klassifikaciya-vidov-tuirizma/100103/94013/page3.html(дата обращения 11.02.2013).
34. Специфика экстремального туризма [Электронный ресурс]. URL: http://allrefs.net/c47/4fb3t/p25/(дата обращения 11.04.2014).
35. Физическая культура и спорт XXI века / под ред. В.И.Усакова. Красноярск: Гротеск, 2002. 304 с.
36. Туризм и здоровье [Электронный ресурс]. URL: http://www.meding.ru/p1.htm(дата обращения 11.02.2013).
37. Е.В. Востоков, И.В. Востоков. Спортивно оздоровительный туризм в России // Искусство и путешествия. 2007.
38. Спортивно оздоровительный туризм в Российской Федерации
[Электронный ресурс]. URL: http: //www.profz.ru/turism 8 .html(дата
обращения 11.02.2015).
39. Структура и принцип деятельности красноярского городского клуба туристов [Электронный ресурс]. URL:http: //www.sibterra.ru/totourist/organizations/detail.php?ID=1746(дата обращения 11.02.2014).
40. Сергеева, С. А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С. А. Сергеева. - М., 1996. - 185 с.
41. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. Правила соревнований по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/turpohod10.htm (дата обращения 11.02.2012).
42. Энциклопедия русские традиции. Туризм / под ред. К.А. Крылова. 1998.
43. Ашмарин Б.А., Вилевский М.Я., Грантынь К.Х. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 360 с.
44. Психологические особенности мотивации спортсменов [Электронный ресурс]. URL:http://bibliofond.ru/view.aspx?id=479859(дата обращения 1.06.2013).
45. Проговаривание трудных эмоций [Электронный ресурс]. URL:
http://www.psychologos.ru/articles/view/progovarivanie trudnyh emociy (дата
обращения 1.06.2013).
46. Физическая культура и спорт [Электронный ресурс]. URL:
http://referat.kulichki.net/files/page.php?id=19103(дата обращения 1.04.2012).
47. Методики для развития мозга [Электронный ресурс]. URL:
http://www.braintools.ru/article/519(дата обращения 1.04.2012).
48. Речевая ритмика [Электронный ресурс]. URL:
http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200304503(дата обращения 2.04.2012).
49. Техника быстрого чтения [Электронный ресурс]. URL:
http: //hippocrate. narod. ru/t/tehnika. htm(дата обращения 2.04.2012).
50. Васин В.А. Спортивные организации и проведение соревнований // Теория и практика физической культуры [Электронный ресурс]. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/1999N9/p28-30.htm(дата обращения 8.05.2013).
51. Организация и планирование УТП и спортивных соревнований [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/3_52953_planirovanie.html(дата обращения 8.08.2014).
52. Организация и оформление спортивных мероприятий [Электронный ресурс]. URL:http://www.aerocreativ.ru/oformlenie sport.htm(дата обращения 8.08.2014).
53. Правила соревнований по спортивному туризму [Электронный ресурс]. URL:http://www.tmmoscow.ru/norm doc/reg play/regplay08.htm(дата обращения 8.08.2014).
54. Туризм в Красноярском крае [Электронный ресурс]. URL: http://www.rostur.ru/interview/452/index.shtml(дата обращения 8.08.2014).
55. Управление процессом интеграции спортивных и оздоровительных технологий в учебный процесс физкультурного образования студентов // Теория и практика физической культуры. 2004. № 11. С. 44-48.
56. История зарождения спорта [Электронный ресурс]. URL: http://zdorovosport.ru/history.html(дата обращения 8.08.2014).
57. Олимпийские Игры [Электронный ресурс]. URL: http://u4ilka2005.narod.ru/Olympik/Vid sport/Vid sport.html(дата обращения
8.08.2014).
58. История физической культуры и спорта в России [Электронный ресурс]. URL:http: //www.ref. by/refs/89/20129/1. html(дата обращения 8.08.2014).
59. История развития спортивного туризма России [Электронный
ресурс]. URL: http://sdushortambov.ru/index.php?option=com content&task
=view&id=123&Itemid=73 (дата обращения 8.08.2014).
60. Организация туристических походов [Электронный ресурс]. URL: http://referatz.ru/works/194473/(дата обращения 8.08.2014).
61. Организация и подготовка спортивного туристского похода:
методические рекомендации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.skitalets.ru/books/metod/org tp/(дата обращения 14.10.2014).
62. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. М.: Физкультура и спорт, 1987. 240 с.
63. Организация похода и приготовление пищи в походных условиях [Электронный ресурс]. URL:http://www.norge-info.ru/organizatsija pohodaprigotovlenie pishi v normalnih uslovijah.html(дата обращения 14.10.2014).
64. Выбор вида туристического похода [Электронный ресурс]. URL: http: //tourlib. net/statti tourism/pohod.htm(дата обращения 14.10.2014).
65. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и
спортивное ориентирование [Электронный ресурс]. URL:
http: //tourlib. net/books tourism/ganopolsky 19 .htm(дата обращения 14.10.2014).
66. Пешеходный туризм [Электронный ресурс]. URL: http://nkosterev.narod.ru/met/prog pew.html(дата обращения 14.10.2014).
67. Основные направления развития туризма [Электронный ресурс]. URL:http: //tourlib.net/statti tourism/kurelj uk. htm(дата обращения 14.10.2014).
68. Примерные учебные планы и программы подготовки кадров для СТ [Электронный ресурс]. URL:http ://tourism. perm. ru/kristall/mkk/svu2009/prim. htm(дата обращения 14.01.2015).
69. Борисова И.В. Из опыта организации путешествий [Электронный
ресурс]. URL: http: //www. edu-eao. ru/index.php/pedago gicheskij -vestnik-
eao/item/1207-iz-opyta-organizatsii-puteshestvij(дата обращения 14.01.2015).
70. Завьялова Т.П. Методика использования средств туризма в физическом воспитании детей: дис. ... канд. пед. наук, Омск, 2000. 172 с.