Введение 3
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 5
1.1. История развития и становления художественной гимнастики 6
1.2. Особенности психического и физиологического развития детей 14
1.3. Особенности формирования мотивации и физического
воспитания детей 24
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГИМНАСТОК 38
3.1. Выявление заинтересованности родителей детей 4-6 лет
в занятиях ими художественной гимнастикой 38
3.2. Выявление влияния тренировок на эмоциональное
состояние девочек, занимающихся художественной гимнастикой 45
3.3. Повышение уровня техники работы с обручем в художественной гимнастике девочек 4-6 лет с помощью комплекса упражнений 54
Заключение 67
Библиографический список 69
Приложение
Актуальность. Спорт — неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка. Спорт, как ничто другое, закаляет характер. Именно поэтому все больше родителей отдают своих детей в секции. Одним из наиболее доступных видов спорта является художественная гимнастика. Это популярный вид спорта, формирующий осанку, укрепляющий мышцы, развивающий выносливость, придающий гибкость и ловкость телу. Она благотворно влияет не только на опорно-двигательный аппарат, но также и на дыхательную систему. Кроме того, гимнастика, как и любой вид спорта, способна привить ребенку с самых ранних лет такие качества как дисциплинированность, упорство, силу воли, стремление к наилучшим результатам.
Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.
Наиболее типичными упражнениями художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются основным её содержанием.
Важное требование в художественной гимнастике - создание при исполнении композиций эмоционально-двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении сложных комбинаций. Одними из самых красивых и сложных считаются упражнения с обручем. Элементы с обручем в художественной гимнастике подразумевают техническую точность, силу и координацию.
Объект исследования: тренировочный процесс по художественной гимнастике.
Предмет исследования: повышение уровня технической подготовленности гимнасток 4-6 лет.
Цель исследования: Разработать и проверить в педагогическом эксперименте комплекс упражнений для повышения эффективности работы с обручем для гимнасток 4-6 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по основным вопросам, связанным с построением современного тренировочного процесса в художественной гимнастике.
2. Выявить заинтересованность родителей детей 4-6 лет в занятиях ими художественной гимнастикой.
3. Выявить влияние содержания тренировочных занятий на эмоциональное состояние девочек, занимающихся художественной гимнастикой (по тесту Люшера).
4. Разработать комплекс заданий, направленный на повышение уровня работы с обручем для гимнасток 4-6 лет и выявить его эффективность в педагогическом эксперименте.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что внедрение в тренировочный процесс комплекса заданий нашей позволит повысить уровень технической подготовленности гимнасток 4-6 лет.
Научная новизна состоит в том, что впервые в тренировочный процесс был внедрен разработанный нами комплекс заданий, позволяющий повысить уровень технической подготовленности (работа с обручем) гимнасток 4-6 лет.
Художественная гимнастика - сложно координационный вид спорта. Специфика ее проявляется в выполнении большого количества сложно технических движений свободного характера, которые объединяются в композицию.
Особенной популярностью пользуются занятия художественной гимнастикой для детей 4-6 лет. Именно в этом возрасте формируется тело ребенка, значит, в этот период его можно исправить в лучшую сторону. Гимнастика помогает при проблемах с вестибулярным аппаратом и осанкой, что, к сожалению, встречается в настоящее время все чаще и чаще.
Цель художественной гимнастики - гармоническое развитие занимающихся, всестороннее совершенствование их двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия.
Обруч относится к предметам, которые в профессиональной литературе рекомендуют вводить в обучение с первого года занятий художественной гимнастикой. До начала упражнений с предметами спортсмены разучивают общие движения, а после начала тренировок с обручем учатся их комбинировать с манипуляциями. Тренировки с предметами нужно начинать в максимально упрощенных условиях - стоя на месте, с переходом к манипуляциям из простых движений, в замедленном темпе.
В спорте, а в особенности в художественной гимнастике, показано, что эмоциональное состояние спортсмена оказывает значительное, а иногда и решающее влияние на эффективность спортивной деятельности. В виду этого психофункциональная подготовка гимнасток, как к освоению больших объемов тренировочных нагрузок, так и, особенно, к напряженной соревновательной деятельности, приобретает важнейшее значение.
Нами было проведено анкетирование, где мы выяснили, что по мнению родителей, их дети ходят на тренировку с удовольствием, в хорошем расположении духа.
В педагогическом наблюдении мы проводили оценку эмоционального состояния самих детей до и после тренировки по цветовому тесту Люшера. Из педагогического наблюдения мы выяснили, что большее количество детей уходят после тренировки в хорошем настроении. Также мы выяснили, что на эмоциональное состояние девочек, положительно влияют тренировки с гимнастическим предметом-обручем.
Исходя из педагогического наблюдение мы решили увеличить количество тренировок с предметом (обручем) для совершенствования техники работы с обручем. Нами был разработан комплекс упражнений на ловкость, силу рук и внимательность.
Проведя оценку эффективности, разработанного нами комплекса упражнений, мы пришли к следующему выводу. В контрольной группе прирост результатов недостоверный. В экспериментальной группе прирост результатов в показателях достоверен (p<0,05). Таким образом, нами было определено, что по сравнению с начальными показателями выявился достоверный прирост у гимнасток экспериментальной группы по совершенствованию техники работы с обручем, у контрольной группы показатели возросли не достоверно.
1. Винер-Усманова И.А., Крючек Е.С., Медведева Е.Н., Терехина Р.Н. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития. - М., Человек, 2014. - 200 с. + 16 стр. вклейка
2. Врублевский Е.П., Севдалев С.В., Нарскин А.Г., Кожедуб М.С. Технология индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменок: теоретико-методические аспекты /Врублевский Е. П. [и др.]; М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. - Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. - 223 с
3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с
4. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990.—287 с:
5. Филиппова Ю.С., Веселов А.М. Идеальный тренер ДЮСШ (работа с документацией): учебное пособие/ Ю.С.Филиппова, А.М.Веселов. Новосибирск 2012. - 70с.
6. Наука в спорте. Теория и методика подготовки спортсмена. Владимир Платонов, Константин Сахновский, Мариуш Озимек. Современная стратегия многолетней спортивной подгтовки.
7. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
8. Мельчакова Г.Г., Мельчаков А.В. Педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - 220 с
9. Руденик В.В. Основы спортивной тренировки: Тексты лекций.— Гродно: ГрГУ, 2000. — 94 с
10. Вахитов И.Х. Физиология физического воспитания и спорта. Конспект лекций / И.Х.Вахитов; Каз.федер.ун-т. - Казань, 2014.-79с
11. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Журавин М.Л. Загрядская О.В., Казакевич Н.В. и др.; Под ред. Журавина М.Л, Меньшикова Н.К. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.
12. Кошелев В.Ф., Малозёмов О.Ю., Бердникова Ю.Г., Минаев А.В., Филимонова С.И. Физическое воспитание студентов в техническом вузе: Учебное пособие / Под ред. О.Ю. Малозёмова. - Екатеринбург: УГЛТУ; Изд-во АМБ, 2015. - 464 с.
13. Физиология детей и подростков : учебное пособие/ под ред. Л.Д. Маркиной - Владивосток: медицина ДВ, 2017.- 116с.
14. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) /УдГУ. Ижевск,
2010.
15. Ильина Н. Л. Психология тренера: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. — 109 с.
16. Лебедихина, Т. М. Гимнастика: теория и методика преподавания : [учеб. пособие] / Т. М. Лебедихина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 112 с.
17. Винер-Усманова И.А., Крючек Е.С., Медведева Е.Н., Терехина Р.Н. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования.
- М.: Спорт, 2015. - 120 с. (Библиотечка тренера).
18. Рябова Л. Н. Р98 Художественная гимнастика в системе физического воспитания студентов профессионально-педагогического вуза: учебное пособие / JI. Н. Рябова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 105 с.
19. Пащенко Л.Г. Гармонизация физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования: Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. — 168 с.
20. Физиология человека/Под ред. Г. И. Косицкого.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Медицина, 1985. 544 с, ил.
21. Шалавина А.С., Шафикова Н.Ю., Сергеева Н.Б. Развитие гибкости студентов. /А.С. Шалавина, Н.Ю. Шафикова, Н.Б Сергеева.- Казань: Казан. ун-т, 2016, - 39 с.
22. Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для СПО / под ред. Ловягиной А. Е.. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 338 с. — Серия : Профессиональное образование.
23. Психология физической культуры и спорта : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [А. В. Родионов, В. Ф. Сопов, В. Н. Непопалов и др.]; под ред. Родионова А. В.. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 368с.
24. Мельник, Е.В. Психология тренера: теория и практика : методические рекомендации / Мельник Е.В., Силич Е.В., Кухтова Н.В.. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. - 58 с.
25. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009.- 304с.
26. Смирнова Е.О. Детская психология : учебник / Е.О. Смирнова. — М .: КНОРУС, 2016. — 280 с. — (Бакалавриат).
27. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры/Под ред. Смолевского В. М.. — Изд. 3-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. —336 с, ил.
28. Фирсин С.А. Современная система физического воспитания детей и молодежи: Учебное пособие. - М.: МГУПС (МИИТ), 2015. - 233 с.
29. Бобырева Н.Н. Терминология художественной гимнастики: структурно-семантическое сопоставление в русском и английском языках / Н.Н. Бобырева; науч. ред. М.И. Солнышкина. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 208 с.
30. Бобылёва Е.В. Особенности спортивного отбора в группы начальной подготовки по художественной гимнастике/Е. В.Бобылёва, И. Е. Артамонова. //Московская гос. акад. физ. культуры. Сборник материалов научных конференций студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей Московской гос. академии физической культуры / МГАФК. - Малаховка, 2010.-Вып. XIX. - С.6-9.
31. Барчуков, И. С. Физическая культура: методики практического обучения : учебник / И. С. Барчуков. - М. : КНОРУС, 2017. - 304 с.
32. Власова, О. П. Истоки художественной гимнастики [Электронный ресурс] : учеб. метод. пособие / О. П. Власова, Ю. В. Коричко, Г. Н. Пшеничникова ; М- во образования и науки Рос. Федерации, Нижнетагил. гос. соц.-пед. ин-т (фил.) Рос. гос. проф.-пед. ун-та. - Нижний Тагил : [б. и.], 2016. - 78 с.
33. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжикова, М. М. Борисова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 312 с.
34. Иванов, С.А. И 207 Теория и методика физического воспитания в понятиях, таблицах и рисунках: наглядное пособие для студентов специальности 1 - 03 02 01 «Физическая культура» / С. А. Иванов; М-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины»,
2011. - 180 с.
35. Пашин, А. А. Мониторинг физического развития, физической и
функциональной подготовленности учащейся молодежи : учеб. пособие / А. А. Пашин, Н. В. Анисимова, О. Н. Опарина. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. - 142 с.
36. Художественная гимнастика: Учебно-методическое пособие/ сост. В.Е. Пенюта, А.С. Самыличев, К.Н. Канатьев - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018. - 33с.
37. Баршай В.М. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. — Ростов н/Д : Феникс, 2009, —314, [1]с.: ил. — (Высшее образование). Бароненко, В. А. Морфофункциональный статус девочек, занимающихся художественной гимнастикой, в контексте построения стратегии адаптации к однократному тренировочному занятию в предсоревновательном и постсоревновательном периодах / В. А. Бароненко, С. И. Белоусова, Ю. Б. Погребак // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 4. - С. 32-35. - Библиогр.: с. 35.
38. Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478, [1] с. - (Учебники МГУ)
39. Рябченко, О. В. Инновационные технологии в обучении двигательным действиям в подготовке юных спортсменов в художественной гимнастике/О. В.Рябченко//Слобожанский научно-спортивный вестник. -2013. -№ 5. -С. 209-212.
40. Тхазеплов А.М. Прогнозирование и отбор в спорте. Учебно-методические материалы. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2002. - 50 с.
41. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика : учебник для бакалавров / Литвинюк А. А., Гончарова С. Ж., Данилочкина В. В. [и др.]. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 398 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
42. Мотивация учения: основы организации образовательной организацией
психолого-педагогического просвещения родителей [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Б. Б. Раимбаев, Ю. Г. Маковецкая ; под ред. А. В. Ильиной. - Челябинск : ЧИ1П1КРО, 2019. - 56 с.
43.Энциклопедия детской мотивации/ Ягодкин Н. А.. Годун Г. В., Згода А. Н., И. Г. Чередов И. Г; Под ред. Згоды А. Н. . — 1-е изд. — СПБ.: Любавич,
2019. — 312 с.
44. Шляпникова, Ольга Алексеевна. Мотивация образовательной деятельности : учебное пособие / О. А. Шляпникова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2014. - 124 с.
45. Психология спорта: актуальные вызовы и путь развития: Материалы научно-практической конференции с международным участием (Москва, 17 мая 2018 г.) / Под ред. С.И. Филимонова А.Э. Страдзе. И.И.Столова- М.: ООО «Буки Веди», 2018 - 240с.
46. Коробейникова Ю.В. Проблема формирования мотивов к занятиям спортом у детей подросткового возраста 150-156 с.
47.Огородова, Татьяна Вячеславовна. Психология спорта: учеб. пособие / Т. В. Огородова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2013. — 120 с.
48. Инноватика физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Москва 11 декабря 2019 г. / сост. Е.Н. Латушкина, А.Ю. Загородникова [Электронное издание]. - М.: РГСУ, 2020. - 471 с.
49. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов/ Методическое пособие. Москва 2009., 116с.
50. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Казань, КФУ, 2013. - 166 с.
51. Лойко, Т. В. Физиологические основы спортивной тренировки детей и подростков : пособие / Т. В. Лойко ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2016. - 32 с.
52. Вахитов И.Х. Физиология физического воспитания и спорта. Конспект лекций / И.Х.Вахитов; Каз.федер.ун-т. - Казань, 2014.-79с.
53. Сапин М. Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. Учеб.пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.: 8 л. ил.: ил.
54. Столяров В.И., Фирсин С.А. Личностно-ориентированное комплексное физическое воспитание школьников: Монография. В 2-х частях.- Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2017. Часть I. - 196 с.
55. Физическая культура: методические указания по выполнению самостоятельных работ / сост.: проф. Колокольцев М. М., Матросова Е. Н., Просвирина Л. Н., Фефелова Т. Ю. - Иркутск: Изд-во ИрНИТУ, 2015.-6,0 п.л.
56. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие. - Архангельск: Изд-во, Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. - 128 с.
57. Психология физической культуры и спорта : учебник для высших
физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. - Омск : СибГУФК, 2007. - 270 с.
58. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы VII межрег. науч.-практ. конф. с международ. участием (20 апреля 2017 г., Москва) / под общ. ред. А.Э. Страдзе, ред. В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, И.И. Столов и [др.]; ПИФКиС МГПУ. - М., 2017. - 555 с.
59. Бабушкин, Е. Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом : учебное пособие / Е. Г. Бабушкин. - Омск : Омский государственный институт сервиса, 2011. - 82 с.
60. Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: сборник научных статей по итогам V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию победы в Курской битве (г. Белгород, 30 ноября 2018 г.) / под общ. ред. И.Н. Никулина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - 420 с
61. Терехина Р. Н., Винер-Усманова И. А., Медведева Е. Н. Теория и методика художественной гимнастики: подготовка спортивного резерва. Учебное пособие. - М., Спорт, 2018. - 360 с
62. Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для физкультурных вузов / А.Л. Попов. - 4-е изд., - М. : ФЛИНТА, 2013. - 159с.
63. Леонова В.А. Л47 Через науку к олимпийским вершинам. — Харьков: «ОВС», 2003. - 352 с.
64. Журнал: Гуманитарные исследования №4. Психологическое исследование динамики мотивации в художественной гимнастике. Марочкина Н.В., Астраханский государственный университет. 80-84с.
65.Основы образовательно-развивающей гимнастики: уч. пос. для студентов / Сост.: Л.Р. Шафикова. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2014 - 144 с.
66. Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике : учеб. пособие для вузов / Т. С. Лисицкая. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 242 с.
— (Серия : Университеты России).
67. Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией М. Л. Украна и А. М. Шлемина. М., «Физкультура и спорт», 1977. 422 с. с ил
68. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов : учеб. пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 170 с. — (Серия : Образовательный процесс).
69. Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса: научно-методическое издание / И.Н. Скрипкин - 208с.
70. Спортивная тренировка: учебное пособие/ Н.Е. Копылова, С.И. Бочкарева, Т.П. Высоцкая, А.Г. Ростеванов, С.П. Голубничий, В.А. Зайцев, С.Ю. Нарциссова. Под общ. ред. С.Ю. Нарциссовой. М.: Академия МНЭПУ. - 2021. - 226 с
71. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - М.: ФиС, 1988. -331 с.
72. Люлина, Н. В. История гимнастических сообществ и становление гимнастики в России / Н. В. Люлина, С. И. Шенцев. — Текст : непосредственный // Всемирные студенческие игры:история, современность и тенденции развития. — 2022. — № 1. — С. 254-259.
73. Дьяченко С., Азарова Ю., Чуднова А. Карточки Люшера - ключ к тайным пластам подсознания человека. Как узнать все о себе и своих близких и помочь себе - быстро и надежно: Из-во АСТ: Москва, 2010. 137 с.