ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ДЗЮДОИСТОВ 5
1.1. Характер построения тренировочного процесса дзюдоистов 6
1.2. Техническая подготовка дзюдоистов 16
1.3. Тактическая подготовка дзюдоистов 19
1.4. Психологические аспекты тренировочной деятельности и
предсоревновательной подготовки дзюдоистов 26
1.5. Методы исследования в дзюдо 29
1.6. Общая и специальная физическая подготовка дзюдоистов... 38
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1. Организация исследования 48
2.2. Методы исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
Актуальность: Современный спорт - это соревновательная деятельность, направленная на достижение высоких результатов посредством реализации потенциала каждого спортсмена.
Учебно-тренировочный процесс борцов-дзюдоистов, имеющих высокую спортивную квалификацию, определяется индивидуальным подходом и строится с учетом множества факторов. К таким факторам относятся восстановление работоспособности спортсмена после нагрузок на всех этапах подготовки к соревнованиям. Поскольку тренировочная нагрузка вызывает различную степень утомления, будет оправданным применение индивидуальных методов восстановления после них. Примером может служить методика восстановления физической работоспособности, включающая индивидуальную коррекцию микроэлементного баланса организма спортсмена, позволяющая улучшить степень переносимости физической нагрузки.
Умение борца эффективно выполнять технико-тактические действия на протяжении всей схватки подкрепляется высоким уровнем специальной выносливости. Для ее воспитания у борцов высокой квалификации необходимо повышать эффективность реализации их возможностей и добиваться постоянного их роста количеством повторений упражнения, а также продолжительностью и характером отдыха (или восстановительных интервалов), можно менять физиологическую направленность выполняемой работы.
Таким образом, спортивная подготовка квалифицированных дзюдоистов имеет сложное, многопараметрическое содержание, предусматривающее их активное включение в совместную творческую деятельность, направленную на выявление индивидуальных особенностей, возможностей и перспективу достижения спортивного мастерства как основы для организации и реализации личностно ориентированного подхода, направленного на улучшение показателей тренированности.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс борцов дзюдоистов.
Предмет исследования: совершенствование специальной физической подготовленности дзюдоистов, посредством включения элементов кроссфит.
Цель исследования: разработать и доказать эффективность внедрения методики совершенствование специальной физической подготовленности дзюдоистов, посредством включения элементов кроссфит.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по вопросам особенности тренировочного процесса дзюдоистов.
2. Используя метод анкетирования выявить, какие сложности испытывают спортсмены, и что они хотели бы поменять или добавить в план основной тренировки.
3. Провести педагогическое наблюдение, с целью выявления нюансов построения тренировочного процесса дзюдоистов.
4. Провести педагогический эксперимент, с целью совершенствования специальной физической подготовленности дзюдоистов посредством включения элементов кроссфит.
Гипотеза исследования: нами предполагалось, что разработка и внедрение новых программ тренировок таких как кроссфит, поможет повысить эффективность и результативность тренировочного процесса.
Научная новизна: впервые в тренировочный процесс дзюдоистов на базе СДЮШОР по дзюдо был включен комплекс упражнений кроссфит для совершенствования специальной физической подготовленности.
Практическая значимость: включение в тренировочный процесс по дзюдо комплекса упражнений кроссфит, повышает физическую подготовленность.
Дзюдо - это высокоинтенсивная физическая нагрузка анаэробного типа.
Уровень спортивных результатов российских атлетов на мировой арене по многим видам спорта свидетельствует о необходимости глубокого переосмысления. Успешность реализации потенциала готовности спортсмена к предстоящему соревнованию во многом обусловлена эффективностью построения этапа предсорезновательной подготовки.
Без физической подготовки невозможны ни хорошая зрелищность поединка, ни его эффективная концовка, ни в целом положительная результативность соревновательной деятельности.
За короткий промежуток времени невозможно обнаружить существенные изменения метаболических характеристик или энергетических возможностей систем организма спортсменов. Последние выступления сильнейших дзюдоистов России на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх свидетельствуют об утрате ими лидирующих позиций.
Один из объективных методов, комплексно оценивающих подготовленность единоборца, - метод факторного анализа, который систематизирует признаки в факторы, отражающие тренированность спортсменов.
Спортивные единоборства традиционно относят к видам спорта, в которых основную роль играет физическая подготовленность спортсменов.
Проведенное анкетирование показало, что о новых программах тренировки, например, таких как кроссфит, 49% опрошенных узнают самостоятельно и практикуют после окончания основной тренировки. Меньшее количество опрашиваемых узнает о таких программах от тренера (32%) (важно, что большое количество тренеров уделяют внимание новым программам тренировки). (14%) ни разу не слышали об этом. Остальные борцы (5%) изучают такие программы только теоретически.
Важной составляющей тренировки является выстраивание ведения тактики борьбы после окончания основной тренировки. На наш взгляд, это непосредственная обязанность тренера.
Для достижения высоких результатов, спортсмен должен понимать, что без упорных продолжительных тренировок невозможно добиться больших высот в спорте. 63% опрошенных посещают тренировки 2 раза в день. Чаше всего спортсмены посещают тренировки 5 раз в неделю (68 %) меньше тренировки посещают 3 раза и 6 раз в неделю (16%). Но те кто тренируется 6 раз в неделю являются спортсмены имеющие спортивный разряд КМС и выше.
План тренировки в спорте очень важен. Воспитанники - 94% довольны планом тренировки, который перед ними ставит тренер, следовательно они получают больше тренировочного эффекта за счет положительных эмоций, которые в свою очередь непосредственно влияют на борьбу в дальнейшем.
Поскольку после окончания основной тренировки спортсмены чаше всего занимаются в тренажерном зале, мы решили узнать, как они строят план работы в нем. Большее количество опрошенных выстраивают план тренировки в тренажерном зале сами (53%), (тем самым подвергая себя неправильному развитию мышц, либо травматичности. Не касается спортсменов со спортивным разрядом МС и выше). Другие же спортсмены выстраивают план тренировки с помощью тренера (41%). Остальные опрошенные выполняют упражнения, глядя на своих друзей (6%).
Важной составляющей тренировки является выстраивание введения тактики борьбы, после окончания основной тренировки. Это непосредственная обязанность тренера.
Часто тренер помогает выстроить тактику ведения борьбы, что позволяет спортсменам анализировать свои ошибки (58%). Для (29%) опрошенных тренер выстраивает общую тактику ведения борьбы для всех своих воспитанников. Остальным (13%) тренер говорит, чтобы они боролись, как борются.
О важности беседы тренера со своими воспитанниками после окончания соревнований знает каждый спортсмен, но каждый тренер говорит свои пожелания. И так, (84%) опрошенных указали, что их тренер указывает им на недостатки и что нужно доработать на тренировке. Почти равным по ответам оказались, что тренер ругает без пояснений(4%) и подбадривает (12%).
Большее количество опрошенных (49%) ответили, что хотят продолжить спортивную карьеру. Меньшим по популярности ответили, что хотят открыть свой спортивный клуб (25%).
После проведенного нами наблюдения и сопоставления его с литературными данными и исследованиями видно, что тренировочный процесс дзюдоистов требует доработки. Пример этому - недостаточное уделение времени новым программам тренировки, например, такие как кроссфит. Совершенствовать свои навыки, и физические качества, нужно постоянно искать, что-то новое в тренировочном процессе. Многие тренеры выстраивают план тренировки по “старинки”, так же как их учили их тренера. Но есть такие системы тренировок, которые помогают развить все физические навыки в комплексе.
С целью повысить уровень физической подготовленности дзюдоистов, нами был проведен педагогический эксперимент.
Подведя итоги проведенного эксперимента, мы можем сказать, что за время эксперимента отмечаются изменения со значительной динамикой роста показателей. Уровень физической подготовленности спортсменов сначала эксперимента был ниже, чем после внедрения нашей системы тренировок.
После подведения итогов проведенных исследований с уверенностью можно утверждать, что уровень физической подготовленности дзюдоистов повысился. В эксперименте участвовали дзюдоисты 13-16 лет, тренирующиеся на базе СДЮШОР по дзюдо.
1. Трутнев П.В., Козлов Г.А. Основы теории тренировки в дзюдо: Учебное пособие. Красноярск: ИЦ «Платина», 2004. - 240с.
2. МиндиашвилиД.Г. Спортивная тренировка в системе подготовки спортсмена. //Спортивная борьба. Ежегодник.- М., Физкультура и спорт.,1989.- 192с
3. КаражановБ.К, СариевК.С, ШиянВ.В. Влияние специальной выносливости дзюдоистов на проявление технико-тактического мастерства в условиях, моделирующих соревновательную деятельность // Теория и практика ФК. № 11, 1993 г. с. 22-23.
4. Блеер, А.Н. Как повысить соревновательную надежность высококвалифицированных борцов / А.Н. Блеер, Л.А. Игуменова // Теория и практика физической культуры. - 1999. - N 2. - С. 53-54.
5. Завьялов Д.А. Теория ключевой двигательной компетенции / Завьялов Д.А // Теория и практика физической культуры. - 2002. - N 12. - С. 2-4.
6. Греховодов В.А. Спортивная борьба: проблемы методического обеспечения / Греховодов В.А // Теория и практика физической культуры. - 2005. - N 4. - С. 63.
7. ИванюженкоБ.В. Спортивная Структура и содержание комбинационной техники в спортивной борьбе / ИванюженкоБ.В // Теория и практика физической культуры. - 2006. - N 1. - С. 46-48.
8. Бакулев С.Е. Генеалогические аспекты прогнозирования быстроты тренируемости единоборцев / С.Е. Бакулев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - N 10. - С. 30-31.
9. Карелин А.А. Структурно-функциональная модель интегральной подготовленности борца высокой квалификации / А.А. Карелин // Теория и практика физической культуры. - 2006. - N 10. - С. 36-38.
10. Горбунов Ю.Я. Особенности волевой активности в различных видах спорта / Ю.Я. Горбунов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - N 11. - С. 20-24.
11. Мартьянов В.А. Закономерности центрально-перифирической нервно-мышечных взаимоотношений при напряженной двигательной деятельности / В.А. Мартьянов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - N 2. - С. 72-74.
12. МиндиашвилиД.Г. Современные кретерии отбора в спортивной борьбе / Д.Г. Миндиашвили // Теория и практика физической культуры. - 2007. - N 7. - С. 34-35.
13. Савчук А.Н. Повышение двигательной активности квалифицированных борцов средствами тактико-технических установок / А.Н. Савчук // Теория и практика физической культуры. - 2007. - N 7. - С. 40-41.
14. Юшков О.П. Комплексный контроль в системе подготовки борцов / О.П. Юшков // Теория и практика физической культуры. - 2007. - N 8. - С. 43-45.
15. Завьялов А.И. Биопедагогика - основа спортивой тренировки / А.И. Завьялов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - N 7. - С. 56-58.
16. Панков В.А. Формы адаптации спортсменов-единоборцев на заклбчительном этапе подготовки к крупнейшим международным соревнованиям / В.А Панков // Теория и практика физической культуры. - 2007. - N 9. - С. 41-43.
17. Ростовцев В.Л. Изменение физиологических показателей организма элитных спортсменов под воздействием многолетнего специфического метаболизма физических нагрузок / В.Л. Ростовцев // Теория и практика физической культуры. - 2008. - N 1. - С. 24-28.
18. ПередельскийА.А. Поединок - основной метод педагогики единоборств / ИванюженкоБ.В // Теория и практика физической культуры. - 2008. - N 2. - С. 17¬
19.
19. Колупаев В.А. Динамика показателей дыхания и кровообращения под влиянием анаэробных, аэробных физических нагрузок и сезонных изменений условий внешней среды / В.А Колупаев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - N 1. - С. 46-48.
20. Свищев И.Д. Компетентностный подход в разработке учебной программы “ Теория и методика дзюдо” / И.Д. Свищев // Теория и практика физической культуры. - 2008. - N 6. - С. 74-78.
21. Малков О.Б. Управление сенсомоторными реагированиями противника в конфликтных взаимодействиях едтноборцев / О.Б. Малков // Теория и практика физической культуры. - 2008. - N 8. - С. 48-51.
22. Литвинов С.А. Технология использования модельно-ситуационных характеристик технических действий восточных единоборств для совершенствования процесса физической подготовки студентов педагогических вузов / С.АЛитвиников // Теория и практика физической культуры. - 2008. - N 10. - С. 5.
23. КапилевичЛ.В. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно ориентированных форм физического воспитания / Л.В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. - 2008. - N 10. - С. 29-31.
24. Корженевский А.Н. Адаптация единоборцев к соревновательным нагрузкам / А.Н. Корженевский // Теория и практика физической культуры. - 2009. - N 1. - С. 44-48.
25. Малков О.Б. Основные компоненты тактики поединка в спортивных единоборствах / О.Б. Малков // Теория и практика физической культуры. - 2009. - N 2. - С. 3-6.
26. Левченко Д.А. Объективизация двигательных ориентиров в единоборствах на базе тензодинамометрии, синхронизированной с двухплоскостной видеосъемкой и анимационным комплексом / Д.А. Левченко// Теория и практика физической культуры. - 2009. - N 2. - С. 7-11.
27. Дементьев В.Л. Взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков конфликтного взаимодействия с соперником посредством идеометрики / В.Л. Дементьев // Теория и практика физической культуры. - 2009. - N 3. - С. 49-51.
28. Дворкин Л.С. Теорико-методические основания итенсификации специальной силовой подготовки высококвалифицированных борцов / Л.С. Дворкин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - N 7. - С. 31-35.
29. ГабовМ.В. Социальная адаптация высококвалифицированных борцов, выступающих на Сурдолимпийских играх / М.Б. Габов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 1. - С. 29-31.
30. Вандышев В.И. Развитие координационных способностей на спортивно-оздоровительном и начальном этапах у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий / В.И. Вандышев // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 1. - С. 44-47.
31. Опыт спортивного населения - Универсиаде-2013 // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 1. - С. 85.
32. Дементьев В.Л. Базовые профессиональные знания и умения тренера в сфере регулирования веса тела борца / В.Л. Дементьев // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 2. - С. 70-72.
33. ПеревицкийИ.С. Квалификационные признаки судьи в спортивной борьбе / И.С. Перевицкий // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 3. - С. 74¬77.
34. ПохачевскийА.П. Исследование эффективности восстановительных мероприятий при подготовке квалифицированных борцов-самбистов / А.П. Похачевский// Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 3. - С. 78-80.
35. ЗекринФ.Х. Индивидуализация предсоревновательной подготовки высококвалифицированных единоборств / Ф.Х. Зекрин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 5. - С. 77-78.
36. Плотников В.И. Структура тактической подготовленности в спортивных видах борьбы / В.И. Плотников // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 5. - С. 73-76.
37. Костюнина Л.И. Влияние двигательной памяти на результативность спортивной подготовки / Л.И. Костюнина // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 4. - С. 66-68.
38. Доронин А.И. Влияние носового ротового дыхания на показатели гемодинамики спортсменов циклических и ситуационных видов спорта / А.И. Доронин // Теория и практика физической культуры. - 2011. - N 2. - С. 62-64.
39. ЛубышеваЛ.И. Акцентированное развитие физических качеств юных самбистов на этапе начальной спортивной подготовки / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 12. - С. 77.
40. КадочкинА.Н. Функциональная подготовленность и эффективность деятельности юных спортсменов, специализирующихся в единоборствах / А.Н. Кадочкин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 12. - С. 95-97.
41. Бабушкин Г.Д. Диагностика и коррекция психологической подготовленности юных спортсменов при подготовке к соревнованиям / Г.Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 7. - С. 19-23.
42. БагдасаровА.Ю. Оптимизация методики развития специальной подготовленности дзюдоистов / А.Ю. Багдасаров// Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 6. - С. 28.
43. ПохачевскийА.Л. Определение степени переносимости физической нагрузки при подготовке квалифицированных борцов-самбистов / А.Л. Похачевский // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 6. - С. 35.
44. Смирнова В.В. Психологическое сопровождение подготовки борцов высокой квалификации / В.В Смирнова // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 6. - С. 66-68.
45. Алексеева И.В. Факторная структура специальной физической и технической подготовленности борцов-самбистов разных возрастных групп / И.В. Алексеева // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 6. - С. 69-72.
46. Пашинцев В.Г. Влияние скоростно-силовой подготовки на функциональную работоспобность дзюдоистов / В.Г. Пашинцев // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 10. - С. 43-45.
47. Гурова М.Б. Электрофизиологические особенности нервно-мышечной системы при силовой тренировке различной направленности / М.Б. Гурова // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 10. - С. 46-49.
48. КужугетА.А. Функциональные особенности дыхания и кровообращения студентов в зависимости от вида спортивной деятельности / А.А. Кужугет // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 10. - С. 50-52.
49. Попова М.В. Психологическое сопровождение при формировании готовности к поединку у единоборцев-юнторов / М.В. Попова // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 10. - С. 75-78.
50. Полева Н.В. Формирование готовности борцов к соревнованиям в границах избранной весовой категории / Н.В. Полева // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 8. - С. 76-80.
51. Трегубова М.В. К вопросу о реактивности сократительной деятельности миокарда единоборцев / М.В Трегубова // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 9. - С. 46-48.
52. Ратников В.П. Многоборная направленность физической подготовки дзюдоистов 10-11 лет / В.П. Ратников // Теория и практика физической культуры. - 2011. - N 3. - С. 13-16.
53. Трегубова М.В. К вопросу о применении векторкардиографии при исследовании величины полостей сердца спорсменов / Трегубова М.В. // Теория и практика физической культуры. - 2011. - N 4. - С. 35-37.
54. Исаев А.П. Роль соединительной ткани в интенсивных тренировачных воздействий при формировании гомеостаза и физической работоспособности у спортсменов олимпийского резерва / Исаев А.П. // Теория и практика физической культуры. - 2011. - N 4. - С. 20-22.
55. Бучнев А.А. Модель повышения спортивного мастерства квалифицированных дзюдоистов / А.А Бучнев // Теория и практика физической культуры. - 2012. - N 1. - С. 47-49.
56. Третьяков А.В. Оценка жировой и мышечной массы у спортсменов методом биоимпедансометрии/ А.В. Третьяков // Теория и практика физической культуры. - 2009. - N 7. - С. 54.
57. ВальшинР.Р. Выявление ошибок в соревновательных поединках юных борцов и методика их устранения / Р.Р. Вальшин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 2. - С. 50.
58. Шумилин А.П. Концепция психолого-педагогического обеспечения предсоревновательной подготовки дзюдоистов / Шумилин А.П. // Теория и практика физической культуры. - 2011. - N 7. - С. 43-47.
59. Голованов Е.А. Влияние гипоксически-гиперкапнических газовых смесей в системе интервальных тренировок на состояние функциональных резервов организма борцов / Е.А. Голованов // Теория и практика физической культуры. - 2011. - N 7. - С. 16-19.
60. Кочанов С.А. Общефизические средства аэробного компонента выносливости в дзюдо / С.А. Кочанов // Теория и практика физической культуры. - 2011. - N 7. - С. 14-15.
61. ЗекринФ.Х. Индивидуализация предсоревновательной подготовки высококвалифицированных единоборств / Ф.Х. Зекрин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 5. - С. 77-78.
62. Шепилов А. А., Климин В. П Выносливость борцов - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 128с.
63. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев, 1984. - 250с.
64. РузиевА.А. Проблемы повышения специальной выносливости высококвалифицированных борцов / А.А. Рузиев // Теория и практика физической культуры. -2001. - №8. - С. 37-38.
65. Кахабришвили, З.Г. Использование специфических тестов для оценки функционального состояния борцов дзюдо / З.Г. КахабришвилиВ.Ю. АхалкаииД.Г. Квиникадзе // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №2. - С. 36-37.
66. Л.Кудашова, В.Кудашов. Теоретические и практические аспекты проблемы функциональной подготовленности спортсменов.
67. Сорванов, А.В. Поиск способов измерения специальной выносливости / В.А. Сорванов Ю.П. Алексеева // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №3. - С. 49-53.
68. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
69. ОлзоевК.С., ГеселевичВ.А. Показатели стиля спортивной деятельности борца //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.,1983.- С.59-60.
70. Малинский И. Реализация анаэробного гликолитического потенциала как фактор специальной работоспособности квалифицированных борцов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №6. - С. 45-56.
71. Тихонова И.В. Классификации техники бросков дзюдо и проблемы их использования в учебной практике женского дзюдо // Учены записи университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №10. - С. 105-109.
72. Закиров Р.М., НаборщиковаЮ.В. Адаптивное дзюдо: возможности и перспективы реализации программы для дзюдоистов с нарушением опорно-двигательного аппарата // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - №1. - С. 34-38.
73. СхаляхоЮ.М., Шишкин С.А. Вариативность техники бросков спортивного дзюдо в условиях взаимной согнутой стойки // Вестник спортивной науки. - 2012. - №6. - С. 23-27.