ВВЕДЕНИЕ 4
1 Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе
1.1 Понятие электронных образовательных ресурсов 7
1.2 Требования к использованию электронных образовательных ресурсов в
учебном процессе колледжа 14
1.3 Научно-педагогические требования к электронным образовательным ресурсам 19
2. Методика применения электронных образовательных ресурсов по
дисциплине «Экономика организации»
2.1 Анализ рабочей программы по дисциплине «Экономика организации»
22
2.2 Использование специализированной программы Project Expert на
занятиях по дисциплине «Экономика организации» 23
2.3. Проведение педагогического исследования 42
2.4. Расчет себестоимости проекта 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
Сегодня одним из направлений модернизации системы экономического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить методику преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память обучающегося.
Одним из средств формирования мотивации к обучению является использование возможностей методического обеспечения по дисциплине «Экономика организации». Особенно это важно на начальном этапе ознакомления обучающегося с данной дисциплиной. Здесь формируются интересы, потребности, ценностные ориентации и все виды способностей, в том числе и основные из их числа - познавательные и речевые.
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между:
- требованиями стандартов среднего профессионального образования к методическому обеспечению спецдисциплин;
- методике применения электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности среднеспециальных образовательных учреждениях.
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему нашего исследования. Каким должен быть электронный образовательный ресурс, для успешного освоения спецдисциплин в среднеспециальных образовательных учреждениях?
Проблеме использования электронных образовательных ресурсов как средство формирования познавательной активности учащихся по спецдисциплинам посвящены работы следующих авторов в психологии С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев, в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова и др.
Однако, как показал опрос преподавателей СПО, на занятиях очень мало используются электронные образовательные ресурсы как средство формирования познавательной активности. Это и обуславливает проблематику данного исследования.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по применению программного продукта Project Expert по дисциплине «Экономика организации».
Объектом исследования: процесс обучения по дисциплине «Экономика организации».
Предмет исследования: электронный образовательный ресурс по дисциплине «Экономика организации».
Гипотеза исследования: если использовать электронные
образовательные ресурсы по дисциплине «Экономика организации», то уровень знаний обучающихся будет выше.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
1) Проанализировать понятие и виды электронных образовательных ресурсов;
2) разработать структуру электронного образовательного ресурса;
3) Разработать комплекс занятий с использованием электронных образовательных ресурсов, по дисциплине «Экономика организации».
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы; наблюдение за учебной деятельностью учащихся, интервьюирование, тестирование; педагогический эксперимент.
База исследования - АН ПОО «Бийский технолого-экономический колледж»
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Библиографический список включает в себя 30 источников.
Практическая значимость - разработанные методические рекомендации в электронном виде могут быть использованы в учебной деятельности среднеспециального образовательного учреждения по специальным дисциплинам.
Понятие электронный образовательный ресурс подразумевает некое образовательное содержание, облеченное в электронную форму, для воспроизведения которого используются электронные устройства, представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах: наглядность; интерактивность; практическая ориентированность; доступность; научность изложения материала; последовательность изложения; модульность и вариативность изложения.
Анализ рабочей программы АН ПОО «Бийский технолого-экономический колледж» по дисциплине «Экономика организации» выявил, что кроме лекций в электронном виде каких либо других электронных образовательных ресурсов используется недостаточно.
Ввиду того, что данная дисциплина носит практический характер и итогом ее изучения является составление бизнес-плана, то рекомендуется в качестве практической работы освоить программу для разработки бизнес плана Project Expert.
В рамках данной работы было разработано методическое обеспечение по использованию специализированной программы Project Expert для проведения практических занятий по составлению бизнес плана.
Подводя итоги проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
1. Использование специализированной программы Project Expert, способствует повышению качестве знания.
2. Пополняется методическая база учебного заведения. Задачи исследования решены. Гипотеза подтверждена. Работа может быть использована в учебной деятельности среднеспециального образовательного учреждения по специальным дисциплинам.
1 Российс Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в кой Федерации" (в ред. от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ)// http://base.garant.rU/70291362/#ixzz3XN85zR5X
2 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»// http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
3 Анцибор, М. М. Активные формы и методы обучения. [Текст] Учеб. пособие для вузов. / М. М. Анцибор. - Тула, 2002. - 192 с.
4 Беспалько, В. П. Программированное обучение. [Текст] /Учебник для вузов В. П. Беспалько. - М.: Инфра-М, 2012. - 206 с.
5 Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. [Текст]/Учебник для бакалавров В. П. Беспалько. - М. Дрофа, 2011. - 294 с.
6 Кордовская, Н. В. Педагогика. [Текст]Учебное пособие / Н. В. Бордовская.- М.: Интерра, 2011. - 305 с.
7 Брушменский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение. [Текст] /Учебное пособие А. В. Брушменский. - М.:, Инфра-М, 2013.
8 Волкова, О. И. Экономика предприятия. [Текст] / Учебник для бакалавров О. И. Аолкова. - М.: Инфра - М , 2010. - 289 с.
9 Выготский, Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Л. С. Выгодский. - М.: Академия, 2013. - 321 с.
10 Гузеев, В. В. Образовательная технология. [Текст] / В. В. Гузеев.- М. Проспект, 2013. - 359 с.
11 Деева, А. И. Экономика предприятия. [Текст]: Учеб. пособие для вузов. / А.И. Деева. - М.: Экзамен , 2011. - 394 с.
12 Дзюбенко, А. А. Новые информационные технологии в образовании [Текст]/ А.А. Дзюбенко. — М.Инфа-М, 2014. — 104 с.
13 Добрынин, А. И. Экономика. [Текст] / Учебник для бакалавров А.И. Добрынин.- М.: Юрайт, 2012.
14 Жиделеева, В. В. Экономика предприятия. Учебное пособие [Текст] / В. . Жиделеева, Н. Ю. Каптейн. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 241 с.
15 Занков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. [Текст] / Л. В. Занков.- М. Просвещение, 1960. - 209 с.
16 Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. [Текст] / Учебник для бакалавров М. В. Кларин. - М. Академия, 2003. - 197 с.
17 Крылов, Э. И. Анализ эффективности производственной деятельности предприятий. [Текст] / Э.И. Крылов.- М.: Финансы и статистика. - 2010. - 381 с.
18 Кукушин, В. С. Педагогические технологии [Текст] Учеб. пособие / В. С. Кукушкин. - Ростов - на - Дону, 2012. - 587 с.
19 Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. [Текст] / Учебник для бакалавров И. Я. Лернер. - М.: Академия, 2004. - 345 с.
20 Орлов, А. А. Основы профессионально-педагогической деятельности. [Текст] / А. А. Орлов. - М.:, Дрофа, 2014. - 327 с.
21 Подласый, И. П. Педагогика. [Текст] / Подласый И. П. -М. Инфра-М, 2013. - 497 с.
22 Раицкий, К. А. Экономика предприятия. [Текст] / К.А. Рацкий. - М.: Маркетинг, 2010. - 415 с.
23 Рыжов, В. Н. Дидактика [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей и лицеев. / В. Н. Рыжов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 318 с.
24 Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие. / Г. К. Селевко. - М.: Москва, 2006. - 236с
25 Серегеев, И. В. Экономика предприятия. [Текст] / И. В. Сергеев. - М; Финансы и статистика, 2012. - 341 с.
26 Сластенин, А. С. Педагогика. [Текст] / А.С. Сластенин. - М. Интерра, 2004. - 189 с.
27 Смирнов, С. А. Педагогика. Теории, системы, технологии. [Текст] / Учебное пособие С. А. Смирнов. - М. Проспект, 2006. - 482 с.
28 Харламов, И. Ф. Педагогика. [Текст] / Учебник для бакалавров И. Ф. Харламов. -М. Дрофа, 2013.
29 Шлаков, С. А. Игры учащихся. [Текст] / Учебник для бакалавров С.А. Шлаков. -М. Академия, 2014. - 255 с.
30 Яковлев, И. М. Методика и техника урока. [Текст] / И. М. Яковлев. - М. Инфра-М, 2011. - 234 с.