Введение стр.4-6
Глава I. Теоретические основы организации социально-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях реабилитационного центра
1.1. Социально-педагогическая характеристика детей с расстройством
аутистического спектра стр.7-16
1.2. Условия социально-педагогического сопровождения детей с
расстройством аутистического спектра в рамках реабилитационного центра 17-23стр.
1.3. Альтернативная коммуникация как способ общения ребенка с
расстройством аутистического
спектра стр.24-31
Выводы по первой главе стр.32
Глава II. Практическая работа по организации индивидуального социальнопедагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях реабилитационного центра
2.1. Диагностика социальных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра стр.33-43
2.2. Реализация социально-педагогических условий по индивидуальному сопровождению ребенка с расстройством аутистического спектра в рамках реабилитационного центра стр.44-49
2.3. Результаты практической работы по организации индивидуального социально-педагогического сопровождения ребенка с расстройством
аутистического спектра в условиях реабилитационного центра стр.50-58
Выводы по второй главе стр.59
Заключение стр.60
Список использованной литературы стр. 61-65
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Среди широкого спектра заболеваний, связанных с нарушением психического развития, лидирующую роль занимает аутизм. Аутизм - это заболевание, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Г оворя об аутизме, очень часто используется понятие «расстройство аутистического спектра» (далее - РАС), что отражает спектр различных проявлений данного заболевания и различные, порой уникальные, комбинации преимуществ и недостатки, свойственные разным детям.
По данным Всемирной организации здравоохранения, число детей, страдающих аутизмом, последние годы по всему миру ежегодно увеличивается на 1,3%. За 10 лет оно выросло более чем в 10 раз. По данным американских исследований, в США на каждые 88 детей один ребенок рождается с аутизмом. Такая пропорция характерна, скорее всего, и для остального мира. Для сравнения: в 1975 году аутизмом страдал всего один ребенок из каждых 1,5 тысячи малышей. Аутизм у детей встречается намного чаще, чем такие заболевания, как синдром Дауна, сахарный диабет и онкология вместе взятые. В последнее время многие зарубежные врачи все чаще говорят о пандемии - мировой эпидемии аутизма [10].
Специалисты реабилитационного центра «Радуга» также отмечают, что количество таких детей увеличилось, на каждом реабилитационном курсе есть 3-4 семьи, воспитывающие ребенка (детей) с РАС [9]. Конечно, рост численности детей с РАС не может не заставить задуматься.
Звеном, которое объединяет все расстройства аутистического спектра, можно назвать нарушения в сфере взаимодействия с окружающими людьми, включающие нарушения в сфере общения (коммуникативной сфере), которые могут включать как отсутствие вербальной речи, так и недостатки в использовании невербальной общения: отставание разговорной речи, неспособность задавать вопросы и отвечать на них, различные стереотипные высказывания и другие особенности, присущие ребенку с аутизмом. Все эти нарушения ограничивают детей с РАС в образовательном, социальном и профессиональном плане.
Именно нарушения в социальной и коммуникативной сферах, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, являются одним из главных недостатков, препятствующим успешной адаптации детей с РАС в общество. В нашей стране нет стандартизированных адаптированных методик, с помощь которых можно было бы определить уровень развития социальных навыков детей с РАС.
С опорой на международную классификацию функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) и на основе работ Тео Питерса был составлен диагностический материал, позволяющий
определить уровень развития социальных навыков и построить свою индивидуальную программу сопровождения ребенка с РАС.
Поэтому цель научного исследования - определить результативность социально-педагогических условий индивидуального сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях реабилитационного центра.
Для достижения поставленной цели необходимо решение
следующих задач:
• Проанализировать социально-педагогическую литературу по теме исследования и теоретически обосновать социально-педагогические условия индивидуального сопровождения ребенка с РАС в условиях реабилитационного центра;
• Определить уровень развития социальных навыков ребенка с РАС;
...
В ходе анализа теоретических основ использования альтернативной коммуникации в работе с детьми с расстройством аутистического спектра решался ряд задач, в результате чего нами были выяснены главные особенности детей, страдающих аутизмом, аспекты, на которые стоит обратить внимание в работе с ребенком данной категории. Также были теоретически обоснованы социально-педагогические условия сопровождения ребенка с РАС. Одной из самых разрушающих проблем является наличие коммуникативного барьера между ребенком и окружающим его миром, который заключается в определенной форме восприятия окружающей действительности и неспособности выстраивать общение.
Именно поэтому в настоящее время многие зарубежные и отечественные исследователи применяют в работе с детьми с аутизмом средства дополнительной коммуникации, которые помогают ребенку быть понятым и услышанным.
Анализ теоретических аспектов лег в основу разработки диагностического инструментария, с помощью которого был определен уровень развития социальных навыков ребенка по определенным критериям. Ребенок имеет низкий уровень развития социальных навыков, имеют место признаки социальной дезадаптации. После проведения диагностики, нами были реализованы следующие социально-педагогические условия:
использование дополнительной коммуникации и игровых методов в работе с ребенком, адаптация окружающей среды под потребности ребенка, оказание помощи родителям в овладении практическими знаниями и умениями.
Повторный диагностический срез показал положительные сдвиги по следующим критериям: эмоциональный фон, социальное взаимодействие, визуальные опоры. Уровень развития социальных навыков ребенка повысился и изменился с низкого на средний.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена.
Список использованной литературы
1. Александрова, Л.Ю. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС. / Л.Ю. Александрова // Вестник Новгородского педагогического университета. -2017. - №1 . -C.4-7
2. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. Сбор статей. / Ред.-сост. В. Рыскина. - СПБ.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2016. -288 с.
3. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Франческа Аппе; пер. с англ. Д. В. Ермолаева. - М.: Теревинф, 2013. - 216 с.
4. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук. -Воронеж: НПО «МОДЭК»,1995. -640 с.
5. Богдашина, О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / под науч. ред. Е. А. Череневой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2015. -248 с.
6. Бондаренко, Т.А. Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС. / Т.А. Бондаренко // Известия Волгоградского педагогического университета.- 2015. -№ 10. -С.88-91
7. Бочарова, Ю.Ю., Патрина, О.В. Исследование социальнопедагогических условий интеграции детей с расстройством аутистического спектра в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Красноярска / Ю.Ю. Бочарова, О.В. Патрина // Вестник Красноярского педагогического университета им. В. П. Астафьева. -2014. №5. -С.34-39
8. Вольняков, В.В. Психологическая помощь родителям детей с
расстройствами аутистического спектра // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2018. № 5(47). URL:
http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5875 (дата обращения: 16.02.2018).
9. Вощенко, Н.Д. Альтернативные способы коммуникации в работе с детьми с расстройством аутистического спектра / Н.Д. Вощенко// Сибирский вестник специального образования. -2015.-№2. -С 22-24.
10. Всемирная организация здравоохранения: [Электронный ресурс] URL: http: //www.who .int/ru (Дата обращения: 17.09.2016).
11. Гринспен, Стенли. На ты с аутизмом. -3-е изд. / Стенли Гринспен, Серена Уидер. -М.: Теревинф, 2015. -512 с.
12. Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Непомнящая Н. А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 1-8. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46370.htm.
13. Каган, В. Аутята. Родителям об аутизме/ Виктор Каган. - СПб- Питер, 2015.- 160 с.
14. Колесникова, Г.Ю. Изучение особенностей речевых средств общения у детей с расстройством аутистического спектра / Г.Ю. Колесникова, Е.А. Лоншакова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2016. -№49-1. -С.50-54.
15. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: сборник материалов I Всероссийской научнопрактической конференции, 14-16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. -М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 449 с.
... всего 40 источников