Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения артикуляционной моторики и звукопроизношения
1.1. Развитие звукопроизношения и артикуляции в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития артикуляционной моторики и
звукопроизношения при дизартрии 15
1.3. Обзор методик логопедической работы по диагностике и коррекции
нарушений звукопроизношения и артикуляционной моторики 23
Глава 2. Экспериментальное изучение звукопроизношения и особенностей артикуляционной моторики у детей 6 - 7 лет с дизартрией
2.1. Организация и методика экспериментального обследования 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по коррекции нарушений артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей 6 - 7 лет
с дизартрией 54
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения 75
Актуальность исследования обусловлена значимостью своевременной диагностики звукопроизношения, артикуляционной моторики и коррекционно - логопедического воздействия у дошкольников с дизартрией для их дальнейшей успешной социальной адаптации и полноценной учебной деятельности.
В современных реалиях предъявляются высокие требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Вступивший в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013 № 273-ФЗ ст.79 (ред. от 07.03.2018) задаёт новые направления в поисках организации обучения дошкольников. Содержание образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие коммуникативных навыков детей [46].
Проблемы диагностики дизартрии, организации логопедической помощи этим детям являются значимыми, если учитывать распространенность этого дефекта. В последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.
Для детей с дизартрией характерно нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом у детей данной категории является нарушения звукопроизношения, выраженные фонологическими дефектами, такими, как отсутствия, замены и смешения звуков, антропофоническими дефектами, проявляющимися в искажении звуков. Понять механизм, первопричину этих нарушений крайне важно для построения оптимального пути их преодоления.
Система логопедического воздействия при дизартрии носит комплексный и систематический характер, и позволяет скорректировать формирование произносительной речи ребёнка в дошкольном периоде, предотвратить вторичные нарушения.
Исходя из выше изложенного, вытекает проблема нашего исследования: обследование артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей с дизартрией.
Цель исследования: Определить влияние нарушений артикуляционной моторики на состояние звукопроизношения у детей 6 - 7 лет с дизартрией.
В соответствии поставленной целью, были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую
литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности двигательных функций губ, челюсти, языка, динамической организации движений органов артикуляции и уровни сформированности звукопроизношения у детей 6 - 7 лет с дизартрией.
3. Провести анализ взаимосвязи нарушений звукопроизношения и особенностей артикуляционной моторики.
4. Составить методические рекомендации по коррекции нарушений артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей 6 - 7 лет с дизартрией.
Объект исследования: нарушение звукопроизношения у детей 6 - 7 лет с дизартрией.
Предмет: взаимосвязь дефектов звукопроизношения и расстройств
артикуляции.
Гипотезой исследования является предположения о наличии взаимосвязи между нарушениями звукопроизношения и артикуляционной моторики.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами исследования:
1) Теоретические: анализ научно-методической и логопедической
литературы по проблеме изучения особенностей и уровней сформированности артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей с дизартрией.
2) Эмпирические: изучение медицинской и психолого-педагогической документации; беседы с педагогами; наблюдение; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С., Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.И., Лурия А.Р.).
Организация исследования.
Базой исследования явилось «МАДОУ № 333 комбинированного вида», где была сформирована экспериментальная группа, в состав которой вошли 10 детей подготовительной группы компенсирующей направленности.
При комплектовании группы учитывались следующие факторы:
1) Возраст испытуемых (6 - 7 лет);
2) Характер дефекта (дизартрия);
3) Отсутствие сочетанных дефектов (нарушение интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).
Констатирующий эксперимент включал в себя два блока:
I. Исследование артикуляционной моторики, состоящее из 4 серий заданий:
1) Исследование двигательной функции губ; 2) Исследование двигательной функции челюсти; 3) Исследование двигательной функции языка; 4) Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.
Для проведения I блока экспериментальной части были использованы методы и приёмы обследования артикуляционной моторики, представленные в работах Трубниковой Н.М [41].
II. Исследование звукопроизношения, состоящее из заданий: произношение звуков в словах, изолированное произнесение дефектных звуков.
Обследование звукопроизношения осуществлялось нами по традиционным методикам, принятым в логопедии и опубликованным в работах Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В., Ткаченко Т.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., с использованием картинного материала Иншаковой.
Исследование проводилось в течение 2018 - 2019 гг. и проходило в четыре этапа:
1) Ноябрь-декабрь 2018г. - изучение психолого-педагогической литературы, определение содержания констатирующего эксперимента;
2) Январь 2019г. - проведение констатирующего эксперимента;
3) Февраль 2019г. - анализ результатов констатирующего эксперимента;
4) Март 2019г. - обобщение; оформление высшей квалификационной
работы....
В ходе исследовательской работы нами был поставлен ряд задач.
В рамках решения первой задачи, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования таких авторов, как Мастюкова Е.М., Соботович Е.Ф., Ипполитова М.В., Токарева О.А., Правдина О.В., Винарская Е.Н., Лопатина Л.В., Гуровец Г.В., Маевская С.И., Архипова Е.Ф., Белякова Л.И. и пришли к выводу о том, что развитие звукопроизношения и артикуляции в онтогенезе проходит ряд последовательных этапов. У детей в возрасте 6-7 лет без патологии и полноценном речевом окружении артикуляционная база сформирована и звуковая сторона речи усвоена.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что структура дефекта при дизартрии сложна. Органические поражения ЦНС приводят к расстройству моторных функций и всей звукопроизносительной стороны речи. На фоне данных нарушений происходит отставание в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы.
Нарушения звукопроизношения у детей выражаются в искажениях артикуляции, в смешениях, заменах и пропусках звуков.
Фонологические нарушения при дизартрии обусловлены паретичностью и спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. У детей с данной патологией наблюдается слабость кинестетических ощущений, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.
Характер нарушения звуков при дизартрии может изменяться под воздействием различных лингвистических факторов: места звука в слове, соседствующих звуков, структуры слога, в которых входит звук, ударения, слоговой структуры всего слова.
Результатом кинетической несформированности артикуляторного праксиса является нарушение плавности двигательного акта, упрощение артикуляции.
Особой трудностью в артикуляционной моторике является неумение выделять кончик языка и выполнять мышцами языка тонкие дифференцированные движения
Специфические нарушения у детей с дизартрией заключаются в стойком характере нарушений звукопроизношения, сложности их преодоления, более длительных сроках автоматизации звуков.
Коррекционно-логопедическое воздействие имеет ряд специфических этапов. Осуществляется последовательно, при этом на каждом из этих этапов решается определённая педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия.
Для решения второй задачи мы подобрали методики исследования и провели констатирующий эксперимент. В ходе эксперимента мы выявили у обследуемых детей ряд особенностей артикуляционной моторике:
1. нарушения тонких дифференцированных движений кончика языка, приводящих к нарушениям звукопроизношения звуков верхнего подъёма: [ш], [щ], [ж], [л], [л’], [р], [р’].
2. двигательные трудности кинетического характера, которые ведут к дефектам замен, пропусков звуков, а также упрощения произношения аффрикат [ч], [ц].
3. недостаточность кинестетических ощущений, обусловленную тонусными нарушениями мышц языка и круговых мышц губ, и выраженную в непостоянстве нарушений звуков, искажениях.
При исследовании звукопроизношения выявлены следующие нарушения: свистящие звуки- 30% испытуемых, шипящие звуки- 30%, аффрикаты- 50%, [л], [л’] - 40%, [р], [р’] - 70% испытуемых. Остальные звуки в речи испытуемых
сохранны. Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова, при стечении согласных и в безударном слоге.
Нарушения произношения у данной категории детей в большинстве случаев носят полиморфный характер, проявляются как в искажениях, так и заменах и пропусках.
Сравнительный анализ уровней сформированности артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей экспериментальной группы показал отсутствие грубых диссоциаций, это подтверждает связь нарушений артикуляционной моторики и звукопроизношения.
Для решения третьей задачи, мы разработали методические рекомендации, которые позволят устранить нарушения артикуляционной моторики и дефекты произношения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. М.: ААТ: Астрель, 2008.254 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста: Учебное пособие / Е.Ф Архипова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 256 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. - 319.
5. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М., 2002.
6. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2008.
7. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - ТОО
«Издательство - Библиополис». СПб. 1994. - 208 с.
9. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Издание 2, перераб. и доп.- Красноярск, 2015.
10. Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: АСТ: Астрель. Хранитель, 2006.141, 3-е изд. ил. (Библиотека логопеда).
11. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. фак. высш. учеб.заведений /под редакцией Л.С Волковой.-5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
12. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 2003.
13. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей, СПб, 1993.
14. Волошина И.А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков - Москва: Детство - Пресс, 2018.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы детской речи. - М., 1971....47