Совершенствование скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ САМБО 6
1.1 Понятие скоростно-силовых способностей 6
1.2 Психофизиологические особенности детей 14-15 лет 11
1.3 Методика развития скоростно-силовых способностей обучающихся
14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо 24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Методы исследования 36
2.2 Организация исследования 39
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ
УРОВНЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ САМБО 41
3.1. Определение уровня скоростно-силовой подготовленности
обучающихся 14-15 лет перед началом эксперимента 41
3.2. Разработка экспериментальной методики совершенствования
скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет 43
3.3. Проверка эффективности экспериментальной методики 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список использованных источников 65
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ САМБО 6
1.1 Понятие скоростно-силовых способностей 6
1.2 Психофизиологические особенности детей 14-15 лет 11
1.3 Методика развития скоростно-силовых способностей обучающихся
14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо 24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Методы исследования 36
2.2 Организация исследования 39
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ
УРОВНЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ САМБО 41
3.1. Определение уровня скоростно-силовой подготовленности
обучающихся 14-15 лет перед началом эксперимента 41
3.2. Разработка экспериментальной методики совершенствования
скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет 43
3.3. Проверка эффективности экспериментальной методики 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список использованных источников 65
Актуальность. Проблематика в области рациональных вариантов проведения тренировочных занятий во внеурочной деятельности во все времена была довольно значимой в вопросах подготовки спортивного резерва. Изучение различных научных работ относительно подготовки обучающихся позволяет сделать выводы о том, что в последние годы специалисты обращают пристальное внимание на процесс избрания самых результативных средств, а также методов всесторонней подготовки спортсменов, которые и предопределяют самые результативные спортивные достижения.
Процесс соревновательной деятельности в самбо, прежде всего, предопределяется комплексным формирование и последующим проявлением спортсменами быстроты, а также силы и как результат во время тренировочного процесса очень важно уделять самое пристальное внимание скоростно-силовой подготовки самбистов.
Значение скоростно-силовых качеств для самбистов очень велико, потому что показатель технико-тактического мастерства основан на хорошей физической подготовке. В различных исследованиях можно найти мнение о том, что развития показателей физической, а соответственно и скоростно-силовой подготовленности обучающихся можно добиться при помощи самого самбо, а значит, при помощи использования всевозможных упражнений во время технико-тактических занятий происходит обеспечение развития показателей физической подготовленности. Но, несмотря на это применяя только специальные средства в подготовительном процессе невозможно целенаправленно формировать именно такие физические свойства, которые поспособствуют развитию результативности их технического мастерства. Если не использовать целенаправленного развития скоростно-силовых качеств, то во время развития технико-тактического мастерства обучающихся нельзя будет отметить большого развития показателя скоростно-силовых способностей. И как результат нужно применять целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств как одного из направлений подготовки самбистов.
Объект исследования - скоростно-силовая подготовленность.
Предмет исследования - совершенствование скоростно-силовой подготовленности.
Методы исследования:
Методы эмпирического уровня:
-Тестирование
-Сравнение Методы экспериментально-теоретического уровня:
- Педагогический эксперимент
-Анализ
Методы теоретического уровня:
- изучение и обобщение
-математическая статистика
Цель работы состоит в исследовании особенностей совершенствования скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15лет во внеурочной деятельности средствами самбо.
Задачи исследования:
1 .Изучить различные источники по теме совершенствование скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо.
2.Разработать и проверить экспериментальную методику совершенствования скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо, а также сравнить собранные данные.
Гипотеза: Мы предполагаем, что совершенствование скоростно¬силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо будет более эффективным при условии совершенствования скоростно-силовой подготовленности самбистов 14-15 лет.
Теоретическая значимость исследуемой темы заключается в том, что обозначенные выводы, основные результаты и методические рекомендации могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе для совершенствования скоростно-силовой подготовленности самбистов 14-15 лет во внеурочной деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны для избирательного планирования объема средств и методов совершенствования скоростно-силовой подготовленности самбистов 14-15 лет во внеурочной деятельности.
Структура и объем работы. Работа содержит ведение, три главы, выводы, список используемых источников.
Процесс соревновательной деятельности в самбо, прежде всего, предопределяется комплексным формирование и последующим проявлением спортсменами быстроты, а также силы и как результат во время тренировочного процесса очень важно уделять самое пристальное внимание скоростно-силовой подготовки самбистов.
Значение скоростно-силовых качеств для самбистов очень велико, потому что показатель технико-тактического мастерства основан на хорошей физической подготовке. В различных исследованиях можно найти мнение о том, что развития показателей физической, а соответственно и скоростно-силовой подготовленности обучающихся можно добиться при помощи самого самбо, а значит, при помощи использования всевозможных упражнений во время технико-тактических занятий происходит обеспечение развития показателей физической подготовленности. Но, несмотря на это применяя только специальные средства в подготовительном процессе невозможно целенаправленно формировать именно такие физические свойства, которые поспособствуют развитию результативности их технического мастерства. Если не использовать целенаправленного развития скоростно-силовых качеств, то во время развития технико-тактического мастерства обучающихся нельзя будет отметить большого развития показателя скоростно-силовых способностей. И как результат нужно применять целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств как одного из направлений подготовки самбистов.
Объект исследования - скоростно-силовая подготовленность.
Предмет исследования - совершенствование скоростно-силовой подготовленности.
Методы исследования:
Методы эмпирического уровня:
-Тестирование
-Сравнение Методы экспериментально-теоретического уровня:
- Педагогический эксперимент
-Анализ
Методы теоретического уровня:
- изучение и обобщение
-математическая статистика
Цель работы состоит в исследовании особенностей совершенствования скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15лет во внеурочной деятельности средствами самбо.
Задачи исследования:
1 .Изучить различные источники по теме совершенствование скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо.
2.Разработать и проверить экспериментальную методику совершенствования скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо, а также сравнить собранные данные.
Гипотеза: Мы предполагаем, что совершенствование скоростно¬силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо будет более эффективным при условии совершенствования скоростно-силовой подготовленности самбистов 14-15 лет.
Теоретическая значимость исследуемой темы заключается в том, что обозначенные выводы, основные результаты и методические рекомендации могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе для совершенствования скоростно-силовой подготовленности самбистов 14-15 лет во внеурочной деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны для избирательного планирования объема средств и методов совершенствования скоростно-силовой подготовленности самбистов 14-15 лет во внеурочной деятельности.
Структура и объем работы. Работа содержит ведение, три главы, выводы, список используемых источников.
На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы.
1 .Изучили различные источники по теме совершенствование скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо.
2. Разработали и доказали достоверность экспериментальной методики совершенствования скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо.
Скоростно-силовые качества имеют проявление как вариант быстродействующей, а также амортизационной силы. Но данные качества находятся в зависимости от уровня развития мышечно-нервной системы, а также способностей различных мышц к скоростному усилию в период старта и так далее. Рассмотренные показатели различным образом воздействуют на возникновение скоростно-силовых возможностей и трансформируются в результате выполнения определенных двигательных действий.
Под силой предопределяют способность спортсмена противостоять внешней форме сопротивления при помощи напряжения своих мышц. В качестве силовых способностей можно определить систему разнообразных проявлений обучающегося в конкретной работе, в комплекс которой закладывают такое понятие как сила. При этом силовые качества обучающегося не могут возникнуть самостоятельно. Они появляются только во время определенной формы двигательной активности. Видами силовых способностей являются: медленная динамическая сила, скоростная
динамическая сила, «взрывная» сила», амортизационная сила, максимальная изометрическая (статическая) сила, силовая выносливость, статическая выносливость.
Комплекс скоростно-силовых качеств это изначальная, а также нарастающая и, кроме этого, полная сила, а кроме этого полный вариант реакции сопротивления со стороны мышц. В современных исследованиях можно найти выводы о том, что показатель становления скоростно-силовых качеств проявляется при помощи комплекса физических заданий, которые, применяются во время тренировочных занятий. В качестве средств развития скоростно-силовых качеств определяют комплекс повторяющихся заданий, выполняемых с использованием во время их выполнения определенных групп мышц с конкретно заданной скоростью и периодом исполнения.
Возраст 14-15 лет является наиболее сенситивным для развития силовых способностей, так как именно в этот период происходит самый бурный рост мышц и их силы. При помощи анаэробных процессов происходит значительное развитие системы субмаксимальной, а также максимальной относительной направленности мощности. И как результат именно в этот возрастной период можно результативно формировать как скоростные, так и силовые, а значит и скоростно-силовые способности.
В качестве наиболее положительного времени формирования скоростно-силовых способностей определяют период 14-15 лет. Кроме этого, стоит сказать о том, что в этот период времени данные физические качества можно целенаправленно развивать. Во время формирования скоростно-силовых качеств нужно помнить про морфофункциональные особенности обучающихся. Возраст 14-15 лет - это стадия начальной физической зрелости, стадия завершения полового созревания. Это период относительно спокойного развития. Физическое и физиологическое развитие определяет готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам. Основными физиологическими характеристиками 14-15 лет являются: завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов, это период относительно спокойного развития, отмечается готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам.
В качестве основной педагогической направленности формирования скоростно-силовых качеств обучающихся можно указать:
-направленную методику на развитие скоростно-силовых способностей и ее системную нацеленность на всевозможные проявления скоростно¬силовых качеств обучающихся;
-адаптацию скоростно-силовых нагрузок на основании личных данных скоростно-силовых качеств каждого обучающегося;
-активизацию процесса самостоятельной деятельности исходя из собственной заинтересованности;
-использование педагогического варианта контроля
- проведения поэтапного оценивания уровня подготовленности каждого обучающегося.
Методический комплекс тренировочного процесса, направленного на формирование скоростно-силовых качеств, предопределяют исходя из направленности сопротивления заданий направленных на формирование скоростно-силовых качеств обучающегося подразделяя при этом на определенные категории: задания с использованием внешнего сопротивления; задания, направленные на преодоление личного тела; а также изометрические задания. Развитие скоростно-силовых качеств происходит и в период основной физической подготовки, и во время специального варианта физической подготовки спортсменов. При этом в любом случае будет определена конкретная цель, которая будет направлена на формирование скоростно-силовых способностей и которую нужно разрешить во время проведения тренировочных занятий. И исходя из этого подобрать доступные и результативные средства, а также методы формирования скоростно-силовых способностей обучающихся.
Для выявления исходного уровня скоростно-силовой подготовленности обучающихся было проведено контрольное тестирование. В нашем исследовании принципиальных различий соматометрические и физиометрические показатели занимающихся в КГ и в ЭГ установлено не было.
Далее была разработана экспериментальная методика совершенствования скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо, на основании которой проводились учебно-тренировочные занятия с самбистами экспериментальной группы на протяжении восьми недель. При этом контрольная группа занималась по общепринятой программе вида спорта самбо.
После окончания эксперимента было проведено повторное тестирование скоростно-силовой подготовленности обучающихся контрольной и экспериментальной группы.
Оценивая полученные данные скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп при сравнении показателей начала и конца педагогического эксперимента, наблюдается повышение результатов по всем показателям.
Анализ данных полученных в ходе эксперимента позволяет констатировать, что лучшими оказались показатели у обучающихся 14-15 лет участников экспериментальной группы.
Таким образом, предположение гипотезы экспериментально подтвердило факт положительного влияния экспериментальной методики совершенствования скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо на развитие скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет.
1 .Изучили различные источники по теме совершенствование скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо.
2. Разработали и доказали достоверность экспериментальной методики совершенствования скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо.
Скоростно-силовые качества имеют проявление как вариант быстродействующей, а также амортизационной силы. Но данные качества находятся в зависимости от уровня развития мышечно-нервной системы, а также способностей различных мышц к скоростному усилию в период старта и так далее. Рассмотренные показатели различным образом воздействуют на возникновение скоростно-силовых возможностей и трансформируются в результате выполнения определенных двигательных действий.
Под силой предопределяют способность спортсмена противостоять внешней форме сопротивления при помощи напряжения своих мышц. В качестве силовых способностей можно определить систему разнообразных проявлений обучающегося в конкретной работе, в комплекс которой закладывают такое понятие как сила. При этом силовые качества обучающегося не могут возникнуть самостоятельно. Они появляются только во время определенной формы двигательной активности. Видами силовых способностей являются: медленная динамическая сила, скоростная
динамическая сила, «взрывная» сила», амортизационная сила, максимальная изометрическая (статическая) сила, силовая выносливость, статическая выносливость.
Комплекс скоростно-силовых качеств это изначальная, а также нарастающая и, кроме этого, полная сила, а кроме этого полный вариант реакции сопротивления со стороны мышц. В современных исследованиях можно найти выводы о том, что показатель становления скоростно-силовых качеств проявляется при помощи комплекса физических заданий, которые, применяются во время тренировочных занятий. В качестве средств развития скоростно-силовых качеств определяют комплекс повторяющихся заданий, выполняемых с использованием во время их выполнения определенных групп мышц с конкретно заданной скоростью и периодом исполнения.
Возраст 14-15 лет является наиболее сенситивным для развития силовых способностей, так как именно в этот период происходит самый бурный рост мышц и их силы. При помощи анаэробных процессов происходит значительное развитие системы субмаксимальной, а также максимальной относительной направленности мощности. И как результат именно в этот возрастной период можно результативно формировать как скоростные, так и силовые, а значит и скоростно-силовые способности.
В качестве наиболее положительного времени формирования скоростно-силовых способностей определяют период 14-15 лет. Кроме этого, стоит сказать о том, что в этот период времени данные физические качества можно целенаправленно развивать. Во время формирования скоростно-силовых качеств нужно помнить про морфофункциональные особенности обучающихся. Возраст 14-15 лет - это стадия начальной физической зрелости, стадия завершения полового созревания. Это период относительно спокойного развития. Физическое и физиологическое развитие определяет готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам. Основными физиологическими характеристиками 14-15 лет являются: завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов, это период относительно спокойного развития, отмечается готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам.
В качестве основной педагогической направленности формирования скоростно-силовых качеств обучающихся можно указать:
-направленную методику на развитие скоростно-силовых способностей и ее системную нацеленность на всевозможные проявления скоростно¬силовых качеств обучающихся;
-адаптацию скоростно-силовых нагрузок на основании личных данных скоростно-силовых качеств каждого обучающегося;
-активизацию процесса самостоятельной деятельности исходя из собственной заинтересованности;
-использование педагогического варианта контроля
- проведения поэтапного оценивания уровня подготовленности каждого обучающегося.
Методический комплекс тренировочного процесса, направленного на формирование скоростно-силовых качеств, предопределяют исходя из направленности сопротивления заданий направленных на формирование скоростно-силовых качеств обучающегося подразделяя при этом на определенные категории: задания с использованием внешнего сопротивления; задания, направленные на преодоление личного тела; а также изометрические задания. Развитие скоростно-силовых качеств происходит и в период основной физической подготовки, и во время специального варианта физической подготовки спортсменов. При этом в любом случае будет определена конкретная цель, которая будет направлена на формирование скоростно-силовых способностей и которую нужно разрешить во время проведения тренировочных занятий. И исходя из этого подобрать доступные и результативные средства, а также методы формирования скоростно-силовых способностей обучающихся.
Для выявления исходного уровня скоростно-силовой подготовленности обучающихся было проведено контрольное тестирование. В нашем исследовании принципиальных различий соматометрические и физиометрические показатели занимающихся в КГ и в ЭГ установлено не было.
Далее была разработана экспериментальная методика совершенствования скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо, на основании которой проводились учебно-тренировочные занятия с самбистами экспериментальной группы на протяжении восьми недель. При этом контрольная группа занималась по общепринятой программе вида спорта самбо.
После окончания эксперимента было проведено повторное тестирование скоростно-силовой подготовленности обучающихся контрольной и экспериментальной группы.
Оценивая полученные данные скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп при сравнении показателей начала и конца педагогического эксперимента, наблюдается повышение результатов по всем показателям.
Анализ данных полученных в ходе эксперимента позволяет констатировать, что лучшими оказались показатели у обучающихся 14-15 лет участников экспериментальной группы.
Таким образом, предположение гипотезы экспериментально подтвердило факт положительного влияния экспериментальной методики совершенствования скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо на развитие скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет.
Подобные работы
- Развитие физических качеств обучающихся среднего школьного возраста средствами дзюдо
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020



