Введение 3
Глава 1. Методы развития скоростно-силовых качеств в беге на короткие дистанции 5
1.1. Особенности развития скоростно-силовых качеств у легкоатлетов 5
1.2. Физиология бега 16
1.3. Методы развития скоростно-силовых качеств в спринтерском
беге 27
1.4. Развитие физических способностей у детей и подростков, в
зависимости от возраста, пола и индивидуальных возможностей 51
1.5. Биомеханика двигательной деятельности 54
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 66
2.1. Методы исследования 66
2.2. Организация исследования 67
Глава 3. Выявление факторов, влияющих на развитие скоростно¬силовых качеств спринтеров 68
3.1. Влияние техники на развитие скоростно-силовых качеств 68
3.2. Выявление ошибок в технике бега спринтеров 81
3.3. Развитие скоростно-силовых качеств посредством совершенствования техники бега 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
Библиографический список 102
Спринт — совокупность легкоатлетических дисциплин, где спортсмены соревнуются в беге на короткие (спринтерские) дистанции по стадиону. Спринтом считаются дистанции до 400 метров включительно. В программу Олимпийских игр включен гладкий бег на 100, 200 и 400 метров у мужчин и женщин.
У спринтерского бега ярко выражена силовая направленность и в плане работы тела, и в плане биохимических и физиологических процессов, которые происходят в организме бегуна: во время спринта мобилизуются мышцы всего тела спортсмена, активизируется работа связок, сердечной и дыхательной систем.
Спринтерский бег требует идеальной подготовки во всём - в технике, в силе, в выносливости - строгой координации движения, виртуозного владения своим телом и быстрой ориентации в пространстве. Поэтому спринтерский бег - это разносторонняя и долгая подготовка ради нескольких мгновений на гонке.
Таким образом, потребность в развитии скоростно-силовых качеств только растёт, поэтому значительное место в тренировочном процессе должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень развития этих качеств способствует достижению высоких спортивных результатов.
Объект исследования: тренировочный процесс в лёгкой атлетике (спринт).
Предмет исследования: процесс воспитания скоростно-силовых качеств у детей 14-15 лет в спринтерском беге.
Цель исследования: Повышение уровня скоростно-силовых качеств посредством совершенствования техники бега.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Выявить и обосновать средства совершенствования скоростно-силовых качеств;
3. Разработать комплекс упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств;
4. Выявить результативность разработанного нами комплекса упражнений.
Гипотеза: Мы предположили, что внедрение разработанного нами комплекса физических упражнений в урок физической культуры повысит уровень скоростно-силовых качеств занимающихся.
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что нами был разработан комплекс упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств у детей 14-15 лет в беге.
Практическая значимость: экспериментально доказано, что
разработанный нами комплекс упражнений для совершенствования скоростно-силовых качеств у детей 14-15 лет в спринтерском беге способствует росту результатов и может быть использован в тренировочном процессе бегунов-спринтеров.
Бег - один из способов передвижения человека; отличается наличием так называемой «фазы полёта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей [2]. К классическим спринтерским дистанциям относится гладкий бег на 100, 200 и 400 м [3,5]. Целью в беге в каждой из перечисленных дистанций является преодоление ее за минимальное время в условиях соревнований [3].
Техника старта и бега по дистанции - решающие факторы в реализации скоростно-силового потенциала спринтера [6]. Для достижения высоких результатов бегунам-спринтерам необходим высокий уровень развития быстроты.
Для того, чтобы преодолеть дистанцию за намеченное время, спортсмену необходимо активизировать все свои силы - физические и эмоциональные. Каждый забег подразумевает демонстрацию максимально высоких показателей, бегуны спринта не могут позволить себе расслабиться даже на тренировке.
По результатам исследований, проводимых нами на этапах анкетирования и наблюдения, нами были выявлены проблемы, связанные с техникой бега спринтеров и развитием скоростно-силовых качеств. Так как данные проблемы являются важными в подготовке юных легкоатлетов и для их результата, нами был разработан комплекс упражнений, направленный на устранение этих проблем. Мы повысили уровень скоростно-силовых качеств посредством совершенствования техники бега.
В начале и конце педагогического эксперимента, нами были проведены двигательные тесты. Двигательные тесты считаются одним из важнейших средств контроля подготовки во многих спортивных дисциплинах. Именно по ним мы определяли подготовленность занимающихся. После проведения педагогического эксперимента результаты экспериментальной группы улучшились, что говорит о правильно подобранных упражнениях.