ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И САМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1.1. Проблема психологического благополучия в психологии 8
1.2. Проблема самоотношения в научных психологических
исследованиях 18
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ 31
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Результаты эмпирического исследования 40
2.3. Рекомендации для повышения уровня благополучия педагогов
общеобразовательного учреждения 63
Выводы по главе 2 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Результаты исследования по методике Пантилеева 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Результаты исследования по шкале К. Рифф 78
Актуальность исследования. Современная система отечественного образования является одной из наиболее динамично развивающихся сфер общественной жизни. В настоящее время происходят значительные изменения в различных направлениях этой системы. Одним из них является разработка, тестирование и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс. Вторым направлением является поиск эффективных методов оценки качества образования. Все эти изменения имеют важное значение для России, так как они способствуют формированию ее информационной и экономической безопасности, а также созданию инновационной основы для развития.
Вместе с тем, современные тенденции сферы образования предъявляют высокие требования к педагогам. Помимо своей профессиональной компетентности и психологического благополучия, педагоги также должны обладать хорошей самооценкой, стремиться к саморазвитию и быть осведомленными о своих положительных и отрицательных качествах, а также о своих эмоциональных и поведенческих особенностях. Одной из главных задач педагогов является создание образовательной среды, которая будет комфортной и безопасной для обучающихся, а также будет стимулировать их саморазвитие. От того, насколько успешно педагоги смогут преобразовать себя и свою жизнь в позитивном направлении, будет зависеть эффективность выполнения этой задачи и создание благополучной образовательной среды.
Актуальность темы работы обусловлена фактом, что психологическое благополучие является ключевым для полного раскрытия потенциала человека в своих уникальных жизненных условиях и обстоятельствах. В соответствии с этим подходом, жизненные трудности и негативный опыт, даже если они травмирующие, в определенных случаях могут способствовать улучшению психологического благополучия, поскольку они могут побудить 3
человека как более глубокому пониманию смысла жизни, осознанию собственных целей и установке более гармоничных взаимосвязей. Самоотношение, согласно С. Р. Пантелееву, представляет собой одну из форм «общего самоуважения» и является эмоционально-оценочной составляющей системы самосознания личности, которая выражает значение «Я» для самого субъекта.
Педагогическая деятельность требует от педагога активного и эмоционально насыщенного общения с учениками, их родителями, коллегами и руководством. Для успешной работы важно, чтобы педагог был психологически устойчивым и благополучным, так как именно он создаёт атмосферу, способствующую творчеству и безопасности для развития личности каждого ученика. Психологическое благополучие педагога позволяет ему эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и вдохновлять учеников на саморазвитие.
Психологическое благополучие педагога зависит от его психического здоровья, включая активность и состояние личностных структур. Важным фактором является позитивное самоотношение, позволяющее педагогу относиться к себе с уважением, доверием и ценностью. Это способствует устойчивому психическому состоянию и эффективной педагогической деятельности. Дополнительно, поддержка коллектива, доступ к ресурсам и эмоциональная поддержка также влияют на психологическое благополучие педагога и способность создавать благоприятную образовательную среду для учеников.
В ходе исследовательской работы необходимо разрешить следующие противоречия:
- на теоретическом уровне: большинство исследователей, описывают психологическое благополучие во взаимосвязи с осмысленностью жизни, ценностно-смысловыми образованиями, толерантностью, средовыми условиями, профессиональной деятельностью, в то время как возможна и другая взаимосвязь - с самоотношением;
• на практическом уровне: возросшие требования, предъявляемые обществом к личности и качеству работы педагога, сочетаются с недостаточной разработанностью: теоретических и практических основ формирования психологического благополучия педагогов, обеспечивающего выполнение данных требований.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему исследования: существует ли взаимосвязь самоотношения и уровня психологического благополучия педагогов общеобразовательного учреждения?
Объект исследования: самоотношение и психологическое
благополучие педагогов общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: взаимосвязь самоотношения и
психологического благополучия педагогов в образовательном учреждении.
Цель исследования: выявить взаимосвязь самоотношения и уровня психологического благополучия педагогов общеобразовательного учреждения.
Гипотеза исследования. Предполагается, что существует взаимосвязь самоотношения и психологического благополучия педагогов в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
• рассмотреть проблему психологического благополучия в психологии;
• проанализировать проблему самоотношения в научных психологических исследованиях;
• провести эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношения и уровня психологического благополучия педагогов общеобразовательного учреждения;
• предложить рекомендации для повышения уровня
психологического благополучия педагогов общеобразовательного учреждения....
1. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 21.12.2012] // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). ст. 7598.
2. Александрова И.Н. Возрастные особенности отношения студентов к психологическому здоровью // Изд-во: Общ.согранич.ответств. «Центр развития научного сотрудничества». №9-1. Новосибирск, 2012. 93 с.
3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Гуманно- личностный подход к образованию. М.: Амрита, 2019. 312 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2х т. Т. 2: Развитие и воспитание личности. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2007. 546 с.
5. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. Т. 6. №4. С.4-14.
6. Берзин Б. Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 4 (180). 2018. С. 74-81.
7. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. М.: Владос, 2010. 393 с.
8. Бисингалиева Ж.А. Исследование взаимосвязи показателей самоотношения и функций психологических границ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №. 67-4. С. 381-383.
9. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2013. 268 с.
10. Брэдберн Н. Структура психологического благополучия. Ярославль: Инфра, 2005. 13с.
11. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. № 1. Екатеринбург, 2013. С. 70-74.
12. Воронина А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. №3. С. 142-145.
13. Воронина Е.В. Научная организация педагогического труда. Педагогическая эргономика. М.: Юрайт, 2021. 129 с.
14. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. Иркутск, 2012. С.54-72.
15. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. №3. С. 17-21....50