Введение 3
Глава I. Теоретические основы профилактики девиантного поведения подростков в школе 6
1.1. Основные понятия и подходы к девиантному
поведению 6
1.2. Основные направления профилактики девиантного повеления
подростков 14
1.3. Основные службы, работающие с девиантными подростками в
школе 18
1.4. Основные направления профилактики девиантного поведения 19
Выводы по главе 1 24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения подростков 26
2.1. Изучение особенностей подростков с девиантным поведением в
школе 26
2.2. Проведение специальных занятий, направленных на развитие навыков поведенческих реакций подростков с отклоняющимся
поведением 42
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложения
Значимость и актуальность данной проблемы обусловлена тем, что как в Российской Федерации, так и в мире в целом, стремительно возросло количество учащихся-подростков, имеющих отклонения в поведении. По этой причине вопрос о профилактике девиантного поведения подростков является одним из ведущих факторов общего образовательного учреждения. В последнее время, в силу множества ряда причин, например, такие как урбанизация, малоустойчивость общества и интенсивность общественных сдвигов, усилились негативные тенденции, которые предъявляют высокие условия к устойчивости и самоопределению персоны подростка. Это все провоцирует девиантное поведение и зачастую ведет к деградации и саморазрушению личности.
Вне зависимости от того, как именно развивается общество, тенденция увеличения девиантных подростков присутствует везде и не является чем-то новым и уникальным. Однако, несмотря на то, что как в России, так и за рубежом имеется огромное количество работ по психологии девиантного поведения, девиантное поведение именно в подростковом возрасте освещена и изучена в меньшей степени.
С каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа подростков с девиантным поведением, отмечается рост подростковой преступности, наркомании, алкоголизма. Однако, стоит отметить, что даже подростки из благополучных семей сейчас имеют отклонения в поведении. Современная молодежь идет на мелкие преступления «ради забавы» из-за нехватки адреналина, проверяя себя и не быть пойманными. Это говорит об эмоциональном расслоении, а также о том, что подросткам не хватает каких- то ярких эмоций.
Первопричинами отклонений в поведении подростка можно назвать политическую, социально-экономическую и экологическую нестабильность общества, увеличение уровня активности псевдокультуры, изменение в ценностно-содержательной ориентации молодежи мало благоприятных семейных отношений и бытовых условий, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей на работе и тотальными увеличением разводов. Все это без исключения, оказывает огромное воздействие на умение ребенка к саморегуляции, самоутверждению в жизненноважных ситуациях, зачастую у подростков появляется чувство незащищенности и одиночества.
Трудностями в основах девиантного поведения его формированием и профилактикой занимались и занимаются ученые, педагоги, психологи, физиологи и медики. Среди них такие как Э. Фэрри, М. Вебер, Г. Парсонс, Ч. Беккарло и другие.
Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях девиантологии В.С. Афанасьев, Я.И. Гилинский, Б.М. Левин.
Воздействие школьной среды на процесс адаптации и социализации молодежи, а также роль общих образовательных учреждений в профилактике отклоняющегося поведения обучающихся, представлены в работах Б.Н. Алмазовой, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.
В какой степени удачно будет происходить социализация у подростка находится в непосредственной зависимости от профилактики девиантного поведения. По этой причине вопрос девиантного поведения, а также его профилактика не утрачивает собственной актуальности, а должна обязательно быть под пристальным контролем всех институтов. Только тогда можно открыть все нюансы ее решения.
...
Вопрос девиантного поведения подростков в последнее время стал еще более актуален. Поэтому вопрос о профилактике девиантного поведения подростков является одним из ведущих факторов общего образовательного учреждения.
Не поддается сомнению тот факт, что семья имеет одну из главных ролей в формировании, становлении и воспитании личности. Подросток проецирует свое поведение исходя из его личного опыта и видения. Однако, школа выступает главным институтом, в котором ребенок, повышая свой статут с опекаемого до учащегося, преодолевает еще одну ступень во взрослую жизнь. Как пройдет его адаптация в школе, какую он получит помощь в становлении взрослым, все это будет одним из главных показателей его будущей взрослой жизни. Школа, специальные межведомственные и социальные службы должны помогать ребенку, сглаживая его характер координировать его поведение и помогать в разрешении неких конфликтных ситуаций.
Цель нашей работы заключалась в том, чтобы исследовать девиантное поведение подростков в общеобразовательной школе. Провести профилактическую программу, и выявить работу специальных межведомственных служб, как помощь девиантным подросткам.
Задачами нашего исследования являлись: изучение психолого
педагогической литературы - в процессе исследования нами были изучены труды, посвященные проблеме девиантного поведения подростков, таких ученых как В.С. Афанасьев, Я.И. Гилинский, Б.М. Левин, А.Е. Личко, Г.Ф. Кумарин, В.В. Лозовой, И.А. Невский, В.Г. Степанов, Э. Фэрри, М. Вебер, Г. Парсонс, Ч. Беккарло и другие;
Изучить особенности девиантного поведения подростков в школе - мы провели тестирование, составили карту наблюдений, дали характеристику подросткам из каждой группы и провели анализ случаев;
результативность: Результат исследования показал, что если своевременно проводить профилактические мероприятия при содействии педагога- психолога, социального педагога и специальных служб, то количество девиантных подростков будет сокращаться. Вовремя проведенная профилактическая программа дает высокую результативность. Для успешного прохождения этого периода необходимо вовремя выявить начинающиеся отклонения в поведении подростка, а также оказать ему всестороннюю помощь в преодолении тяжелых жизненных ситуаций.
На наш взгляд гипотеза о том, что изучение особенностей подростков, склонных к девиантному поведению, проведение специальных занятий, взаимодействие со специалистами позволит более эффективно проводить профилактику девиантного поведения и будет давать положительную динамику и результативность подтвердилась.
Выдвинутая цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены.
1. Девиантное поведение: Профилактика, коррекция, реабилитация: [пособие]/М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014 - 286с.: Библиотека психолога.
2. Гилинский Я.И. стадии социализации индивида//Человек и общество. Вып.9. Л., 1971 с. 44-52.
3. Ремшид Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы
становления личности. М.: Мир, 1994.
4. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями. - М.: Просвещение, 1995. - 124 с.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 1986. - 158 с.
6. Базелюк В.В. Диагностическая и коррекционная работа с детьми школьного возраста, социально и педагогически запущенными: Метод. Рекомендации/ Ред. Н.Н. Тулькибаева. Челяб. Гос. Пед. Ун-т. - Челябинск: Факел, 1997. - 27 с.
7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.- метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
8. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 176 с.
9. Беличева С.А. Основы перевнтивной психологии. - М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. - 221 с.
10. Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 3. - С. 104-109.
11. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - М.: Ин-т. практич. психологии, 1996. - 224 с.
12. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 432 с.
13. Ковалева А.И. Социология личности: норма и отклонение. - М.: Просвещение, 1996. - 120 с.
14. Драгунова Т.В. Психические особенности подростков // Возрастная и педагогическая психология. - 1979. - № 1. - С. 305-317.
15. Амманскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М.: Наука, 1979. - 85 с.
... всего 33 источников