Глава 1. Эволюция военной мысли во второй половине XVIII - начале XIX века.
1.1. Обзор источников и историографии 8
1.2. Тактика военных действий и влияние на неё различных факторов 12
1.3. Вклад А.В.Суворова в развитие стратегии и тактики в войнах второй половины XVIII - начале XIX века 28
Глава 2. Аспекты изучения темы: “Развитие военного искусства Российской империи в конце XVIII - начале XIX века” с использованием наглядных материалов.
2.1. Методические приемы использования наглядности на уроке истории 41
2.2. Методические условия изучения темы “ Развитие военного искусства
России во второй половине XVIII - начале XIX века” - стиль 53
2.3. Анализ методических возможностей изучения военного искусства
России во второй половине XVIII - начале XIX века на уроках истории в 7 классах 65
Заключение 68
Список источников и использованной литературы 72
Приложения 74
Актуальность выбранной темы исследования определяется целым рядом факторов.
Во-первых, неоспоримым является тот факт, что огромное влияние на судьбы развития нашей российской цивилизации оказал военный фактор, - участие России в многочисленных войнах с самыми различными странами и политическими режимами. Поэтому изучение особенностей развития военного искусства России в обозначенный хронологический период представляется важным, позволяющим лучшим образом познать ее особый цивилизационный путь развития.
Во-вторых, особое значение приобретает изучение данной темы с позиции познания истории нашей страны XVIII - начала XIX веков, которая ощутила в своем развитии огромное влияние военного фактора. Именно он позволил ей добиться огромных геополитических побед и приобрести колоссальные территории.
В-третьих, в методическом плане, изучение данной темы позволяет учащимся лучшим образом познать историю России, понять особенности цивилизационного пути ее развития, воспитывает у них патриотические чувства.
Объект исследования - процесс изучения темы “ Развитие военного искусства России во второй половине XVIII - начале XIX века” на уроках истории в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методические условия и возможности изучения темы “ Развитие военного искусства России во второй половине XVIII - начале XIX века” с применением метода наглядности.
Основной целью данной работы является изучение особенностей развития военного искусства России в обозначенный хронологический период времени, а также изучение использования наглядности в ходе преподавания данной темы в школьном курсе истории.
Поставленная в работе цель предполагает решение ряда познавательных задач:
1) изучить особенности развития военного искусства России в
обозначенный период времени, проследив его на основе деятельности выдающихся отечественных полководцев;
2) выявить подходящий методический инструментарий для преподавания
данной темы школьникам.
3) изучить возможности использования материалов данной темы в процессе преподавания школьного курса истории для развития интеллектуальных способностей школьников, чувства любви к своей Родине.
Методы научного исследования, используемые в данной работе: аналитический, синтез, сравнительно-исторический, анализ педагогической литературы, педагогический эксперимент.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период истории нашего Отечества с конца XVIII века и до Отечественной войны 1812 года включительно. Именно в этот период исторического времени произошла глубокая эволюция военного искусства России, позволившая ей добиться огромных результатов в деле защиты своих геополитических интересов на международной арене.
Географические рамки данного исследования охватывают пространство нашей страны, а также сопредельных с ней стран (Османской империи, Персии, Швеции, Речи Посполитой), которые вступали с ней в военные конфликты, либо являлись ее военными союзниками.
Анализ методической литературы по теме - принципу наглядности в обучении уделялось большое внимание. Её исследовали Б.Б. Айсмонтас, Ю.К. Бабанский, В.Г. Болтянский, В.В. Давыдов, Я.А. Коменский, А.Н. Леонтьев, Н.В. Модестов, Т.С. Назарова, К.Д. Ушинский, и др. В них рассматриваются роль и значение наглядности в образовании, формирований понятий и продуктивной деятельности учащихся. В связи с этим рассмотрим основные работы по наглядности.
При анализе методической литературы о принципе наглядности было выявлено, что принцип наглядности - один из старейших и важнейших - означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Изначальной опорой наглядности является труд Я.А. Коменского “Великая дидактика”, который дал теоретическое обоснование данного принципа. Он считал, что в процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать - через это вести к знанию.
Д. Ушинский в своём учебнике “Родное слово” показывает нам практическую значимость развития наблюдательности и мышления. “Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова” - начните показывать картинки, и класс заговорит.
Наглядность обогащает круг представлений ребёнка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. Была рассмотрена сама технология наглядного обучения. Затем были указаны функции наглядного материала, а также факторы и методы наглядного обучения. Было выделено четыре основных фактора.
1. Наглядность обучения вытекает из того что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира и поэтому процесс этот происходит более успешно.
2. Познавательный процесс требует включения в овладение знания различных органов восприятия
3. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким.
4. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.
База исследования: МОУ СОШ 34
Гипотеза: основывается на предположении о том, что использование наглядных средств способствует повышению качества знаний и активизации учебной деятельности учащихся.
Методологической основой данного исследования является учение о диалектике, основанное на представлении о всеобщей взаимосвязи всех явлений и процессов окружающего нас мира.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее материалы можно использовать в ходе преподавания школьного курса истории.
Структура данной работы состоит из двух глав и содержит в себе теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть представлена анализом процессов развития военного искусства России в обозначенный хронологический промежуток времени, сделанным на основе изучения деятельности выдающихся полководцев России.
Практическая часть представлена анализом собственного опыта преподавания школьного курса истории и включает в себя опыт использования наглядных средств обучения.
Анализ объективных предпосылок развития военного искусства России был необходим нам для того, чтобы показать связь между военной организацией страны и всем ее экономическим и культурным строем.
В наиболее общей форме, указанная связь заключалась в том, что в рассматриваемое время в России имелись все необходимые условия не только для создания многочисленной армии, но и для обеспечения высокого уровня ее развития.
Экономическое развитие страны, как это было показано выше, являлось вполне достаточным как для технического оснащения вооруженных сил, так и для снабжения ее боеприпасами, снаряжением, продовольствием. Российская промышленность надежно удовлетворяла растущий спрос на оружие.
Характер внешней политики, которую вела Россия во имя осуществления важнейших национальных целей, придавал ее действиям справедливый характер.
Комплектование армии осуществлялось путем рекрутских наборов, что позволяло сохранить постоянный источник пополнения армии. Именно поэтому на протяжении всего столетия эта система практически не менялась. Положительным моментом этого было и то что «качество» человеческого материала, из которого складывалась русская армия, было однородным по сравнению с Западом, где армия комплектовалась по средствам наемников, главной целью которых была нажива.
Главное преимущество русской армии заключалось в том, что в данный период истории для нее была открыта возможность выхода из ограниченных рамок линейной тактики. Сама система линейной тактики с ее доведенными до автоматизма и расписанными до мельчайшего элемента действиями в бою для нашей армии была неприемлемой, т. к. не позволяла маневрировать.
Таким образом, армия перешла к новой тактике, основанной на сочетании колонн и рассыпного строя. Эта тактика характеризовалась активностью, решительностью действий и маневренностью войск, инициативой начальников, взаимодействием родов войск, расчленением боевых порядков по фронту и в глубину. Войска в рассыпном строю подготовляли бой огнем, а войска, построенные в батальонные колонны, наносили решающий удар.
Несравненно большой успех имело появление новых типов орудий, а именно: «адского огня», гладкоствольных и нарезных ружей, «секретных гаубиц» и единорогов, сыгравших ведущую роль в артиллерии. Они просуществовали в русской армии около 100 лет, показав свои блестящие боевые свойства в войнах XVIII-XIX веков.
Становление новых идей и боевой практики войск неотделимо от боевой деятельности великого русского полководца А.В. Суворов. Ему по праву принадлежит первое место в развитии военного искусства дореволюционной России.
Во все последующие годы он усовершенствовал свою систему, вносил в нее поправки с учетом боевого опыта своих войск и противника, с которым приходилось встречаться. Наряду с линейными боевыми порядками, А.В. Суворов применял колонны, каре, рассыпной строй и сочетание различных строев.
Тактика войск А.В. Суворова была наступательной, ее главные черты - решительность и внезапность действий, нанесение главного удара по наиболее слабому месту (тылу, флангу), сосредоточение сил для удара на избранном направлении, быстрота, смелое маневрирование и разгром противника по частям.
Сквозные атаки являлись наиболее характерной, оригинальной суворовской формой обучения войск удару холодным оружием. В них проявляются стремления людей сойтись с противником и опрокинуть его. А во время учений создавались условия в максимальной степени, приближённые к боевым, и вносили известный элемент реальной опасности.
Превосходный стратег, замечательный практик, А.В. Суворов был одновременно замечательным военным воспитателем. Его методика обучения войск сохраняет в некоторых частях свою актуальность и сейчас.
А.В. Суворов твердо верил в то, что при умелом руководстве русские солдаты являются лучшими в мире. Он был убежден, что ни одна армия не может сравниться с русской по своим боевым качествам.
Значение А.В. Суворова для русского военного искусства не исчерпываются победами, одержанными им при жизни. В продолжение своей многолетней военной деятельности он воспитывал первоклассные кадры высшего офицерства. Воспитанные им полководцы заняли крупнейшее место в истории Отечественной войны 1812 года. Среди них были П.И. Багратион, М.А. Милорадович, М.И. Платов и другие. Под сильным влиянием А.В. Суворова сформировалось и замечательное военное дарование М.И. Кутузова.
Результаты, который достиг А.В. Суворов путем основанного на своих принципах воспитания и обучения войск, проявились в действиях русских армий на полях сражений в Отечественной войне.
В процессе изучения данной темы была изучена педагогическая литература по использованию наглядности в обучении. Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Нами было выделено 3 подхода к изучению наглядности, а так же изучены законы наглядности, которыми должен руководствоваться современный учитель.
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. Наглядность в обучении - дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место.
В ходе выполнения сравнительного анализа между двумя уроками (с использованием наглядности и без неё) удалось показать в теории и подкрепить на практике, что наглядность на уроках способствует: прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков, развитию творческой активности школьников, обогащению абстрактного мышления школьников.
1. Генералиссимус Суворов. Сборник документов и материалов.М.1947.
2. Суворов А.В. Наука побеждать.М.1950.
3. Анисимов Е.В. Дворцовые тайны.СПб.2007.
4. Бескровный Л.Г Русская армия и флот в XVIII веке.
5. Боголюбов А.Н. Полководческое искусство А.В.Суворова.М.1939.
6. Волкова И. Русская армия в русской истории.М.2005.
7. Волков В.А. Зарождение русской артиллерии.//Преподавание истории в школе. №3. 2005.
8. Жилин П.А. О войне и военной истории. М. 1984.
9. Жомини Г. Очерки военного искусства. М. 1939.
10.Золотарев В.А. и др. Во славу Отечества Российского. М.1984.
11. Коробков Н. Семилетняя война. Действия России в 1756-1765гг. М. 1950.
12. Клаузевиц К. Швейцарский поход Суворова. М. 1939.
13. Масловский Д.Ф. Записки по истории военного искусства В России. Вып.2 1762-1794 гг. Ч.1 СПб. 1894.
14. Оськин Г.И., Марачев Н.Н. Изучение боевого прошлого нашей Родины. М.1971.
15. Старков Я.М. Рассказы старого воина о Суворове. М. 1847
16. Строков А.А. История военного искусства. Т.1. М. 1955.
17. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М, 2000.
18. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. — СПб, 2002.
19. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. — М, 2001.
20. В.А. Артемов Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артемов - М.: Просвещение, 2008.
21. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1.
22. Аппарович Н.И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
23. Коменский Я.А. Избр. Пед. соч.: В 2 т. М.: 1982. Т.1.
24. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. Пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
25. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1.
26. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
27. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. - М.:Просвещение, 1964.
28. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
29. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие / В.В. Шоган. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.