Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование социометрического статуса и эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста 7
1.1 Социометрический статус дошкольника в контексте
межличностного общения 7
1.2 Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста .... 16
Выводы по главе 22
Глава 2. Экспериментальное изучение взаимосвязи
социометрического статуса и эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 26
2.1 Описание экспериментальной выборки и методик исследования.26
2.2 Выявление взаимосвязи социометрического статуса и
эмоционального благополучия детей старшего дошкольного
возраста 35
2.3 Комплекс игр на развитие эмоционального благополучия детей
старшего дошкольного возраста 43
Выводы по главе 58
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение
Актуальность проблемы. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям, с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки, являются центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Для каждого человека система личных отношений является эмоционально насыщенной, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности.
Для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. В дошкольном возрасте сверстники становятся важной составляющей в жизни ребенка: к четырем-пяти годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. На протяжении дошкольного возраста повышается устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений (от чисто внешних предметных качеств до личностных характеристик). Стремительно увеличивается структурированность детского коллектива (одни дети становятся все более предпочитаемыми, другие находятся в положении «отверженных»). К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более популярными, другие не пользуются особой популярностью (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.
Простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что не всегда отношения детей друг к другу складываются благополучно. Одни дети чувствуют себя в группе комфортно, другие оказываются в подчинении у сверстников, что часто приводит к возникновению отрицательных эмоциональных состояний. Конфликтные отношения с детьми приводят к изменениям в поведении ребенка, его отношении к сверстнику и самому себе. Возникшие отрицательные эмоциональные состояния могут определить все дальнейшие формирование личности, могут обнаружиться в школьном коллективе, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мировосприятию (Т.А. Репина).
Исследования многих ученых показывают, что негативные изменения личности ребенка обусловлены, прежде всего, нарушениями межличностных отношений, его низким социометрическим статусом. (Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.).
Поэтому проблема влияния межличностных отношений (социометрического статуса ребенка в группе сверстников) на эмоциональное благополучие ребенка является актуальной.
Цель исследования: изучить взаимосвязь социометрического статуса и эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать научные источники по проблеме исследования «Взаимосвязь социометрического статуса и эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста»;
2. выявить взаимосвязь между социометрическим статусом ребенка старшего дошкольного возраста и уровнем его эмоционального благополучия;
3. подобрать комплекс игр на развитие эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
Объекты исследования: эмоциональное благополучие,
социометрический статус.
Предмет исследования: взаимосвязь социометрического статуса и эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: эмоциональное благополучие ребенка старшего
дошкольного возраста зависит от его межличностных отношений в группе сверстников. Если ребенок в группе имеет благоприятный социометрический статус, то ему будет свойственно эмоциональное благополучие.
Методы исследования:
1. теоретические: анализ, сравнение;
2. эмпирические: наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (социометрия);
3. методы обработки: качественный и количественный.
Методики исследования:
1. «Секрет» (Т.А. Репина) [25];
2. «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская) [17];
3. «Картинки» (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина) [25];
4. «Мозаика» (В.М. Холмогорова, Е.О. Смирнова) [25].
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что нами был изучен и обобщен опыт психологов и педагогов по проблеме эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть интересны студентам, обучающимся по профилю «Дошкольное образование», методистам и воспитателям дошкольных образовательных организаций.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что подобранный комплекс игр может быть применен воспитателями в дошкольных учреждениях с целью развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 30 источников и двух приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объекты, предмет, гипотеза, методы и методики исследования, сформулированы задачи.
В первой главе рассмотрены: теоретическое обоснование
социометрического статуса и эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста, понятия социометрический статус и эмоциональное благополучие.
Во второй главе определена база исследования МБДОУ «Детский сад №7» г. Боготола, проведено экспериментальное изучение взаимосвязи социометрического статуса и эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста и представлен комплекс игр на развитие эмоционального благополучия. В заключении подведены общие итоги исследовательской работы, изложены основные выводы. В приложениях представлены таблицы на определение результатов диагностики по методикам: «Секрет», «Лесенка», «Картинки», «Мозаика» и стимульный материал к методике «Картинки».
Проведенное исследование по проблеме исследования взаимосвязи социометрического статуса и эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующее заключение:
1. социометрический статус ребенка в группе сверстников является одним из показателей, отражающих особенности межличностных отношений, определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса;
2. выделяют благоприятные и неблагоприятные социометрические статусы. К благоприятным относятся: «звезда» - статус предполагает выбор положительного количества (от 6 баллов и выше), без отрицательных выборов; «принятый» или «предпочитаемый» - определяется выбором положительного количества баллов (от 3-5 баллов). К неблагоприятным: «непринятый» - определяется количеством положительных выборов (1-2 баллов); «пренебрегаемый» (в основном набирает сумму только отрицательных выборов) или «изолированный» (набирает 0 баллов);
3. неблагоприятный социометрический статус делает
противоречивым развитие личности ребенка: повышается тревожность, складывается неадекватная самооценка, постепенно формируется отчужденный стиль отношений с окружающими. Благоприятный социометрический статус является успешным фактором развития личности ребенка, поскольку предоставляет положительные психологические условия: положительную оценку сверстников, которая, в свою очередь, положительно влияет на самооценку ребенка-дошкольника; интенсивность личных контактов; успешность в совместной деятельности, что способствует эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста;
4. для реализации, поставленной в исследовании цели и подтверждения выдвинутой гипотезы, был проведен констатирующий эксперимент. Для выявления социометрического статуса ребенка в группе сверстников, применена методика «Секрет» (Т.А. Репина). Для изучения эмоционального благополучия детей были использованы следующие методики: «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская); «Картинки» (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина); «Мозаика» (В.М. Холмогорова, Е.О. Смирнова). Методики соответствовали цели исследования, возрасту детей и являлись апробированными;
5. в ходе констатирующего эксперимента была выявлена взаимосвязь между социометрическим статусом и эмоциональным благополучием ребенка старшего дошкольного возраста. Выявлено, что благоприятный социометрический статус способствует эмоциональному благополучию, а неблагоприятный социометрический статус способствует эмоциональному неблагополучию;
6. для развития уровня эмоционального благополучия детей, был подобран комплекс игр, направленных на повышение самооценки, на развитие коммуникативной компетентности, развитие успешности в совместной деятельности. Игры соответствуют цели исследования и возрасту детей.
Таким образом, цель исследования изучить взаимосвязь социометрического статуса и эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, была достигнута; выдвинутая гипотеза: эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста зависит от его межличностных отношений в группе сверстников. Если ребенок в группе сверстников имеет благоприятный социометрический статус, то ему будет свойственно эмоциональное благополучие - подтверждена; задачи реализованы.
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 2000.
4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М.: АРКТИ, 2003.
5. Веракса А.Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сборник научных трудов, 2006.
6. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы 4-е издание, переработанное: Питер; СПб.; 2009. - 146 с.
7. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 1981.-№ 10. - С. 61-64.
8. Головин С.Ю. - Словарь практического психолога - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.
9. Дубинина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и игровых упражнений. - М.: Книголюб, 2006. - 64 с.
10. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. Кошелевой А.Д. М.,1985.
11. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. - Мн., 1984.
12. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 272 с.
13. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 19 с.
14. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребёнка»: М.; Воронеж, 1997.
15. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с....30