Совершенствование физических качеств обучающихся 5-х классов посредством применения элементов фигурного катания на третьем уроке физической культуры
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ УЧЕТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного
возраста 6
1.2. Особенности учебного процесса по физической культуре в среднем
школьном возрасте 11
1.3. Методика обучения катанию на коньках 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Организация исследований 23
2.2. Методы исследований 24
3. ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ КАТАНИЮ НА
КОНЬКАХ В СОДЕРАЖНИЕ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 5 КЛАССЕ 28
3.1. Выявление отношения детей к занятиям коньками на занятиях
физической культурой 28
3.2. Оценка эффективности содержания уроков физическая культура
по разделу «Катание на коньках» 34
3.3 Экспериментальное обоснование эффективности программы
обучения катанию на коньках в 5 классе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ УЧЕТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного
возраста 6
1.2. Особенности учебного процесса по физической культуре в среднем
школьном возрасте 11
1.3. Методика обучения катанию на коньках 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Организация исследований 23
2.2. Методы исследований 24
3. ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ КАТАНИЮ НА
КОНЬКАХ В СОДЕРАЖНИЕ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 5 КЛАССЕ 28
3.1. Выявление отношения детей к занятиям коньками на занятиях
физической культурой 28
3.2. Оценка эффективности содержания уроков физическая культура
по разделу «Катание на коньках» 34
3.3 Экспериментальное обоснование эффективности программы
обучения катанию на коньках в 5 классе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность: здоровый, закалённый, физически крепкий ребёнок, как правило, активен, жизнерадостен, вынослив. Он уверенно выполняет разнообразные виды движений, хорошо противостоит неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Однако данные исследований говорят, что большая часть детей имеют отклонения в состоянии здоровья. На это влияет ряд факторов: биологических, экологических, социальных условий, а также условий и технологий воспитания и обучения в школе.
Сохранение здоровья детей важно во всех сферах человеческой деятельности, особенно в образовательной. Невысокие показатели детского здоровья заставляют выбирать приоритетным направлением работы дошкольных учреждений сохранение и укрепление здоровья детей. Тема обучения катанию на коньках детей незаслуженно забыта практиками образовательных учреждений. Зимний период в нашем крае достаточно продолжительный. Катание на коньках даёт возможность увеличить двигательную активность, что способствует охране и укреплению здоровья детей.
Таким образом, катание на коньках является не только эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей, но и оказывает всестороннее влияние на развитие ребёнка. Это позволяет утверждать о необходимости проведения в третьего урока по физической культуре на катке.
Вопрос обучения катанию на коньках в рамках третьего урока по физической культуре рассматривали такие авторы, как Д.В. Хухлаева, Э.Я. Степаненкова, Т.И. Осокина, А.В. Кинеман, Е.А.Тимофеева, Л.С. Фурмина, Х. Замалетдинова, А. Садовская, Т. Соловейчик, Э.Й. Адашкявичене, А.И. Фомина и др. Эти авторы описывают отдельные упражнения или дают общие рекомендации по организации работы по обучению катанию на коньках [21].
Цель исследования: экспериментальным путем доказать эффективность обучения катанию на коньках учащихся 5 классов в рамках проведения третьего урока по физической культуре, на повышение уровня физической подготовленности и повышения уровня владения базовыми элементами фигурного катания.
Задачи:
1. Проанализировать особенности содержания учебного процесса по предмету «Физическая культура» в среднем школьном возрасте.
2. Выявить отношение детей к занятиям коньками на занятиях по физической культуре в школе.
3. Оценить эффективность содержания уроков по физической культуре по разделу «Катание на коньках».
4. Разработать программу обучения катанию на коньках в рамках проведения третьего урока по физической культуре и внедрить ее в содержание уроков по физической культуре.
5. Доказать эффективность разработанной нами программы.
Объект исследования: обучение катанию на коньках в школе.
Предмет исследования: обучение катанию на коньках как средство физического развития школьников 5-7 классов в рамках третьего урока физкультуры.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная нами программа позволит повысить у детей уровень физической подготовленности.
Методы исследований:
1. Анализ литературных источников.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический эксперимент.
3. Методы математической статистики.
Сохранение здоровья детей важно во всех сферах человеческой деятельности, особенно в образовательной. Невысокие показатели детского здоровья заставляют выбирать приоритетным направлением работы дошкольных учреждений сохранение и укрепление здоровья детей. Тема обучения катанию на коньках детей незаслуженно забыта практиками образовательных учреждений. Зимний период в нашем крае достаточно продолжительный. Катание на коньках даёт возможность увеличить двигательную активность, что способствует охране и укреплению здоровья детей.
Таким образом, катание на коньках является не только эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей, но и оказывает всестороннее влияние на развитие ребёнка. Это позволяет утверждать о необходимости проведения в третьего урока по физической культуре на катке.
Вопрос обучения катанию на коньках в рамках третьего урока по физической культуре рассматривали такие авторы, как Д.В. Хухлаева, Э.Я. Степаненкова, Т.И. Осокина, А.В. Кинеман, Е.А.Тимофеева, Л.С. Фурмина, Х. Замалетдинова, А. Садовская, Т. Соловейчик, Э.Й. Адашкявичене, А.И. Фомина и др. Эти авторы описывают отдельные упражнения или дают общие рекомендации по организации работы по обучению катанию на коньках [21].
Цель исследования: экспериментальным путем доказать эффективность обучения катанию на коньках учащихся 5 классов в рамках проведения третьего урока по физической культуре, на повышение уровня физической подготовленности и повышения уровня владения базовыми элементами фигурного катания.
Задачи:
1. Проанализировать особенности содержания учебного процесса по предмету «Физическая культура» в среднем школьном возрасте.
2. Выявить отношение детей к занятиям коньками на занятиях по физической культуре в школе.
3. Оценить эффективность содержания уроков по физической культуре по разделу «Катание на коньках».
4. Разработать программу обучения катанию на коньках в рамках проведения третьего урока по физической культуре и внедрить ее в содержание уроков по физической культуре.
5. Доказать эффективность разработанной нами программы.
Объект исследования: обучение катанию на коньках в школе.
Предмет исследования: обучение катанию на коньках как средство физического развития школьников 5-7 классов в рамках третьего урока физкультуры.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная нами программа позволит повысить у детей уровень физической подготовленности.
Методы исследований:
1. Анализ литературных источников.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический эксперимент.
3. Методы математической статистики.
1. Этот возраст характеризуется завершением полового созревания. Замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Несомненно, что правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбор средств, нормирование физических нагрузок возможны при условии строгого учета возрастных и индивидуальных физиологических особенностей, характерных для определенных этапов развития детей школьного возраста.
2. Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).
При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся. Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.
Основными средствами физического воспитания детей 12—15 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма.
3. Методика начального обучения технике владения коньками предусматривает использование подготовительных и подводящих упражнений без коньков вне льда, на коньках вне льда, на коньках на утрамбованном снегу, а также комплекса подводящих и специальных упражнений на льду. Начинать обучение технике передвижения на коньках надо с изучения скольжения на обеих ногах, не отрывая коньков ото льда.
4. Результаты проведенного анкетирования подтвердили данные литературных источников о том, что как правило, все учащиеся довольно быстро привыкают ко льду и начинают интересоваться упражнениями. До того как приступить непосредственно к катанию, детей прежде всего следует научить падать - правильно, на нужные части тела, а после этого грамотно вставать, а так же не хвататься друг за друга, не подъезжать близко к бортику. И постепенно скользкая стихия становится привычной: уже после первого занятия большинство занимающихся перестают бояться и сами ходят по льду. А когда исчезает страх падения, можно спокойно начинать учиться катанию. Здесь же следует отметить, что школьникам очень нравятся такие занятия, они очень активны, инициативны и с радостью выполняют задания, включенные в урок.
5. Результаты проведенного педагогического наблюдения, показывают, что в среднем в рамках обучения катанию на коньках на уроках по физической культуре, ученики справляются с усвоением программы на оценку чуть выше среднего. Полученные данные позволяют сделать вывод, что нынешнее содержание программы обучения катанию на коньках в рамках третьего урока по физической культуре не является эффективным.
6. Разработанная нами программа является эффективной. Ее применение позволяет повысить у учеников уровень катания на коньках, а как следствие и уровень физической подготовленности. Наши выводы подтверждены экспериментальным путем, после проведения педагогического эксперимента в результатах исследования между участниками контрольной и экспериментальной группы наблюдаются статистически значимые различия.
7. В контрольной группе участникам эксперимента удалось улучшить свои результаты следующим образом: количество детей имеющих высокий уровень владения элементами увеличилось на 5% и составило 15%, количество детей имеющих средний уровень увеличилось на 10% и составило - 55%. А количество детей имеющих низкий уровень владения элементами фигурного катания сократилось на 15%. В экспериментальной группе участникам также удалось улучшить свои результаты, так количество детей имеющих высокий уровень владения элементами увеличилось на 25% и составило 35%, количество детей показавших низкий уровень сократилось на 25% и составило 15%.
2. Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).
При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся. Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.
Основными средствами физического воспитания детей 12—15 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма.
3. Методика начального обучения технике владения коньками предусматривает использование подготовительных и подводящих упражнений без коньков вне льда, на коньках вне льда, на коньках на утрамбованном снегу, а также комплекса подводящих и специальных упражнений на льду. Начинать обучение технике передвижения на коньках надо с изучения скольжения на обеих ногах, не отрывая коньков ото льда.
4. Результаты проведенного анкетирования подтвердили данные литературных источников о том, что как правило, все учащиеся довольно быстро привыкают ко льду и начинают интересоваться упражнениями. До того как приступить непосредственно к катанию, детей прежде всего следует научить падать - правильно, на нужные части тела, а после этого грамотно вставать, а так же не хвататься друг за друга, не подъезжать близко к бортику. И постепенно скользкая стихия становится привычной: уже после первого занятия большинство занимающихся перестают бояться и сами ходят по льду. А когда исчезает страх падения, можно спокойно начинать учиться катанию. Здесь же следует отметить, что школьникам очень нравятся такие занятия, они очень активны, инициативны и с радостью выполняют задания, включенные в урок.
5. Результаты проведенного педагогического наблюдения, показывают, что в среднем в рамках обучения катанию на коньках на уроках по физической культуре, ученики справляются с усвоением программы на оценку чуть выше среднего. Полученные данные позволяют сделать вывод, что нынешнее содержание программы обучения катанию на коньках в рамках третьего урока по физической культуре не является эффективным.
6. Разработанная нами программа является эффективной. Ее применение позволяет повысить у учеников уровень катания на коньках, а как следствие и уровень физической подготовленности. Наши выводы подтверждены экспериментальным путем, после проведения педагогического эксперимента в результатах исследования между участниками контрольной и экспериментальной группы наблюдаются статистически значимые различия.
7. В контрольной группе участникам эксперимента удалось улучшить свои результаты следующим образом: количество детей имеющих высокий уровень владения элементами увеличилось на 5% и составило 15%, количество детей имеющих средний уровень увеличилось на 10% и составило - 55%. А количество детей имеющих низкий уровень владения элементами фигурного катания сократилось на 15%. В экспериментальной группе участникам также удалось улучшить свои результаты, так количество детей имеющих высокий уровень владения элементами увеличилось на 25% и составило 35%, количество детей показавших низкий уровень сократилось на 25% и составило 15%.



