ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ УЧЕТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного
возраста 6
1.2. Особенности учебного процесса по физической культуре в среднем
школьном возрасте 11
1.3. Методика обучения катанию на коньках 18
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Организация исследований 23
2.2. Методы исследований 24
3. ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ КАТАНИЮ НА
КОНЬКАХ В СОДЕРАЖНИЕ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 5 КЛАССЕ 28
3.1. Выявление отношения детей к занятиям коньками на занятиях
физической культурой 28
3.2. Оценка эффективности содержания уроков физическая культура
по разделу «Катание на коньках» 34
3.3 Экспериментальное обоснование эффективности программы
обучения катанию на коньках в 5 классе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность: здоровый, закалённый, физически крепкий ребёнок, как правило, активен, жизнерадостен, вынослив. Он уверенно выполняет разнообразные виды движений, хорошо противостоит неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Однако данные исследований говорят, что большая часть детей имеют отклонения в состоянии здоровья. На это влияет ряд факторов: биологических, экологических, социальных условий, а также условий и технологий воспитания и обучения в школе.
Сохранение здоровья детей важно во всех сферах человеческой деятельности, особенно в образовательной. Невысокие показатели детского здоровья заставляют выбирать приоритетным направлением работы дошкольных учреждений сохранение и укрепление здоровья детей. Тема обучения катанию на коньках детей незаслуженно забыта практиками образовательных учреждений. Зимний период в нашем крае достаточно продолжительный. Катание на коньках даёт возможность увеличить двигательную активность, что способствует охране и укреплению здоровья детей.
Таким образом, катание на коньках является не только эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей, но и оказывает всестороннее влияние на развитие ребёнка. Это позволяет утверждать о необходимости проведения в третьего урока по физической культуре на катке.
Вопрос обучения катанию на коньках в рамках третьего урока по физической культуре рассматривали такие авторы, как Д.В. Хухлаева, Э.Я. Степаненкова, Т.И. Осокина, А.В. Кинеман, Е.А.Тимофеева, Л.С. Фурмина, Х. Замалетдинова, А. Садовская, Т. Соловейчик, Э.Й. Адашкявичене, А.И. Фомина и др. Эти авторы описывают отдельные упражнения или дают общие рекомендации по организации работы по обучению катанию на коньках [21].
Цель исследования: экспериментальным путем доказать эффективность обучения катанию на коньках учащихся 5 классов в рамках проведения третьего урока по физической культуре, на повышение уровня физической подготовленности и повышения уровня владения базовыми элементами фигурного катания.
Задачи:
1. Проанализировать особенности содержания учебного процесса по предмету «Физическая культура» в среднем школьном возрасте.
2. Выявить отношение детей к занятиям коньками на занятиях по физической культуре в школе.
3. Оценить эффективность содержания уроков по физической культуре по разделу «Катание на коньках».
4. Разработать программу обучения катанию на коньках в рамках проведения третьего урока по физической культуре и внедрить ее в содержание уроков по физической культуре.
5. Доказать эффективность разработанной нами программы.
Объект исследования: обучение катанию на коньках в школе.
Предмет исследования: обучение катанию на коньках как средство физического развития школьников 5-7 классов в рамках третьего урока физкультуры.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная нами программа позволит повысить у детей уровень физической подготовленности.
Методы исследований:
1. Анализ литературных источников.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический эксперимент.
3. Методы математической статистики.
1. Этот возраст характеризуется завершением полового созревания. Замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Несомненно, что правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбор средств, нормирование физических нагрузок возможны при условии строгого учета возрастных и индивидуальных физиологических особенностей, характерных для определенных этапов развития детей школьного возраста.
2. Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).
При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся. Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.
Основными средствами физического воспитания детей 12—15 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма.
3. Методика начального обучения технике владения коньками предусматривает использование подготовительных и подводящих упражнений без коньков вне льда, на коньках вне льда, на коньках на утрамбованном снегу, а также комплекса подводящих и специальных упражнений на льду. Начинать обучение технике передвижения на коньках надо с изучения скольжения на обеих ногах, не отрывая коньков ото льда.
4. Результаты проведенного анкетирования подтвердили данные литературных источников о том, что как правило, все учащиеся довольно быстро привыкают ко льду и начинают интересоваться упражнениями. До того как приступить непосредственно к катанию, детей прежде всего следует научить падать - правильно, на нужные части тела, а после этого грамотно вставать, а так же не хвататься друг за друга, не подъезжать близко к бортику. И постепенно скользкая стихия становится привычной: уже после первого занятия большинство занимающихся перестают бояться и сами ходят по льду. А когда исчезает страх падения, можно спокойно начинать учиться катанию. Здесь же следует отметить, что школьникам очень нравятся такие занятия, они очень активны, инициативны и с радостью выполняют задания, включенные в урок.
5. Результаты проведенного педагогического наблюдения, показывают, что в среднем в рамках обучения катанию на коньках на уроках по физической культуре, ученики справляются с усвоением программы на оценку чуть выше среднего. Полученные данные позволяют сделать вывод, что нынешнее содержание программы обучения катанию на коньках в рамках третьего урока по физической культуре не является эффективным.
6. Разработанная нами программа является эффективной. Ее применение позволяет повысить у учеников уровень катания на коньках, а как следствие и уровень физической подготовленности. Наши выводы подтверждены экспериментальным путем, после проведения педагогического эксперимента в результатах исследования между участниками контрольной и экспериментальной группы наблюдаются статистически значимые различия.
7. В контрольной группе участникам эксперимента удалось улучшить свои результаты следующим образом: количество детей имеющих высокий уровень владения элементами увеличилось на 5% и составило 15%, количество детей имеющих средний уровень увеличилось на 10% и составило - 55%. А количество детей имеющих низкий уровень владения элементами фигурного катания сократилось на 15%. В экспериментальной группе участникам также удалось улучшить свои результаты, так количество детей имеющих высокий уровень владения элементами увеличилось на 25% и составило 35%, количество детей показавших низкий уровень сократилось на 25% и составило 15%.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б.А. Ашмарин. - М.:Академия,2004.-287с.
2. Бабин, А.В. Методика оценки физической подготовленности школьников / А.В. Бабин // Известия Российского государственного педагогического университет им. А.И. Герцена. - 2006. - №23. - С. 105-109.
3. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология ребенка): Учебное пособие / М.М. Безруких. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
4. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С. 23-25.
5. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с.
6. Барчуков, И.С.Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков ; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - 5-е изд., стер. - Москва : КНОРУС, 2017. - 366 с.
7. Бондин, В.И. Особенности функционального состояния детей, занимающихся оздоровительной физической культурой и профессиональным фигурным катанием / В.И. Бондин // Таврический научный обозреватель. -
2016. - №4. - С. 88-93.
8. Богданов, М.Ю. Формы организации уроков физической культуры как проблема физического воспитания в общеобразовательной школе / М.Ю. Богданов // Вестник Томбовского университета. - 2012. - №9. - С. 110-115.
9. Галкина, И.В. Возрастные особенности физического и психологического развития у детей 12-15 лет / И.В. Галкина // Теория и практика физического воспитания. - 2010. - №9. - С. 31-34.
10. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 384 с.
11. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. — М.: КНОРУС, 2016. — 132 с.
12. Коваленко, Ю.А. Особенности развития специальной выносливости в фигурном катании / Ю.А. Коваленко // Известия Тульского государственного университета. - 2015. - №4. - С. 75-79.
13. Китаева, М.И. Физиологические и психологические особенности подростков 11-17 лет / М.И. Китаева // Филология и культура. - 2008. - №15. - С. 34-38.
14. Коц, Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 135 с.
15. Кизиляева, Е. Ю. Фигурное катание на уроках физической культуры в начальной школе / Е.Ю. Кизиляева // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 187-190.
16. Ланцева, Н.А. Интенсификация процесса обучения фигурному катанию на коньках детей младшего школьного возраста в условиях массовых форм подготовки / Н.А. Ланцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №4. - С. 92-96.
17. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : Учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
18. Мельникова, Ю.А. Динамика развития двигательных способностей юных фигуристов в группах начальной подготовки первого года обучения / Ю.А. Мельникова // Омский научный вестник. - 2015. - №5. - С. 121-125.
19. Медведева, И.М. Фигурное катание на коньках / И.М. Медведева. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 224 с.
20. Мишин, А.Н. Фигурное катание для всех / А.Н. Мишин. - Ленизда, 2005. - 132 с.
21. Молчанова, Т.А. Фигурное катание и влияние этого вида спорта на здоровье студентов / Т.А. Молчанова // Наука - 2020. - 2016. - №2. - С. 105-110.
22. Найданов, Б.Н. Повышение качества физического воспитания школьников / Б.Н. Найданов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №1. - С. 109-114.
23. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов. Методическое пособие / В.Г. Никитушкин. - Москва, 2009. - 116 с.
24. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов /
B. Г. Никитушкин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №1. -
C. 41-47.
25. Пегушина, Ю.В. Развитие двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры / Ю.В. Пегушина // Инновационная наука. -
2017. - №12. - С. 93-97.
26. Поздеева, С.И. Общая характеристика учебного предмета «физическая культура» в свете нового ФГОС НОО / С.И. Поздеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №6. - С. 105-110.
27. Полянская, Г.В. Методика обучения физической культуре в начальной школе / Г.В. Полянская // Вестник науки и образования. - 2019. - №7. - С. 89-93.
28. Певицына, Л.М. Как построить урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС / Л.М. Певицына // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - №7. - С. 92-95.
29. Пронкина, С.А. Развитие скоростно-силовых способностей юных фигуристов на этапе начальной подготовки / С.А. Пронкина // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №2. - С. 71-75.
30. Романов, С.В. Обучение катанию на роликовых коньках как способ круглогодичного повышения двигательной активности учащихся / С.В. Романов // Новые исследования. - 2009. - №10. - С.71-75.
31. Савчук, А.Н. Современные подходы к организации уроков физической культуры / А.Н. Савчук // Человек. Спорт. Медицина. - 2011. - №11. - С. 87-91.
32. Сальников, В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография / В.А. Сальников. - Омск: СибАДИ, 2012. - 420 с.
33. Солодков, А.С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов России / А.С. Солодков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №3. - С. 163-171.
34. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и
развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр
«Академия», 2006. - 368 с.
35. Синявский, Н.И. Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности / Н.И. Синявский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №7. - С. 71-75.
36. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
37. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.]; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт , 2004. - 463 с.: ил.
38. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287.
39. Тишков, Ю.Н. Теоретические предпосылки модернизации тренировочного процесса фигуристов / Ю.Н. Тишков // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - №7. - С. 93-97.
40. Тугунова, Я.П. Повышение эффективности процесса обучения юных фигуристов с использованием специально-подобранных средств / Я.П. Тугунова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №4. - С. 92-95.
41. Титов, Б.А. Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества / Б.А. Титов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №7. - С. 39-42.
42. Фигурное катание на коньках: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2006. - 124 с.
43 Фигурное катание на коньках. Учебник для ин-тов физической культуры. Под общ. ред. А.Б. Гандельсмана. М: Физкультура и спорт, 1975 г., 183 с.
44. Фирсин, С.А. Современная система физического воспитания детей и молодежи: Учебное пособие / С.А. Фирсин. - М.: МГУПС (МИИТ), 2015. - 233 с.
45. Фирсин, С.А. Оценка содержания уроков физической культуры / С.А. Фирсин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №12. - С. 78-81.
46. Филимонов, А.А. Новые технологии на уроках физической культуры / А.А. Филимонов // Проблемы педагогики. - 2015. - №2. - С. 45-49.
47. Филяков, А.И. Развитие физических качеств у детей 12-13 лет / А.И. Филяков // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - №15. - С. 92-95.
48. Хазова, С.А., Бгуашев А.Б. Потенциал физической культуры и спорта в воспитании и развитии школьников: монография / С.А. Хазова. - Майкоп, изд-во АГУ, 2012 г. - 154 с.
49. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2008. - 479 с.
50. Цветкова, Ю.Л. использование мультимедиа технологий обучения в фигурном катании на коньках / Ю.Л. Цветкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №1. - С. 65-68.