Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая работа по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Работа №154972

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 7
Понятие «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе..7
Особенности формирования самостоятельности у детей старшего
дошкольного возраста 10
Анализ современной педагогической практики развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. 14
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 22
Организация и методы исследования опытно-экспериментальной работы
по развитию самостоятельности старших дошкольников 22
Выявление актуального уровня сформированности самостоятельности
старших дошкольников 23
Организация психолого-педагогических мероприятий, направленных на
развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 28
Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 36
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
Приложение 1 47
Приложение 2 48
Приложение 3 49

Актуальность исследования. Изучение самостоятельности детей в современном мире является одним из главных направлений в исследованиях дошкольного детства. Прежде всего, это связано с общественной и государственной задачей становления успешного индивида, который в дальнейшем будет проявлять инициативу в социально - значимых событиях. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к обязанностям педагога относят необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности» [1]. В современном мире школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к обучению. Среди ведущих качеств будущего школьника исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка, т.к. она способствует развитию личности в целом.
Проблема формирования самостоятельности у ребенка затрагивалась в трудах античных философов: Аристотеля, Сократа, Платона и др., ей отводилось важное место как основе умственного воспитания человека. Далее она получила развитие в педагогических идеях Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, в которых активность и самостоятельность в обучении возводилась в один из ведущих принципов дидактики. Отечественные педагоги и революционеры: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др. хорошо понимали воспитательную и дидактическую ценность самостоятельности детей в обучении [4].
Задачу формирования активной, самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности. О формировании самостоятельности в дошкольном возрасте в своих работах писали А.К. Осницкий, С.Н. Теплюк, К.П. Кузовкова, С.Л. Рубенштейн, Р.С. Буре, И.С. Кон, А.А. Люблинская и др.
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Ученые исследуют: сущность самостоятельности дошкольника, ее природу; структуру и соотношение компонентов самостоятельности; этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника; взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами.
Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема сформированности самостоятельности детей в старшем дошкольном возрасте, является наиболее актуальной и привлекает многих исследователей. Значимыми для нашего исследования являются работы Л.И. Божовича, Н.А. Ветлугиной, П.Г. Саморуковой, А.П. Усовой, А.С. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, А.К. Осницкого, А.А. Люблинской, К.П. Кузовковой.
Проанализировав требования ФГОС ДО и программ дошкольного образования («От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веркасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой) к формированию самостоятельности дошкольников, был сделан вывод, что самостоятельность является необходимой предпосылкой готовности дошкольника к школьному обучению.
Эти выводы подтверждают актуальность проблемы исследования.
Проблема исследования: без целенаправленной психолого
педагогической работы по развитию самостоятельности дети не достигают высоких уровней самостоятельности.
Цель исследования: На основе теоретического анализа проблемы исследования разработать и апробировать в условиях дошкольного образовательного учреждения комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) один из основных принципов дошкольного образования предполагает поддержку детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Таким образом, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие основные выводы:
В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как субъектное личностное качество, как волевое усилие, как средство саморегуляции деятельности, то есть самостоятельность - явление сложное и многогранное. Мы определили самостоятельность личности как ее способность к самостоятельной деятельности, ребенок должен отчетливо представлять себе цель деятельности, уметь планировать свои действия, обосновывать их, выбирать способы деятельности или конструировать новые, отбирать знания, необходимые для выполнения задания, осуществлять самоконтроль. Предпринимая эти действия, человек должен получить новый познавательный результат, который выступает в виде новых знаний, новых способов деятельности, новых комбинаций уже известных способов. Этот результат, как главная цель человека в акте самостоятельного познания, должна быть достигнута его собственными усилиями.
В итоге осуществления опытной работы доказано, что разработанный и реализованный нами комплекс психолого-педагогических мероприятий позволяет добиваться на практике значительной позитивной динамики развития самостоятельности старших дошкольников.
Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет создать необходимые предпосылки для проявления
самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста.
По итогам выполнения дипломного проекта была достигнута поставленная во введении цель и доказана эффективность реализованного комплекса мероприятий.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Осуществлен теоретический анализ материалов в работах отечественных и зарубежных исследователей по проблеме формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Были подобраны методы и методики для эмпирического исследования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Разработан и апробирован комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие самостоятельности старших дошкольников.
Доработана предметно-развивающая среда с целью развития самостоятельности воспитанников.
Осуществлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Качественный и количественный анализ полученных эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что целенаправленная психолого-педагогическая работа позволяет повысить уровень развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условия дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, в результате выполнения опытно-экспериментального исследования была достигнута поставленная цель, реализованы все задачи и доказана гипотеза исследования.



Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Л.Н. Предметно - развивающая среда ДОУ //Ребёнок в детском саду. 2004.№6. с.30-32.
Алексеева Г.Г. Программа «Развитие самостоятельности у детей 6-7 лет» [Электронный ресурс]. Url: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya- rabota/2018/09/12/proekt-programmy-razvitie-samostoyatelnosti-u-detey-6-7
Атарова, А.Н., Проблема развития самостоятельности дошкольников в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета// Традиции и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых: Сборник научных статей// СПб.,2010. - с.17- 26.
Болотникова О.П., Еник О.А., Ошкина А.А. Психолого - педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6 - 7 лет / Современные проблемы науки и образования. - 2015 - №4 - с .22.
Бурмистрова Э.Ю. Развитие инициативности и самостоятельности старших дошкольников в игровой форме. [Электронный ресурс]. https://solncesvet.ru
Дидора, М. И. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения: дис. канд. психол. наук. Киев: 1982. - 174 с.
Дмитриева, Ю. Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности // Вопросы психологии личности и общественной психологии: уч. записки. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1964. - С. 141 - 158.
Дошкольная педагогика: Учебное пособие / под ред. В. И. Логиновой. М.: Просвещение. 1988. - 256 с.
Зимонина, О.В. Организационно-педагогические условия
формирования самостоятельности у детей подготовительной группы: автореферат диссертации на соискание кандидата педагогических наук / О.В. Зимонина. [Режим доступа]: www.childpsy.ru/dissertations/id/18523.php.
Иванова, Н.С. Предметно-пространственная среда современного ДОО
как основа для формирования самостоятельности дошкольников // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. Концепт. 2015. [Режим доступа]
www.ekoncept.ru/telecof765 1 89.html.
Изотова, Ф. В. Формирование самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-игровой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1967. - 23 с. 55.
Калашникова М.Ю. Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в познавательно -исследовательской деятельности // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 март 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 148-153. - ISSN 2411-8117.
Котова М.А. К вопросу о формировании самостоятельности
дошкольников/ М.А. Котова // Дошкольное образование - 2015. - №3. - с. 51
Кузнецова С.С. Обновление предметно-развивающей среды//Ребёнок в детском саду.2004. 34. С.58-65.
... всего 31 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ