ВИДЕОУРОКИ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО АЛГЕБРЕ 7 КЛАССА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы разработкой создания видеоуроковдля визуализации процесса обучения математике 7
1.1 Мультимедиа иеё теоретические источники использования в
процессе обучения математике школьников 7
1.2 Требования, предъявляемые к разработке и использованию
видеоуроков 19
ГЛАВА 2. Методическое сопровождение уроков алгебры 7класса с использованием видеоуроков 32
2.1Общие методические рекомендации к созданию и использованию обучающих видеороликов 32
2.2 Конспекты уроков с использованием обучающих видеороликов ... 41
2.3Описание организации и результатов экспериментальной работы
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ1 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Теоретические основы разработкой создания видеоуроковдля визуализации процесса обучения математике 7
1.1 Мультимедиа иеё теоретические источники использования в
процессе обучения математике школьников 7
1.2 Требования, предъявляемые к разработке и использованию
видеоуроков 19
ГЛАВА 2. Методическое сопровождение уроков алгебры 7класса с использованием видеоуроков 32
2.1Общие методические рекомендации к созданию и использованию обучающих видеороликов 32
2.2 Конспекты уроков с использованием обучающих видеороликов ... 41
2.3Описание организации и результатов экспериментальной работы
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ1 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Актуальность проблемы исследования определяется тем, что современные информационные технологии, в том числе мультимедиа, открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить качество обучения. Но, к сожалению, по современным статистическим данным наблюдается, что темп освоения учителями мультимедиа средств остается на достаточно низком уровне. С этим и появляется необходимость разработки и создания мультимедиа продуктов для широкого применения их в процессе обучения.
Видеоуроки по праву можно считать одними из самых эффективных средств аудиовизуального комплекса мультимедиа. «Именно экраннозвуковые средства (аудиовизуальные), благодаря их власти над временем и пространством, безграничным проникновением в мир наглядного, благодаря способности отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их, оказались наиболее пригодными для современной школы» - отмечает Л.П. Прессман [, с.]. Широкий спектр выразительных и дидактических возможностей обучающих видеороликов позволяет отнести его к наиболее универсальным средствам наглядности, активно воздействующим на познавательную деятельность обучаемых. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия обучающихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование видеоуроков целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде видеоурока сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Изучение видеоуроков позволит обучающемуся увидеть теоретическую и практическую часть занятия, наблюдая при этом его реальный процесс, темсамым понять и закрепить продемонстрированныйматериал, а также оценить временные затраты прирешении конкретной практической задачи;обучение может проходить в любое удобноевремя и место, создавая при этом у обучающегосячувство личного присутствия на занятии.
На основе дидактического мультимедийного материала для 7 класса, автором которого является кандидат физико-математических наук, профессор С.В. Ларин, были разработаны и апробированы на практике видеоуроки, связанные с темами «Функции и их графики», «Степень с натуральным показателем и её свойства», «Линейная функция и её график». Платформой для разработки данных уроков послужила компьютерная среда «GeoGebra». Программная среда GeoGebra становится все более популярной среди учителей математики. При создании видеоуроков мы придерживались структурного изложения материала в учебнике А.Г. Мордковича, который входит в одобренный перечень ФГОС.
Проблема исследования: как визуализировать процесс обучения математике для повышения его эффективности.
Объект исследования: процесс обучения математике в 7 классе.
Предмет исследования: визуализация школьного курса алгебры с помощью видеоуроков.
Цельисследования: создание видеоуроков средствами
мультимедийного дидактического материала для обучающихся 7 класса, а также разработка рекомендаций при создании видеоуроков.
Гипoтeза: Если в процессе обучения математике обучающихся 7 класса использовать видеоуроки, то это будет способствовать повышению уровня усвоения материала и заинтересованности в изучении предмета, а значит и повышению качества знаний.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психoлoгo-пeдагoгичeской и научно- мстодичсской литepатуpы выделить теоретическую базу к определению мультимедиа и создать основу для разработки видеоуроков;
2. Выделить и описать требования, предъявляемые к обучающим видеороликам;
3. Разработать серию видеоуроков по темам: «Функции и их графики», «Степень с натуральным показателем и её свойства», «Линейная функция и её график»;
4. Разработать методические рекомендации к созданию и использованию обучающих видеороликов как на уроке, так и внеурочное время;
5. Провести эксперимент и проанализировать полученные данные, отражающие уровень усвоения материала и мотивированности к изучению предмета, при использовании обучающих видеороликов на уроках алгебрыв 7 классе.
На базе исследования проводилсятеоретический анализ психологопедагогической и научно-методической литературы по данной проблеме, для получения результатов использовались методы: наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты (тестирование, математическая обработка результатов исследования). Исследование осуществлялось на базе МБОУ средняя школа №149 в 7 классе.
Новизна в данной работе заключается в разработке и создание видеоуроков с использованием динамической системы Geogebra, а также ориентированных на учебные материалы, используемые в школе. Визуализация, возможно, сложного материала по алгебре способствует повышение мотиваци к изучению материала, а также его лучшему усвоению.
Структура и объем: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 32 источников. Работа содержит 4 таблицы и 3 диаграммы.
Видеоуроки по праву можно считать одними из самых эффективных средств аудиовизуального комплекса мультимедиа. «Именно экраннозвуковые средства (аудиовизуальные), благодаря их власти над временем и пространством, безграничным проникновением в мир наглядного, благодаря способности отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их, оказались наиболее пригодными для современной школы» - отмечает Л.П. Прессман [, с.]. Широкий спектр выразительных и дидактических возможностей обучающих видеороликов позволяет отнести его к наиболее универсальным средствам наглядности, активно воздействующим на познавательную деятельность обучаемых. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия обучающихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование видеоуроков целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде видеоурока сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Изучение видеоуроков позволит обучающемуся увидеть теоретическую и практическую часть занятия, наблюдая при этом его реальный процесс, темсамым понять и закрепить продемонстрированныйматериал, а также оценить временные затраты прирешении конкретной практической задачи;обучение может проходить в любое удобноевремя и место, создавая при этом у обучающегосячувство личного присутствия на занятии.
На основе дидактического мультимедийного материала для 7 класса, автором которого является кандидат физико-математических наук, профессор С.В. Ларин, были разработаны и апробированы на практике видеоуроки, связанные с темами «Функции и их графики», «Степень с натуральным показателем и её свойства», «Линейная функция и её график». Платформой для разработки данных уроков послужила компьютерная среда «GeoGebra». Программная среда GeoGebra становится все более популярной среди учителей математики. При создании видеоуроков мы придерживались структурного изложения материала в учебнике А.Г. Мордковича, который входит в одобренный перечень ФГОС.
Проблема исследования: как визуализировать процесс обучения математике для повышения его эффективности.
Объект исследования: процесс обучения математике в 7 классе.
Предмет исследования: визуализация школьного курса алгебры с помощью видеоуроков.
Цельисследования: создание видеоуроков средствами
мультимедийного дидактического материала для обучающихся 7 класса, а также разработка рекомендаций при создании видеоуроков.
Гипoтeза: Если в процессе обучения математике обучающихся 7 класса использовать видеоуроки, то это будет способствовать повышению уровня усвоения материала и заинтересованности в изучении предмета, а значит и повышению качества знаний.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психoлoгo-пeдагoгичeской и научно- мстодичсской литepатуpы выделить теоретическую базу к определению мультимедиа и создать основу для разработки видеоуроков;
2. Выделить и описать требования, предъявляемые к обучающим видеороликам;
3. Разработать серию видеоуроков по темам: «Функции и их графики», «Степень с натуральным показателем и её свойства», «Линейная функция и её график»;
4. Разработать методические рекомендации к созданию и использованию обучающих видеороликов как на уроке, так и внеурочное время;
5. Провести эксперимент и проанализировать полученные данные, отражающие уровень усвоения материала и мотивированности к изучению предмета, при использовании обучающих видеороликов на уроках алгебрыв 7 классе.
На базе исследования проводилсятеоретический анализ психологопедагогической и научно-методической литературы по данной проблеме, для получения результатов использовались методы: наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты (тестирование, математическая обработка результатов исследования). Исследование осуществлялось на базе МБОУ средняя школа №149 в 7 классе.
Новизна в данной работе заключается в разработке и создание видеоуроков с использованием динамической системы Geogebra, а также ориентированных на учебные материалы, используемые в школе. Визуализация, возможно, сложного материала по алгебре способствует повышение мотиваци к изучению материала, а также его лучшему усвоению.
Структура и объем: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 32 источников. Работа содержит 4 таблицы и 3 диаграммы.
В результате педагогического исследования были решены следующие задачи.
1. Сделан анализ психoлoгo-пeдагoгичeской и научно-мeтoдичeской литepатуpы по теме исследования, уточнен понятийный аппарат, разработаны требования к созданию и использованию видеоматериала на уроках алгебры 7 класса.
2. Разработаны видеоматериалы к проведению основных типов уроков: урок получения новых знаний, урок закрепления знаний и умений, урок подведения итогов.
3. Проведеншкольный эксперимент и проанализированы полученные данные, отражающие уровень усвоения материала и мотивированность к изучению предмета при использовании обучающих видеороликов на уроках алгебрыв 7 классе.
Выдвинутая гипотеза: Если в процессе обучения математике обучающихся 7 класса использовать видеоуроки, то это будет способствовать повышению уровня усвоения материала и заинтересованности в изучении предмета, а значит и повышению качества знаний, нашла свое подтверждение.
Основное содержание выпускной квалификационной работы опубликовано в статьях автора [38-40].
Надеюсь продолжить начатые исследования, в частности, создать видеоматериалы ко всему курсу алгебры 7 класса.
1. Сделан анализ психoлoгo-пeдагoгичeской и научно-мeтoдичeской литepатуpы по теме исследования, уточнен понятийный аппарат, разработаны требования к созданию и использованию видеоматериала на уроках алгебры 7 класса.
2. Разработаны видеоматериалы к проведению основных типов уроков: урок получения новых знаний, урок закрепления знаний и умений, урок подведения итогов.
3. Проведеншкольный эксперимент и проанализированы полученные данные, отражающие уровень усвоения материала и мотивированность к изучению предмета при использовании обучающих видеороликов на уроках алгебрыв 7 классе.
Выдвинутая гипотеза: Если в процессе обучения математике обучающихся 7 класса использовать видеоуроки, то это будет способствовать повышению уровня усвоения материала и заинтересованности в изучении предмета, а значит и повышению качества знаний, нашла свое подтверждение.
Основное содержание выпускной квалификационной работы опубликовано в статьях автора [38-40].
Надеюсь продолжить начатые исследования, в частности, создать видеоматериалы ко всему курсу алгебры 7 класса.





