ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы разработкой создания видеоуроковдля визуализации процесса обучения математике 7
1.1 Мультимедиа иеё теоретические источники использования в
процессе обучения математике школьников 7
1.2 Требования, предъявляемые к разработке и использованию
видеоуроков 19
ГЛАВА 2. Методическое сопровождение уроков алгебры 7класса с использованием видеоуроков 32
2.1Общие методические рекомендации к созданию и использованию обучающих видеороликов 32
2.2 Конспекты уроков с использованием обучающих видеороликов ... 41
2.3Описание организации и результатов экспериментальной работы
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ1 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Актуальность проблемы исследования определяется тем, что современные информационные технологии, в том числе мультимедиа, открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить качество обучения. Но, к сожалению, по современным статистическим данным наблюдается, что темп освоения учителями мультимедиа средств остается на достаточно низком уровне. С этим и появляется необходимость разработки и создания мультимедиа продуктов для широкого применения их в процессе обучения.
Видеоуроки по праву можно считать одними из самых эффективных средств аудиовизуального комплекса мультимедиа. «Именно экраннозвуковые средства (аудиовизуальные), благодаря их власти над временем и пространством, безграничным проникновением в мир наглядного, благодаря способности отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их, оказались наиболее пригодными для современной школы» - отмечает Л.П. Прессман [, с.]. Широкий спектр выразительных и дидактических возможностей обучающих видеороликов позволяет отнести его к наиболее универсальным средствам наглядности, активно воздействующим на познавательную деятельность обучаемых. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия обучающихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование видеоуроков целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде видеоурока сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Изучение видеоуроков позволит обучающемуся увидеть теоретическую и практическую часть занятия, наблюдая при этом его реальный процесс, темсамым понять и закрепить продемонстрированныйматериал, а также оценить временные затраты прирешении конкретной практической задачи;обучение может проходить в любое удобноевремя и место, создавая при этом у обучающегосячувство личного присутствия на занятии.
На основе дидактического мультимедийного материала для 7 класса, автором которого является кандидат физико-математических наук, профессор С.В. Ларин, были разработаны и апробированы на практике видеоуроки, связанные с темами «Функции и их графики», «Степень с натуральным показателем и её свойства», «Линейная функция и её график». Платформой для разработки данных уроков послужила компьютерная среда «GeoGebra». Программная среда GeoGebra становится все более популярной среди учителей математики. При создании видеоуроков мы придерживались структурного изложения материала в учебнике А.Г. Мордковича, который входит в одобренный перечень ФГОС.
Проблема исследования: как визуализировать процесс обучения математике для повышения его эффективности.
Объект исследования: процесс обучения математике в 7 классе.
Предмет исследования: визуализация школьного курса алгебры с помощью видеоуроков.
Цельисследования: создание видеоуроков средствами
мультимедийного дидактического материала для обучающихся 7 класса, а также разработка рекомендаций при создании видеоуроков.
Гипoтeза: Если в процессе обучения математике обучающихся 7 класса использовать видеоуроки, то это будет способствовать повышению уровня усвоения материала и заинтересованности в изучении предмета, а значит и повышению качества знаний.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психoлoгo-пeдагoгичeской и научно- мстодичсской литepатуpы выделить теоретическую базу к определению мультимедиа и создать основу для разработки видеоуроков;
2. Выделить и описать требования, предъявляемые к обучающим видеороликам;
3. Разработать серию видеоуроков по темам: «Функции и их графики», «Степень с натуральным показателем и её свойства», «Линейная функция и её график»;
4. Разработать методические рекомендации к созданию и использованию обучающих видеороликов как на уроке, так и внеурочное время;
5. Провести эксперимент и проанализировать полученные данные, отражающие уровень усвоения материала и мотивированности к изучению предмета, при использовании обучающих видеороликов на уроках алгебрыв 7 классе.
На базе исследования проводилсятеоретический анализ психологопедагогической и научно-методической литературы по данной проблеме, для получения результатов использовались методы: наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты (тестирование, математическая обработка результатов исследования). Исследование осуществлялось на базе МБОУ средняя школа №149 в 7 классе.
Новизна в данной работе заключается в разработке и создание видеоуроков с использованием динамической системы Geogebra, а также ориентированных на учебные материалы, используемые в школе. Визуализация, возможно, сложного материала по алгебре способствует повышение мотиваци к изучению материала, а также его лучшему усвоению.
Структура и объем: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 32 источников. Работа содержит 4 таблицы и 3 диаграммы.
В результате педагогического исследования были решены следующие задачи.
1. Сделан анализ психoлoгo-пeдагoгичeской и научно-мeтoдичeской литepатуpы по теме исследования, уточнен понятийный аппарат, разработаны требования к созданию и использованию видеоматериала на уроках алгебры 7 класса.
2. Разработаны видеоматериалы к проведению основных типов уроков: урок получения новых знаний, урок закрепления знаний и умений, урок подведения итогов.
3. Проведеншкольный эксперимент и проанализированы полученные данные, отражающие уровень усвоения материала и мотивированность к изучению предмета при использовании обучающих видеороликов на уроках алгебрыв 7 классе.
Выдвинутая гипотеза: Если в процессе обучения математике обучающихся 7 класса использовать видеоуроки, то это будет способствовать повышению уровня усвоения материала и заинтересованности в изучении предмета, а значит и повышению качества знаний, нашла свое подтверждение.
Основное содержание выпускной квалификационной работы опубликовано в статьях автора [38-40].
Надеюсь продолжить начатые исследования, в частности, создать видеоматериалы ко всему курсу алгебры 7 класса.
1. В.А. Борисов. Разработка пакетов программ вычислительного типа. — М.: Изд-во МГУ, 1990. с.169.
2. О.В. Шлыкова. Культура мультимедиа. Уч. пособие для студентов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
3. С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия - 2003 г. Режим доступа?
4. С.А Нехаевым, Н.В. Кривошеиным. Основные понятия и определения прикладной интернетики // Интернет-словарь - октябрь, 2003 г. Режим доступа: [http://www.perfekt.ru/dictionaries/netica.html]
5. Сайт Рубикон [http://www.rubricon.com]
6. Виды, задачи, роль, применение мультимедийных технологий. Экспоцентр. Реклама - Дата обращения: 12.01.2018. Интернет - ресурс: [http: //www. reklama-expo. ru/ru/articles/2016/vidy-zadachi-multimedij nyh- tehnologij/]
7. Е.С. Полат. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001, с.7.
8. Б.Б. Андресен. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. /Авторизованный пер. с англ. - М.: «Обучение-Сервис», 2005. с. 34 Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий - М. Просвещение, 2010. - 170с.
9. Вымятнин В. М., Демкин В. П., Можаева Г. В., Руденко Т. В. Мультимедиакурсы: методология и технология разработки. Интернет ресурс. Режим доступа: (http: //www. ido.tsu.ru/ss/?unit=223). Дата обращения: 12.01.2018.
10. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании. Интернет ресурс. Режим доступа: (http: //www. ido. edu.ru/open/multimedia). Дата обращения: 12.01.2018.
11. *Распоряжение правительства от 29.12.14 №2765-р. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г. - Москва. Режим доступа: [http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
12.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд. центр «Академия», 2008.
13. Н. С. Анисимова. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства: монография / Н.С. Анисимова; Под ред. Е.А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РЕПУ им. А.И. Еерцена, 2002. - 89 с.
14. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
15. Тангиров Х. Э., Худойкулов А. С., Курбанов О. Х. Мультимедиа-технологии в преподавании математики в средней школе // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 694-696. — URL https://moluch.ru/archive/86/16424/ (дата обращения: 30.01.2018)....40