ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2. .. Причины агрессивного поведения у детей дошкольного возрастав
1.3. Особенности организации и реализации психологической
коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста 18
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация экспериментальной работы 28
2.2. Анализ и обсуждение результатов диагностики 30
2.3. Описание комплекса по психологической коррекции агрессивного
поведения детей дошкольного возраста 35
2.4. Оценка эффективности комплекса по психологической коррекции
агрессивного поведения детей дошкольного возраста 38
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
Приложение 1 50
В современном меняющемся мире особое место стали занимать проблемы социализации и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Детерминанты таких нарушений, их предпосылки и последствия все активнее обсуждаются в связи с определением направлений своевременной психологической работы: психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики. Агрессивные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями, с ними трудно справиться, они часто бывают жестоки [1]. Агрессивность затрудняет социализацию ребенка, отрицательно влияет на его общение со сверстниками и взрослыми. Такие дети чаще, чем другие, вызывают негативную реакцию и неприятие окружающих, что ведет лишь к усилению агрессивного поведения. [2]. В представлении агрессивного ребенка другие люди либо препятствуют достижению его целей, либо не уделяют ему должного интереса, либо стремятся причинить ему вред. Фиксированность на себе, приписывание враждебных намерений окружающим мешает такому ребенку понять других людей, познать ощущение связи и общности с ними [3]. Внутренний мир агрессивных детей включает достаточно большое количество деструктивных эмоций, с которыми они не в силах справиться самостоятельно, поэтому им жизненно необходимо внимательное и доброе отношение со стороны взрослых. Неоценимое влияние на формирование и развитие личности оказывает игра, которая способствует созданию благоприятных отношений между детьми в группе, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, уверенность в себе в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Актуальность исследования определяется тем обстоятельством, что агрессия как социально-психологический феномен сопровождает весь процесс человеческого развития. В последнее время интерес к изучению этого феномена усилился в виду частоты проявления агрессия среди детей и подростков. Вспышки агрессии приводят к росту числа лиц с девиантным поведением.
Агрессивность начинает проявляться в раннем возрасте и родителям крайне важно вовремя заметить и предпринять меры по коррекции данного феномена у своих детей, чтобы в последующем избежать проявления негативных тенденций в поведении своего ребенка и предупредить возможные негативные последствия.
Агрессивное поведение представляет интерес для исследователей разных направлений. Ее изучают физиологи, социологи, криминологи, педагоги, психологи и др. Агрессия распространенное явление особенно среди детей. Связано это с тем, что дошкольники имеют несформированную эмоциональную сферу. В каждом организованном коллективе есть дети, отвергаемые сверстниками, невыдержанные эмоционально и пр. В детском коллективе отмечаются нарушенные взаимоотношения, что находит воплощение во вспышках агрессии, нежелании уступать друг другу, требовании сиюминутного удовлетворения потребностей и пр. Профилактика и коррекция агрессивного поведения в детском возрасте предполагает разнообразие мягких техник и методик, учитывающих специфику возраста. Все выше изложенное определяет актуальность темы данной работы.
Проблема профилактики и коррекции агрессивности и агрессивного поведения более века является предметом внимания медицины, психологии и педагогики. В нашей стране проблемы профилактики агрессивного поведения детей получали отражение в работах Л.И. Божович Л.С. Выготского, А.Н. Вераксы, Р.В. Овчаровой, , М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др. Поиском способов и путей предупреждения и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Н.П. Сазонова, Н.В. Новикова, Г.Паренс и др. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Р.В. Овчаровой, А.А. Романова.
Цель исследования - разработка комплекса занятий по психологической коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение.
Предмет исследования: психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть агрессивное поведение детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическую проблему.
2. Изучить причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
3. Выявить уровень агрессии у детей дошкольного возраста
4. Предложить комплекс занятий по психологической коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
5. Оценить эффективность комплекса занятий по психологической коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы),
2. Эмпирические (наблюдение, тестирование),
3. Методы качественно-количественного анализа результатов.
База исследования: МБДОУ г. Красноярск
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практике работы с детьми дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью, задачами и включает: введение, две главы, заключение, список литературы и проиллюстрирована приложением.
В ходе теоретического анализа учебно-методической и научной литературы мы выяснили, что агрессивное поведения в дошкольном возрасте явление не новое. Многие дошкольники имеют проблемы, связано это с несформированностью эмоциональной сферы и, как следствие, конфликтности.
Становление детей дошкольного возраста является индивидуальный опыт, который приобретается в ходе той или иной деятельности. На данном этапе развития все оценочные суждения со стороны окружающих, дошкольник сравнивает с собственным восприятием окружающего его мира. В случае возникновения противоречий ребенок зачастую выражает протест, это и является признаком обострения кризиса 5-6 лет. В этом возрасте суждения детей о себе являются ошибочными или недостоверными в силу того, что у него еще пока отсутствует способность к глубокому самоанализу.
Развитие эмоциональной сферы является важным направлением в работе с детьми дошкольного возраста. Эмоции играют весомую роль в жизни дошкольников. Они могут помочь ребенку приспособиться к ситуации. А.Д. Кошелева заявляет, что ключевым направлением становления психологической сферы дошкольника считается возникновение возможности управлять чувствами и эмоциями, то есть произвольного поведения. Поведение преобразуется из поведения, побуждаемого спонтанными эмоциями и побуждениями. Когда переход от наружной его регуляции к внутренней ведёт к способности выбора личного поведения.
Дошкольный возраст считается более подходящим временем для становления психологической сферы ребят. В данном возрасте расширяется круг впечатлений, свойственных ребенку, чувственные процессы делаются больше уравновешенными и устойчивыми, у ребенка замечается способность управлять собственными чувствами, а еще правильно эмоционально откликаться во всевозможных ситуациях, основываясь на 43
умении отличать эмоциональное состояние по его наружному проявлению. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что дошкольники имеют еще несформированную эмоциональную сферу, она нестабильна, отсюда и возможны вспышки агрессии в случае отсутствия удовлетворения возникшей у ребенка потребности. Зачастую агрессивное поведение ребенка становится причиной его конфликтов со сверстниками. Существуют различные мнения о причинах агрессивного поведения, но многие ученые считают, что в каждом случае свои причины, и часто их бывает не одна, а сразу несколько. Детская агрессия проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта - отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать.
В практической части исследования в ходе исследования мы установили, что в группе из 20 детей у 5 выявлен высокий и повышенный уровень агрессивного поведения, чем и объясняется частота конфликтов в исследуемом коллективе. Средний уровень агрессивного поведения выявлен у 4 детей старшего дошкольного возраста, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, порой не соблюдают дисциплину. Слабый уровень агрессивного поведения выявлен у 11 детей.
Результаты проведенного исследования позволили заключить, что у дошкольников высокий уровень агрессивного поведения, что предполагает коррекцию поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках формирующего этапа экспериментальной работы был составлен комплекс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с использованием игр и игровых упражнений экспрессивной направленности - «В стране эмоций », направленных на снижение уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Во время апробации комплекса мы обратили внимание на то, что по мере прохождения занятий дети стали меньше проявлять агрессии по отношению друг другу, взаимоотношения дошкольников стали менее конфликтными. Дети стали доброжелательнее по отношению друг к другу. Распределение ролей стало происходить менее конфликтно. В целом, можно отметить снижение напряженности и стабилизацию эмоционального состояния воспитанников. Положительные изменения в поведении детей были отмечены педагогами и родителями. По результатам повторной диагностики зафиксировано снижение числа детей с высоким уровнем агрессии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что комплекс по психологической коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, основанный на работе с эмоциональной сферой эффективен.
1. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. М.: Ось-89, 2000. 438 с.
2. Астанакулова П.В. Агрессивность как проблемная форма
межличностных отношений дошкольников // Труды Братского
государственного университета. 2017. № 1. С. 65-68.
3. Багатырова М.Н. Особенности профилактической работы по коррекции агрессивного поведения старшего дошкольника //. Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 245-246.
4. Бисалиев Р.В., Кубекова А.С., Сарафрази Т.Т. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы. Пенза: Академия Естествознания», 2014. 591 с.
5. Борисова П.В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Научнометодический электронный журнал Концепт № S. 2015. С. 106-110.
6. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов. СПб.: Речь, 2004. 144 с.
7. Бубнова Э.Ш. Особенности проявления агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада. М., 1998. 24 с.
8. Гадаборшева З.И., Идалова З.М. Развитие физической агрессии от раннего детства до зрелости: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. 2018. С. 229-232
9. Головнева Е.В., Жумабекова Р.Р., Никитина В.Р. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у дошкольников // International scientific research 2019 Материалы I Международной научно-практической конференции. 2019. С. 72-73.
10. Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. М., 1995. 165 c.
11. Жигинас Н.В., Сухачёва Н.И. Социально-педагогические условия детской агрессии // Научно-педагогическое обозрение, 2017. № 4 (18). С. 3439.
12. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. СПб., 1996. 161 с.
13. Корниенко А.А. Детская агрессия / Паблишинк, 2017. 200 с.
14. Кулганов В.А., Раева Е.В. Влияние семейного воспитания на возникновение агрессивного поведения детей // Дошкольная педагогика. 2018 № 10 (145). С. 4-7.
15. Ленденевая И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции. Иркутск, 2002. 170 с....30