ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 10-12 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Формы внеурочной деятельности 6
1.2. Физиологическая и биохимическая характеристика скоростных
качеств 14
1.3. Средства и методы применяемые во внеурочной деятельности
учащихся 10-12 лет 23
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. ВНЕДРЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 10-12 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3.1. Выявление и обоснования средств и методов развития специальных скоростных качеств у учащихся 10-12 лет во внеурочной
деятельности 34
3.2. Выявление результативности применения средств и методов развития специальных скоростных качеств у учащихся 10-12 лет во внеурочной деятельности 39
Заключения 42
Список использованных источников 44
Важное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию специальных скоростных качеств, потому что высокий уровень развития данных способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности и достижению высоких спортивных результатов. Особенно быстрый рост всего организма наблюдается в период бурного его развития - в подростковом возрасте. У подростков со значительной интенсивностью происходит окостенение скелета, происходит совершенствование мускулатуры. Этот возраст в плане физического развития характеризуется достижением наилучших результатов (максимальной частоты движений, быстроты простой реакции) и их стабилизацией. Для наилучшего развития специальных скоростных качеств необходимо заниматься спортом и осуществлять целенаправленное воздействие на физическое развитие подростка. Грамотная организация педагогического процесса с учетом возрастных особенностей учащихся дает большие возможности для развития их физических качеств. Положительное влияние на воспитание и развитие физических способностей детей имеет целенаправленное воздействие. При этом необходимо учитывать закономерности возрастного развития различных способностей. Педагогическое воздействие не должно вызывать значительные изменения одних способностей вместо других, рост которых на данном этапе возрастного развития более выражен. Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие физических качеств учащихся сводит к минимуму возможность задержки развития тех или иных качеств. Основными средствами специальной скоростной подготовки в занятиях с обучающимися являются прыжки, бег на короткие дистанции, спортивные игры.
По мнению многих авторов целенаправленные занятия по развитию двигательных качеств, в том числе и скоростных, имеют большой эффект в период их естественного роста. Однако границы такого роста определены не совсем четко - от 10 до 18 лет. Вместе с тем предлагаемые в настоящее время методики не учитывают в полной мере вопросы индивидуализации тренировочного процесса у юных учащихся 10-12 летнего возраста в плане информации о готовности организма юного спортсмена к восприятию тренировочных нагрузок направленных на развитие специальных скоростных качеств.
В качестве объекта исследования выступила внеурочная деятельность учащихся 10-12 лет.
Предмет исследования: средства и методы футбола направленные на развитие специальных скоростных качеств у учащихся 10-12 лет во внеурочной деятельности.
Цель исследования: Выявить, обосновать и внедрить во внеурочную деятельность средства и методы футбола, направленные на развитие специальных скоростных качеств у учащихся 10-12 лет.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме развития специальных скоростных качеств учащихся 10-12 лет во внеурочной деятельности и провести анкетирования по «Анкете отношения детей к занятиям по футболу в школе (Е.Н.Калинина)».
2. Выявить и обосновать средства и методы футбола влияющие на развитие специальных скоростных качеств учащихся 10-12 лет во внеурочной деятельности.
3. Внедрить во внеурочную деятельность учащихся 10-12 лет средства и методы футбола влияющие на развитие специальных скоростных качеств.
4. Выявление результативных средств и методов футбола на развитие специальных скоростных качеств учащихся 10-12 лет во внеурочной деятельности.
Гипотезой исследования: процесс развития специальных скоростных качеств у учащихся 10-12 лет будет результативным если:
• выявлены и обоснованы средства и методы футбола, влияющие на развития специальных скоростных качеств учащихся 10-12 лет;
• данные средства будут внедрены во внеурочную деятельность учащихся 10-12 лет;
• выявлена результативность средств и методов футбола влияющих на развитие специальных скоростных качеств учащихся 10-12 лет.
1. При анализе психолого-педагогической литературы по теме развития специальных скоростных качеств учащихся 10-12 лет во внеурочной деятельности мы выявили что особенно большое значение на развитие специальных скоростных качеств влияет центральная нервная система. Именно это влияние, связанно с совершенствованием взаимодействия между нервными центрами, дает возможность совершать как однократные, так и циклические движения. Важной особенностью деятельности нервных центров, обеспечивающих скоростные качества однократных и циклических движений, является подвижность нервных процессов, способность к быстрой смене состояния торможения на возбуждение и наоборот. При проведении анкетирования нами были получены следующие результаты провести анкетирования по «Анкете отношения детей к занятиям по футболу в школе (Е.Н.Калинина)», в начале эксперимента в контрольной группе мы получили следующие баллы - 10баллов, в экспериментальной группе - 12 баллов. В конце
эксперимента в контрольной группе составил - 12 баллов, в экспериментальной группе - 15 баллов.
2. Нами были выявлены и обоснованы следующие средства и методы футбола влияющие на развитие специальных скоростных качеств учащихся.
Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом. Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Рывки к мячу с последующим ударом по воротам. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель). Ускорения на 15, 30, 60 м с мячом. Обводка препятствий (на скорость). Переменный бег на дистанции 100—150 м (15—20 м с максимальной скоростью, 10—15 м медленно и т. д.) с ведением мяча и др. Со всем списком средств и методов Вы можете ознакомится в параграфе 2.2. выпускной квалификационной работы .
3. При внедрении средств и методов футбола во внеурочную деятельность необходимо использовать нагрузки с сериями, равными 4 минутам, т.к. при построении нагрузки, направленной на развитие специальных скоростных качеств, с данными сериями, допустимо использование нагрузки всех объёмов (малого, среднего и большого). Такие занятия не вызывают снижение показателей функционального состояния организма и координационных способностей. Кроме внедренных средств и методов футбола во внеурочной деятельности учащихся 10-12 лет проходили также встречи с известными спортсменами и тренерами футбольных команды республики Хакасия. Ребятам удалось пообщаться и получить много положительных эмоций. Мастер-классы по футболу. Ребятам удалось ощутить на себе какими профессиональными качествами должен обладать футболист. Удалось получить большой опыт от ведущих игроков. Раскрыли много нюансов и удалось ответить на много вопросов которые стояли перед ребятами до мастер-класса.
4. После педагогического эксперимента нам удалось выявит следующие показатели:
• в контрольной группе в беге на 30 м., прирост показателей
составил - 0,1с., в экспериментальной группе прирост
результатов составил - 0,3 с.
• в контрольном испытании «Челночный бег 3*10 м, с.» прирост
результатов составил - 0,2 с. , в экспериментальной - 0,2 с.
• в контрольном испытании «Прыжок в длину с места см.»
прирост результатов составил - 1 ,1 м. в контрольной группе, в экспериментальной - 3,5 м.
1. Адольф В.А. Формирование готовности будущего педагога к работе с детьми-сиротами / В.А. Адольф, С.С Ситничук //Инновации в образовании. 2015. № 3. С. 147-155
2. Аванесов В.У., Гришина Т.С. Проблемы и возможности пути развития интересов у детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом / Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе:сб. науч. статей всерос. научн.-практ. конф. с межд. участием. Воронеж, ИПЦ Научная книга, 2012. С. 192-198.
3. Афанасьев В.В., Муравьёв А.В., Осетровый И.А., Михайлов П.В.
Спортивная метрология [Текстиль] : учебное пособие / поди ред. В.В.
Афанасьева / В.В. Афанасьев, А.В. Муравьёв, И.А. Осетровый, П.В.
Михайлов. -Ярославль : Издали-воз ЯГПУ, 2009. - 242 с.
4. Ашмарин Б.А. Тория из методика педагогических исследований во
физическом воспитании. - М.: ФиСк, 2002. - 223 с
5. Болотова А.К.Психология развития из возрастная психология. - М.: НИУ
Высшая школаб экономики, 2012. - 528 с.
6. Вайцеховский С.М. Книга тРЕнера. - М.: ФиСк, 2007. - 312 с.
7. Васильков, А.А. Теория и методика спорта : учеб. пособие / А.А.Васильков. - СПб. : Феникс, 2008 - 174 с.
8. Гогунов Е.И., Мартьянов Б.И. Психология физическогоп воспитания из спорта. М.: Академия, 2002. - 288 с.
9. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебникл для институтов физической культурыь. - М.: ФиСк , 2008. - 192 с.
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
11. Губа В. П. Интегральная подготовка футболистов: учебное пособие / В. П. Губа, А. В. Лексаков, А. В. Антипов. - Советский спорт, 2010. - 208 с.
12. Дорохов, Р.Н. Спортивная морфология / Р.Н. Дороховг, В.П. Губан. -М.: СпортАкадемПресс, 2002. 230 с.
13. Еркомайшвили, И.В. Основыь теории физической культуры // курсы лекций. - 2009. - Екатеринбург. - С. 15-30
14.Земцова И.И. Спортивная физиология. ... — Малаховкаб: МГАФК, 2010. — 88 с.
15. Исмиянов В.В., Рыбина Л.Д. Зимний мини-футбол как средство физического воспитания студентов : учебное пособие / В.В. Исмиянов, Л.Д. Рыбина. - Иркутск : ИрГУПС, 2012. - 80 с....51