Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения краеведческой кружковой работы по истории 10
1.1. Изучение краеведения в школе в условиях реализации системы ФГОС 10
1.2. Методы и формы изучения краеведения в педагогической литературе 17
Глава II. Исторические аспекты изучения старообрядцев Юго-Восточного Алтая (на примере похоронно-поминальной обрядности старообрядцев Красногорского района) 28
2.1. Обзор источников по историко-краеведческому изучению старообрядцев Юго-Восточного Алтая 28
2.2. Историко-краеведческое изучение старообрядцев по материалам научной литературы 31
Глава III. Апробация методических условий организации краеведческого кружка «Юные этнографы» 37
3.1. Методы и формы работы краеведческого кружка «Юные этнографы» 37
3.2. Апробация рабочей программы краеведческого кружка «Юные этнографы» 45
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 56
Список источников и литературы 59
Приложения 68
Глава I. Теоретические основы изучения краеведческой кружковой работы по истории 10
1.1. Изучение краеведения в школе в условиях реализации системы ФГОС 10
1.2. Методы и формы изучения краеведения в педагогической литературе 17
Глава II. Исторические аспекты изучения старообрядцев Юго-Восточного Алтая (на примере похоронно-поминальной обрядности старообрядцев Красногорского района) 28
2.1. Обзор источников по историко-краеведческому изучению старообрядцев Юго-Восточного Алтая 28
2.2. Историко-краеведческое изучение старообрядцев по материалам научной литературы 31
Глава III. Апробация методических условий организации краеведческого кружка «Юные этнографы» 37
3.1. Методы и формы работы краеведческого кружка «Юные этнографы» 37
3.2. Апробация рабочей программы краеведческого кружка «Юные этнографы» 45
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 56
Список источников и литературы 59
Приложения 68
Актуальность темы исследования. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения стараются уделять особое внимание не только обучению, но и воспитанию учащихся. На сегодняшний день существует тенденция к воспитанию школьника, любящего свой народ, знающего свой край. Это подтверждается региональным компонентом ФГОС. Соответственно региональный компонент может выражаться в краеведческой деятельности. Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Таким образом, наблюдается некоторый спад развития краеведческой работы в школах. Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности и недостаточным уровнем его использования, решение которого возможно при определении содержания и организации краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений.
В связи с этим не вызывает сомнения актуальность темы исследования для учителей истории в школе.
Степень изученности проблемы. Во второй половине XX века в учебных пособиях и отдельных статьях затрагивались некоторые аспекты развития исторического краеведения в стране. Подчеркивался именно массовый характер движения по изучению прошлого на местах и ведущая роль государства обозначалась в сохранении историко-культурного наследия.
Только со второй половины 1980-х гг. в связи политическими и социокультурными изменениями в советском обществе начал усиливаться интерес исследователей к пониманию сущности краеведения и факторам, влияющим на его эволюцию, постепенно происходит пересмотр теоретико-методологических подходов к определению места и роли данного феномена в культурном ландшафте регионов, обновляется источниковая база изучения этого явления.
Изучение населения, в том числе старообрядцев, и его особенностей является одним из важнейших направлений краеведения. Данного вопроса касались следующие авторы: Катунский А.Е. , Куприянова И.В , Липинская В.А ., Покровский Н.Н. и Зольникова Н. Д. , а также Турова Е. , Пушкарев Б.Б.
Изучению материальных атрибутов старообрядцев и их одежды посвящены работы Грибановой Н.С. , Корниковой Л.В. , Лебедевой А.А. и Фурсовой Е.Ф.
Целый ряд работ по изучению населения Сибири, в том числе Алтая, принадлежит Демину М.А.10 11 Множество статей по исследованию Алтайского края написаны Щегловой Т.К. Она изучает русское население Алтайского края, жизнь в деревне, этническое развитие Барнаула и многое другое. Коляскина Е.А. рассматривает население Алтая, используя гендерную теорию .
Наиболее «свежими» работами по изучению старообрядчества являются исследования Явновой Л.А. , Туровой Е., Грибановой Н.С., Крюковой С. Множество работ, посвященных изучению старообрядческих общин и миграции старообрядцев, принадлежат Куприяновой И.В. Крайняя ее работа - эта диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Старообрядчество Алтая в условиях радикальной трансформации российского общества (конец XIX - первая треть XX века)» 2018 года.
В настоящее время возникают проблемы в ходе работы с литературой по внеурочной деятельности. Одна из проблем - эта моральная устарелость печатных изданий. С учетом того, что в последние несколько лет достаточно часто преобразуется стандарты и сопутствующие ему документы, то проблема является действительно актуальной. Методические рекомендации достаточно быстро устаревают. Часто можно столкнуться с тем, что большинство публикаций написаны еще в советское время.
В настоящей работе удалось использовать достаточно свежие работы по внеурочной деятельности. Это работы Багаутдиновой Р.Р. и Габдрахмановой Е.В. , Байбородовой Л.В. , Комаровой И.В. , Криволаповой Л.А. , Муштавинской И.В. и Князевой И.В. Данные работы написаны в начале XXI века и представляют особый интерес для реализации педагогической деятельности. В них сообщается об организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в том числе и в разновозрастных группах, а также объясняется создание определенных условий для более эффективной работы.
Объектом исследования является процесс образовательной и воспитательной краеведческой деятельности в школе.
Предметом исследования являются методические условия организации работы «юных этнографов» в рамках краеведческого кружка общеобразовательной сельской школы по материалам изучения похоронно-поминальной обрядности старообрядцев Красногорского района Алтайского края.
В ходе исследования была поставлена следующая цель: теоретически и практически обосновать методические условия организации работы «юных этнографов» в рамках краеведческого кружка общеобразовательной сельской школы.
Для достижения поставленной цели, были выдвинуты следующие
задачи:
- теоретически обосновать и раскрыть сущность понятий «краеведческий кружок» и «краеведческая деятельность»;
- определить комплекс методических условий организации работы краеведческого кружка в педагогической литературе;
- провести обзор источников и литературы по историко-краеведческому изучению старообрядцев Юго-Восточного Алтая;
- подготовить рабочую программу краеведческого кружка «Юные этнографы»;
- описать процесс реализации методических условий организации работы краеведческого кружка «юных этнографов» и проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза: краеведческая работа в общеобразовательной сельской школе способствует становлению социокультурной компетентности личности учащихся.
База проведения исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа».
Методология и методы исследования. Методологическую основу работы составили концептуальные положения антропологического и историко-культурологического подходов. В дипломной работе применяются различные методы эмпирического исследования и обработки данных. Анализ литературы дал возможность заложить основу дипломной работы и ее теоретической части. Метод непосредственного наблюдения с фото- и видео-фиксацией позволил собрать материал, отражающий деятельность обучающихся на занятиях. Одним из основных методов является эксперимент. С помощью него было экспериментально обосновано влияние методических условий на организацию работы краеведческого кружка «Юные этнографы». Также применялся метод описания и опроса. Наблюдение за поведением школьников на занятиях кружка частично показало влияние методических условий на их работу.
Источниковая база исследования. Используемые в дипломной работе источники можно разделить на несколько групп: законодательные и нормативные акты, учебно-методические и краеведческие издания, справочные издания, неопубликованные источники и фотодокументы.
Законодательные и нормативные акты представлены федеральным законом, письмом Министерства образования России, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, локальными нормативными актами и Санитарными правилами и нормами. Данная группа источников является обязательной основой рабочей программы краеведческого кружка.
Следующий вид используемых в дипломной работе материалов составляют учебно-методические и краеведческие издания. Анализ учебно-методических изданий позволяет организовать внеурочную деятельность в соответствии с определенными требованиями и методическими рекомендациями. Краеведческие издания создают фундаментальную основу теоретической части рабочей программы.
Справочные издания помогают дать точное толкование необходимых для краеведческой работы терминов.
Особую группу источников составляют неопубликованные источники: полевые материалы автора за 2014-2016 гг. , материалы Архива лаборатории этнокультурных исследований ФИиП АГГПУ (АЛЭИ) , собранные в экспедициях с 1999-2016 гг. Эти материалы позволили уточнить особенности такого населения Красногорского района как старообрядцы.
Самостоятельная группа источников представлена фотодокументами, визуально фиксирующими особенности материальных атрибутов населения Красногорского района.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования учителями внеурочной деятельности методических материалов в процессе подготовки и организации занятий краеведческого кружка по истории.
Структура работы обусловлена поставленными в исследовании задачами и включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы, а также приложения. Первая глава посвящена теоретическому обоснованию темы дипломной работы, вторая - предлагает обзор источников и научной литературы по историко-краеведческому изучению старообрядцев Юго-Восточного Алтая и третья глава показывает сущность апробации и ее результаты.
В связи с этим не вызывает сомнения актуальность темы исследования для учителей истории в школе.
Степень изученности проблемы. Во второй половине XX века в учебных пособиях и отдельных статьях затрагивались некоторые аспекты развития исторического краеведения в стране. Подчеркивался именно массовый характер движения по изучению прошлого на местах и ведущая роль государства обозначалась в сохранении историко-культурного наследия.
Только со второй половины 1980-х гг. в связи политическими и социокультурными изменениями в советском обществе начал усиливаться интерес исследователей к пониманию сущности краеведения и факторам, влияющим на его эволюцию, постепенно происходит пересмотр теоретико-методологических подходов к определению места и роли данного феномена в культурном ландшафте регионов, обновляется источниковая база изучения этого явления.
Изучение населения, в том числе старообрядцев, и его особенностей является одним из важнейших направлений краеведения. Данного вопроса касались следующие авторы: Катунский А.Е. , Куприянова И.В , Липинская В.А ., Покровский Н.Н. и Зольникова Н. Д. , а также Турова Е. , Пушкарев Б.Б.
Изучению материальных атрибутов старообрядцев и их одежды посвящены работы Грибановой Н.С. , Корниковой Л.В. , Лебедевой А.А. и Фурсовой Е.Ф.
Целый ряд работ по изучению населения Сибири, в том числе Алтая, принадлежит Демину М.А.10 11 Множество статей по исследованию Алтайского края написаны Щегловой Т.К. Она изучает русское население Алтайского края, жизнь в деревне, этническое развитие Барнаула и многое другое. Коляскина Е.А. рассматривает население Алтая, используя гендерную теорию .
Наиболее «свежими» работами по изучению старообрядчества являются исследования Явновой Л.А. , Туровой Е., Грибановой Н.С., Крюковой С. Множество работ, посвященных изучению старообрядческих общин и миграции старообрядцев, принадлежат Куприяновой И.В. Крайняя ее работа - эта диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Старообрядчество Алтая в условиях радикальной трансформации российского общества (конец XIX - первая треть XX века)» 2018 года.
В настоящее время возникают проблемы в ходе работы с литературой по внеурочной деятельности. Одна из проблем - эта моральная устарелость печатных изданий. С учетом того, что в последние несколько лет достаточно часто преобразуется стандарты и сопутствующие ему документы, то проблема является действительно актуальной. Методические рекомендации достаточно быстро устаревают. Часто можно столкнуться с тем, что большинство публикаций написаны еще в советское время.
В настоящей работе удалось использовать достаточно свежие работы по внеурочной деятельности. Это работы Багаутдиновой Р.Р. и Габдрахмановой Е.В. , Байбородовой Л.В. , Комаровой И.В. , Криволаповой Л.А. , Муштавинской И.В. и Князевой И.В. Данные работы написаны в начале XXI века и представляют особый интерес для реализации педагогической деятельности. В них сообщается об организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в том числе и в разновозрастных группах, а также объясняется создание определенных условий для более эффективной работы.
Объектом исследования является процесс образовательной и воспитательной краеведческой деятельности в школе.
Предметом исследования являются методические условия организации работы «юных этнографов» в рамках краеведческого кружка общеобразовательной сельской школы по материалам изучения похоронно-поминальной обрядности старообрядцев Красногорского района Алтайского края.
В ходе исследования была поставлена следующая цель: теоретически и практически обосновать методические условия организации работы «юных этнографов» в рамках краеведческого кружка общеобразовательной сельской школы.
Для достижения поставленной цели, были выдвинуты следующие
задачи:
- теоретически обосновать и раскрыть сущность понятий «краеведческий кружок» и «краеведческая деятельность»;
- определить комплекс методических условий организации работы краеведческого кружка в педагогической литературе;
- провести обзор источников и литературы по историко-краеведческому изучению старообрядцев Юго-Восточного Алтая;
- подготовить рабочую программу краеведческого кружка «Юные этнографы»;
- описать процесс реализации методических условий организации работы краеведческого кружка «юных этнографов» и проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза: краеведческая работа в общеобразовательной сельской школе способствует становлению социокультурной компетентности личности учащихся.
База проведения исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа».
Методология и методы исследования. Методологическую основу работы составили концептуальные положения антропологического и историко-культурологического подходов. В дипломной работе применяются различные методы эмпирического исследования и обработки данных. Анализ литературы дал возможность заложить основу дипломной работы и ее теоретической части. Метод непосредственного наблюдения с фото- и видео-фиксацией позволил собрать материал, отражающий деятельность обучающихся на занятиях. Одним из основных методов является эксперимент. С помощью него было экспериментально обосновано влияние методических условий на организацию работы краеведческого кружка «Юные этнографы». Также применялся метод описания и опроса. Наблюдение за поведением школьников на занятиях кружка частично показало влияние методических условий на их работу.
Источниковая база исследования. Используемые в дипломной работе источники можно разделить на несколько групп: законодательные и нормативные акты, учебно-методические и краеведческие издания, справочные издания, неопубликованные источники и фотодокументы.
Законодательные и нормативные акты представлены федеральным законом, письмом Министерства образования России, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, локальными нормативными актами и Санитарными правилами и нормами. Данная группа источников является обязательной основой рабочей программы краеведческого кружка.
Следующий вид используемых в дипломной работе материалов составляют учебно-методические и краеведческие издания. Анализ учебно-методических изданий позволяет организовать внеурочную деятельность в соответствии с определенными требованиями и методическими рекомендациями. Краеведческие издания создают фундаментальную основу теоретической части рабочей программы.
Справочные издания помогают дать точное толкование необходимых для краеведческой работы терминов.
Особую группу источников составляют неопубликованные источники: полевые материалы автора за 2014-2016 гг. , материалы Архива лаборатории этнокультурных исследований ФИиП АГГПУ (АЛЭИ) , собранные в экспедициях с 1999-2016 гг. Эти материалы позволили уточнить особенности такого населения Красногорского района как старообрядцы.
Самостоятельная группа источников представлена фотодокументами, визуально фиксирующими особенности материальных атрибутов населения Красногорского района.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования учителями внеурочной деятельности методических материалов в процессе подготовки и организации занятий краеведческого кружка по истории.
Структура работы обусловлена поставленными в исследовании задачами и включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы, а также приложения. Первая глава посвящена теоретическому обоснованию темы дипломной работы, вторая - предлагает обзор источников и научной литературы по историко-краеведческому изучению старообрядцев Юго-Восточного Алтая и третья глава показывает сущность апробации и ее результаты.
Подводя итоги выполненной выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:
- краеведческая деятельность является неотъемлемой частью воспитания гражданственности и патриотизма. Школьное краеведение помогает воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей малой Родине. Изучение краеведения способствует глубокому осознанию исторических процессов, показ исторических событий через призму местных региональных материалов, позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить детям восприятие истории.
Воспитательная внеурочная деятельность является одним из факторов становления личности. Краеведческая работа в школе способствует возрождению российской духовности, воспитанию чувства патриотизма по отношению к истории малой Родины и национальной истории в целом.
В ходе работы краеведческого кружка создавалась определенная среда для будущих открытий и поисково-исследовательской деятельности обучающихся:
- краеведческая деятельность предполагала обучение путем открытий;
- изучение местной истории помогло вызвать интерес и повысить учебно-познавательную активность учащихся;
- на основе источников и научной литературы, посвященной историко-краеведческому изучению старообрядцев, заложена необходимая основа теоретической части рабочей программы краеведческого кружка «Юные этнографы»;
- методические условия играют огромную роль в организации работы «юных этнографов» и обеспечивают более эффективное усвоение материала;
- мероприятие «Забытые слова» показало, что у учащихся хорошо развиты творческие способности, а также такие способности, как умение объяснять и анализировать;
- работа с анкетами помогла создать необходимую среду для поиска, исследования и открытия новых знаний;
- ритмичная работа на занятиях кружка способствовала активной умственной деятельности учащихся, а та, в свою очередь, способствовала более плодотворной и эффективной работе учащихся;
- работа в коллективе способствовала социализации детей;
- важным результатом работы краеведческого кружка «Юные этнографы» явилось формирование у учащихся социокультурной компетентности. Изучая результаты работы каждого «юного этнографа», можно сделать вывод, что основа формирования этой компетентности положена;
- у учащихся расширился кругозор, повысился культурный уровень. Этому частично поспособствовала работа с архивным материалом. Теперь ребята достаточно хорошо знакомы с историей родного села и района, могут по возможности делиться своими знаниями с родными и близкими;
- благодаря работе с картой, ученики стали лучше ориентироваться по местоположению разных сёл;
- самостоятельная работа с литературой и дополнительным материалом, способствовала у учащихся формированию таких качеств как ответственность, самостоятельность, требовательность к самому себе и другим, а при подготовке к тематическим мероприятиям, появилась возможность потренироваться в логическом построении ответа и речи в целом;
- организация отчетной конференции позволила создать необходимую атмосферу серьёзного мероприятия, где в присутствии директора, завучей и учителей истории, учащиеся поделиться полученными знаниями и показать свои навыки и умения, приобретенные в ходе посещения краеведческого кружка «Юные этнографы».
Для привлечения учащихся в краеведческий кружок «Юные этнографы» были созданы необходимые методические условия: организовывались мастер-классы и тематические мероприятия с разными возрастными категориями учащихся; подготовлена «почва» для полевых исследований. Создана мотивация высоких показателей работы личностным ростом и разного рода поездками (походы, экскурсии и т.п.); разработаны ряд тематических заданий для более ритмичной работы учащихся на занятиях кружка; применялись разного рода приемы и проблемные задачи для разнообразия занятий.
В ходе исследовании гипотеза была доказана: краеведческая работа в общеобразовательной сельской школе способствует становлению социокультурной компетентности. В выпускной квалификационной работе предложена рабочая программа для учителей истории, которая может им помочить в практической деятельности.
Ребята стали четче формулировать свои цели, получили некоторые навыки публичного выступления, а также больше узнали о своей малой Родине и овладели некоторыми навыками исследователя. Так как выяснилось, что года слишком мало для реализации данной программы, решено доработать программу сроком реализации на 5 лет. Планы и цели, разрабатываемые в перспективе, будет легче реализовать, если будет уделяться больше времени на поисковую и исследовательскую деятельность учащихся.
- краеведческая деятельность является неотъемлемой частью воспитания гражданственности и патриотизма. Школьное краеведение помогает воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей малой Родине. Изучение краеведения способствует глубокому осознанию исторических процессов, показ исторических событий через призму местных региональных материалов, позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить детям восприятие истории.
Воспитательная внеурочная деятельность является одним из факторов становления личности. Краеведческая работа в школе способствует возрождению российской духовности, воспитанию чувства патриотизма по отношению к истории малой Родины и национальной истории в целом.
В ходе работы краеведческого кружка создавалась определенная среда для будущих открытий и поисково-исследовательской деятельности обучающихся:
- краеведческая деятельность предполагала обучение путем открытий;
- изучение местной истории помогло вызвать интерес и повысить учебно-познавательную активность учащихся;
- на основе источников и научной литературы, посвященной историко-краеведческому изучению старообрядцев, заложена необходимая основа теоретической части рабочей программы краеведческого кружка «Юные этнографы»;
- методические условия играют огромную роль в организации работы «юных этнографов» и обеспечивают более эффективное усвоение материала;
- мероприятие «Забытые слова» показало, что у учащихся хорошо развиты творческие способности, а также такие способности, как умение объяснять и анализировать;
- работа с анкетами помогла создать необходимую среду для поиска, исследования и открытия новых знаний;
- ритмичная работа на занятиях кружка способствовала активной умственной деятельности учащихся, а та, в свою очередь, способствовала более плодотворной и эффективной работе учащихся;
- работа в коллективе способствовала социализации детей;
- важным результатом работы краеведческого кружка «Юные этнографы» явилось формирование у учащихся социокультурной компетентности. Изучая результаты работы каждого «юного этнографа», можно сделать вывод, что основа формирования этой компетентности положена;
- у учащихся расширился кругозор, повысился культурный уровень. Этому частично поспособствовала работа с архивным материалом. Теперь ребята достаточно хорошо знакомы с историей родного села и района, могут по возможности делиться своими знаниями с родными и близкими;
- благодаря работе с картой, ученики стали лучше ориентироваться по местоположению разных сёл;
- самостоятельная работа с литературой и дополнительным материалом, способствовала у учащихся формированию таких качеств как ответственность, самостоятельность, требовательность к самому себе и другим, а при подготовке к тематическим мероприятиям, появилась возможность потренироваться в логическом построении ответа и речи в целом;
- организация отчетной конференции позволила создать необходимую атмосферу серьёзного мероприятия, где в присутствии директора, завучей и учителей истории, учащиеся поделиться полученными знаниями и показать свои навыки и умения, приобретенные в ходе посещения краеведческого кружка «Юные этнографы».
Для привлечения учащихся в краеведческий кружок «Юные этнографы» были созданы необходимые методические условия: организовывались мастер-классы и тематические мероприятия с разными возрастными категориями учащихся; подготовлена «почва» для полевых исследований. Создана мотивация высоких показателей работы личностным ростом и разного рода поездками (походы, экскурсии и т.п.); разработаны ряд тематических заданий для более ритмичной работы учащихся на занятиях кружка; применялись разного рода приемы и проблемные задачи для разнообразия занятий.
В ходе исследовании гипотеза была доказана: краеведческая работа в общеобразовательной сельской школе способствует становлению социокультурной компетентности. В выпускной квалификационной работе предложена рабочая программа для учителей истории, которая может им помочить в практической деятельности.
Ребята стали четче формулировать свои цели, получили некоторые навыки публичного выступления, а также больше узнали о своей малой Родине и овладели некоторыми навыками исследователя. Так как выяснилось, что года слишком мало для реализации данной программы, решено доработать программу сроком реализации на 5 лет. Планы и цели, разрабатываемые в перспективе, будет легче реализовать, если будет уделяться больше времени на поисковую и исследовательскую деятельность учащихся.
Подобные работы
- Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



