Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения краеведческой кружковой работы по истории 10
1.1. Изучение краеведения в школе в условиях реализации системы ФГОС 10
1.2. Методы и формы изучения краеведения в педагогической литературе 17
Глава II. Исторические аспекты изучения старообрядцев Юго-Восточного Алтая (на примере похоронно-поминальной обрядности старообрядцев Красногорского района) 28
2.1. Обзор источников по историко-краеведческому изучению старообрядцев Юго-Восточного Алтая 28
2.2. Историко-краеведческое изучение старообрядцев по материалам научной литературы 31
Глава III. Апробация методических условий организации краеведческого кружка «Юные этнографы» 37
3.1. Методы и формы работы краеведческого кружка «Юные этнографы» 37
3.2. Апробация рабочей программы краеведческого кружка «Юные этнографы» 45
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 56
Список источников и литературы 59
Приложения 68
Актуальность темы исследования. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения стараются уделять особое внимание не только обучению, но и воспитанию учащихся. На сегодняшний день существует тенденция к воспитанию школьника, любящего свой народ, знающего свой край. Это подтверждается региональным компонентом ФГОС. Соответственно региональный компонент может выражаться в краеведческой деятельности. Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Таким образом, наблюдается некоторый спад развития краеведческой работы в школах. Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности и недостаточным уровнем его использования, решение которого возможно при определении содержания и организации краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений.
В связи с этим не вызывает сомнения актуальность темы исследования для учителей истории в школе.
Степень изученности проблемы. Во второй половине XX века в учебных пособиях и отдельных статьях затрагивались некоторые аспекты развития исторического краеведения в стране. Подчеркивался именно массовый характер движения по изучению прошлого на местах и ведущая роль государства обозначалась в сохранении историко-культурного наследия.
Только со второй половины 1980-х гг. в связи политическими и социокультурными изменениями в советском обществе начал усиливаться интерес исследователей к пониманию сущности краеведения и факторам, влияющим на его эволюцию, постепенно происходит пересмотр теоретико-методологических подходов к определению места и роли данного феномена в культурном ландшафте регионов, обновляется источниковая база изучения этого явления.
Изучение населения, в том числе старообрядцев, и его особенностей является одним из важнейших направлений краеведения. Данного вопроса касались следующие авторы: Катунский А.Е. , Куприянова И.В , Липинская В.А ., Покровский Н.Н. и Зольникова Н. Д. , а также Турова Е. , Пушкарев Б.Б.
Изучению материальных атрибутов старообрядцев и их одежды посвящены работы Грибановой Н.С. , Корниковой Л.В. , Лебедевой А.А. и Фурсовой Е.Ф.
Целый ряд работ по изучению населения Сибири, в том числе Алтая, принадлежит Демину М.А.10 11 Множество статей по исследованию Алтайского края написаны Щегловой Т.К. Она изучает русское население Алтайского края, жизнь в деревне, этническое развитие Барнаула и многое другое. Коляскина Е.А. рассматривает население Алтая, используя гендерную теорию .
Наиболее «свежими» работами по изучению старообрядчества являются исследования Явновой Л.А. , Туровой Е., Грибановой Н.С., Крюковой С. Множество работ, посвященных изучению старообрядческих общин и миграции старообрядцев, принадлежат Куприяновой И.В. Крайняя ее работа - эта диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Старообрядчество Алтая в условиях радикальной трансформации российского общества (конец XIX - первая треть XX века)» 2018 года.
В настоящее время возникают проблемы в ходе работы с литературой по внеурочной деятельности. Одна из проблем - эта моральная устарелость печатных изданий. С учетом того, что в последние несколько лет достаточно часто преобразуется стандарты и сопутствующие ему документы, то проблема является действительно актуальной. Методические рекомендации достаточно быстро устаревают. Часто можно столкнуться с тем, что большинство публикаций написаны еще в советское время.
В настоящей работе удалось использовать достаточно свежие работы по внеурочной деятельности. Это работы Багаутдиновой Р.Р. и Габдрахмановой Е.В. , Байбородовой Л.В. , Комаровой И.В. , Криволаповой Л.А. , Муштавинской И.В. и Князевой И.В. Данные работы написаны в начале XXI века и представляют особый интерес для реализации педагогической деятельности. В них сообщается об организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в том числе и в разновозрастных группах, а также объясняется создание определенных условий для более эффективной работы.
Объектом исследования является процесс образовательной и воспитательной краеведческой деятельности в школе.
Предметом исследования являются методические условия организации работы «юных этнографов» в рамках краеведческого кружка общеобразовательной сельской школы по материалам изучения похоронно-поминальной обрядности старообрядцев Красногорского района Алтайского края.
В ходе исследования была поставлена следующая цель: теоретически и практически обосновать методические условия организации работы «юных этнографов» в рамках краеведческого кружка общеобразовательной сельской школы.
Для достижения поставленной цели, были выдвинуты следующие
задачи:
- теоретически обосновать и раскрыть сущность понятий «краеведческий кружок» и «краеведческая деятельность»;
- определить комплекс методических условий организации работы краеведческого кружка в педагогической литературе;
- провести обзор источников и литературы по историко-краеведческому изучению старообрядцев Юго-Восточного Алтая;
- подготовить рабочую программу краеведческого кружка «Юные этнографы»;
- описать процесс реализации методических условий организации работы краеведческого кружка «юных этнографов» и проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза: краеведческая работа в общеобразовательной сельской школе способствует становлению социокультурной компетентности личности учащихся.
База проведения исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа».
Методология и методы исследования. Методологическую основу работы составили концептуальные положения антропологического и историко-культурологического подходов. В дипломной работе применяются различные методы эмпирического исследования и обработки данных. Анализ литературы дал возможность заложить основу дипломной работы и ее теоретической части. Метод непосредственного наблюдения с фото- и видео-фиксацией позволил собрать материал, отражающий деятельность обучающихся на занятиях. Одним из основных методов является эксперимент. С помощью него было экспериментально обосновано влияние методических условий на организацию работы краеведческого кружка «Юные этнографы». Также применялся метод описания и опроса. Наблюдение за поведением школьников на занятиях кружка частично показало влияние методических условий на их работу.
Источниковая база исследования. Используемые в дипломной работе источники можно разделить на несколько групп: законодательные и нормативные акты, учебно-методические и краеведческие издания, справочные издания, неопубликованные источники и фотодокументы.
Законодательные и нормативные акты представлены федеральным законом, письмом Министерства образования России, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, локальными нормативными актами и Санитарными правилами и нормами. Данная группа источников является обязательной основой рабочей программы краеведческого кружка.
Следующий вид используемых в дипломной работе материалов составляют учебно-методические и краеведческие издания. Анализ учебно-методических изданий позволяет организовать внеурочную деятельность в соответствии с определенными требованиями и методическими рекомендациями. Краеведческие издания создают фундаментальную основу теоретической части рабочей программы.
Справочные издания помогают дать точное толкование необходимых для краеведческой работы терминов.
Особую группу источников составляют неопубликованные источники: полевые материалы автора за 2014-2016 гг. , материалы Архива лаборатории этнокультурных исследований ФИиП АГГПУ (АЛЭИ) , собранные в экспедициях с 1999-2016 гг. Эти материалы позволили уточнить особенности такого населения Красногорского района как старообрядцы.
Самостоятельная группа источников представлена фотодокументами, визуально фиксирующими особенности материальных атрибутов населения Красногорского района.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования учителями внеурочной деятельности методических материалов в процессе подготовки и организации занятий краеведческого кружка по истории.
Структура работы обусловлена поставленными в исследовании задачами и включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы, а также приложения. Первая глава посвящена теоретическому обоснованию темы дипломной работы, вторая - предлагает обзор источников и научной литературы по историко-краеведческому изучению старообрядцев Юго-Восточного Алтая и третья глава показывает сущность апробации и ее результаты.
Подводя итоги выполненной выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:
- краеведческая деятельность является неотъемлемой частью воспитания гражданственности и патриотизма. Школьное краеведение помогает воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей малой Родине. Изучение краеведения способствует глубокому осознанию исторических процессов, показ исторических событий через призму местных региональных материалов, позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить детям восприятие истории.
Воспитательная внеурочная деятельность является одним из факторов становления личности. Краеведческая работа в школе способствует возрождению российской духовности, воспитанию чувства патриотизма по отношению к истории малой Родины и национальной истории в целом.
В ходе работы краеведческого кружка создавалась определенная среда для будущих открытий и поисково-исследовательской деятельности обучающихся:
- краеведческая деятельность предполагала обучение путем открытий;
- изучение местной истории помогло вызвать интерес и повысить учебно-познавательную активность учащихся;
- на основе источников и научной литературы, посвященной историко-краеведческому изучению старообрядцев, заложена необходимая основа теоретической части рабочей программы краеведческого кружка «Юные этнографы»;
- методические условия играют огромную роль в организации работы «юных этнографов» и обеспечивают более эффективное усвоение материала;
- мероприятие «Забытые слова» показало, что у учащихся хорошо развиты творческие способности, а также такие способности, как умение объяснять и анализировать;
- работа с анкетами помогла создать необходимую среду для поиска, исследования и открытия новых знаний;
- ритмичная работа на занятиях кружка способствовала активной умственной деятельности учащихся, а та, в свою очередь, способствовала более плодотворной и эффективной работе учащихся;
- работа в коллективе способствовала социализации детей;
- важным результатом работы краеведческого кружка «Юные этнографы» явилось формирование у учащихся социокультурной компетентности. Изучая результаты работы каждого «юного этнографа», можно сделать вывод, что основа формирования этой компетентности положена;
- у учащихся расширился кругозор, повысился культурный уровень. Этому частично поспособствовала работа с архивным материалом. Теперь ребята достаточно хорошо знакомы с историей родного села и района, могут по возможности делиться своими знаниями с родными и близкими;
- благодаря работе с картой, ученики стали лучше ориентироваться по местоположению разных сёл;
- самостоятельная работа с литературой и дополнительным материалом, способствовала у учащихся формированию таких качеств как ответственность, самостоятельность, требовательность к самому себе и другим, а при подготовке к тематическим мероприятиям, появилась возможность потренироваться в логическом построении ответа и речи в целом;
- организация отчетной конференции позволила создать необходимую атмосферу серьёзного мероприятия, где в присутствии директора, завучей и учителей истории, учащиеся поделиться полученными знаниями и показать свои навыки и умения, приобретенные в ходе посещения краеведческого кружка «Юные этнографы».
Для привлечения учащихся в краеведческий кружок «Юные этнографы» были созданы необходимые методические условия: организовывались мастер-классы и тематические мероприятия с разными возрастными категориями учащихся; подготовлена «почва» для полевых исследований. Создана мотивация высоких показателей работы личностным ростом и разного рода поездками (походы, экскурсии и т.п.); разработаны ряд тематических заданий для более ритмичной работы учащихся на занятиях кружка; применялись разного рода приемы и проблемные задачи для разнообразия занятий.
В ходе исследовании гипотеза была доказана: краеведческая работа в общеобразовательной сельской школе способствует становлению социокультурной компетентности. В выпускной квалификационной работе предложена рабочая программа для учителей истории, которая может им помочить в практической деятельности.
Ребята стали четче формулировать свои цели, получили некоторые навыки публичного выступления, а также больше узнали о своей малой Родине и овладели некоторыми навыками исследователя. Так как выяснилось, что года слишком мало для реализации данной программы, решено доработать программу сроком реализации на 5 лет. Планы и цели, разрабатываемые в перспективе, будет легче реализовать, если будет уделяться больше времени на поисковую и исследовательскую деятельность учащихся.
Законодательные и нормативные акты
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Письмо Министерства образования России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности»
3. ФГОС ООО (утверждены приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изм. (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
4. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352/09)
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно¬методического объединения по общему образованию. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва)
7. СанПин 2.4.2.2821-10 п. 10.17
8. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Красногорская СОШ» в условиях ФГОС ООО от 30.04.2014. 4 с.
9. Учебный план внеурочной деятельности основного общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа» на 2017-2018 учебный год (Протокол от 07.04.2017 № 19/1).
Неопубликованные источники
10. Архив лаборатории этнокультурных исследований Алтайского края (АЛЭИ), Ф.1. Отчет по этнографической экспедиции БГПИ в июле 1999 г. в Красногорском районе Алтайского края, 1999
11. Полевые материалы автора 2014. Красногорский район, с. Красногорское. Солдатова Анна Афанасьенва, 1926 г.р.
12. Полевые материалы автора 2015. Красногорский район, с. Красногорское Горкунова Светлана Ивановна, 1938 г.р.
13. Полевые материалы автора 2016. Красногорский район, с. Красногорское Акимкина Надежда Яковлевна, 1956 г.р.
Научная и методическая литература
14. БагаутДинова, Р.Р., ГабДрахманова, Е.В. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: методические рекомендации / авт.-сост.: Р.Р. Багаутдинова, Е.В. Габдрахманова. - Казань: ИРО РТ, 2015. - С. 26
15. БайбороДова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л.В. Байбородова. М.: Просвещение, 2013. - С. 4-17.
16. Бийский район: История и современность [Текст] / Отв. ред. Т.К. Щеглова: В 2 т. - Т. 1. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - 524 с.
17. Бромлей, Ю.В., Марков, Г.Е. Этнография: Учебник [Текст] / под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. - М.: Высш. школа. 1982. - С. 2-4.
18. Войтова, Л.В. Термины «краеведение» и «школьное краеведение»: понятийный аспект [Текст] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2011. №3. - С.72-74
19. Грибанова, Н. С. Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX - начале XXI века : монография [Текст] / Н. С. Грибанова. - Барнаул :АлтГПА, 2013. - 256 с.
20. Громов, Г. Методика этнографических экспедиций [Текст] / Г. Громов. - Москва, 1966.- С. 25-39.
21. Данилов, А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа) [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016. - 77 с.
22. Демин, М.А. Коренные народы Западной Сибири в русской историографии конца XVI-первой трети XVIII в. [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. д. истор. наук: 07.00.09 / М.А. Демин; Томский гос. ун-т. - Томск, 1997. - 46 с.
23. Демин, М.А. Первые сведения о Сибири и ее народах в русских источниках (материалы к курсу «Рассказы по истории Сибири и Алтая») [Текст] // История Алтайского края. XVIII - XX вв.: Науч. и документ. материалы / Редкол. Т.К. Щеглова (отв. ред.), А.В. Контев. - Барнаул, 2004. - С. 4-11
24. Демин, М.А. Школьная этнография и реализация регионального аспекта образовательных программ [Текст] // Этнография Алтайского края (научно-методические материалы) БГПУ, Лаборатория исторического краеведения, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, 1994. - С. 133-138
25. Дешевых, А.А., Явнова, Л.А. Отражение традиции ряженья у русских Алтайского края в фольклорном театре [Текст] // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае: 2015 г.: этнография, устная история. Вып. 11: материалы XI международной научно-практической конференции. Павлодар, 21-22 апреля, 2016 г. Том 1. / под ред. Т.К. Щегловой, М.А. Дёмина, И.В. Толпеко, Т.Н. Смагулова, Е.К. Абеуовой. - Павлодар: ПГПИ; Барнаул: АлтГПУ, 2016. - С. 43-49
26. Докучаев, В. Топонимия Красногорского района // Красногорский район: история и современность [Текст] / [сост. В. А. Иванов]. - Барнаул: Алт. Дом печати, 2008. - С .106-112.
27. Живогляд, М.В., Сечкарева Г.Г. Классное руководство и внеурочная деятельность как способ управления учебно-воспитательной деятельностью коллектива учащихся [Текст] / М.В. Живогляд, Г.Г. Сечкарева. - Армавир, 2017. - 184 с.
28. Иванов, В.А. Вот моя деревня [Текст] / В.А. Иванов. - Барнаул: Новый формат, 2016. - С. 3-5.
29. Иванов, В.А. Красногорский район: история и современность [Текст] / Сост. В.А. Иванов. - Барнаул: ОАО «Алтайский Дом печати», 2008.- С. 11-248.
30. Иванова, И.В. Осваиваем ФГОС: программы внеурочной деятельности для основного общего образования [Текст] / И.В. Иванова, Н.Б. Скандарова, В.В. Алексанов. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. - С. 4
31. История Русской Православной Старообрядческой Церкви. Краткий очерк. [Текст]. - Москва, 2003. - С. 1-29.
32. Катунский, А.Е. Старообрядчество [Текст]. М.: Политиздат, 1972.
- С. 30-35.
33. Князев, Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения [Текст] // Преподавание истории в школе. 1989, №6. С. 132-135
34. Колеватов, Н.А. Дорогой поиска [Текст] // Преподавание истории в школе. 1989, №4. С. 118-124
35. Коляскина, Е.А. Женщина и мужчина в русской деревне Алтая [Текст]: монография / Е.А. Коляскина; под ред. М.А. Демина. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. - 296 с.
36. Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС [Текст] / И.В. Комарова. - СПб.: КАРО, 2015. - С. 9-10
37. Корникова, Л.В. Погребальная одежда как часть похоронного обряда [Текст] / Этнография Алтая (Материалы II научно-практической конференции). Барнаул, 1996. - С. 132-134.
38. Краеведческие записки: Вып. 8 [Текст] / Управление Алтайского края по культуре, Алт. гос. краевед. музей. - Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2009. - С. 120-124.
39. Кремлева, И. Похоронно-поминальный обряд в современной деревне России: некоторые его элементы и тенденции изменений (на примере сельского населения Тамбовской области) [Текст] / И. Кремлева //Этническая история народов Европы. - 2008. - № 26 - С. 16.
40. Кремлева, И.А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды [Текст] // Русские. - М.: Наука, 1997. - С. 517-532.
41. Криволапова, Н.А. Внеурочная деятельность. Программа познавательных способностей учащихся. 5 - 8 классы [Текст] / Н.А. Криволапова. М.: Просвещение, 2012. - 47 с.
42. Крюкова, С. «...Надо проститься»: соционормативные представления и погребальная практика современных старообрядцев Алтая (Усть-Коксинский район Республики Алтай) [Текст] // MementoMori: похоронные традиции в современной культуре. - М.: ИЭА РАН, 2015. - С. 78-93.
43. Куприянова, И.В. Старообрядчество Алтая в условиях радикальной трансформации российского общества (конец XIX - первая треть XX века) [Текст]: дис. на соиск. уч. ст. докт. ист. наук: 07.00.02. / Куприянова Ирина Васильевна. - Барнаул, 2018. - С. 180-184.
44. Куприянова, И.В. Миграции старообрядцев Алтая в 1920 - 1930-х гг. [Текст] // Центральная Азия и Сибирь. Барнаул, 2003. - С. 283-287.
45. Куприянова, И.В. Старообрядческие общины Алтая в 1920 - 1930-х гг.[Текст] / И.В. Куприянова. - Барнаул: Издательство Барнаул. гос. пед. ун-та, 2008 - С. 22-29.
46. Лебедева, А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах [Текст] // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 335
47. Липинская, В.А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII - начало XX века [Текст] / В.А. Липинская. - М.: Наука, 1996. - С. 240.
48. Молчанова, О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая [Текст] / под ред. А.Т. Тыбыковой. Г-А.: Горно-Алтайское отделение алтайского книжного издательства, 1979. - С. 148-298.
49. Муштавинская, И.В., Князева, И.В. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей «Технологии внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС общего образования» [Текст] / авт. сост.: И.В. Муштавинская, И.В. Князева. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 22-23
50. Новиков, Н.И. О воспитании и наставлении детей [Текст] // Н.И. Новиков. Избранные произведения. М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1951. С. 417—506.
51. Онучина, А.В., Котряхов, Н.В. Алгоритм деятельности педагога и обучающихся основной школы с учетом направлений и видов внеурочной деятельности [Текст] // Сборник. Технологии воспитания в общеобразовательных организациях (материалы Всероссийской научно-практической конференции). Костромской гос. ун-т. 2017. С. 101-103
52. Покровский, Н.Н., Зольникова, Н.Д. Освоение Сибири и старообрядчество [Текст] // ЭКО. 2011. №2. - С. 168-184.
53. Пушкарев, Б.Б. Этнографические группы Алтайского края: к проблеме самоидентификации и самосознания [Текст] // История Алтайского края.XVШ-XXвв.: Науч. и документ. материалы / Редкол. Т.К. Щеглова (отв. ред.), А.В. Контев. - Барнаул, 2004. - С. 170-181
54. СеДакова, О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян [Текст] / О.А. Седакова - М.: «Индрик», 2004. - 320 с.
55. Сергеев, А.Д. О краеведении Алтайского края: Теория, история, практика [Текст] / А.Д. Сергеев; ред. Т.К. Щеглова. Барнаул: БГПУ, 2008. - 196 с.
56. Сокова, Е.Е. Проектная деятельность по краеведению во внеурочной деятельности [Текст] // Научный поиск.2017. №1.3. С. 71-73
57. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности [Текст]: учебно¬методическое пособие / Под общ. ред. С.С. Татарченковой. - Санкт- Петербург: КАРО, 2015. - С. 16-17
58. Турова, Е. Кержаки (сборник) [Текст] / Е.Турова. - СПб.: ООО «Маматов», 2007. - С. 8-15.
59. Фурсова, Е.Ф. Проявление христианского и традиционного мировоззрений в культуре старообрядцев юга Западной Сибири [Текст] //Этнография Алтая (материалы II научно-практической конференции) - Барнаул, 1996. - С. 172-176
60. Фролова, Д.А. Материальные атрибуты похоронного обряда старообрядцев Алтая в конце XX века [Текст] // Глобальные проблемы и развитие современного общества: материалы Международной научно-практической конференции, состоявшейся 1 - 4 июля 2016 г. в г. Бийске / под ред. Е.А. Дегальцевой; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2016. - С. 88-94.
61. Фролова, Д.А. Символика креста в похоронном обряде старообрядцев Красногорского района [Текст] // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае: 2015 г.: этнография, устная история. Вып. 11: материалы XI международной научно-практической конференции. Павлодар, 21-22 апреля, 2016 г. Том 1. / под ред. Т.К. Щегловой, М.А. Дёмина, И.В. Толпеко, Т.Н. Смагулова, Е.К. Абеуовой. - Павлодар: ИГИИ; Барнаул: АлтГПУ, 2016. - С. 143-146
62. Щеглова, Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края XX веке. Устная история: монография. - Барнаул: БГПУ, 2008. - 528 с.
63. Щеглова, Т.К. Методика сбора устных исторических источников [Текст]: Метод. пособие. Вып. 3. - Изд. 3 - е, испр. / Т.К. Щеглова. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. - 22 с.
64. Щеглова, Т.К. Русские Алтая во второй половине XIX - XX столетиях: культурное многообразие и история формирования научных представлений о локальных группах (к проблеме создания классификации) [Текст] // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 25-летию центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул, 28-30 октября 2015 г.). Вып. 9 / под ред. Т.К. Щегловой. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - С. 175¬185
65. Щеглова, Т. К. Русское население Алтайского края: этнокультурное многообразие и идентичность [Текст] // Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этичность: проблемы формирования и трансформации. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005. - С. 111- 124
66. Щеглова, Т.К. Устная история [Текст]: учеб. пособие / Т.К. Щеглова.- Барнаул: АлтГПА, 2011. - 364 с.
67. Щеглова, Т.К., Юсупова, А. В. Этническое развитие Барнаула в XVIII - XXI веках: народы, численность, их вклад в экономику, культуру и общественную жизнь города [Текст] // Краеведческие записки: Вып. 9 / Управление Алтайского края по культуре и архивному делу, Алт. гос. краеведческий музей. - Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2011. - С. 194-208
68. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы [Текст]. - М.: Наука, 1988. - С. 21-69.
69. Явнова, Л.А. Взаимосвязь календарной и семейной обрядности старожилов Алтая (на примере похоронной обрядности) / Этнография Алтая и сопредельных территорий. Материалы научно-практической конференции. Вып. 4 [Текст] / Под ред. Демина М.А., Щегловой Т.К. - Барнаул: Изд-во Барнаульского педуниверситета, 2001. - С. 131-133
70. Ярошевская, И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время [Текст] // Дополнительное образование и воспитание. -
2012. - № 9. - С. 13-17