Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЕДУЩИЕ ЦЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №154953

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2015
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Понятие «профессионального самоопределения» и его основные компоненты 6
1.1. Понятие «профессионального самоопределения» 6
1.2. Подходы к профессиональному самоопределению 9
1.3. Содержание процесса профессионального самоопределения
стершеклассников 13
1.4. Ценности профессионального самоопределения старшеклассников... .16
1.5.Особенности профессионального самоопределения старшеклассников 20
Выводы по главе 1 25
Глава II. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников 26
2.1. Организация и этапы исследования 26
2.2. Анализ результатов 28
Выводы по главе II 39
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложение

В настоящее время проблема профессионального самоопределения старшеклассников особенно актуальна. Профессиональныевзгляды и интересы старшеклассников зачастую не соответствуют потребностям общества и государства в целом, в то время, как требования к уровню подготовки профессионалов и уровень производства неуклонно растет.
Преодоление противоречий между неадекватно сложившимися интересами старшеклассников и необходимостью сбалансированного распределения кадров в профессиональной структуре общества - есть суть профессиональной ориентации. По своему назначению профессиональная ориентация должна оказать серьезное воздействие не только нараспределение трудовых ресурсов, но и на выбор жизненного пути молодежи, учитывая их желания и способности.
Выбор профессии также влияет и на саму личность старшеклассника, т.к. является неотъемлемой частью разносторонне развитой личности, включая в себя трудовую, гражданскую, эстетическую, интеллектуальную сферу. Таким образом, профессиональная ориентация старшеклассника важна как для личности, так и для функционирования общества в целом.
Проблема профессионального самоопределения в психологии представлена в работе таких ученых, как С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, В.Ф. Сафин, И.С. Кон, А.В. Мудрик, П.А. Шавир, представляющихподход личностного самоопределения, в рамках которого профессиональное самоопределение рассматривается как естественный процесс в старшем подростковом и младшем юношеском возрастах, и выступает как личностное новообразование старшего школьного возраста.
В рамках другого подходаМ.Р. Гинзбург и Л.М. Митинарассматривают самоопределение,как искусственно организованный процесс в юношеском возрасте. Также отечественная психология имеет большой опыт в изучении проблемы профессиональной ориентации, этим вопросом занимались такие ученные, как:С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников,Е.А. Климов,П.А. Шавир,Е.И. Головаха и др.
В рамках деятельностного подходав психологии (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Е.А.Климов и др.) личность развивается в процессе овладения профессиональной деятельностью, являющейся значимой для субъекта. Однако личностные особенности человека и критерии успешности выполнения труда остаются в центре внимания исследователей.
Таким образом, обоснована актуальность выбранной темы квалификационной выпускной работы: «Ведущие ценности в
профессиональном самоопределении старшеклассников».
Цель исследования: выявить ведущие ценности профессионального самоопределения старшеклассников.
Объект исследования: профессиональное самоопределение
старшеклассников.
Предмет исследования: ценности профессионального
самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования: Типы профессий«человек - человек», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система» и «человек - природа» имеют свои ведущие ценности в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Задачи:
1) выявить основные подходы в изучении профессионального
самоопределения в отечественной и зарубежной психологии;
2) раскрыть особенности профессионального
самоопределениястаршеклассников;
3) определить ведущие ценности профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы исследования:
теоретические: анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические :ДДО Е. Климова, техника репертуарных решеток Дж. Келли.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №150»города Красноярска Красноярского края. В исследовании приняли участие 35 старшеклассников (16 девочек, 19 мальчиков).
Исследование проводилось с02.12.2014 года по 11.03.2015 года.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов психологами и учителями среднейшколы при организации работы (в том числе и внеклассной) со старшеклассниками по профессиональной ориентации.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами был исследован процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Понятие профессионального самоопределения рассматривалось многими авторами, имеются различные подходы к изучению данного феномена. Анализ литературы показывает - понятийный аппарат широк и многозначен, до сих пор не сложилось единого взгляда на эту проблему. Множество определений этого понятия приводит к нескольким общим трактовкам, как выбор профессии и карьеры, осознанное отношение к труду, личностное развитие.
Несмотря на то, что момент выбора профессии происходит в старшем звене школы, предшествующие ему процессы начинаются задолго до этого. Особенность этого процесса в том, что он может длиться на протяжении всей жизни человека, так как люди меняют свои профессии, проходят дополнительное обучение, могут отказаться от своей профессии в принципе и открыть, например, свой бизнес.
Сложности в профессиональном самоопределении заключаются в том, что стремления человека, его желания, способности, умения не совпадают с требованиями к профессионалу, со стороны общества. Другая проблема заключается в том, что общество, как динамическая структура, постоянно меняется, в связи с этим меняются и ценности, на которые ориентируются люди, выбирая свою профессию. Старшеклассники зачастую не знают или не понимают в полной мере требований. И их выбор основывается на рекомендациях родителей, учителей, друзей. Со временем, получая высшее образование, студент понимает, что он не хочет работать по своей специальности. Когда он поступал в вуз, он не представлял, с чем он столкнется во время обучения, и тем более во время работы. Рекомендации других людей, не являющихся специалистами в профессиональном ориентировании, могут усугубить переживание профессиональной депривации.
Профессиональное самоопределение - это динамический процесс развития ценностей, способностей, интересов школьников на протяжении всего обучения в общеобразовательной школе. Оно является главным в старшем школьном возрасте, это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности: кем стать, к какой социальной группе принадлежать и кем работать.
Полученные данные нашего исследования и их анализ подтвердил наличие определенных ведущих ценностей для каждого типа профессий.
Ведущие ценности в
профессиональномсамоопределенииобуславливают, что важно, что является ценностью в выборе профессии, на что старшеклассники делают упор, становясь на ступеньку ближе к профессиональной жизни. Таким образом, зная, к какому типу профессий расположен старшеклассник, мы, знаем, на какие ценности он ориентирован. Следовательно, для повышения эффективности профессионально ориентационных мероприятий следует обращаться к этим ценностям. Следует более углубленно и подробно рассказывать о профессиях ученикам исходя из их ценностей. Повышение эффективности проф. ориентационных мероприятий позволит более продуктивно подбирать людям профессии, что в свою очередь снизит вероятность профессиональной депривации.


1. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. - 2004. - №2. - С. 28-33.
2. Батасова, Т.Г. Задачи и содержание курса «Самоопределение и технология трудоустройства» для незанятых несовершеннолетних // Школьные технологии. - 2000. - № 4. - С. 73-83.
3. Берн Э. Психология человеческой судьбы -М.: Прогресс 1988г.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Владос, 1995. - 289 с.
5. Гендер и профессиональное самоопределение. // общественные науки и современность Журнал» Регион: 2007. № 1-3...
6. Григорьева Н.В. рынок труда и гендерные различия в профессиональном самоопределении молодёжи // Сб. статей республиканской научно­практической конференции. 2003.
7. ГудковаЕ.В.Основыпрофориентацииипрофессиональногоконсультирован ия: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск:Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.
8. Ермолин, А.В. Мотивы конкретного поступка у подростков. Наш проблемный подросток / А.В. Ермолин. - СПб.: Союз, 1999. - 78 с.
9. Земечко, А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора / А.И. Земечко, 2000.
10. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
11. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Л.: Лениздат, 1968. - 134 с.
12. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М.: Педагогика, 1983. 128 с.
13. Клёцина, И.С. Психология гендерных отношений. Автореферат дис. ... доктора психол. наук. - СПб., 2004. - 39 с.
14. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., Изд-во МГУ, 1988.200 с.159 с.
15. Климов Е.А. Использование психологических знаний в педагогической деятельности. Методические рекомендации для слушателей университетов педагогических знаний. М., 1984. - 34 с....47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ