ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОАНИЮ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Подходы к исследованию учебно-познавательной мотивации в
зарубежной психологии 5
1.2. Подходы к исследованию учебно-познавательной мотивации в
отечественной психологии 11
1.3. Особенности учебно-познавательной мотивации в младшем
подростковом возрасте 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 26
2.1 Организация и методики исследования 26
2.2 Обработка, интерпретация результатов исследования учебнопознавательной мотивации младших подростков 27
2.3. Комплекс мероприятий по повышению учебно-познавательной
мотивации младших подростков 31
2.4 Результаты развивающей работы по повышению учебно-познавательной мотивации младших подростков 36
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
В подростковом возрасте у обучающихся выраженная направленность на внешнюю социальную мотивацию к обучению, выборочное отношение обучающихся к различным предметам. Учебная деятельность становится средством решения социальных задач.
Проблема мотивации обучающихся имеет свою актуальность именно в подростковом возрасте, когда оценки и одобрение учителей и родителей уже не так важны, на первый план выходит общение со сверстниками, самоопределение. Для успешного обучения требуется развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, ориентация подростков на интерес к овладению новыми знаниями. Если для подростка не имеет значимости какой-либо предмет, или учеба в целом, то учебный процесс дается тяжело как учителю, так и ученику.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия по повышению учебно-познавательной мотивации младших подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме учебно-познавательной мотивации младших подростков.
2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение учебно-познавательной мотивации младших подростков.
3. Изучить учебно-познавательную мотивацию младших подростков
4. Разработать комплекс мероприятий по повышению учебно
познавательной мотивации младших подростков.
Объект исследования: учебно-познавательная мотивация.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия повышения учебно-познавательной мотивации.
Теоретическая основа для исследования: теория внутренней и внешней мотивации (Маркова А.К.), классификация мотивации (Ильин Е.П.), исследование уровня учебной мотивации (Лусканова Н.Г.), возрастные особенности и мотивация (Леонтьев В.Г.).
Гипотеза исследования: повышение учебно-познавательной мотивации будет наиболее успешно при учете таких педагогических условий, как: проведение семинаров с педагогами об актуализации знаний мотивационной сферы подростков, проведение родительских собраний с целью дать родителям понимание, что оценки - это не показатель успешности для ребенка; а также психологических условий: проведение тематических занятий с целью развить умение анализа своих действий, умение целеполагания, помочь узнать свои личностные особенности, отработать навыки преодоления препятствий.
Методы исследования: теоретически - анализ, сравнение, обобщение научной литературы;
эмпирические - тестирование, опрос.
В исследовании использовались следующе диагностические методики:
• методика «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.);
• диагностика уровня школьной мотивации (Лусканова Н.Г.);
• методика «Лесенка побуждений» (Божович А.И., Маркова И.К.).
База исследования: школа №ХХ г. Крсноярска
Эмпирическая выборка: 25 обучающихся 5 класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений, а также 8-ми рисунков и 13 таблиц.
Проведенный анализ по исследуемой литературе, дает нам сделать выводы, описанные ниже.
Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих начало, направленность и уровень активности поведения человека. Она включает в себя потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения.
Применительно к учебной деятельности, мотивация - причина, определяющая участие обучающихся в образовательном процессе. В теории самоопределения мотивация делится на внутреннюю и внешнюю. При внешней мотивированности обучающийся принимает участие в образовательном процессе ради похвалы или одобрения родителей и учителей, ради получения определенного статуса в группе или избегания наказаний. Внутренняя мотивация движет обучающимся, когда сам предмет представляет для него интерес, есть желание изучать материал, получать удовлетворение от решения сложных задач.
Мотивация в подростковом возрасте имеет свои особенности, например, подросток не делает домашние задания и не хочет решать задания у доски, потому что это не почитаемо в классе. Подросткам важно относить себя к определенной группе, которая влияет в том числе на отношение к обучению.
Также отечественные и зарубежные психологи отмечают, что ученики, не заинтересованные в изучаемом предмете, показывают меньший академический балл, не соответствующий их возможностям. Школьники с развитой учебно-познавательной мотивацией к обучению показывают хорошую запоминаемость материала, высокие академические оценки, имеют больше возможностей в будущем.
Важно отметить, что внешняя мотивация, такая как страх получения плохой оценки или ожидание похвалы от родителей, дает первоначальный импульс к действию у обучающихся, вовлекая его. Приступая к заданию, у обучающегося в процессе появляется к нему интерес, внешняя мотивация становится внутренней.
Нами было проведено исследование с целью выявить уровень учебной мотивации, определить ее направленность у младших подростков.
База исследования: школа №ХХ г. Крсноярска, в котором приняли участие 25 обучающихся 5 класса. Исследование проводилось при помощи диагностик: методика «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.), диагностика уровня школьной мотивации (Лусканова Н.Г.), методика «Лесенка побуждений» (Божович А.И., Маркова И.К.).
У большинства обучающихся 5 класса были средние и ниже среднего уровни мотивации учебной деятельности, больше половины обучающихся диагностирована низкая и средняя степени направленности мотивации на приобретение знаний, а также развит в большей мере социальный мотив. Показанные результаты говорят о том, что, для подростков большую ценность представляет высокая оценка знаний, чем глубина освоения учебного материала.
На основании полученных результатов нами был составлен комплекс мероприятий по повышению учебно-познавательной мотивации младших подростков. Цель которой организация деятельности участников образовательных учреждений по обеспечению успешного усвоения основной образовательной программы учащимися, которые имеют низкую учебно- позщнавательную мотивацию.
По проведении комплекса мероприятий были замечены положительные изменения при повторной диагностике обучающихся. Мотивация к учебной деятельности повысилась у 26% обучающихся, также стало на 8% больше обучающихся с учебно-познавательной мотивацией, что говорит об эффективности разработанного комплекса мероприятий.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2 е изд., испр. и доп. М.: Академ. проект, 2011. 699 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. М: Издательский центр «Академия», 2007. 731 с.
3. Артюхова И. Ценности - цели подрастающего поколения: На первом месте - здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. 2001. - №10. С.84 87.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
5. Бабаева Е.С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2011. № 4. С. 92-96.
6. Бадмаева Н.Ц. Мотивационные факторы формирования мыслительных и мнемических способностей: монография / Н.Ц. Бадмаева. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. 175с.
7. Вайцкин, Джош В14 Искусство учиться: Как стать лучшим в любом деле / Джош Вайцкин ; пер. с англ. Э. Кондуковой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 229 с. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МОДЭК, 2007. - 352 с.
8. Виндекер, О. С. Дифференциальная психология. Прикладные аспекты : учебное пособие для вузов / О. С. Виндекер. Москва : Издательство Юрайт, 2022. 75 с.
9. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 2009. 314 с.
10. Вье Р. Мотивация в учебном контексте. Воронеж: Открытый мир,
2009. 260 с.
11. Григорьева Е.В. Становление доминирующей мотивации и ценностных ориентаций у младших школьников с соматическими проблемами здоровья // NB: Психология и психотехника. 2014. № 6. С. 108-126.
12. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 464 с.
13. Дубровина Л.А., Кошутина Е.В., Константинова А.С. Ценностные ориентации подростков и старшеклассников. URL:_http://cyberleninka.ru (дата обращения: 5.12.2022).
14. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2009. 457 с.
15. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: ИП РАН, 2006. 335 с....58