ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОАНИЮ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Подходы к исследованию учебно-познавательной мотивации в
зарубежной психологии 5
1.2. Подходы к исследованию учебно-познавательной мотивации в
отечественной психологии 11
1.3. Особенности учебно-познавательной мотивации в младшем
подростковом возрасте 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 26
2.1 Организация и методики исследования 26
2.2 Обработка, интерпретация результатов исследования учебнопознавательной мотивации младших подростков 27
2.3. Комплекс мероприятий по повышению учебно-познавательной
мотивации младших подростков 31
2.4 Результаты развивающей работы по повышению учебно-познавательной мотивации младших подростков 36
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОАНИЮ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Подходы к исследованию учебно-познавательной мотивации в
зарубежной психологии 5
1.2. Подходы к исследованию учебно-познавательной мотивации в
отечественной психологии 11
1.3. Особенности учебно-познавательной мотивации в младшем
подростковом возрасте 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 26
2.1 Организация и методики исследования 26
2.2 Обработка, интерпретация результатов исследования учебнопознавательной мотивации младших подростков 27
2.3. Комплекс мероприятий по повышению учебно-познавательной
мотивации младших подростков 31
2.4 Результаты развивающей работы по повышению учебно-познавательной мотивации младших подростков 36
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
В подростковом возрасте у обучающихся выраженная направленность на внешнюю социальную мотивацию к обучению, выборочное отношение обучающихся к различным предметам. Учебная деятельность становится средством решения социальных задач.
Проблема мотивации обучающихся имеет свою актуальность именно в подростковом возрасте, когда оценки и одобрение учителей и родителей уже не так важны, на первый план выходит общение со сверстниками, самоопределение. Для успешного обучения требуется развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, ориентация подростков на интерес к овладению новыми знаниями. Если для подростка не имеет значимости какой-либо предмет, или учеба в целом, то учебный процесс дается тяжело как учителю, так и ученику.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия по повышению учебно-познавательной мотивации младших подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме учебно-познавательной мотивации младших подростков.
2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение учебно-познавательной мотивации младших подростков.
3. Изучить учебно-познавательную мотивацию младших подростков
4. Разработать комплекс мероприятий по повышению учебно
познавательной мотивации младших подростков.
Объект исследования: учебно-познавательная мотивация.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия повышения учебно-познавательной мотивации.
Теоретическая основа для исследования: теория внутренней и внешней мотивации (Маркова А.К.), классификация мотивации (Ильин Е.П.), исследование уровня учебной мотивации (Лусканова Н.Г.), возрастные особенности и мотивация (Леонтьев В.Г.).
Гипотеза исследования: повышение учебно-познавательной мотивации будет наиболее успешно при учете таких педагогических условий, как: проведение семинаров с педагогами об актуализации знаний мотивационной сферы подростков, проведение родительских собраний с целью дать родителям понимание, что оценки - это не показатель успешности для ребенка; а также психологических условий: проведение тематических занятий с целью развить умение анализа своих действий, умение целеполагания, помочь узнать свои личностные особенности, отработать навыки преодоления препятствий.
Методы исследования: теоретически - анализ, сравнение, обобщение научной литературы;
эмпирические - тестирование, опрос.
В исследовании использовались следующе диагностические методики:
• методика «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.);
• диагностика уровня школьной мотивации (Лусканова Н.Г.);
• методика «Лесенка побуждений» (Божович А.И., Маркова И.К.).
База исследования: школа №ХХ г. Крсноярска
Эмпирическая выборка: 25 обучающихся 5 класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений, а также 8-ми рисунков и 13 таблиц.
Проблема мотивации обучающихся имеет свою актуальность именно в подростковом возрасте, когда оценки и одобрение учителей и родителей уже не так важны, на первый план выходит общение со сверстниками, самоопределение. Для успешного обучения требуется развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, ориентация подростков на интерес к овладению новыми знаниями. Если для подростка не имеет значимости какой-либо предмет, или учеба в целом, то учебный процесс дается тяжело как учителю, так и ученику.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия по повышению учебно-познавательной мотивации младших подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме учебно-познавательной мотивации младших подростков.
2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение учебно-познавательной мотивации младших подростков.
3. Изучить учебно-познавательную мотивацию младших подростков
4. Разработать комплекс мероприятий по повышению учебно
познавательной мотивации младших подростков.
Объект исследования: учебно-познавательная мотивация.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия повышения учебно-познавательной мотивации.
Теоретическая основа для исследования: теория внутренней и внешней мотивации (Маркова А.К.), классификация мотивации (Ильин Е.П.), исследование уровня учебной мотивации (Лусканова Н.Г.), возрастные особенности и мотивация (Леонтьев В.Г.).
Гипотеза исследования: повышение учебно-познавательной мотивации будет наиболее успешно при учете таких педагогических условий, как: проведение семинаров с педагогами об актуализации знаний мотивационной сферы подростков, проведение родительских собраний с целью дать родителям понимание, что оценки - это не показатель успешности для ребенка; а также психологических условий: проведение тематических занятий с целью развить умение анализа своих действий, умение целеполагания, помочь узнать свои личностные особенности, отработать навыки преодоления препятствий.
Методы исследования: теоретически - анализ, сравнение, обобщение научной литературы;
эмпирические - тестирование, опрос.
В исследовании использовались следующе диагностические методики:
• методика «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.);
• диагностика уровня школьной мотивации (Лусканова Н.Г.);
• методика «Лесенка побуждений» (Божович А.И., Маркова И.К.).
База исследования: школа №ХХ г. Крсноярска
Эмпирическая выборка: 25 обучающихся 5 класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений, а также 8-ми рисунков и 13 таблиц.
Проведенный анализ по исследуемой литературе, дает нам сделать выводы, описанные ниже.
Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих начало, направленность и уровень активности поведения человека. Она включает в себя потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения.
Применительно к учебной деятельности, мотивация - причина, определяющая участие обучающихся в образовательном процессе. В теории самоопределения мотивация делится на внутреннюю и внешнюю. При внешней мотивированности обучающийся принимает участие в образовательном процессе ради похвалы или одобрения родителей и учителей, ради получения определенного статуса в группе или избегания наказаний. Внутренняя мотивация движет обучающимся, когда сам предмет представляет для него интерес, есть желание изучать материал, получать удовлетворение от решения сложных задач.
Мотивация в подростковом возрасте имеет свои особенности, например, подросток не делает домашние задания и не хочет решать задания у доски, потому что это не почитаемо в классе. Подросткам важно относить себя к определенной группе, которая влияет в том числе на отношение к обучению.
Также отечественные и зарубежные психологи отмечают, что ученики, не заинтересованные в изучаемом предмете, показывают меньший академический балл, не соответствующий их возможностям. Школьники с развитой учебно-познавательной мотивацией к обучению показывают хорошую запоминаемость материала, высокие академические оценки, имеют больше возможностей в будущем.
Важно отметить, что внешняя мотивация, такая как страх получения плохой оценки или ожидание похвалы от родителей, дает первоначальный импульс к действию у обучающихся, вовлекая его. Приступая к заданию, у обучающегося в процессе появляется к нему интерес, внешняя мотивация становится внутренней.
Нами было проведено исследование с целью выявить уровень учебной мотивации, определить ее направленность у младших подростков.
База исследования: школа №ХХ г. Крсноярска, в котором приняли участие 25 обучающихся 5 класса. Исследование проводилось при помощи диагностик: методика «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.), диагностика уровня школьной мотивации (Лусканова Н.Г.), методика «Лесенка побуждений» (Божович А.И., Маркова И.К.).
У большинства обучающихся 5 класса были средние и ниже среднего уровни мотивации учебной деятельности, больше половины обучающихся диагностирована низкая и средняя степени направленности мотивации на приобретение знаний, а также развит в большей мере социальный мотив. Показанные результаты говорят о том, что, для подростков большую ценность представляет высокая оценка знаний, чем глубина освоения учебного материала.
На основании полученных результатов нами был составлен комплекс мероприятий по повышению учебно-познавательной мотивации младших подростков. Цель которой организация деятельности участников образовательных учреждений по обеспечению успешного усвоения основной образовательной программы учащимися, которые имеют низкую учебно- позщнавательную мотивацию.
По проведении комплекса мероприятий были замечены положительные изменения при повторной диагностике обучающихся. Мотивация к учебной деятельности повысилась у 26% обучающихся, также стало на 8% больше обучающихся с учебно-познавательной мотивацией, что говорит об эффективности разработанного комплекса мероприятий.
Мотивация - побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих начало, направленность и уровень активности поведения человека. Она включает в себя потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения.
Применительно к учебной деятельности, мотивация - причина, определяющая участие обучающихся в образовательном процессе. В теории самоопределения мотивация делится на внутреннюю и внешнюю. При внешней мотивированности обучающийся принимает участие в образовательном процессе ради похвалы или одобрения родителей и учителей, ради получения определенного статуса в группе или избегания наказаний. Внутренняя мотивация движет обучающимся, когда сам предмет представляет для него интерес, есть желание изучать материал, получать удовлетворение от решения сложных задач.
Мотивация в подростковом возрасте имеет свои особенности, например, подросток не делает домашние задания и не хочет решать задания у доски, потому что это не почитаемо в классе. Подросткам важно относить себя к определенной группе, которая влияет в том числе на отношение к обучению.
Также отечественные и зарубежные психологи отмечают, что ученики, не заинтересованные в изучаемом предмете, показывают меньший академический балл, не соответствующий их возможностям. Школьники с развитой учебно-познавательной мотивацией к обучению показывают хорошую запоминаемость материала, высокие академические оценки, имеют больше возможностей в будущем.
Важно отметить, что внешняя мотивация, такая как страх получения плохой оценки или ожидание похвалы от родителей, дает первоначальный импульс к действию у обучающихся, вовлекая его. Приступая к заданию, у обучающегося в процессе появляется к нему интерес, внешняя мотивация становится внутренней.
Нами было проведено исследование с целью выявить уровень учебной мотивации, определить ее направленность у младших подростков.
База исследования: школа №ХХ г. Крсноярска, в котором приняли участие 25 обучающихся 5 класса. Исследование проводилось при помощи диагностик: методика «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П., Курдюкова Н.А.), диагностика уровня школьной мотивации (Лусканова Н.Г.), методика «Лесенка побуждений» (Божович А.И., Маркова И.К.).
У большинства обучающихся 5 класса были средние и ниже среднего уровни мотивации учебной деятельности, больше половины обучающихся диагностирована низкая и средняя степени направленности мотивации на приобретение знаний, а также развит в большей мере социальный мотив. Показанные результаты говорят о том, что, для подростков большую ценность представляет высокая оценка знаний, чем глубина освоения учебного материала.
На основании полученных результатов нами был составлен комплекс мероприятий по повышению учебно-познавательной мотивации младших подростков. Цель которой организация деятельности участников образовательных учреждений по обеспечению успешного усвоения основной образовательной программы учащимися, которые имеют низкую учебно- позщнавательную мотивацию.
По проведении комплекса мероприятий были замечены положительные изменения при повторной диагностике обучающихся. Мотивация к учебной деятельности повысилась у 26% обучающихся, также стало на 8% больше обучающихся с учебно-познавательной мотивацией, что говорит об эффективности разработанного комплекса мероприятий.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2013 - ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОГО МОТИВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия развития социально-адаптационных функций прогностической способности младших школьников с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





