ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся
основной школы 7
1.2. Требования к заданиям, направленных на формирование
функциональной грамотности 16
Выводы по первой главе: 20
ГЛАВА 2. Формирование комплекта межпредметных заданий для интегрированных Мега-уроков образовательного проекта Мега-класс в
основной школе 21
2.1. Содержание комплекта межпредметных заданий для интегрированных
Мега-уроков 21
2.2. Экспертный анализ качества созданного комплекта 36
Выводы по второй главе: 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Главным показателем успешного включения в мировое сообщество на сегодняшний день является следование международным стандартам в образовании. В международных стандартах образования отдельную роль играет функциональная грамотность - ее формирование является приоритетной задачей образования по всему миру, ведь человек со сформированной функциональной грамотностью является конкурентноспособным, так как в нем сочетаются навыки ответственности и понимания свой роли в социуме.
Функциональная грамотность рассматривалась в научных исследованиях С.Г. Вершловским [3; 4], O.E. Лебедевым [17; 18], С.А. Крупник, В.В. Мацкевич [16], С.А. Тангян [31] и другими. Некоторый коллектив исследователей рассматривает функциональную грамотность с качества образования обучающихся. В современной педагогике и психологии рассматриваются основные методы формирования и оценки функциональной грамотности учащихся.
Сегодня возникает необходимость переориентации программ образования, теперь необходимо ориентироваться на результат, приобретаемые квалификации должны иметь критерии сравнения и быть прозрачными и понятными. Именно поэтому в современном педагогическом обществе традиционные методики сменяются на другие, более подходящие под требования современного общества, совершенствуются методы проверки и оценивания компетентностей и умений - проверяются в первую очередь те умения, которые направлены на получение практических знаний и последующем использовании в профессиональной деятельности.
Сегодня проводятся новые международные исследования, направленные на оценивание функциональной грамотности. Например, такое международное исследование как PISA. Основной вопрос исследования PISA: обладают ли школьники, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?
Российские школьники в международном исследовании PISA имеют плохие результаты. У обучающихся общеобразовательных школ есть сильные предметные знания, но нет представлений о том, как их можно применять в реальных, жизненных ситуациях. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной модели содержания образования, ориентированной на знания. В настоящее время имеется цель перед образованием - добиться попадания в первую десятку стран по качеству образования в общей школе.
Согласованность методологии оценок образовательного результата в формате PISA со стандартными требованиями отечественного образования, ориентированными на метапредметные результаты, компетентность и формирование универсальных учебных действий, подчеркивается в психологопедагогических и методических исследованиях Г.А. Рудик, А.А. Жайтаповой, С.Г. Стог, А.А. Веряева [5; 28; 29]и др.
Для выявления уровня функциональной грамотности преподаватель должен использовать неординарные задания, имеющие связь с жизненными ситуациями . Такие задачи требуют от обучающихся использовать их умения и навыки в проблемной ситуации, искать новые подходы в решениях.
Одной из задач современного учителя является умение подобрать или составлять жизненные задачи.
В результатах различных международных исследований доказано, что главным фактором успешности процесса обучения является проектная учебная деятельность обучаемых. Но сформировать функциональную грамотность не может один учитель, лишь только коллектив учителей, работающих в системе. Большой потенциал для обучения функциональной грамотности имеет такая образовательная платформа, как Мега-класс.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью повысить уровень функциональной грамотности российский обучающихся и отсутствием способов подбора жизненных задач.
Данное противоречие позволило выделить проблему нашего исследования: как подбирать межпредметные жизненные задачи, способствующие развитию функциональной грамотности обучающихся.
Объект исследования: процесс формирования элементов функциональной грамотности обучающихся основной школы.
Предмет исследования: комплект жизненных задач для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Цель исследования: сформировать и обосновать комплект межпредметных жизненных задач для проведения интегрированных Мега-уроков, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся основной школы.
Гипотеза: результативность формирования функциональной грамотности обучающихся будет обеспечена, если использовать на Мега-уроках комплект межпредметных жизненных задач, сформированного на основе выбранных критериев отбора.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы;
2. Изучить требования к заданиям, направленных на формирование ФГ;
3. Определить критерии отбора заданий для мега-урока;
4. Сформировать комплект межпредметных жизненных заданий для интегрированных Мега-уроков в основной школе, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся
5. Провести экспертный анализ качества созданного комплекта.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - опрос экспертов, работающих в системе Мега-класс об эффективности сформированного комплекта задач....
Целью выпускной квалификационной работы являлось формирование и обоснование комплекта межпредметных жизненных задач для проведения интегрированных Мега-уроков, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся основной школы.
В работе выявлены основные проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы. Среди них выделяются следующие: неподготовленность процесса обучения к интегрированию задач по формированию функциональной грамотности, неумение обучающихся работать с нестандартными формулировками заданий, а также неготовность учителей к включению заданий такого рода в их обыденную педагогическую практику - не все педагоги реально оценивают важность формирования функциональной грамотности обучающихся, предпочитая этому обычное традиционное обучение.
Нами изучены требования к заданиям, направленным на формирование функциональной грамотности. Кратко этот перечень критериев можно представить следующим образом: наличие в условии задания реальной жизненной ситуации, которую необходимо решить, опираясь на имеющиеся в задании факты и условия, а также наличие некой неопределенности в способах решения и несколько видов работы с представленной информацией.
На основании проведенного теоретического анализа составлен комплект межпредметных жизненных заданий для интегрированных Мега-уроков в основной школе, направленных на формирование элементов функциональной грамотности обучающихся. Данный комплект был подвергнут экспертной оценке педагогами, работающими в среде «Мега-класс».
Сформированный комплект заданий для интегрированных Мега-уроков может быть использован в практике учителей.
Все задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев; науч. ред. И.Ю. Алексашина. СПб.: КАРО, 2019. 160 с. (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
2. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/innovatsionnyy- proekt- 30 ministerstva-prosvescheniya-monitoring formirovaniya-funktsionalnoy- gramotnosti-osnovnye-napravleniya-i (дата обращения: 20.03.2022).
3. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Изменения в социальнопедагогическом портрете выпускника петербургской школы // Вопросы образования. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-sotsialno- pedagogicheskom-portrete-vypusknika-peterburgskoy-shkoly (дата обращения: 03.05.2022).
4. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140-144.
5. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представление, критический анализ измерение // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-2(78). С. 13-17.
6. Гаврилюк В.В., Сорокин Г.Г., Фарахутдинов Ш.Ф. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 244 с.
7. Глобальные компетенции: мировое сообщество вырабатывает новые
подходы в образовательной политике. 27 октября 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZskillscenter.ru/globalnye-kompetentsii-mirovoe-soobshhestvo-
vyrabatyvaet-novye-podhodyv-obrazovatelnoj-politike/ (дата обращения: 28.10.2021).
8. Ермоленко В. А. Развитие функциональной грамотности
обучающегося: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti- obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 03.05.2022).
9. Ивкина Л.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., Сокольская М.А., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: коллективная монография Z Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. с. 196.
10. Ивкина Л.М., Хегай Л.Б. Методическое сопровождение мега-уроков в условиях глобализации учебного процесса // Информатика и образование. №10. 2015. с. 13-20.
11. Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 [Электронный ресурс] ZZ Учительская газета. 2017. №47. 21 ноября. URL: http: ZZwww. ug.ruZarchiveZ72357 (дата обращения: 27.10.2021).
12. Ковалева Г.С. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/doc87863782_587173173?hash=10054c8eb856e94163&dl=a2d 2f994d89b74c9be (дата обращения 02.03.2022).
13. Ковалёва, Г. С. Финансовая грамотность российских учащихся:
состояние и динамика изменений (по результатам исследования PISA-2015) [Электронный ресурс] / Г. С. Ковалева, Е. Л. Рутковская, А. В. Половникова // Педагогические измерения. 2017. № 2. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/finansovaya-gramotnost-rossiyskih-uchaschihsya- sostoyanie-i- dinamika-izmeneniy-po-rezultatam-issledovaniya-pisa-2015 (дата
обращения: 27.10.2021).
14. Коваль, Т. В. Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности [Электронный ресурс] / Т. В. Коваль, С. Е. Дюкова //
Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/globalnyekompetentsii-novyy-komponent- funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения: 27.10.2021).
15. Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт. сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. Москва: Российский учебник, 2019. 76 c....38