Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
|
Введение 3
Глава 1. Источники и историография по теме «Отмена крепостного права» 8
1.1. Источниковая база 8
1.2. Завещание Николая I об отмене крепостного права 19
1.3. Проблемы крепостного права в отечественной историографии 35
Глава 2. Организация проблемного обучения на уроках истории в преподавании темы «Отмена крепостного права» 49
2.1. Отмена крепостного права на страницах школьных учебников истории.. .49
2.2. Теоретические основы технологии проблемного обучения 55
2.3 Методические рекомендации по организации проблемного обучения в преподавании темы «Отмена крепостного права в России» 67
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 77
Приложение 86
Глава 1. Источники и историография по теме «Отмена крепостного права» 8
1.1. Источниковая база 8
1.2. Завещание Николая I об отмене крепостного права 19
1.3. Проблемы крепостного права в отечественной историографии 35
Глава 2. Организация проблемного обучения на уроках истории в преподавании темы «Отмена крепостного права» 49
2.1. Отмена крепостного права на страницах школьных учебников истории.. .49
2.2. Теоретические основы технологии проблемного обучения 55
2.3 Методические рекомендации по организации проблемного обучения в преподавании темы «Отмена крепостного права в России» 67
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 77
Приложение 86
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта общего образования предполагает системно-деятельностный подход в организации педагогического процесса. Л.Н. Алексашкина отмечает, что деятельностный подход в обучении - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат.
Так как история является наукой информационного плана, то для нее характерна цель накопления и систематизации знаний о прошлом, она не включает описания компонентов действий, правил или теорем, которые бы служили основой для познавательной деятельности. Вследствие этого содержание школьной дисциплины наполнено на каждом уроке многообразной фактической информацией, освоение которой требует много времени. Наилучшим путем изучения учебного материала в рамках традиционной модели обучения является предъявление ученикам исторической информации в готовом виде на основе ее изложения педагогом или прочтения учебных текстов. Деятельностный подход требует, чтобы ученики сами приобретали и осваивали исторические знания. Исходя из структуры их предметной познавательной деятельности, это означает, что «к концу школьного обучения ученик должен уметь: определять цели и план своей учебной деятельности; выбирать источники знаний и способы (приемы) работы; извлекать, анализировать, оценивать, систематизировать и обобщать приобретаемую информацию; применять полученные знания для решения учебных и жизненных задач; анализировать результаты своей деятельности» . Изучить все это учащийся должен без ущерба для изучения собственно
исторических знаний, предусмотренных стандартом и программами по дисциплине.
Технология проблемного обучения может в полном объеме выполнить данные требования. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению . Ученику необходимо проявлять самостоятельность и оригинальность. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а формирование личной гражданской позиции через собственное открытие события, его переосмысление вероятны только при применении метода проблемного обучения, который обеспечивает значительную мотивацию учеников.
В ближайшее время основная задача, которая ценится перед школой - это подготовка к умению адаптироваться в новых условиях жизни, формирование таких качеств как инициативность, предприимчивость, умение приобретать знания в течение всей жизни.
При компетентностном подходе в обучении главным является освоение школьниками умений и навыков, разрешающих им уверенно принимать решения в стандартных и в новых проблемных ситуациях.
Несомненно, одной из основных идей обучения является подготовка школьников, образованных в полном смысле слова. Это означает, что учащиеся в школе должны приобрести такие знания, умения и навыки, которые пригодились бы им для профессиональной, творческой, конструктивной и общественной деятельности.
В новых учебных заведениях педагоги используют в своей работе различные образовательные технологии: традиционные, коммуникативные, игровые, инновационные, проблемные, психологические, деятельностные и т. д.
Обучение, способствующее развитию способностей школьника, является развивающим обучением. Педагогически безошибочно организованное обучение является проблемным.
Именно поэтому в школах проблемное обучение получило большее распространение. Проблемное обучение повышает как познавательный интерес школьников, так и их энергичность во всех сферах жизни, формирует умение конструировать творческие учебные задачи, развивает самостоятельность, инициативность, способствует умению преодолевать проблемы в учебе.
Сегодня педагогика и психология доказывают, что успех обучения школьника, его умственного развития достигается главным образом на учебном занятии. Если учитель успешно организовывает «проблемное обучение» на уроке, то эффективность обучения повышается, и умственная деятельность большинства активизируется.
Следует отметить, что большой вклад в изучение проблемного и развивающего обучения внесли такие психологи и педагоги, как И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Ю. К. Бабанский, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская.
Исходя из вышеизложенного, делается понятным, насколько актуальна тема данного исследования.
Объект исследования: процесс изучения в школе темы «Отмены крепостного права в России».
Предмет исследования: применение проблемного обучения в преподавании темы «Отмена крепостного права в России».
Цель исследования: выявить возможность использования технологии проблемного обучения на уроках истории в общеобразовательной школе на примере темы «Отмена крепостного права в России».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проблемное обучение является результативным в развитии познавательной деятельности учащихся на уроках истории.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. рассмотреть особенности процедуры отмены крепостного права с позиций различных историков;
2. исследовать теоретические основы технологии проблемного обучения при преподавании темы «Отмена крепостного права в России» на уроках истории.
3. разработать методические рекомендации по изучению темы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы (педагогический эксперимент);
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы при подготовке научных работ, для факультативов в гимназиях и школах, а также они дают возможность совершенствовать систему образовательной работы с детьми среднего школьного возраста по проблемному обучению на уроках истории.
Обобщенный и проанализированный исторический материал в данной дипломной работе, зачастую носит дискуссионный характер, а потому представляет интерес не только для специалистов, но и для всех, интересующихся историей Отечества.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлен методологический аппарат.
Первая глава посвящена исследованию причин и предпосылок реформы 19 февраля 1864 года, также отражены особенности проведения крестьянской реформы, проанализированы итоги отмены крепостного права в России.
Во второй главе освещены теоретические основы проблемы использования метода проблемного обучения на уроках истории по теме «Отмена крепостного права». Определены понятие и сущность проблемного обучения, изучена организация проблемного обучения на уроках истории. Проанализированы учебники по истории, а именно как освещена тема «Отмена крепостного права» на их страницах. Разработаны и апробированы уроки по истории на основе проблемного обучения, проведена оценка эффективности проделанной работы.
Заключение содержит общие выводы по теме исследования.
Так как история является наукой информационного плана, то для нее характерна цель накопления и систематизации знаний о прошлом, она не включает описания компонентов действий, правил или теорем, которые бы служили основой для познавательной деятельности. Вследствие этого содержание школьной дисциплины наполнено на каждом уроке многообразной фактической информацией, освоение которой требует много времени. Наилучшим путем изучения учебного материала в рамках традиционной модели обучения является предъявление ученикам исторической информации в готовом виде на основе ее изложения педагогом или прочтения учебных текстов. Деятельностный подход требует, чтобы ученики сами приобретали и осваивали исторические знания. Исходя из структуры их предметной познавательной деятельности, это означает, что «к концу школьного обучения ученик должен уметь: определять цели и план своей учебной деятельности; выбирать источники знаний и способы (приемы) работы; извлекать, анализировать, оценивать, систематизировать и обобщать приобретаемую информацию; применять полученные знания для решения учебных и жизненных задач; анализировать результаты своей деятельности» . Изучить все это учащийся должен без ущерба для изучения собственно
исторических знаний, предусмотренных стандартом и программами по дисциплине.
Технология проблемного обучения может в полном объеме выполнить данные требования. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению . Ученику необходимо проявлять самостоятельность и оригинальность. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а формирование личной гражданской позиции через собственное открытие события, его переосмысление вероятны только при применении метода проблемного обучения, который обеспечивает значительную мотивацию учеников.
В ближайшее время основная задача, которая ценится перед школой - это подготовка к умению адаптироваться в новых условиях жизни, формирование таких качеств как инициативность, предприимчивость, умение приобретать знания в течение всей жизни.
При компетентностном подходе в обучении главным является освоение школьниками умений и навыков, разрешающих им уверенно принимать решения в стандартных и в новых проблемных ситуациях.
Несомненно, одной из основных идей обучения является подготовка школьников, образованных в полном смысле слова. Это означает, что учащиеся в школе должны приобрести такие знания, умения и навыки, которые пригодились бы им для профессиональной, творческой, конструктивной и общественной деятельности.
В новых учебных заведениях педагоги используют в своей работе различные образовательные технологии: традиционные, коммуникативные, игровые, инновационные, проблемные, психологические, деятельностные и т. д.
Обучение, способствующее развитию способностей школьника, является развивающим обучением. Педагогически безошибочно организованное обучение является проблемным.
Именно поэтому в школах проблемное обучение получило большее распространение. Проблемное обучение повышает как познавательный интерес школьников, так и их энергичность во всех сферах жизни, формирует умение конструировать творческие учебные задачи, развивает самостоятельность, инициативность, способствует умению преодолевать проблемы в учебе.
Сегодня педагогика и психология доказывают, что успех обучения школьника, его умственного развития достигается главным образом на учебном занятии. Если учитель успешно организовывает «проблемное обучение» на уроке, то эффективность обучения повышается, и умственная деятельность большинства активизируется.
Следует отметить, что большой вклад в изучение проблемного и развивающего обучения внесли такие психологи и педагоги, как И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Ю. К. Бабанский, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская.
Исходя из вышеизложенного, делается понятным, насколько актуальна тема данного исследования.
Объект исследования: процесс изучения в школе темы «Отмены крепостного права в России».
Предмет исследования: применение проблемного обучения в преподавании темы «Отмена крепостного права в России».
Цель исследования: выявить возможность использования технологии проблемного обучения на уроках истории в общеобразовательной школе на примере темы «Отмена крепостного права в России».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проблемное обучение является результативным в развитии познавательной деятельности учащихся на уроках истории.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. рассмотреть особенности процедуры отмены крепостного права с позиций различных историков;
2. исследовать теоретические основы технологии проблемного обучения при преподавании темы «Отмена крепостного права в России» на уроках истории.
3. разработать методические рекомендации по изучению темы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы (педагогический эксперимент);
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы при подготовке научных работ, для факультативов в гимназиях и школах, а также они дают возможность совершенствовать систему образовательной работы с детьми среднего школьного возраста по проблемному обучению на уроках истории.
Обобщенный и проанализированный исторический материал в данной дипломной работе, зачастую носит дискуссионный характер, а потому представляет интерес не только для специалистов, но и для всех, интересующихся историей Отечества.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлен методологический аппарат.
Первая глава посвящена исследованию причин и предпосылок реформы 19 февраля 1864 года, также отражены особенности проведения крестьянской реформы, проанализированы итоги отмены крепостного права в России.
Во второй главе освещены теоретические основы проблемы использования метода проблемного обучения на уроках истории по теме «Отмена крепостного права». Определены понятие и сущность проблемного обучения, изучена организация проблемного обучения на уроках истории. Проанализированы учебники по истории, а именно как освещена тема «Отмена крепостного права» на их страницах. Разработаны и апробированы уроки по истории на основе проблемного обучения, проведена оценка эффективности проделанной работы.
Заключение содержит общие выводы по теме исследования.
Проблемное обучение должно активно применяться на уроках истории, так как оно не только способствует развитию логического мышления, творческих способностей учащихся, но и позволяет лучше, полнее понять ход исторических событий, что отражается на развитии и качестве знаний учащихся.
История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.
Данная технология ориентированна на личностную структуру обучения. Преобладающий метод обучения - проблемный. Обучение по данной технологии способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это методы, основанные на решении проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся. В результате использования такой технологии, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы.
Отработка учебного материала осуществляется активнее и эффективнее, если во главу угла поставлен продуктивный анализ и синтез исторических фактов, событий, личностей, основанный на проблемном методе обучения.
При таком обучении в основе познавательной деятельности лежит важная психологическая закономерность - проблемный характер мышления.
Было проведено исследование использования проблемного обучения на уроках истории в МБОУ «СОШ №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО».
Анализ результатов диагностики в контрольном эксперименте показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента повысился уровень развития познавательного интереса и познавательной активности.
Это позволяет сделать вывод, что гипотеза о том, что уровень познавательного интереса и познавательной активности детей среднего школьного возраста может быть существенно повышен, если в образовательном процессе на уроках истории будет целенаправленно использоваться проблемное обучение, подтвердилась.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, включение в уроки творческих, поисковых заданий развивает у детей мышление. Школьники учатся исследовать содержание задач, выполнять поисковые действия, независимо принимать решения, обретать способы выхода из учебных проблемных ситуаций, делаются инициативными в поиске ответа на появляющуюся проблему.
Проблемное обучение способствует совершенствованию познавательного интереса, у детей появляется уверенность в своих знаниях, так как учащиеся, проявив самостоятельность, сами обретают выход из проблемной ситуации. В процессе проблемного обучения на первый план выходят поисковые и исследовательские методы, способствующие независимому поиску и исследованию проблемы, творческому применению новых знаний. Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний. При решении проблемного задания учащиеся начинают понимать сущность изучаемого явления, в итоге чего отдают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные способности и познавательный интерес, воспитывается убежденность в своих знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
Однако, проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в типе проблем; проблемное обучение не экономично - требует больших затрат времени.
История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.
Данная технология ориентированна на личностную структуру обучения. Преобладающий метод обучения - проблемный. Обучение по данной технологии способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это методы, основанные на решении проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся. В результате использования такой технологии, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы.
Отработка учебного материала осуществляется активнее и эффективнее, если во главу угла поставлен продуктивный анализ и синтез исторических фактов, событий, личностей, основанный на проблемном методе обучения.
При таком обучении в основе познавательной деятельности лежит важная психологическая закономерность - проблемный характер мышления.
Было проведено исследование использования проблемного обучения на уроках истории в МБОУ «СОШ №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО».
Анализ результатов диагностики в контрольном эксперименте показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента повысился уровень развития познавательного интереса и познавательной активности.
Это позволяет сделать вывод, что гипотеза о том, что уровень познавательного интереса и познавательной активности детей среднего школьного возраста может быть существенно повышен, если в образовательном процессе на уроках истории будет целенаправленно использоваться проблемное обучение, подтвердилась.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, включение в уроки творческих, поисковых заданий развивает у детей мышление. Школьники учатся исследовать содержание задач, выполнять поисковые действия, независимо принимать решения, обретать способы выхода из учебных проблемных ситуаций, делаются инициативными в поиске ответа на появляющуюся проблему.
Проблемное обучение способствует совершенствованию познавательного интереса, у детей появляется уверенность в своих знаниях, так как учащиеся, проявив самостоятельность, сами обретают выход из проблемной ситуации. В процессе проблемного обучения на первый план выходят поисковые и исследовательские методы, способствующие независимому поиску и исследованию проблемы, творческому применению новых знаний. Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний. При решении проблемного задания учащиеся начинают понимать сущность изучаемого явления, в итоге чего отдают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные способности и познавательный интерес, воспитывается убежденность в своих знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
Однако, проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в типе проблем; проблемное обучение не экономично - требует больших затрат времени.



