Введение 3
I глава. Теоретические основы технологии решения изобретательских задач в
образовательном процессе 7
1.1. История развития и методология технологии ТРИЗ 7
1.2. Содержание ТРИЗ-технологии как решение проблемной задачи на
уроках истории 13
1.3. Развитие творческого воображения обучающихся в образовательном
процессе 19
1.3.1. Содержание и характеристика приемов и методов РТВ в
образовательной практике 22
II глава. Эмпирическое исследование применения технологии ТРИЗ для развития творческих способностей обучающихся на уроках истории 32
2.1. Методические рекомендации для учителя по использованию рабочих листов на уроках истории 32
2.2. Разработка и апробация дидактических ресурсов по технологии ТРИЗ
для уроков истории 37
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 46
Приложение 2 56
Приложение 3 58
Приложение 4 59
Список литературы 61
В наши дни общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности школьников.
Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности учащихся, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.
Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения.
Однако анализ учебной литературы по различным школьным предметам, наблюдение за работой педагогов и учащихся показывают, что зачастую в широкой практике обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности и тем более, не развивающие творческие способности.
Анализ работ, раскрывающих различные аспекты построения учебного материала и подбора методов его изучения, показал, что они, преимущественно, посвящены либо общим методическим подходам (В. И. Белозерцев, Е. А. Брагина, Т. А. Ильина, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), либо выполнены на материале узкой специализации (Г. С. Альтшуллер, Г. А. Буш, А. А. Мирошниченко, Н. Г. Салмина и др.) и, как правило, для специалистов определенного профиля. Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления в процессе развития творчества учащихся исследовали Г.С. Альтшуллер, В.Н. Данченко, В. Зусман, Т.В. Кудрявцев, А.П. Ляликов, С.А. Новоселов, В.М. Одрин, В.П. Пархоменко.
Е.Н. Яковлева рассматривала развитие творческого потенциала личности школьника, педагогические возможности теории решения изобретательских задач в развитии творческой активности учащихся.
Доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Щуркова в работе «Воспитание детей в школе» указывает, что «врастание в контекст культуры» возможно только в процессе «воспроизведения в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества»1, или иными словами, в процессе индивидуального детского творчества. Поэтому мы видим младший подростковый школьный возраст наиболее благоприятным школьным возрастом для развития творческих способностей и приобретения творческого опыта.
Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах. Теплов Б.М., Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Лук А.Н., Пономарёв Я.А. С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин, А.А. Мелик- Пашаев.
Тема данной работы «Применение ТРИЗ-технологии на уроках истории через приемы развития творческого воображения школьников» обусловлена актуальностью на современном этапе развития у школьников проблемного мышления, прослеживания цепочек взаимосвязи, работы в команде, всего того, что будет полезно для него в современном обществе.
Объект исследования - процесс обучения истории в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования - комплекс приемов и методов ТРИЗ- технологии через РТВ, влияющих на эффективность обучения истории.
Тема, объект и предмет нашей работы определили её цель - теоретически изучить и опытно-экспериментальным путем обосновать эффективность включения ТРИЗ-технологии в образовательный процесс.
Цель работы определила следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по содержанию ТРИЗ- технологии и его возможного применения на уроках истории через приемы РТВ.
2. Исследовать и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей школьников в процессе обучения.
3. Разработать и апробировать комплекс приемов, средств и методов РТВ для уроков истории, направленный на повышение эффективности обучения учащихся через решение проблемных задач по истории.
4. Проанализировать и обобщить результаты опытно
экспериментальной работы, проведенной в рамках педагогической практики.
В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы по проблеме исследования, классификации и обобщения тематического материала. В практической части применялись методы включенного наблюдения, методика «Незаконченные предложение», диагностический опрос (констатирующий, промежуточный и итоговый этап), анализ и сравнение полученных данных.
Апробация исследования была проведена в ходе участия в ХХ и XXI международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», проведенного в мае 2019 года и мае 2020 года. В ходе последней конференции, было присвоено первое место, за работу по интеграции ТРИЗ-технологии в преподавание истории.
Теоретическая и практическая часть исследования осуществлялись на протяжении 2017-2020 гг.
Структура данной работы включает в себя введение, две части по три параграфа в каждой, заключение и приложение. Первая часть содержит в себе теоретическую основу темы, а вторая - практическую, включая результаты апробации. В приложении находятся 7 вариантов рабочих листов по истории, составленных в ходе практического применения теоретических результатов исследования.
В ходе теоретического и практического исследования, мы пришли к выводу, что включение ТРИЗ-технологии в образовательный процесс может разнообразить его и сделать более эффективным.
ТРИЗ-технология, в первую очередь раскрывает творческий потенциал школьников, помогает открыть для них что-то новое, заставить мыслить иначе - выйти за рамки обыденного. Включение поискового мышления заставляет учащихся искать общие принципы и закономерности в окружающих их процессах. Многообразие методик и подходов к ТРИЗ- технологии позволяет педагогу выбрать наиболее подходящие для возрастных особенностей обучающихся. Продолжительная работа с данной технологией показывает, что учащиеся самостоятельно выявляют трудности, оценивают, ищут пути их решения и прогнозируют возможный результат.
На разных этапах освоения ТРИЗ-технологии так же можно подбирать задания по разному уровню освоения данной технологии. Нужно помнить, что эффективнее применять технологию с раннего возраста, и постепенно усложнять.
Нами было доказано, что ТРИЗ-технология соответствует требованиям ФГОС и историко-культурному стандарту, следовательно, данная технология может быть реализована в образовательном процессе.
Создание проблемных ситуаций в процессе обучения - условие, обеспечивающее постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся.
Для передачи опыта творческой деятельности, приобретения критериев оценки деятельности, приобретения знаний, включающихся в процесс анализа новых ситуаций, для развития личности как полноценного общественного субъекта недостаточно определения только структуры и характера учебного процесса, необходимо и её наполнение нравственным, идейным и художественно-эстетическим содержанием.
На этапе опытно-экспериментальной работы было выявлено следующее. Рабочие листы, посредством которых мы применяли ТРИЗ- технологию, сыграли значительную роль: экономия времени на записывание материалов урока и концентрация необходимой информации в одном месте в сжатом виде.
Сама технология помогла улучшить качество учебного процесса, повысить успеваемость класса на 19% от начального уровня - до применения ТРИЗ-технологии. Наблюдалось более эффективное усвоение учебного материала, пробуждение заинтересованности к предмету, желание узнать что-то новое. Большое влияние было оказано и на активность школьников, большая часть класса начала высказывать свою точку зрения, делиться своим мнением. История из скучного предмета превращается в интересный и увлекательный процесс.
Теоретическое исследование и анализ литературы по научнопедагогической проблеме привели к выводам о том, что технологию еще можно совершенствовать и дальше. Технология уже применяется во многих областях знаний, остается только расширять поле применения и совершенствовать методы.
Мы поняли, что сама по себе ТРИЗ-технология очень эффективна. Можно с уверенностью сказать, что вышеизложенные задания нельзя назвать ТРИЗ-технологией в чистом виде. Это приемы РТВ данной технологии, которые были адаптированы под конкретные темы уроков, что, безусловно, помогло разнообразить и улучшить учебный процесс.
История - это события, которые уже произошли, это конкретные факты, который мы уже не в силах переписать или как-то изменить, его остается только знать и изучать. Используя ТРИЗ, есть риск, что при фантазировании и придумывании каких-либо альтернативных решений, учащиеся увлекутся игровым процессом и запомнят именно то, что придумали сами. Необходимость освоения образовательного стандарта обучающимися требует от учителя, как наставника, создания благоприятных условий при использовании приемов РТВ.
Следующий этап исследования может быть нацелен на возможность применения ТРИЗ-технологии при преподавании других гуманитарных дисциплин, например при изучении обществознания.
1. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. Психология изобретательского творчества. — Вопросы психологии, 1956, № 6, с.37-49.
2. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1973.-296 с.
3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. — М.: Сов. радио,1979.-184 с. — Кибернетика.
4. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1986.
5. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Жизненная стратегия творческой
личности (ЖСТЛ-2). - Лат. регион. шк. науч.-техн. творчества
молодежи. - Рига, 1987.
6. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. Теория и практика решения изобретательских задач. Методические рекомендации. - Кишинев, 1989.
7. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн.: Беларусь, 1994.
8. Амнуэль П. Р. Как опередить время и конкурентов: используем потенциал творческой личности: курс лекций по развитию творческого воображения (РТВ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начинающих / Павел Амнуэль. — Москва: Солон-Пресс, 2018. — 339 с.
9. Бородастов Г.Б., Альтшуллер Г.С. Теория и практика решения изобретательских задач. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦНИИ Информации по атомной промышленности. 1980.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте — СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
11. Гин А.А. ТРИЗ -педагогика // ТРИЗ-профи, 2015.
12. Глазунова М.А. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики // Педагогика. - 2002. - № 6.
13. Есипов Б.П. «Самостоятельная работа учащихся на уроках».-М.: «Просвещение», 1961г.
14. Злотина Э. С., Петров В. М. Методы научно-технического творчества. — Л.: ЛДНТП, 1987.
15. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев: Лумина, 1989....34