Введение 4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 9
§1.1. Особенности и условия использования игровых технологий в образовательном процессе 9
§1.2. Дидактическая игра как метод обучения на уроках истории 21
§1.3. Реализация требований ФГОС на уроках истории при использовании
дидактических игр 30
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ КАТАЛОГА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА НА УРОКАХ
ИСТОРИИ 37
§ 2.1. Содержание и структура каталога дидактических игр 37
§ 2.2. Изучение и анализ эффективности применения дидактических игр на
уроках истории 42
Заключение 48
Список литературы 52
Приложения 54
Актуальность. В соответствии с требованиями Федеральных Государственных образовательных стандартов нового поколения (далее - ФГОС) качественным признается такое образование, которое полноценно выполняет свои фундаментальные функции - человекообразующего, культуросообразного, наукоемкого и высокотехнологичного процесса.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов диктуется многими обстоятельствами, среди которых необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися. Все чаще на страницах методической литературы для учителя звучат слова о новом качестве образования. Школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем, для каждого ребенка.
Учителю необходимо зачастую не только выбирать в конкретных условиях соответствующие методы, методики и приемы обучения, но и создавать собственные их модификации, чтобы обеспечить каждому ученику возможности для успешного обучения. Здесь на помощь и приходят дидактические ресурсы.
Активная роль дидактических ресурсов в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования, что позволяет значительно повысить качество обучения учащихся.
Роль учителя - грамотно подготовить учащихся к работе с дидактическими ресурсами: ставить учебную цель, предлагать учащимся план осуществления учебной деятельности, отслеживать результаты работы, организовывать совместные обсуждения, дискуссии.
История, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения истории выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Игровые технологии - одно из условий организации обучения и воспитания школьников. Эффективность игровой технологии обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью игровых технологий можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.
Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Таким образом, все вышесказанное определило тему исследования: «Разработка каталога дидактических игр для уроков истории в условиях реализации ФГОС».
Объект исследования — процесс обучения истории.
Предмет исследования — разработка и обоснование содержание электронного каталога дидактических игр по истории.
Гипотеза исследования: разработка электронного каталога
дидактических игр для уроков истории и его апробация создает благоприятные условия для:
1. формирования личностных, предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы учащимися по истории;
2. эмоционально положительного отношения школьников к учебной деятельности;
3. созданию современных учебных ресурсов для преподавания истории в школе.
Цель исследования - обосновать содержание, разработать и систематизировать содержание электронного каталога дидактических игр для уроков истории в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
1. раскрыть сущность и особенности игровых технологий в образовательном процессе школы;
2. охарактеризовать сущность и структуру дидактических игр;
3. проанализировать реализацию требований ФГОС на уроках истории через применение дидактических игр;
4. разработать содержание дидактических игр по истории и систематизировать их в виде электронного каталога;
5. апробировать содержание электронного каталога на уроках истории в ходе педагогической интернатуры....
Таким образом, теоретичесое и практическое исследование позволило сформулировать следующие выводы согласно поставленным задачам:
Основываясь на анализе психолого - педагогической литературы, сущность игровых технологий состоит в совокупности педагогических действий и приёмов, напрвленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Основной задачей игровых технологий является вовлечение ребенка в учебный процесс, усиление мотивации к приобретению новых знаний. С помощью игровых технологий осуществляется закрепление материала и улучшается усвоение его ребенком. Они помогают школьнику активно стать успешным, быть уверенным в собственных силах. Обеспечивают способность развития в ребенке различных качеств, необходимых во взаимодействии с окружающими его людьми: с родителями, сверстниками, учителями.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра - это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие воздействие оказывает дидактический материал. Игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
В ходе исследования нами были выявлены условия эффективного использования игр:
1) соответствие игры дидактическим целям урока. Содержание дидактических игр должно, прежде всего, отражать учебный материал урока.
2) разнообразие игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игры, учитывая:
3) уровень познавательной деятельности учащихся (от репродуктивного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностическому поиску, связанному с созданием принципиально нового, благодаря обращению к фантазии или простейшему экспериментальному исследованию);
4) уровень коллективности класса (от индивидуальных игр к групповым и коллективным);
5) характер организации игры (от организации игры учителем до самоорганизации).
6) определение места дидактической игры в структуре урока, времени и методики ее проведения.
7) доступность и привлекательность игры для детей. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа.
8) Эмоциональность игры. Особую педагогическую нагрузку несет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.
Знание ФГОС при построении учебного процесса позволят организовать необходимые условия для помощи ребенку при усвоении материала. Таким образом, в рамках реализации ФГОС можно решить следующие задачи при использовании дидактических игр:
В направлении личностного развития. Воспитывать у учащихся интерес к истории и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
• В метапредметном направлении. Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.
• В предметном направлении. Вовлечь в учебную деятельность всех учеников, далее пассивных. Повысить уровень исторического развития учеников и расширить их кругозор. Углубить представления учащихся об использовании сведений из истории в повседневной жизни.
Опытно-экспериментальной работой доказано, что обогащение и апробация в учебном процессе дидактических игр, их использование в виде каталога, являются эффективной поддержкой образовательной деятельности педагога и учащихся. В связи с отсутствием методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства, разработка электронного каталога дидактических игр по истории и его использование облегчит подготовку учителей к урокам и их проведение. Разработанный нами каталог могут использовать как учителя истории, так и учителя-предметники, которые могут адаптировать игры под свой урок.
4. Теоретическая разработка проблемы и экспериментальная проверка результатов подтвердили, что включение дидактических игр в педагогический процесс обеспечивает мотивацию ребенка к получению знаний и взаимодействию, создает благоприятный эмоциональный климат и сотрудничество с одноклассниками. В процессе применения игровых технологий на уроках формирует не только учебные, но и личностные качества ученика, такие как ответственность, взаимопомощь и уверенность в себе, стремление к общему коллективному результату работы, умение
выслушивать и высказываться.
В ходе экспериментальной проверки доказана, что обогащение и апробация в учебном процессе различных игровых технологий является эффективной поддержкой учеников и основой создания успеха на уроке.
Использование диагностического метода опроса для выявления степени эффективности применения игровых технологий, разработанного нами самостоятельно дали следующие данные: 54 % опрошенных на вопрос в чем им помогают игры, ответили, что они помогают понять тему, запомнить и использовать даты, события и понятия, узнать больше о исторических личностях. При сравнении обычного урока и урока в игровой форме большинство учащихся оказалось на стороне урока в игровой форме.
Целесообразность и эффективность разработанного каталога дидактических игр на уроках истории подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы.
Дальнейшее направление исследования может быть связанно с разработкой и применением каталога дидактических игр по другим
дисциплинам.
1. Курлаев К.О. Сущность и структура дидактической игры [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - режим доступа: http://si-sv.eom/publ/1/didakt igra/14-1-0-91, свободный.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный
Литература
1. Аникеева, Н.П. Игра - Воспитание - Личность: монография / Н.П. Аникеева.
- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - 223 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
3. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. - 2004. - №4. - С. 42-47.
4. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. // Преподавание истории в школе. -2003, №9.[8, 18, 43]
5. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.[48]
6. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.
7. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром. Практико-ориентированная монография - М.:
Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
8. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПб АППО, 2005. - 112 с.
9. Игры и занимательные задания по истории. Авт.- сост. Субботина М.А.-М. «Дрофа» 2003.
10. История. 5-11 классы: технология современного урока/ авт.-сост. В.В. Гудкова и др. -Волгоград: Учитель, 2009./ 207с.: ил.
11. История. 5-11 классы: игровые технологии на уроках истории и внеклассных занятиях / авт.-сост. Ярцева Н.Н и др. -Волгоград: Учитель, 2009.- 95с.:ил.
12. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67
13. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального
образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с.
14. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 256 с. — (Библиотека учителя истории).
15. Короткова М.В. Нетрадиционные формы урока истории: игра и дискуссия - М: "Дрофа" 2004....25