Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования корпоративной культуры компании 7
1.1. Сущность, содержание, принципы и функции корпоративной
культуры 7
1.2. Методы и инструменты формирования корпоративной культуры 19
1.3. Влияние корпоративной культуры на эффективность работы компании 25
Глав 2. Анализ корпоративной культуры магазина женской одежды
«Zarina» 32
2.1. Организационная характеристика и оценка динамики показателей
торговой деятельности магазина женской одежды «Zarina» 32
2.2. Оценка эффективности корпоративной культуры магазина женской
одежды «Zarina» 36
Глава 3. Направления совершенствования корпоративной культуры магазина женской одежды «Zarina» 47
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры магазина женской одежды «Zarina» 47
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения 61
Актуальность исследования продиктована социально-экономической, политической и культурной интеграцией, создающей новые условия функционирования отечественных предприятий. Относительная слабость производства, утрата лидирующих позиций в целом ряде областей, все острее ставят вопрос о поиске источников конкурентного преимущества российских компаний. Одним из таких воспроизводимых источников успешного развития отечественных предприятий может служить сильная корпоративная культура.
Корпоративная культура представляет собой один из важнейших нематериальных ресурсов, способных существенно воздействовать на результативность функционирования корпорации. Корпоративная культура, представляя собой систему наиболее общих и стабильных ценностей, представлений, целей, принципов и правил поведения, разделяемых в организации, способствует более эффективной адаптации компании к внешней среде, налаживанию устойчивых и благоприятных внешних связей, а также служит действенным механизмом интеграции внутренних корпоративных процессов.
Особое значение имеет корпоративная культура для торговых предприятий. На сегодняшний день торговля - одна из наиболее значимых стратегических сфер экономики по продаже товаров в стране. По данным Росстатата, сфера торговли в России насчитывает 384,7 тыс. розничных предприятий. Оборот розничной торговли в 2017 году составил 14603,0 млрд. руб., в 2018 г. - 16435,8 млрд. руб. В определенной структуре оборота розничной торговли в 2017 году и 2018 году различные продовольственные товары составили 48,6% и 48,7% соответственно, а непродовольственные - 51,4% и 51,3% соответственно [51].
Успешные торговые организации выгодно выделяются среди конкурентов именно прочной ориентацией на ценности, которые обеспечивают устойчивую связь между эмоциональной составляющей бизнеса и поведением сотрудников. Жизненный цикл организации, психография руководителя компании и ее сотрудников, темперамент, характер, стиль жизни и, наконец, «Я-роль» каждого, самым непосредственным образом оказывают влияние на построение системы корпоративных ценностей.
В условиях рыночной экономики российские компании торговли активно начали использовать технологии брендинга. Компании, обладающие сильной позицией бренда имеют возможность расширить свой рынок и целевой сегмент потребителей. Таким образом, создание конкурентоспособного бренда - важная задача торгового компании, позиционирующего себя на рынке торговых услуг.
Изложенное подчеркивает актуальность темы исследования, обусловливает ее теоретическую и практическую значимость.
Цель исследования - разработать мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры компании. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• проанализировать сущность, содержание, принципы и функции корпоративной культуры;
• изучить методы и инструменты формирования корпоративной культуры;
• определить влияние корпоративной культуры на эффективность работы компании;
• провести оценку динамики показателей торговой деятельности магазина женской одежды «Zarina»;
• разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры магазина женской одежды бренда «Zarina»;
• дать оценку социально-экономической эффективности проекта.
Объект исследования - магазин женской одежды «Zarina».
Предмет исследования - управление процессом формирования корпоративной культуры магазина женской одежды бренда «Zarina».
Теоретической основой работы выступили исследования российских и зарубежных ученых, посвятивших свои труды теории и практике формирования корпоративной культуры организации: В.А. Алексунин, Г.Л. Багиев, И.В. Грошев, Т.В. Гудкова, В.Н. Домнин, К. Камерон, Д. Кевин, В.В. Козлов, М.И. Магура, М.О. Макащев, В.А. Макеев, А.В. Пеша, Е.А. Рудая, В.В. Томилов, Э.Х. Шейн.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры торговых предприятий и последующего практического использования результатов работы в деятельности женской одежды бренда «Zarina».
Для решения основных вопросов исследования использованы следующие методы: анализа, синтеза, экспертной оценки.
Объем и структура работы обусловлены логикой исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения. Во введении раскрыта актуальность темы, определены цель исследования, задачи, предмет и объект исследования .
В первой главе раскрыты сущность, содержание, принципы и функции корпоративной культуры; изучены методы и инструменты формирования
корпоративной культуры; изучено влияние корпоративной культуры на
эффективность работы компании.
Во второй главе представлена организационная характеристика и оценка динамики показателей торговой деятельности магазина женской одежды «Zarina», проведена оценка эффективности корпоративной культуры магазина.
В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры магазина женской одежды «Zarina» и представлена оценка социально-экономической эффективности проекта.
В заключении изложены основные теоретические и практические результаты проведенного исследования.
В списке использованных источников отражены источники, которые были использованы для написания выпускной квалификационной работы.
В приложения включены схемы и таблицы, которые способствуют лучшему пониманию и поясняют основную часть выпускной квалификационной работы.
Работа представлена на 60 страниц, содержит 8 таблиц, 9 рисунков, 7 приложений. Библиографический список включает 51 источника.
Цель данной работы заключалась в разработке мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры компании.
Исследование, проведенное в первой главе, показало, что в научной литературе не существует единого подхода к определению сущности корпоративной культуры.
В настоящей в качестве рабочего было принято определение, корпоративной культуры, предложенное Д.В. Ерохиным, В.В. Спасенниковым: корпоративная культура представляет собой совокупность базовых представлений, ценностей и норм, присущих только данной организации, формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей, приобретенных при решении проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые доказали свою эффективность, задающих ориентиры, проявляющихся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среде, формирующих чувство общей судьбы.
Элементы корпоративной культуры можно представить в виде следующих блоков:
• ценностно-нормативный блок (базовые представления, ценности, миссия, принципы работы);
• организационно-управленческий блок (формальная и неформальная корпоративная культура, структура власти и лидерства, правила внутреннего взаимодействия, традиции и правила внутреннего распорядка);
• поведенческий блок (проведение досуга, отношение между сотрудниками организации);
• коммуникативный блок (внутренняя и внешняя коммуникация, собрания и совещания, информационные стенды, корпоративные издания, характеристики системы коммуникации;
• тип использования системы коммуникации: устная, письменная, электронная);
-социально-психологический блок (социально-психологический климат; система стимулирования и мотивирования;
• структура взаимных симпатий, предпочтений, система ролей внутри организации);
• блок идентификации (цвет, товарный знак, девиз, внешний вид зданий, офисов и других помещений, внешний вид сотрудников, наличие особого стиля организации, оформление рабочих документов);
• событийный блок (корпоративные легенды, ритуалы, праздники, традиции).
Основная функция корпоративной культуры - создание ощущения идентичности работников компании, образ коллективного «мы», а также обеспечение гармонизации организационных и индивидуальных интересов. Кроме того, к функциям культуры организации относятся: ценностнообразующая; нормативно-регулирующая; мотивирующая; познавательная; коммуникационная; стабилизационная; идентификационная.
Во второй главе было проведено исследование корпоративной культуры магазина женской одежды бренда «Zarina». Анализ проведен с использованием следующих инструментов: метод поэлементной качественной оценки, тест И.Д. Ладанова «Уровень корпоративной культуры».
Анализ корпоративной культуры магазина «Zarina», проведенный методом поэлементной качественной оценки, позволил сделать следующие выводы. Цель, миссия, ценности, принципы магазина «Zarina» сформулированы достаточно полно, емко и информативно. Дресс-код корректен и этичен.
Кадровая политика, система мотивации сотрудников разработаны на достаточно высоком уровне, учитывают требования действующего трудового законодательства Российской Федерации, интересы работодателя и работника.
Анализ правил поведения сотрудников магазина позволяет говорить об отсутствии единого документа, отражающего все корпоративные нормы. Анализ традиций магазина показал, что коммуникации в коллективе развиты недостаточно, сотрудники практически не общаются между собой вне рабочего времени, корпоративный дух в коллективе отсутствует.
Анализ корпоративной культуры магазина «Zarina», проведенный с использованием теста Ивана Дмитриевича Ладанова «Уровень корпоративной культуры», показал, что по трем секциям «Работа», «Управление», «Мотивация и мораль» организация имеет мажорное состояние коллектива. Узким местом корпоративной культуры является секция «Коммуникации». Выявленные недостатки обусловили необходимость совершенствования корпоративной культуры в магазине «Zarina»....
1. Алексунин В.А. Маркетинг. - 6-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. - 216 с.
2. Аубекирова А.И. Корпоративная культура организации // Достижения науки и образования. - 2018. - № 7. - С. 39-40.
3. Бабаева А.А. Развитие корпоративной культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 159-161.
4. Багиев Г.Л., Трефилова И.Н. Механизмы и инструменты регулирования в
сфере предпринимательства: основные теоретические и практические
подходы // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 165-168.
5. Бадулина А.В., Медведев В.П. Корпоративная культура как средство развития потенциала организации // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - № 8. - С. 92-106.
6. Баландина Т.М. Социальные коммуникации в системе организационной культуры предприятия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2017. - № 2. - С. 166-169.
7. Белкин В.Н., Белкина Н.А., Антонова О.А. Стимулирование инновационной активности персонала организации на основе корпоративной культуры // Дискуссия. - 2018. - № 3. - С. 28-37.
8. Бельтюкова А.А. Корпоративная культура как средство эффективности работы компании // Экономика и социум: современные модели развития. - 2016. - № 11. - С. 52-60.
9. Бородин С.И., Богуславский П.Д. Функции и типы корпоративной культуры // Современные научные исследования и инновации. - 2014. -№1. - С. 133-137.
10. Булатова Е.К. Книжные корпоративные издания в системе корпоративной культуры // Библиосфера. - 2018. - № 4. - С. 32-37.
11. Васильева И.В., Григорьев П.Е. Связь лояльности сотрудников и особенностей корпоративной культуры организации // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2018. - № 2. - С. 47-52.
12. Веселовский Д.П., Мосина Л.М. Современные тенденции в изучении феномена организационной культуры // Вестник университета. - 2018. - № 10.
• С. 160-166.
13. Воеводкин Н.Ю., Воротова Е.О. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 3. - С. 25-28.
14. Герасимов Б.Н. Развитие процесса управления персоналом организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 2. - С. 28-36.
15. Голова В.С. Корпоративная культура в инновационной организации // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2014. - № 2. - С. 223-229....51