Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ В РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ

Работа №154940

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЕ 6
1.1. Режиссерская игра как вид игровой деятельности 6
1.2. Особенности развития игровых умений в режиссерской игре детей
дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия развития игровых умений детей раннего и
младшего дошкольного возраста в режиссерской игре 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЕ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Результаты исследования особенностей сформированности игровых
умений в режиссерской игре детей 2-4 лет 24
2.3. Разработка проекта реализации педагогических условий развития игровых умений в режиссерской игре детей раннего и младшего
дошкольного возраста 37
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Проблема игры привлекает внимание ученых различных научных областей - и психологов, и педагогов, и философов, и социологов, и этнографов, и пр. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни [12; 18; 21; 23]. Психология и педагогика активно исследует развитие игры, начиная с раннего возраста, уделяя внимание различным ее видам. Одной из наименее исследованных детских игр является режиссерская игра, исследованию которой посвящено сравнительно мало научных трудов. Интерес к ней возник в последнее десятилетие, что может объясняться тем, что задача воспитания в советском обществе состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. В противовес коллективным играм режиссерская игра индивидуальна, а потому для этих целей не могла быть использована. Е.В. Трифонова называет и такие причины длительного слабого внимания к режиссерской игре [45-47].
1. Ведущей деятельностью признавались исключительно сюжетно­ролевые игры, которым и было посвящено огромное число исследований. Индивидуальные режиссерские игры, по сути, игнорировались и практически, и теоретически.
2. Изучение детской игры происходило в основном в условиях дошкольных образовательных учреждений; дневниковых записей «домашних» игр детей существует крайне мало. Однако ребенок в условиях детского коллектива предпочтет совместные игры, включающие его во взаимодействие с другими детьми, поэтому режиссерские игры как массовое явление в условиях детского сада наблюдаются редко, да и сами дети не стремятся афишировать их.
3. Разнообразие форм проявлений режиссерской игры обуславливает тот парадоксальный факт, что их просто не всегда узнают. По поведенческому паттерну режиссерские игры легко можно спутать с предметной игрой, манипулированием неигровыми предметами, рисованием или даже просто бездельничаньем, но на самом деле это может быть настоящая режиссерская игра, причем достаточно высокого уровня.
Тем нее менее развивающий потенциал режиссерской игры огромен: исследователи отмечают возможность развития посредством нее творческих способностей ребенка, его речи, формирования личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности, и пр. Тем самым обнаруживается противоречие между потенциально высоким развивающим потенциалом режиссерской игры и слабым вниманием педагогической теории и практики к ней, следствием чего является слабая сформированность игровых умений детей раннего и дошкольного возраста в режиссерской игре.
Цель исследования: разработать и реализовать педагогические условия формирования игровых умений в режиссерской игре детей 2-4 лет.
Объект исследования: процесс формирования игровых умений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
игровых умений детей 2-4 лет в режиссерской игре.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы.
1. Исследовать режиссерскую игру как вид игровой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности игровых умений детей раннего и младшего дошкольного возраста в режиссерской игре.
3. Теоретически обосновать педагогические условия развития игровых умений детей раннего и младшего дошкольного возраста в режиссерской игре.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей развития игровых умений детей 2-4 лет в режиссерской игре.
5. Разработать проект реализации педагогических условий развития игровых умений детей раннего и младшего дошкольного возраста в режиссерской игре.
Гипотеза исследования: формирование игровых умений в
режиссерской игре будет эффективным при создании следующих педагогических условий.
1. Организация предметно-игровой среды для режиссерских игр по сказочным сюжетам.
2. Обогащение игрового опыта детей в процессе работе со сказками.
3. Развитие у детей умений создавать сюжет в совместных режиссерских играх.
Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации. В исследовании приняли участие 15 детей, в том числе: 7 детей в возрасте 2-3 лет и 8 детей в возрасте 3-4 лет.
Методы исследования.
1. Теоретические методы исследования: теоретический анализ, обобщение научной и учебной литературы по проблеме развития игровых умений детей 2-4 лет в режиссерской игре.
2. Эмпирические методы исследования: наблюдение с использованием диагностической карты О.В. Солнцевой.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами дошкольного образования педагогического проекта по развитию игровых умений детей 2-4 лет в режиссерской игре.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 50 наименований, трех приложений. В работе представлено 7 таблиц и 18 рисунков. Объем работы составляет 55 страниц без учета приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Режиссерская игра - это самостоятельная детская игра, где по ходу сюжета дети управляют действиями нескольких игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов. В такой игре ребенок играет один с некоторым числом игрушек, при этом на себя он роль не берет, но наделяет ролями игрушки, действует от лица каждой из них и одновременно «режиссирует» общее действие, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации.
Режиссерская игра, как и любой вид детской деятельности по мере развития ребенка (от раннего до младшего школьного возраста) активно развивается: она становится менее индивидуализированной, более сложной и разнообразной, основанной на опосредованном опыте. Мы остановили внимание на характеристиках режиссерской игры в раннем и младшем дошкольном возрасте, и на основе их изучение высказали предположение: дети 2-4 лет выстраивают игру, основываясь на личном опыте (т.е. в игре преобладают бытовые сюжеты), используют речь - описывают игру и даже разговаривают за игрушки. Данное предположение выступило в качестве гипотезы диагностического исследования.
В эмпирическом исследования для оценки игровых умений детей 2-4 лет в режиссерской игре использована диагностическая карта наблюдения за воспитанниками второй младшей группой, предложенной О.В. Солнцевой.
Качественный анализ результатов по видам игровых умений показал, что игровые умения детей 2-4 лет находятся на различных уровнях развития. Лучше всего развиты умения: «использует в игре игрушки», «использует звукоподражание» и пр.; хуже всего - умения: «меняет интонацию голоса, озвучивая игрушки», «рассказывает о происходящем в игре». Рассматривая игровые умения детей 2-4 лет в общей выборке, отметим, что дети используют преимущественно бытовые сюжеты в режиссерской игре, пользуются игрушками, используют речь, говоря за игрушки, рассказывая о 48
происходящем в игре, но только при помощи воспитателя, - самостоятельно они к этому еще не готовы. В связи с этим, мы можем считать гипотезу исследования как частично доказанную.
Сравнительный анализ особенностей развития игровых умений детей 2-3 лет и 3-4 лет в режиссерской игре показал, что дети 3-4 лет используют сказочные сюжеты в игре в сравнении с детьми 2-3 лет, однако в игровой деятельности и обеих групп детей заметно преобладание бытовых сюжетов над сказочными. Дети 3-4 лет чаще используют игрушки и предметы- заместители в игре, а также у них лучше проявляется речевое сопровождение игровой деятельности в сравнении с детьми 2-3 лет.
Сильными сторонами особенностей развития игровых умений детей 2­4 лет в режиссерской игре (по результатам диагностики) можно считать относительную самостоятельность в обыгрывании бытовых сюжетов, умеренную способность к использованию игровых атрибутов, развитую способность к звукоподражанию; слабыми - неспособность к обыгрыванию сказочных сюжетов, к самостоятельному сопровождению игры речью и пр.
Результаты исследования стали основанием для разработки проекта по развитию игровых умений детей 2-4 лет в режиссерской игре, в основу которого была положена работа со сказками. Процесс развития игровых умений детей исследуемого возраста в режиссерской игре можно строить на основе работы со сказкой, которая позволяет ребенку расширить свой игровой опыт, знакомясь с новыми сюжетами, сказочными героями. Нами определены педагогические условия развития игровых умений детей раннего и младшего дошкольного возраста в режиссерской игре.
1. Обеспечение предметно-развивающей среды для развития игровых умений в режиссерской игре в рамках работы со сказками.
2. Обогащение игрового опыта детей в работе со сказками.
3. Развитие у детей умений создавать сюжет в совместных режиссерских играх
На реализации данных условий построен проект «Играем со сказочными персонажами».
В рамках реализации первого условия предлагается обогатить предметную среду группового помещения сюжетными игрушками и предметами-заместителями, которые могут использоваться в
«режиссировании» игры по сказке. Предполагается использовать
обобщенные по своему художественному образу (прототипические) игрушки небольшого размера, а также неоформленный материал, который именно в силу своей неконкретизированности легче наделяется игровым значением в смысловом поле игры.
В рамках реализации второго условия предлагается проводить поэтапную работу со сказками:
• чтение русских народных сказок, их обсуждение;
• рассматривание иллюстраций к сказке, обучение рассказыванию сказки по серии сюжетных картинок;
• рисование персонажа сказки «Колобок»;
• обыгрывание педагогом режиссерской игры «Колобок».
Третье условие - развитие у детей умений создавать сюжет в совместных режиссерских играх на основе готового/преобразованного сюжета предлагается реализовать через презентацию готовых игровых сюжетов разной сложности в виде фрагментов сказок, через готовые сюжеты сказок в сюжет игры режиссерского типа путем подбора моделей (образных игрушек и предметов-заместителей) для создания сюжета, через организацию совместной элементарной режиссерской игры педагога с детьми, в которой педагог управляет одним из персонажей.
Предполагается, что после реализации проекта дети будут чаще играть в режиссерские игры - расширяя количество персонажей и развивая сюжетные линии. Игровой опыт детей обогатится: в играх они чаще будут проигрывать сказочные сюжеты. У детей сформируется интерес к сказкам.


1. Антонова И.Л. Режиссерская игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: материалы VIII всерос. науч.-практ. конф. / под ред. О.А. Денисова, Л.А. Пепик. 2014. С. 170-173.
2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2012. 142 с.
3. Барышева Т.Н. Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста // Перспективы развития научных исследований. 2016. С. 142-144.
4. Беляева Н.Л. Отражение экономических представлений в играх детей дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т.14, N 2.
5. Белякова О.П. Развиваем режиссерскую игру дошкольника // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2012. N 14. С. 188-190.
6. Боровикова Л.В. Актуальные аспекты детской игровой деятельности // Детский сад: теория и практика. 2015. N 1. С. 56-61.
7. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. М.: Детство-пресс, 2013. 143 с.
8. Васильева О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр
детей: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования.
Мозырь: Содействие, 2015. 152 с.
9. Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова И.А. и др. Развитие игры детей 3-5 лет: методическое пособие / под ред. Е.В. Трифоновой. М.: ТЦ Сфера, 2015. 240 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2003. 512 с.
11. Г аспарова Е.М. Особенности индивидуальной игры дошкольника в семье и детском саду // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. М.: АПН, НИИ ДО, 1989. С. 155­169.
12. Горбунова О.Ф. Игры и игрушки дошкольников в современной детской субкультуре // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. Т. 1.
13. Диагностика игровых умений дошкольника: учебно -
методическое пособие / Т.А. Криволесова. Николаевск-на-Амуре: Изд-во НнАПК КМНС филиала КГБОУ СПО ХПК, 2013.
14. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова и др. М.: МГППУ, 2002. 128 с.
15. Дидактические и сюжетно-ролевые игры. 3-4 годы жизни. / Сост. Т.Г. Тристапшон. Х.: Изд. группа «Основа», 2007. 128 с....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ