ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИТЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА АГРЕССИВНОСТЬ В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Теоретические подходы к исследованию стилей взаимоотношений
в семье 6
1.2. Теоретические аспекты агрессивности в юношеском
возрасте 14
1.3. Связь стилей взаимоотношений в семье и агрессивности в
юношеском возрасте 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА АГРЕССИВНОСТЬ В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 25
2.1. Организация исследования и его этапы 25
2.2. Анализ результатов и их интерпретация
35
2.3. Рекомендации для родителей агрессивных детей юношеского
возраста 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
В современном обществе, особенно в педагогической практике все больше встречается детей юношеского возраста, имеющих личностные и поведенческие отклонения в развитии, связанные с агрессивным поведением. На наш взгляд, это одна из главных проблем современного общества. Такие дети являются заложниками своего поведения. Агрессивность не только мешает их социализации в обществе, но и не позволяет в достаточной мере принимать участие в учебном процессе, а вследствие этого вызывает к себе негативное отношение не только педагогов, но и одноклассников и однокурсников. Полученные жизненные противоречия не позволяют в полной мере ребенку юношеского возраста реализоваться в обществе как полноценной личности. Особенно остро этот вопрос стоит перед школой старшего звена, а так же в учреждениях среднего профессионального образования.
Причинами агрессивного поведения детей юношеского возраста могут быть и результат «уличного» воспитания, и влияние средств массовой информации, и социальный уровень жизни, но, пожалуй, наиболее частой и главной причиной их агрессивного поведения является стиль взаимоотношения в семье родителей и детей. Однако взаимосвязь агрессивного поведения детей юношеского возраста и взаимоотношений в семье недостаточно исследована, поэтому является актуальной на сегодняшний день проблемой. Имеющиеся исследования имеют противоречивый характер, поэтому наше исследование актуально.
В своей работе мы рассмотрим теоретические аспекты влияния стилей взаимоотношений в семье на агрессивность детей юношеского возраста, рассмотрим различные подходы к исследованию стилей взаимоотношений в семье, а так же связь стилей взаимоотношения в семье и агрессивности детей юношеского возраста.
Объектом исследования является агрессивность детей юношеского возраста.
Предметом исследования является влияние стилей взаимоотношения в семье на агрессивность детей юношеского возраста.
Цель работы - исследовать влияние стилей взаимоотношений в семье на агрессивность детей юношеского возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к исследованию влияния стилей взаимоотношений в семье на агрессивность детей юношеского возраста.
2. Эмпирически исследовать влияние стилей взаимоотношений в семье на агрессивность детей юношеского возраста.
3. Разработать рекомендации родителям детей юношеского возраста для снижения уровня их агрессивности.
Гипотеза исследования - существует связь между стилями взаимоотношений в семье и агрессивностью в юношеском возрасте, а именно - при авторитарном стиле взаимоотношений в семье агрессивность детей юношеского возраста повышается, а при демократическом стиле взаимоотношений в семье их агрессивность снижается.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и учебно
методической литературы;
• эмпирические: тестирование (методики: тест руки Вагнера, «Детско- родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ);
• методы статистической обработки данных (метод ранговой корреляции Спирмена).
Исследование проводилось на базе Агинского филиала КГБПОУ «Техникум горных разработок им. В.П. Астафьева» в Саянском районе Красноярского края в 2016-17 учебном году.
В ходе исследования проведено тестирование, проанализированы результаты тестирования и сформированы рекомендации родителям детей юношеского возраста для снижения уровня их агрессивности.
В эмпирическом исследовании приняло участие 20 обучающихся в возрасте от 16 до 17 лет, из них 10 юношей второго курса в возрасте от 16 до 17 лет, 10 девушек второго курса, родители данных испытуемых.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретическую базу исследования составили работы Захарова А.И., А.А. Реан, Р. Берона, Е.В. Куприянчука, А.И. Антонова, К. Лоренца, П.П. Блонского, А. Бандура, Р. Уолтерса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы - рекомендации для родителей можно использовать в техникумах и школах классным руководителям для работы с родителями агрессивных детей юношеского возраста.
Агрессивность детей юношеского возраста - актуальная проблема современной психологии. Агрессивные дети юношеского возраста, прежде всего, представляют большую проблему для себя самих, для своей семьи и окружающих, и наконец для всего общества, на членов которого дети юношеского возраста направляют все чаще свою агрессию.
На наш взгляд семья является самым главным механизмом формирования личности дети юношеского возраста, и формирования агрессивности в том числе. В современной психологии выделяют несколько стилей семейных взаимоотношений: демократический, авторитарный, либеральный и разрешительно-попустительский. Каждый из них так или иначе взаимосвязан с уровнем агрессивности дети юношеского возраста.
В нашей работе мы рассмотрели агрессивность дети юношеского возраста и ее взаимосвязь со стилями семейного воспитания у обучающихся Агинского филиала КГБПОУ «Техникум горных разработок им. В.П. Астафьева» в Саянском районе Красноярского края в 2016-17 учебном году.
Решая поставленные перед собой задачи, мы изучили актуальную для нашего исследования литературу по данной теме и обнаружили, что для современного психолога имеется большое количество как научной, так и методической литературы, которую при необходимости можно использовать.
На основании научных и методических данных, полученных в ходе анализа теоретических источников, мы заявили гипотезу и провели экспериментальное исследование.
В ходе исследования выявлено, что агрессивность детей юношеского возраста обладает высоко значимой корреляционной связью с непоследовательностью родительского отношения к ребенку, чем больше уровень непоследовательности во взаимоотношениях, тем выше уровень агрессивности.
Так высоко значимой корреляционной связью агрессивность детей юношеского возраста связана с высоким уровнем конфликтности в семейных взаимоотношений, чем интенсивнее конфликтность, тем выше уровень агрессивности ребенка.
Высоко значимой корреляционной связью агрессивность детей юношеского возраста связана с низким уровнем протекции, когда ребенок оказывается на периферии внимания родителей.
Высоко значимой корреляционной связью агрессивность детей юношеского возраста связана со степенью предъявления требований- обязанностей, чем ниже степень предъявления требований, тем выше уровень агрессивности ребенка.
Высоко значимой корреляционной связью агрессивность детей юношеского возраста связана со степенью требований-запретов, чем ниже степень запретов, в случае, когда ребенку все разрешается, тем выше уровень агрессивности.
Всеми выше перечисленными характеристиками обладает разрешительно-попустительский стиль семейных взаимоотношений.
Высоко значимой корреляционной связью уровень агрессивности детей юношеского возраста связан с позицией сотрудничества в семейных отношениях, чем выше уровень сотрудничества, тем ниже уровень агрессивности ребенка.
Высоко значимой корреляционной связью уровень агрессивности детей юношеского возраста связан с совместным принятием решений в семье, чем выше уровень принятия совместных решений, тем ниже уровень агрессивности ребенка.
Высоко значимой корреляционной связью уровень агрессивности детей юношеского возраста связан с эмпатией в семье, чем выше уровень эмпатии, тем ниже уровень агрессивности ребенка.
Всеми вышеперечисленными характеристиками обладает демократический стиль взаимоотношений в семье.
Таким образом, это свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично, в части связи демократического стиля семейных взаимоотношений с низким уровнем агрессивности детей юношеского возраста.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2001. 704 с.
2. Алфимов М. В., Трубников В. И. Генные основы темперамента личности подростков // Вопросы психологии. 2000.№2. С.95-98
3. Андреева И. В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Андреева И.В., Бетина О.Б. М.: Эксмо, 2008. 224 с.
4. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонение социального
поведения детей и подростков. Ереван: Изд-во «Луис», 1980. 253 с.
5. Большой психологический словарь
6. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология
развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Безруких М.М., Сонькин В.Д, Фарбер Д. А. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416с.
7. Беличева С.А. Психолого-педагогическая поддержка детей и подростков группы риска //Конференция «Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция»: Тез. докл. Саратов 1993. С. 18-20.
8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. /Бордовская Н.В., Реан А.А. - СПб.: 2009. - 432с.
9. Бочкарева. Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-нарушителей //Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 2002. - 168 с.
10. Буянов М.М. Нервный ребенок. М.: Знание, 1997. - 205 с.
11. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность:
хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. и науч. ред. Мухина В.С., Издательский центр «Академия», 2003. 529 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2007. - 224с.
13. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. - М.: Гардарики, 2009. - 408с.
14. Голубева Е. В. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6. - С. 25-34.
15. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.; Под ред. Дубровиной И.В. - 3 - е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с....52