Работа над культурой речи в 5 классе
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
В КЛАССЕ 7
1.1 Культура речи: понятие и признаки 7
1.2 Осмысление опыта методистов о работе над культурой речи в 5
классе 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
В 5 КЛАССЕ 23
2.1 Диагностика развития культуры речи учащихся 5 класса 23
2.2 Опыт организации работы над культурой речи в 5 классе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
В КЛАССЕ 7
1.1 Культура речи: понятие и признаки 7
1.2 Осмысление опыта методистов о работе над культурой речи в 5
классе 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
В 5 КЛАССЕ 23
2.1 Диагностика развития культуры речи учащихся 5 класса 23
2.2 Опыт организации работы над культурой речи в 5 классе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена той ролью, которую играет лингвистическая компетенция в жизни человека: без знания основ национального языка, его норм, основ речевой культуры общение становится крайне сложным. В этой связи очевидна необходимость формирования базовых лингвистических знаний молодого поколения. В школе учащиеся овладевают нормами устной и письменной речи, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами учебной коммуникации. Педагог-словесник помогает подросткам сформировать такой уровень культуры речи, который позволил бы осуществлять беспрепятственное общение, построение высказываний в связи с контекстом ситуации, фиксировать мысли на письме. В публикациях, посвященных обучению на уроках русского языка, отмечается, что необходимо проводить работу, начиная с 5-го класса, поскольку речь школьников далека от совершенства. В силу специфики возрастного развития дети не обладают достаточным лексическим запасом, вследствие чего в их высказываниях фиксируется множество повторов; наблюдаются орфоэпические недочеты; в текстах встречается много ошибок, связанных с нарушением лексических, морфологических, грамматических, синтаксических, стилистических норм. Данные обстоятельства актуализируют тему настоящего исследования.
О диалектической взаимосвязи языка и культуры размышляли И.А.Ильин, Н.К.Рерих, А.А. Потебня, Е.Н.Трубецкой, П.А. Флоренский. Значимость языка как важнейшего условия развития человеческой цивилизации подчеркивали М.М. Бахтин, Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, М.В. Ломоносов, И.И. Срезневский, JI.B. Щерба. Ученые давали теоретическое обоснование культурной ценности языка, подчеркивая его роль в формировании национального самосознания носителей. Лингвистические концепции культуры речи обозначены в трудах Л.А.Введенской, Б.Н.Головина, Ю.Н.Караулова, М.А. Кронгауза, Л.И.Скворцова. Проблема развития учащегося в процессе обучения находилась в центре внимания крупных ученых: Ю.К.Бабанского, П.Я.Гальперина, И.Я.Зимней, И.Л.Лернера, А.А.Леонтьева, М.Н.Скаткина, И.С.Якиманской и др. Вопросы языкового развития школьников рассматривались В.А.Добромысловым, В.И.Капинос, Т.А.Ладыженской, Г.К.Лидман-Орловой, С.И.Львовым, Л.Ю.Максимовым, М.М.Разумовской, Л.А.Тростенцовой и др.
Объект исследования - процесс формирования культуры речи на уроках русского языка в 5 классе.
Предмет исследования - приемы работы над культурой речи на уроках русского языка в 5 классе.
Гипотеза исследования - организация работы над культурой речи в процессе обучения на уроках русского языка в 5 классе будет эффективной, если содержание заданий одновременно имеет игровой и развивающий характер.
Цель исследования - теоретически обосновать и подтвердить опытным путем эффективность использования игровых и развивающих заданий по культуре речи на уроках русского языка в 5 классе.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие «культура речи», перечислить ее признаки;
2) осмыслить методический опыт по работе над культурой речи в 5 классе;
3) осуществить диагностику развития культуры речи школьников 5 класса;
4) представить собственный опыт организации работы над культурой речи в 5 классе, проанализировать результаты.
Методы исследования:
• общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение;
• теоретические: анализ литературы по теме исследования, обобщение методического опыта;
• эмпирические; анализ продуктов учебной деятельности школьников, формирующий эксперимент, качественная и количественная оценка результатов.
...
О диалектической взаимосвязи языка и культуры размышляли И.А.Ильин, Н.К.Рерих, А.А. Потебня, Е.Н.Трубецкой, П.А. Флоренский. Значимость языка как важнейшего условия развития человеческой цивилизации подчеркивали М.М. Бахтин, Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, М.В. Ломоносов, И.И. Срезневский, JI.B. Щерба. Ученые давали теоретическое обоснование культурной ценности языка, подчеркивая его роль в формировании национального самосознания носителей. Лингвистические концепции культуры речи обозначены в трудах Л.А.Введенской, Б.Н.Головина, Ю.Н.Караулова, М.А. Кронгауза, Л.И.Скворцова. Проблема развития учащегося в процессе обучения находилась в центре внимания крупных ученых: Ю.К.Бабанского, П.Я.Гальперина, И.Я.Зимней, И.Л.Лернера, А.А.Леонтьева, М.Н.Скаткина, И.С.Якиманской и др. Вопросы языкового развития школьников рассматривались В.А.Добромысловым, В.И.Капинос, Т.А.Ладыженской, Г.К.Лидман-Орловой, С.И.Львовым, Л.Ю.Максимовым, М.М.Разумовской, Л.А.Тростенцовой и др.
Объект исследования - процесс формирования культуры речи на уроках русского языка в 5 классе.
Предмет исследования - приемы работы над культурой речи на уроках русского языка в 5 классе.
Гипотеза исследования - организация работы над культурой речи в процессе обучения на уроках русского языка в 5 классе будет эффективной, если содержание заданий одновременно имеет игровой и развивающий характер.
Цель исследования - теоретически обосновать и подтвердить опытным путем эффективность использования игровых и развивающих заданий по культуре речи на уроках русского языка в 5 классе.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие «культура речи», перечислить ее признаки;
2) осмыслить методический опыт по работе над культурой речи в 5 классе;
3) осуществить диагностику развития культуры речи школьников 5 класса;
4) представить собственный опыт организации работы над культурой речи в 5 классе, проанализировать результаты.
Методы исследования:
• общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение;
• теоретические: анализ литературы по теме исследования, обобщение методического опыта;
• эмпирические; анализ продуктов учебной деятельности школьников, формирующий эксперимент, качественная и количественная оценка результатов.
...
В рамках настоящего исследования предпринята попытка теоретически обосновать и подтвердить опытно-эмпирическим путем эффективность использования игровых развивающих заданий по культуре речи в 5 классе на уроках русского языка. Для достижения целевого ориентира проанализированы программы по русскому языку в 5 классе, статьи в психолого-педагогических изданиях, методические пособия. Проделанная работа показала, что культура речи - это владение нормами языка (орфоэпическими, грамматическими, лексическими, пунктуационными, морфологическими, синтаксическими, стилистическими), умение пользоваться его выразительными средствами в различных условиях. К показателям культуры речи относят правильность, точность, логичность, понятность, уместность, экспрессию. В организации работы над культурой речи большую роль сыграли методисты. В одном из параграфов проанализированы УМК под редакцией Т.А. Ладыженской, М.М. Разумовской, приведены примеры упражнений.
В опытно-эмпирической части исследования проведена диагностика культуры речи учащихся 5-го класса МКОУ Большеничкинской СОШ №5 Минусинского района . К участию в педагогическом эксперименте приглашено 20 человек. Для проведения диагностики использовались модифицированные методики Е.А. Суховей, Н.И. Коноваловой, А.М. Щетининой. Выявлено: большинство участников имеют средний уровень развития культуры речи (доля составляет 50%). Вторую по численности группу образуют школьники с низким уровнем (доля составляет 30%). Третью составляют учащиеся с высоким уровнем (доля составляет 20%). Мы предположили, что повышение уровня речевой культуры возможно путем введения заданий, занимательных и одновременно развивающих. Контрольное исследование показало эффективность таких заданий: до 40% повысилось количество школьников с высоким уровнем и до 10% сократилась доля учащихся с низким уровнем. Что же касается учащихся со средним уровнем, то состав также изменился: одна часть поднялась на ступень выше, на их место перешли школьники, которые ранее имели низкий уровень.
Хорошо развитая речь оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной грамотной речью.
В опытно-эмпирической части исследования проведена диагностика культуры речи учащихся 5-го класса МКОУ Большеничкинской СОШ №5 Минусинского района . К участию в педагогическом эксперименте приглашено 20 человек. Для проведения диагностики использовались модифицированные методики Е.А. Суховей, Н.И. Коноваловой, А.М. Щетининой. Выявлено: большинство участников имеют средний уровень развития культуры речи (доля составляет 50%). Вторую по численности группу образуют школьники с низким уровнем (доля составляет 30%). Третью составляют учащиеся с высоким уровнем (доля составляет 20%). Мы предположили, что повышение уровня речевой культуры возможно путем введения заданий, занимательных и одновременно развивающих. Контрольное исследование показало эффективность таких заданий: до 40% повысилось количество школьников с высоким уровнем и до 10% сократилась доля учащихся с низким уровнем. Что же касается учащихся со средним уровнем, то состав также изменился: одна часть поднялась на ступень выше, на их место перешли школьники, которые ранее имели низкий уровень.
Хорошо развитая речь оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной грамотной речью.
Подобные работы
- Особенности работы над орфографическими ошибками в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «ОПИСАНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Работа над текстом-рассуждением как средство развития письменной речи в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - Формирование культуры речи школьников седьмых классов как средство развития коммуникативной компетенции.
Магистерская диссертация, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2023 - ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «РАССУЖДЕНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016





