ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ 5
1.1 Понятие быстроты и её виды 5
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития быстроты у
обучающихся 13-14 лет 11
1.3 Принципы организации образовательного процесса на уроке физической
культуры 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Задачи и методы исследования 23
2.2 Организация исследования 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 27
3.1 Выявление уровня сформированности быстроты у обучающихся 13-14
лет 27
3.2 Комплекс специальных упражнений для развития быстроты у
обучающихся 13-14 лет на уроках физической культуры 28
3.3 Результаты применения комплекса 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Актуальность исследования. Физическое воспитание представляет собой целый комплекс разнообразных средств, способствующих гармоничному развитию человека. Оно является непременным условием направленного развития и физической подготовки человека к жизни, оптимизации его физического состояния. Правильно организованное, оно способствует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию личности.
Но все же важнейшей задачей физического воспитания является целенаправленное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств - силы, быстроты, ловкости, выносливости.
Среди физических качеств особое место занимает быстрота, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе. Проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. В настоящее время весьма актуально изучение особенностей воспитания двигательных качеств обучающихся 13 -14 лет, так как в этом возрасте все функциональные системы организма наиболее пластичны и обладают значительными резервными возможностями. В целом актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью улучшения здоровья, повышения физической подготовленности и развития интереса у детей к урочным формам физического воспитания и увеличения их двигательной активности.
В данной дипломной работе мы рассматриваем проблему воспитания быстроты у учащихся среднего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса специальных упражнений направленного на развитие быстроты обучающихся 13-14 лет на уроках физической культуры и проверка его эффективности.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ накопленного опыта в теории и практики по проблеме исследования, изучить особенности развития быстроты обучающихся 13-14 лет.
2. Разработать комплекс специальных упражнений для развития быстроты обучающихся 13-14 лет.
3. Экспериментальным путём проверить эффективность разработанного нами комплекса на развитие быстроты обучающихся 13-14 лет на уроках физической культуры.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на развитие быстроты, обучающихся 13 -14 лет на уроках физической культуры
Предмет исследования: разработанный комплекс упражнений, как средство развития быстроты обучающихся 13 -14 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается что разработанный комплекс специальных упражнений будет способствовать более эффективному развитию быстроты у обучающихся 13-14 лет.
Методы исследования:
• изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• тестирование уровня развития быстроты обучающихся;
• педагогический эксперимент;
• статистическая обработка полученных данных.
Теоретическое значение ВКР: заключается в том, что исследования способствуют более углубленному расширению знаний в области развития быстроты у обучающихся 13-14 лет.
Практическое значение ВКР: разработка и реализация специального комплекса для развития быстроты.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка и приложений. Материал исследования сопровождается: таблицами и гистограммами.
...
В настоящее время наукой выявлены сенситивные периоды восприимчивости учащихся к обучению тем или иным двигательным действиям и этапы формирования отдельных сторон двигательной функции. Средний школьный возраст сенситивен для развития быстроты движений учащихся.
В этот период с помощью средств физического воспитания можно значительно поднять уровень двигательных качеств, в частности - быстроты движений. Биологические перестройки организма, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагога исключительного внимания к планированию физических нагрузок.
Быстрота движений представляет собой своего рода соединение силовых и скоростных качеств. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту, метания снарядов значительного веса). Основными средствами воспитания быстроты движений являются упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений.
Упражнения на быстроту движений содействуют развитию способности преодолевать внешнее сопротивление партнера, различных отягощений и противодействовать им за счет мышечных усилий. Упражнения на быстроту движений необходимы учащимся в жизни.
Основными методами развития быстроты движений в среднем школьном возрасте являются повторный (с акцентом на взрывной характер усилий) и игровой. Применяют упражнения на быстроту движений регулярно на протяжении всего учебного года.
В пределах одного урока скоростно-силовые упражнения выполняют, как правило, после упражнений по обучению двигательным действиям и развитию координационных способностей в первой половине основной части урока.
Был разработан и проведен специальный комплекс упражнений для развития быстроты подходящий для занятий с конкретными учащимися в зависимости от их возраста, пола, физической подготовленности и технической оснащенности школы.
Основными факторами, обусловливающими уровень развития быстроты движений у детей, являются пол, возраст и методики развития этих качеств. Целенаправленное педагогическое воздействие
способствует развитию быстроты движений на более высоком уровне.
1. Аграновский М.А. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 368с.
2. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Учебное пособие. - Харьков.: «Основа», 1993. - 244с.
3. Ашмарин Б.А. «Теория и методика физического воспитания». М. «Просвещение», 1990.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С.28-38.
5. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. - М.: Просвещение, 1972. - С.14-19.
6. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Издательский центр "Академия", 2000. С. 202-205
7. Велашков К.Ю., Грозин Ю.А. Объём и интенсивность тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков, - Теория и практика физической культуры 1977. №3 - 27с.
8. Верхошанский Ю.В. «Основы подготовки спортсменов». М. «ФиС», 1988.
9. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. - Киев.: Радянська школа, 1980. - С.103-107.
10. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев.: Здоров’я, 1984. - С.19-23.
11. Волков Л.В. Физические особенности детей и подростков. - Киев.: Здоров’я, 1981. - С.21-26.
12. Гальперин С.И. «Физические особенности детей». М. «Просвещение», 1996.
13. Г одик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: «ФиС», 1990.
14. Дещин Д.Ф. Врачебный контроль в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1958. - 163с.
15. Захаров Е., Королев А., Сафонов А. «Энциклопедия физической подготовленности». М. «Просвещение», 1994.
16. Зациорский В.М. «Физические качества спортсменов». М.: «ФиС», 1999.
17. Зациорский В.М. Структура и изменения физической пригодности. // Теория и практика физической культуры, № 6,1999.
18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - С.28-39.
... всего 50 источников