Введение 3
1. Теоретические основы исследования песенного дискурса 6
1.1. Дефиниции песенного дискурса, характеристика, особенности и функции . 6
1.2. Характеристика жанрового разнообразия песенного дискурса 10
1.3. Компоненты и критерии отбора песенного дискурса 12
1.4. Этапы работы с песенным дискурсом и виды упражнений 15
1.5. Основные методические подходы в рамках работы с англоязычным
песенным дискурсом 18
1.6. Песенный дискурс при обучении аудированию 24
Выводы по главе 1 26
2. Практическое применение песенного дискурса в 8-м классе 27
2.1. Упражнения при работе с англоязычным песенным дискурсом в рамках
коммуникативно-когнитивного подхода (Rag’N’Bone Man - human. Жанр - поп) 27
2.2. Упражнения при работе с англоязычным песенным дискурсом в рамках коммуникативно-когнитивного подхода (Bruno Mars - Grenade. Жанр - поп) 33
2.3. Упражнения при работе с англоязычным песенным дискурсом в рамках коммуникативно-когнитивного подхода (Imagine Dragons. Жанр - инди-рок) 37
2.4. Упражнения при работе с англоязычным песенным дискурсом в рамках лингвострановедческого подхода (MKTO - American Dream. Жанр - поп, рэп) 41
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение А
Английский язык проникает во все сферы жизни человека: политическую, экономическую, культурную и т.д., что изменило статус английского языка. Это привело к более серьёзному изучению языка во всех образовательных учреждениях Российской Федерации. В этой связи встал вопрос о совершенствовании методов изучения английского языка и поисков востребованного аутентичного материала в учебных целях. Таким средством, на наш взгляд, является песенный дискурс. Песенный дискурс на изучаемом языке является актуальным по ряду причин.
1. При помощи песенного дискурса учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка, поскольку он представляет собой лингвострановедческий материал для создания образовательного фундамента с целью развития поликультурной личности.
2. В отличие от обычных общестрановедческих текстов песенный дискурс ещё и воздействует непосредственно на эмоции слушателя.
3. Песенный дискурс содержит в себе обширный лингвистический потенциал: сленгизмы, коллоквиальную лексику, грамматические структуры.
Использование песенного дискурса в процессе обучения английскому языку способствует укреплению мотивации учащихся, расширению лингвокультурологических знаний учеников, совершенствованию речевых и аудитивных умений. Необходимо ответить, что при работе с песенным дискурсом важно выбрать адекватные методические подходы. Выбор методического подхода при работе с песенным дискурсом напрямую зависит от целей, поставленных преподавателем. Такими целями могут быть решение коммуникативной задачи, развитие коммуникативной и социокультурной компетенции и др.
Изучением роли песенного дискурса при обучении английскому языку занимались многие отечественные и зарубежные исследователи такие, как: И. Н. Балунец, В.Ф. Аитов, Г. Н. Доля, Д. И. Евладова, Е. П. Карпиченкова, Н. Д. Куметова, И. В. Лабутова, Е. В. Любавина, Д. Бирн. Дж. Уэлман. К. Уилсон. Т. Ллойд и др.
Недостаточная разработанность применения иноязычного песенного дискурса в обучении английскому языку является причиной для обращения к данной проблематике. Актуальность исследования обосновывается, с одной стороны методическим потенциалом иноязычного песенного дискурса, а с другой - возросшей популярностью у обучающихся. Данная работа посвящена использованию песенного дискурса в 8-ых классах в рамках современных методических подходов.
Объект исследования - песенный дискурс англосаксонских исполнителей.
Предмет исследования - упражнения в рамках коммуникативно - когнитивного и лингвострановедческого подходов.
Цель исследования - разработать комплекс упражнений при работе с песенным дискурсом в рамках коммуникативно-когнитивного и лингвострановедческого подходов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию песенного дискурса.
2. Определить роль песенного дискурса на уроках английского языка
3. Рассмотреть основные жанры песенного дискурса
4. Обозначить основные современные методические подходы в обучении английскому языку.
5. Разработать комплекс упражнений при работе с песенным дискурсом и провести анализ их применения на уроке английского языка.
Методами исследования в данной работе послужили: метод контент- анализа, анализ научных источников, метод описания языковых фактов, метод обобщения.
Структура работы определяется её исследовательскими задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается выбор темы и актуальность, определены цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе анализируются понятие дискурса, песенного дискурса, виды упражнений при работе с песенным дискурсом и этапы работы. Вторая глава посвящена анализу практического применения песенного дискурса в 8-ых классах, а именно разработанных автором исследования упражнений при работе с песенным дискурсом. Заключение содержит выводы по исследованию. Приложение включает в себя сводную таблицу по разработанным видам упражнений.
В рамках проведения исследования были рассмотрены следующие понятия. Дискурс понимается как сложное коммуникативное явление, которое состоит из разного рода экстралингвистических факторов важных для его правильного понимания и интерпретации. Были даны различные определения понятий «песенный дискурс». Нами было выделено и принято следующее определение: песенный дискурс - это хранилище культурных знаний, которые являются отражением жизни народа, ценностей, представлений, каких-либо культурных норм и моделей поведения.
Были выявлены следующие функции песенного дискурса: эмотивная, конативная, обучающая, воспитывающая, референтная, поэтическая, фатическая, этноконсолидационная, самоидентификационная. Критерии отбора песенного дискурса были следующими: актуальность, аутентичность, языковая ценность, соответствие интересам и возрасту учащихся, информативность, воздействие на эмоции, продолжительность песни.
Были проанализированы понятия подхода к обучению и предоставлена классификация следующих подходов: коммуникативно-когнитивный, лингвострановедческий, личностно-деятельностный и коммуникативный.
Были рассмотрены 3 этапа работы с упражнениями: Предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Предтекстовый этап помогал мотивировать обучающихся, подготовить их к вхождению в иноязычную деятельность, происходило снятие лингвистических трудностей. Предлагались небольшие упражнения перед первым прослушиванием песенного дискурса. Текстовый этап способствовал контролю понимания обучающимися песенного материала. На данном этапе использовались упражнения на вставление пропусков и восстановления порядка предложений в песенном дискурсе. Завершающий этап - послетекстовый. Данный этап нацелен на выход в речь на основе монологического или диалогического высказываний. Для выхода в речь учащимся предварительно нужно было написать мини-эссе или ответить на вопросы. В дальнейшем данные упражнения служили обучающимся опорами для выхода в речь и выстраивания своих высказываний по заданной тематике.
Во второй главе квалификационной работы было проведено исследование, целевой аудиторией которого являлись 8 классы среднего звена общеобразовательной школы. Целью данного исследования являлась разработка упражнений при работе с песенным дискурсом англосаксонских исполнителей в рамках двух современных методических подходов: лингвострановедческий и коммуникативно-когнитивный. Ставилась задача разработки оптимального комплекса упражнений для достижения всех задач урока. Для проведения данного исследования были выбраны композиции четырех популярных поп-исполнителей: Rag’N’Bone Man и Bruno Mars, MKTO, Imagine Dragons. Выбор данных песенных материалов соответствовал всем необходимым критериям и принципам отбора песенного дискурса, описанным ранее. Основное отличие этих исполнителей, с методической точки зрения, заключалось в том, что песенный дискурс дуэта MKTO вызвал больше трудностей в связи с социокультурной направленностью композиции. Однако, несмотря на сложности, большая часть класса справилась со всеми видами упражнений и заданий, имея небольшой процент грамматических ошибок. Самым сложным заданием для учеников было задание с созданием проекта.
В заключение отметим, что задания к упражнениям и апробация песенного дискурса и как разработанных нами, так и традиционных заданий к упражнениям на трех этапах работы с песенным дискурсом в рамках коммуникативно-когнитивного и лингвострановедческого подходов доказали свою эффективность и востребованность как существенные дополнительные материалы к УМК.