Введение
Глава 1. Источники и историография по теме «Финляндия в составе Российской Империи» 6
1.1 Исторические источники 6
1.2 Историография 6
Глава 2 Методические аспекты преподавания темы «Финляндия в составе Российской Империи» 26
2.1. Обзор учебной литературы 26
2.2 Методы и приёмы изучения темы 29
2.3. Методические проблемы изучения и преподавания темы и пути их решения 53
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 64
Приложение 1 64
Приложение 2 65
Актуальность: на первый взгляд может показаться что в современном обществе нет необходимости уделять внимание процессам присоединения новых территорий и «адаптации» проживающих на этих территориях людей. Но, в истории России проблемы государственно-территориального управления и сегодня занимают важное место, хотя решение трудностей, с ними связанных, можно точно определить одною фразой: Россия едина и неделима. В этой связи особый интерес представляет статус Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, особое положение которого резко контрастировало с бесправием других окраин огромного государства, что до сих пор вызывает интерес и споры у специалистов историков. Положение Великого княжества Финляндского в составе России резко выбивается из общего ряда присоединенных окраин империи. В рамках школьного курса истории данной теме не уделяется большого внимания. Её изучение проходит весьма неравномерно, без привязки к прочим событиям российской истории. Данная тема требует специального подбора методов и приёмов, при помощи которых её необходимо изучать на уроках истории. Зачастую при рассмотрении данной темы у учителя возникают проблемы даже в определении материала который нужно представить детям и определения наилучшего способа его подачи в рамках школьного курса истории.
Объект исследования: Особенности образовательного процесса при изучении данной темы «Финляндия в составе Российской Империи» на уроках истории.
Предмет исследования: Методические проблемы возникающие при рассмотрении данной темы в общеобразовательной школе и пути их решения.
Цель: создание методических рекомендаций для решения сложностей возникающих у учителя истории при рассмотрении темы «Финляндия в составе Российской Империи».
Задачи:
1) провести обзор основных исторических источников и научных работ по теме «Финляндия в составе Российской Империи».
2) определить основные методы, применение которых характерно в ходе обучения истории.
3) выявить наиболее значительные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели истории при изучении данной темы, указать пути их устранения.
Методологической основой исследования являются общие гуманитарные методы: логический, исторический. В исследовании также были использованы: метод периодизации; сравнительно-исторический; ретроспективный; системно-структурный.
Целью данной работы было создание методических рекомендаций для учителя истории, которыми он сможет пользоваться при рассмотрении в классе темы «Финляндия в составе Российской Империи». На начальном этапе работы необходимо было изученности интересующей нас исторической темы и выделить основные связанные с ней письменные исторические источники. Это позволило выделить несколько различных трактовок событий данного периода. После этого мы обозначили несколько педагогических методов и приёмов, использование которых необходимо при изучении данной темы в рамках школьного урока. Были выделены:
1. Диалог;
2. Дискуссия;
3. Построение логических схем;
4. Анализ исторических источников;
5. Метод проекта.
Каждому из названных методов была дана небольшая характеристика, с определением ситуаций подходящих для их использования. После этого нами был проведён обзор учебников «Всеобщей истории» и «Истории России» за 8-10 классы включительно. Анализу были подвергнуты только учебники входившие в «Федеральный перечень учебников» утверждённый на 2018-2019 учебный год. Всего было изучено 13 учебников из данного списка. В результате обзор учебников истории позволил выделить несколько особенностей:
1. Данная тема изучается исключительно в рамках внешней политики.
2. В учебниках упоминаются только факты о включении, или выходе Княжества Финляндского из состава России, без определения каких либо причинно - следственных связей.
3. Политика «центра» в отношении Княжества Финляндского как территориальной окраины Российской Империи, в рамках школьной программы не изучается вовсе.
Изучение источников и историографии по данной теме, а так же обзор учебников истории за 8-10 класс позволяют утверждать, что когда учитель истории подходит к рассмотрению русско-финских отношений в период 1809-1917 гг. перед ним возникают несколько проблем:
• Незначительное количество часов, отведённое на изучение данной темы.
• Разнообразие трактовок исторических событий данного периода.
• Значительные хронологические рамки изучаемой темы.
• Отсутствие в учебниках документов и прочих исторических источников по теме «Финляндия в составе Российской Империи».
В рамках данного исследования были обозначены некоторые методические рекомендации. На наш взгляд при рассмотрении данной темы в рамках школьного курса истории учителю необходимо:
1) Вынести её изучение за рамки исключительно внешней политики.
2) При её изучении использовать разнообразные педагогические методы, в особенности метод проекта.
3) Систематически возвращаться к различным аспектам данной темы на уроках истории.
4) Предварительно самостоятельно осуществлять отбор и обработку документов и прочих исторических источников по данной теме.
Так же была составлена подборка исторических источников (документов), которые учитель сможет использовать при работе с детьми, в процессе изучения данной темы (Приложения).
1. Витте С.Ю. Воспоминания / С.Ю. Витте. — М., 1960. Т. 3. — 258с.
2. Сперанский М.М. Письма Сперанского к А.А. Столыпину / Коммент. Д. Столыпина // Русский архив, 1869. - Вып. 10. - Стб. 1682-1708.
3. Суни Л. В. Великое княжество Финляндское. Первые шаги автономии: Лекция / Л. В. Суни. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. — 67 с.
4. Агаджанов С.Г. Национальные окраины Российской империи. Становление и развитие системы управления / С.Г. Агаджанов, В.В. Трепавлов. — М., 1998. — 416с.
5. Алексеев А. Русское государственное право: пособие к лекциям / А. Алексеев. - М., 1906. — 473с.
6. Андронов С.И. К. Ордин о возникновении государственной автономии Финляндии // Ученые записки Петрозаводского университета. — Петрозаводск, — 1988. Т. ХУ1. Вып. 7. — С. 95-101.
7. Арсентьев Н.М. История России. В 2 ч. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. М., 2016. — 4.1 — 160с., 4.2 — 143с
8. Бадмаева Н.В. Проблемы преподавания истории в школах г. Элисты (по результатам опроса учителей) / Н.В.Бадмаева, Б.В. Иджаева //Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. — 2017. — № 1. — С. 69-72.
9. Бахтурина А.Ю. Окраины российской империи: государственное управление и национальная политика в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.) / А.Ю. Бахтурина. — М., 2004. —388с.
Ю.Бурин С.Н. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / С.Н. Бурин, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев. — М., 2013. — 320с.
11. Витухновская М.А. Бунтующая окраина или модель для подражания: Финляндия глазами российских консерваторов и либералов второй
половины XIX-начала XX веков // Многоликая Финляндия. Образ Финляндии и финнов в России: сб. ст. / под ред. А.Н. Цаму-тали, О.П. Илюха, Г.М. Коваленко — Великий Новгород, 2004. С. 60 — 120.
12. Волобуев О.В. История России: начало XX - начало XXI века. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов. — М., 2016. — 368 с.
13. Горинов М.М. История России. В 3 ч. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций / М.М. Горинов, А.А. Данилов. — М., 2016. 4.1 — 175с., 4.2 — 176с., 4.3 — 160с.
14. Дусаев Р.Н. Государственно-правовой статус Великого Княжества Финляндского (1809-1917 гг.) / Р.Н. Дусаев // Правоведение. — 1975. — № 2. — С. 110—118.
15.Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени. XIX - начало XX века. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н.В. Загладин. — М., 210. — 304с
16.Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. XX — начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин. — 2-е изд. — М., 2014. — 272с.
17. Ковалевский М.М. Очерки по истории политических учреждений России / М.М. Ковалевский. — М., 2007. — 227с.
18. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. Введение и общая часть / Н.М.Коркунов. — СПб., 1914. — 630с.
19. Кропанёва Г. А. Технология метода проектов при обучении истории. -
[Электронный ресурс] Режим дocтyпa:http://his.1september.ru/2001/11/4.htm
20. Курганов С. Ю. Начало истории. - [Электронный ресурс] Режим дocтyпa:http://altrшsm.ru/sengme.cgi/5/7/8/13/2
21. Ляшенко Л.М. История России XIX - начало XX века. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова. М., 2016. — 352 с.
22. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов / Ф.Ф. Мартенс; Под ред. В.А. Томсинов. — М., 2008. —209с.
23. Медяков А.С. История. Новое время. Конец XVIII-XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.С.Медяков, Д.Ю. Бовыкин. 3-е изд. - М., 2015. — 112 с
24. Мухартова Н. Е. Организация исследовательской деятельности в условиях современной гимназии как средство развития личностного потенциала школьников / Н. Е. Мухартова. - Белгород, 2009. — 32с.
25. Новикова И.Н. Особое государство или провинция империи: проблема
государственно-пра-вового статуса Финляндии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://artic-
les.excelion.ru/science/history/world/38944222.html.
26. Полвинен Т. Держава и окраина / Т. Полвинен. СПб., Европ. дом, 1997. — 320с.
27. Расила В. История Финляндии / В. Расила. — Петрозаводск, 1996. — 360с.
28. Резчикова Е. А. Опыт использования дискуссии на уроках истории как
метода технологии личностно-ориентированного образования. -
[Электронный ресурс] Режим дocтyпa:http://www.depedu.yar.ru/competitions/schoolmen/teayear/uch200
6/rezchikova.shtml
29. Савицкая Е. Ю. Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/210332/
30. Савицкая Е. Ю. Разработка курса по выбору по истории Древнего мира.
«По следам древних людей» с использованием метода проектов. - [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/416686/
31. Соловьёв К.А. История России. 1801-1914. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / К.А.Соловьёв, А.П. Шевырёв под ред. Ю.А. Петрова; 2-е изд. — М., 2016. —320с.
32. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.С. Сороко-Цюпа 7¬е изд., доп. — М., 2018. — 304с
33. Такала И.Р. А. И. Арвидссон о положении Финляндии в составе Российской империи (рубеж 30-40-х гг. XIX в.) / И.Р.Такала // Скандинавский сборник / — Таллин, 1988. Вып. 32. С. 85—90.
34. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая: в 2 т. Т. 1 / Н.С.Таганцев. — М., 1994. —112с.
35. Хейфец В.Л. Всеобщая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.Л. Хейфец, Л.С. Хейфец, К.М. Северинов. М., — 2013. —305с.
36.Чернуха В.Г. Правительственная политика в отношении печати в 60-70 годы XIX в. / В.Г.Чернуха. — Л., 1982. — 175с.
37.Четвертков А.М. К вопросу о правовом положении западных национальных районов в составе Российской империи в первой четверти XIX века. / А.М.Четвертков // Вести. Моек. ун-та. / Право. — 1986. — № 6. — С. 64—70.
38. Шубин А. В. Учебник по всеобщей истории. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. В. Шубин. — М., 2013. — 251с.
39. Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800— 1900. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искендерова. — М., 2014. — 304 с.
40. Юссила О. Политическая история Финляндии / О. Юссила, С. Хентиля, Ю. Невакиви. М., — 1998. — 120с.