Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ АДАПТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Работа №154919

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ 6
1.1. Психологические особенности подростков, занимающихся спортом ... 6
1.2. Анализ эмоциональных трудностей у подростков, занимающихся
спортом 13
1.3. Особенности копинг-стратегий подростков, занимающихся спортом 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Результаты исследования 27
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Спортивная деятельность предъявляет многообразные и высокие требования к психическим качествам спортсмена, включая умение преодолевать стресс, связанный с высокими психическими и физическими нагрузками, ориентацией на достижение максимально высоких результатов, жесткой конкуренцией соперников. Данное умение выражается в форме копинг-стратегий и определяет спортивную результативность спортсмена. Положительный результат обусловлен предпочтительными адаптивными копинг-стратегиями, которые позволяют продуктивно изменить поведение для достижения спортивной цели. Дезадаптивный копинг, напротив, существенно снижает возможности спортсмена на пути к достижению качественных спортивных результатов.
Проблематика вопроса, связанного с влиянием адаптивного копинга на спортивную результативность обусловлена тем, что сензитивным периодом развития копинг-стратегий является подростковый возраст, характеризуемый глобальными изменениями психики, становлением личности. Подростки, занимающиеся спортом являются наиболее чувствительной категорией спортсменов для формирования и развития адаптивных копинг-стратегий преодоления стресса. По мнению В.Н. Дворак, Н.О. Игнатенко (2017) адаптивные копинг-стратегии служат ресурсом для подростка-спортсмена, в то время как неадаптивные копинг-стратегии - его дезориентируют. Авторы считают, что именно подростковый возраста позволяет сформировать адаптивные копинг-стратегии посредством реализации коррекционно­развивающих программ соответствующего профиля. Это позволит обеспечить замену неадаптивных копинг-стратегий у подростков- спортсменов на адаптивные [12, с. 106].
Аналогичную мысль высказывает В.А. Спичева (2019), отмечая, что достижение значительных результатов в определенном виде спорта 3
возможно для подростков, занимающихся спортом способными справляться со спортивным стрессом, что влияет на результативность в спорте. Автор считает, что способность ориентироваться на адаптивные копинг-стратегии следует развивать в начале спортивной карьеры [20, с. 2]. Управление копингом существенно улучшает результат тренировочного и соревновательного процессов [23]. Для построения успешной спортивной карьеры подросткам, занимающимся спортом необходимо учиться справляться со спортивной тревогой, которая развивается вследствие страха получить тяжелую спортивную травму, невозможности достичь ожидаемых спортивных целей [7, с. 37].
Описанная проблематика обусловила выбор темы исследования: «Развитие адаптивных копинг-стратегий у подростков, занимающихся спортом». Актуальность исследования данного вопроса обусловлена тем, что организационный стресс - бич многих сфер современного общества, включая спортивную деятельность. Кроме этого, российским спортсменам приходится тренироваться и соревноваться в условиях жестких политических санкций, которые сегодня распространились на оценку и признание их спортивных достижений (К. Валиева, сёстры Аверины, С. Плотников, А. Беляев, А. Логинов, Е. Дементьев и др.), что может рассматриваться как мощный стрессор. В условиях таких ограничений молодым спортсменам требуется быстро и самостоятельно адаптироваться к стресс-условиям и достойно выступить.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из проблемных и актуальных вопросов, связанных с реализацией спортивной деятельности в современных условиях развития общества, является преодоление стресса. Данный стресс вызван особенностями тренировочной и соревновательной деятельности: получение сложных травм, несправедливая оценка спортивных достижений, высокие спортивные нагрузки, страх от невозможности достичь поставленных спортивных целей. Перечисленные особенности спортивной деятельности существенно обостряются в подростковом возрасте, когда происходит бурное развитие психики и личностных особенностей. Неумение преодолевать стресс посредством выработки адаптивных копинг-стратегий может приводить к тяжелым последствиям для психической деятельности молодых спортсменов и будущей спортивной карьере, вплоть до ухода из спорта.
В связи с этим, нами проведено исследование особенностей копинг- стратегий преодоления эмоциональных трудностей у подростков, занимающихся спортом. Гипотеза исследования состояла в предположении того, что существуют различия в выборе копинг-стратегий у подростков, занимающихся спортом с подростками не занимающихся спортом. Наиболее существенные результаты теоретического исследования включают следующие:
эмоциональные трудности у подростков, занимающихся спортом, связаны с переживанием гнева, агрессии и фрустрации, страха получения спортивных травм и поражений. Положительная эмоциональная модальность «радость», мобилизующая ресурс организма и личности молодого спортсмена отмечается реже. Негативные эмоциональные модальности, подкрепляясь в действиях, обеспечивают формирование устойчивых агрессивных качеств личности спортсменов-подростков;
выбор копинг-стратегий подростков, занимающихся спортом, обусловлен психологическими особенностями возраста, характером спортивной деятельности (вид спорта), социальным опытом преодоления стресса. Среди неадаптивного копинга подростки, занимающиеся спортом, предпочитают конфронтацию и дистанцирование. Из адаптивного копинга - самоконтроль, принятие ответственности, планирование.
Результаты эмпирического исследования позволили заключить наличие статистически достоверных различий: 1) при уровне значимости p<0.01 (16) по предпочтительным способам совладания: дистанцирование (Иэмп = 8), самоконтроль (Иэмп = 4), принятие ответственности (Иэмп = 8), бегство- избегание (Иэмп = 10); 2) при уровне значимости p<0.05 (23) по выбору базовой стратегии совладающего поведения «Разрешение проблем» (Иэмп = 19) и «Поиск социальной поддержки» (Иэмп = 5). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что гипотеза исследования о наличии различий в выборе копинг-стратегий у подростков, занимающихся спортом с подростками не занимающихся спортом - доказана.
Для подростков, у которых выявлены неадаптивные виды копинга и негативные эмоциональные переживания, была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа. Идея программы состоит в том, что разрешение эмоциональных проблем требует развития навыка эмоциональной саморегуляции, который обеспечит постепенную выработку адаптивных копинг-стратегий. Основными направлениями стали арт-терапия и рационально-эмоционально поведенческая терапия А. Эллиса. Указанные направления в сочетании с техниками и формами работы педагога-психолога позволили наилучшим образом проработать негативные эмоциональные переживания подростков, занимающихся спортом. Результаты наблюдения за их эмоциональным состоянием после реализации программы, позволили установить развитие положительного эмоционального отношения к спортивной деятельности, снижению уровня страха и спортивной тревоги.


1. Берилова Е.И., Босенко Ю.М. Мотивация спортивной деятельности как регулятор копинг-стратегий у спортсменов // Ученые записки университета Лесгафта, 2021. №8. 198 с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. С. 84-85.
3. Булынко Е.С. Особенности психофизиологического состояния юных спортсменов с различным уровнем ситуативной тревоги // Прикладная спортивная наука, 2021. № 2. С. 4-9.
4. Воронов Н.А. Занятия спортом как средство повышения личностного адаптационного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья // Наука, техника и образование, 2018. № 9. 50 с.
5. Голубева В.А., Фомина Н.А. Особенности и психологическая структура трудолюбия подростков-спортсменов // Психолого-педагогический поиск, 2013. № 1. С. 129-136.
6. Гончаров В.И., Овчаренко А.С. Проявление индивидуальной психологической защиты у спортсменов-подростков, представителей различных видов спорта. М., 2021. С. 30-35.
7. Довжик Л.М., Бочавер К.А. Связь предсоревновательной тревоги и копинг-навыков спортсменов подросткового возраста // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии, 2018. № 1. С. 35-40.
8. Егоров А.Н. Занятия спортом как новая форма накопления социального капитала // Наука. Общество. Государство, 2014. №2.
9. Емельянова М.Ф. Психологические особенности спортсменов подростков, занимающихся киокушинкай каратэ. Наука и социум. Новосибирск, 2021. С. 92-96.
10. Захарова М.В., Комарова С.В. Особенности волевой саморегуляции и копинг-стратегий подростков на разных этапах спортивного дополнительного образования // Ученые записки университета Лесгафта, 2019. №9. 175 с.
11. Зернова Т.И. Особенности мотивации самодетерминации, саморегуляции и социализации в спортивной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2016. № 4. С. 166-171.
12. Игнатенко Н.О., Дворак В.Н. Особенности копинг-стратегий подростков-спортсменов // Сборник: Психологическое знание в контексте современности: теория и практика, 2017. С. 106-108.
13. Киселев В.В., Новикова Н.Н. Индивидуально-психологические особенности развития подростков-спортсменов в профильных спортивных классах (на примере подготовки футболистов), 2017. № 3. С. 59-61.
14. Милецкая Д.В. Роль личностной агрессии в мотивации достижения успеха подростков-спортсменов (теоретическое исследование) // Развитие профессионализма, 2018. № 1. С. 60-62.
15. Михайлова О.Б., Кудинов С.И. Психологические особенности подростков, занимающихся групповыми и индивидуальными видами спорта // Человек. Спорт. Медицина, 2021. №S1.
... всего 25 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ