ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Современные педагогические технологии
1.1 Педагогические технологии в исторической ретроспективе
1.2 Педагогические технологии. Характеристика. Классификация
1.3 Возможности школьной биологии в использовании
педагогических технологий
ГЛАВА II. Экспериментальная методика использования игровых технологий в образовательном процессе по биологии.
2.1 Методика проведения уроков по биологии в 5 - 6 классах с использованием игровых технологий
2.2 Результаты педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Сегодня каждый педагог старается найти наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся в изучаемом предмете. Если та деятельность, которая осуществляется ребенком на уроке, не является значимой для него, если он скучает и равнодушен, тогда и проявить свои способности он не может и не будет.
В современной педагогике существует много технологий обучения, направленных на повышение эффективности учебного процесса . Каждая из них имеет какие-то особенности, отличия, но все они похожи в одном: любая технология в своей основе, содержит определенную педагогическую концепцию. Именно она определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса. Анализ проведенных педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что педагогическая технология была предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Ни один выдающийся педагог не мог обойти стороной эту проблему. Можно и нужно каждому учителю научиться пользоваться педагогическим инструментарием, утверждал Я.А. Коменский, только при этом условии его работа будет результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем [35]. Школа мастерская, она живая типография, которая печатает людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания и обучения, какими пользуются типографские работники, создавая книгу. Изучение педагогических концепций в процессе получения высшего педагогического образования необходимо, так как по окончании ВУЗа, придя работать в школу, каждый сам определяет свой стиль преподавания, в основу которого ляжет более понятная, подходящая, близкая по суждениям педагогическая концепция.
В концепции ФГОС общего образования обозначен культурно- исторический деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными, будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, готовности учителя, наличия различных условий и т.д.). Практика показывает, что знания только одних педагогических технологий недостаточно, их надо внедрять в учебный процесс в течение продолжительного времени.
Актуальность темы обусловлена тем, что в методике обучения биологии не определено точное место современным педагогическим технологиям в образовательном процессе, их специфика и методика использования, при изучении биологии. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учеником. В российском законе «Об образовании» отмечается, что «Современная система образования способна использовать вариативность программ, обеспечивающих индивидуализацию процесса обучения». Следует заметить, что тема исследования педагогических технологий в ближайшем будущем будет приобретать нарастающую актуальность. Происходить это будет в связи с необходимостью каждой из педагогических технологий пройти путь усовершенствования в условиях существенного изменения одного из наиболее значимых элементов дидактической системы - средств обучения в связи с изменением средств поиска, хранения и производства информации. Актуальность и недостаточная разработанность исследований по данной проблеме определили выбор темы диссертации « Современные педагогические технологии и возможности их использования при обучении биологии»
Объект исследования - образовательный процесс по биологии в современной школе, включающий использование различных педагогических технологий.
Предмет исследования - методика организации игровой деятельности учащихся в процессе обучения биологии
Гипотеза - эффективность процесса обучения биологии в условиях современных школ повысится, если внедрить в учебный процесс игровые технологии.
Цель исследования - изучить современные педагогические технологии и разработать методику использования игровых технологий на уроках биологии.
В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Проанализировать ретроспективу и современный педагогический опыт в использовании педагогических технологий.
2. Разработать методику проведения уроков биологии с использованием игровых технологии.
3. Провести проверку выдвинутых положений, в условиях педагогического эксперимента
1. Технология обучения строится на основе теоретических положений о способах и приемах обучения и представляет собой упорядоченную деятельность учителя, предусматривающую ответные действия учащихся с учетом специфики предмета изучения, в данном случае - биологии, и интеллектуальных возможностей учащихся.
2. В настоящее время в обучении биологии целесообразно вычленить три основные группы современных педагогических технологий: 1. Личностно ориентированные технологии. 2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. 3. Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
3. В ходе экспериментального обучения выявлены возможности школьного курса биологии в использовании игровых технологий, разработано содержание и методика использования дидактических игр по биологии. Установлено положительное влияние систематического включения игровой деятельности в процесс обучения биологии в 5-6 классах на повышение эффективности процесса обучения.
1. Алексеева О.А. Дидактическая игра как средство повышения уровня знаний по биологии 2014.
2. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.:Знание, 1973-310 с.
3. Амонашвили Ш.А. — Здравствуйте дети!” Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1998-208 с.
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук): Попул. пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1998
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М, 1989, С.5
6. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М, 1971.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология взаимоотношений./ Под ред. С.А Мацковского. - М., 1992-400 с.
8. Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся на материале учебного предмета биологии. М.: Педагогика, 1981. 72 с.
9. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов пед. институтов по биол.спец. М.: Просвещение, 1983. 383 с.
10. Верзилин Н.М., Рыков Н.А. и др. Развитие биологических понятий в 5-9 классах // Известия АПН РСФСР. 1956. Вып.82. 324с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Союз. Санкт-Петербург., 1997-94 с.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы к психологии № 6 1966.
13. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2011. 176 с.
14. Гульчевская В.Г., Гульчевская II.E. Современные педагогические технологии — Ростов н/Д: Изд-во РИПКиПРО, 1999.
15. Занько С.Ф. и др. Игра и учение. Теория. Практика. - М., 1992.
16. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе. М.: Просвещение, 1985.
17. Зеер Э.Ф Личностно-ориентированное профессиональное образование. — Екатеринбург, 1998.
18. Игра. Рос. пед. Энциклопедия. - М.:1993, т 1.
19. Ильницкая НА. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М., 1985.
20. История педагогической технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Г. Плохов, Ф.А. Фрадкин. — М., 1992.
21. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.. Знание, 1981.
22. Кшрин MB. Инновации в мировой педагогике. — Рига Эксперимент. 1995
23. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. Спб. : КАРО, 2006. 368 с.
24. Коменский А.Я. Великая дидактика. Приложение к ж. “Начальная школа” на 1975г. 108 с.
25. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
26. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. - М., 1959, т 3, с 546
27. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., 1974.
28. Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. - М.: Изд. АПНРСФСР, 1983., т 4,373 с.
29. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
30. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии / А.Н. Мягкова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова и др.М.: Просвещение, 1988. 192 с.
31. Пакулова В.М., Голикова Т.В. Современный урок биологии: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафье-ва. Красноярск, 2008. 192 с.
33. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
34. Педагогический терминологический словарь.
URL: http: //pedago gical dictionary.academic.ru
35. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. М.: ИКЦ МарТ, 2004. 336 с.
36. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш.проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368с.
37. Розин В.М. Что такое игра.// Мир психологии. - 1988.№ 4.
38. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психологические упражнения. - М., 1995
39. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании.- М.: Нар. образование, 1996.
40. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко.
М. : НИИ шк. техн., 2005. 224 с. (Серия Энциклопедия образовательных технологий.)
41. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998. 54 с.
42 Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005.
43. Сительникова И.Д. Игра, как средство развития интереса к биологии. - М.: Акад. наук РСФСР, 1963
44. Сонин Н.И. Биология: Живой организм. 6 класс 5-е изд. - М.: 2011. - 176 с.
45. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Иванова Н.В., Прохорчук Е.Н. Технологии и методики обучения биологии. Современные образовательные технологии при обучении биологии в основной школе: учебное пособие. Красноярск,2010. Ч. 2. 112 с.
46. Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. - М., 2000. - 17 п.л.
47. Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М., 1981.
48. Фоменко Э.М. Урок-игра — Ботаника и экология “. // Биология в школе. - 1996. - № 3.
49. Шмаков С.А. Игра, как средство развития познавательной активности детей и подростков в учебно-воспитательной работе. Активизация познавательной и общественно-политической деятельности учащихся. - Воронеж, 1975
50. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М. : Пед. общество России, 1998. 250 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.