Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика организации игровой деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Работа №154911

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Современные педагогические технологии
1.1 Педагогические технологии в исторической ретроспективе
1.2 Педагогические технологии. Характеристика. Классификация
1.3 Возможности школьной биологии в использовании
педагогических технологий
ГЛАВА II. Экспериментальная методика использования игровых технологий в образовательном процессе по биологии.
2.1 Методика проведения уроков по биологии в 5 - 6 классах с использованием игровых технологий
2.2 Результаты педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


Сегодня каждый педагог старается найти наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся в изучаемом предмете. Если та деятельность, которая осуществляется ребенком на уроке, не является значимой для него, если он скучает и равнодушен, тогда и проявить свои способности он не может и не будет.
В современной педагогике существует много технологий обучения, направленных на повышение эффективности учебного процесса . Каждая из них имеет какие-то особенности, отличия, но все они похожи в одном: любая технология в своей основе, содержит определенную педагогическую концепцию. Именно она определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса. Анализ проведенных педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что педагогическая технология была предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Ни один выдающийся педагог не мог обойти стороной эту проблему. Можно и нужно каждому учителю научиться пользоваться педагогическим инструментарием, утверждал Я.А. Коменский, только при этом условии его работа будет результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем [35]. Школа мастерская, она живая типография, которая печатает людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания и обучения, какими пользуются типографские работники, создавая книгу. Изучение педагогических концепций в процессе получения высшего педагогического образования необходимо, так как по окончании ВУЗа, придя работать в школу, каждый сам определяет свой стиль преподавания, в основу которого ляжет более понятная, подходящая, близкая по суждениям педагогическая концепция.
В концепции ФГОС общего образования обозначен культурно- исторический деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными, будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, готовности учителя, наличия различных условий и т.д.). Практика показывает, что знания только одних педагогических технологий недостаточно, их надо внедрять в учебный процесс в течение продолжительного времени.
Актуальность темы обусловлена тем, что в методике обучения биологии не определено точное место современным педагогическим технологиям в образовательном процессе, их специфика и методика использования, при изучении биологии. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учеником. В российском законе «Об образовании» отмечается, что «Современная система образования способна использовать вариативность программ, обеспечивающих индивидуализацию процесса обучения». Следует заметить, что тема исследования педагогических технологий в ближайшем будущем будет приобретать нарастающую актуальность. Происходить это будет в связи с необходимостью каждой из педагогических технологий пройти путь усовершенствования в условиях существенного изменения одного из наиболее значимых элементов дидактической системы - средств обучения в связи с изменением средств поиска, хранения и производства информации. Актуальность и недостаточная разработанность исследований по данной проблеме определили выбор темы диссертации « Современные педагогические технологии и возможности их использования при обучении биологии»
Объект исследования - образовательный процесс по биологии в современной школе, включающий использование различных педагогических технологий.
Предмет исследования - методика организации игровой деятельности учащихся в процессе обучения биологии
Гипотеза - эффективность процесса обучения биологии в условиях современных школ повысится, если внедрить в учебный процесс игровые технологии.
Цель исследования - изучить современные педагогические технологии и разработать методику использования игровых технологий на уроках биологии.
В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Проанализировать ретроспективу и современный педагогический опыт в использовании педагогических технологий.
2. Разработать методику проведения уроков биологии с использованием игровых технологии.
3. Провести проверку выдвинутых положений, в условиях педагогического эксперимента


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Технология обучения строится на основе теоретических положений о способах и приемах обучения и представляет собой упорядоченную деятельность учителя, предусматривающую ответные действия учащихся с учетом специфики предмета изучения, в данном случае - биологии, и интеллектуальных возможностей учащихся.
2. В настоящее время в обучении биологии целесообразно вычленить три основные группы современных педагогических технологий: 1. Личностно ориентированные технологии. 2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. 3. Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
3. В ходе экспериментального обучения выявлены возможности школьного курса биологии в использовании игровых технологий, разработано содержание и методика использования дидактических игр по биологии. Установлено положительное влияние систематического включения игровой деятельности в процесс обучения биологии в 5-6 классах на повышение эффективности процесса обучения.



1. Алексеева О.А. Дидактическая игра как средство повышения уровня знаний по биологии 2014.
2. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.:Знание, 1973-310 с.
3. Амонашвили Ш.А. — Здравствуйте дети!” Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1998-208 с.
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук): Попул. пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1998
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М, 1989, С.5
6. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М, 1971.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология взаимоотношений./ Под ред. С.А Мацковского. - М., 1992-400 с.
8. Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся на материале учебного предмета биологии. М.: Педагогика, 1981. 72 с.
9. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов пед. институтов по биол.спец. М.: Просвещение, 1983. 383 с.
10. Верзилин Н.М., Рыков Н.А. и др. Развитие биологических понятий в 5-9 классах // Известия АПН РСФСР. 1956. Вып.82. 324с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Союз. Санкт-Петербург., 1997-94 с.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы к психологии № 6 1966.
13. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2011. 176 с.
14. Гульчевская В.Г., Гульчевская II.E. Современные педагогические технологии — Ростов н/Д: Изд-во РИПКиПРО, 1999.
15. Занько С.Ф. и др. Игра и учение. Теория. Практика. - М., 1992.
16. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе. М.: Просвещение, 1985.
17. Зеер Э.Ф Личностно-ориентированное профессиональное образование. — Екатеринбург, 1998.
18. Игра. Рос. пед. Энциклопедия. - М.:1993, т 1.
19. Ильницкая НА. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М., 1985.
20. История педагогической технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Г. Плохов, Ф.А. Фрадкин. — М., 1992.
21. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.. Знание, 1981.
22. Кшрин MB. Инновации в мировой педагогике. — Рига Эксперимент. 1995
23. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. Спб. : КАРО, 2006. 368 с.
24. Коменский А.Я. Великая дидактика. Приложение к ж. “Начальная школа” на 1975г. 108 с.
25. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
26. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. - М., 1959, т 3, с 546
27. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., 1974.
28. Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. - М.: Изд. АПНРСФСР, 1983., т 4,373 с.
29. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
30. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии / А.Н. Мягкова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова и др.М.: Просвещение, 1988. 192 с.
31. Пакулова В.М., Голикова Т.В. Современный урок биологии: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафье-ва. Красноярск, 2008. 192 с.
33. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
34. Педагогический терминологический словарь.
URL: http: //pedago gical dictionary.academic.ru
35. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. М.: ИКЦ МарТ, 2004. 336 с.
36. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш.проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368с.
37. Розин В.М. Что такое игра.// Мир психологии. - 1988.№ 4.
38. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психологические упражнения. - М., 1995
39. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании.- М.: Нар. образование, 1996.
40. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко.
М. : НИИ шк. техн., 2005. 224 с. (Серия Энциклопедия образовательных технологий.)
41. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998. 54 с.
42 Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005.
43. Сительникова И.Д. Игра, как средство развития интереса к биологии. - М.: Акад. наук РСФСР, 1963
44. Сонин Н.И. Биология: Живой организм. 6 класс 5-е изд. - М.: 2011. - 176 с.
45. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Иванова Н.В., Прохорчук Е.Н. Технологии и методики обучения биологии. Современные образовательные технологии при обучении биологии в основной школе: учебное пособие. Красноярск,2010. Ч. 2. 112 с.
46. Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. - М., 2000. - 17 п.л.
47. Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М., 1981.
48. Фоменко Э.М. Урок-игра — Ботаника и экология “. // Биология в школе. - 1996. - № 3.
49. Шмаков С.А. Игра, как средство развития познавательной активности детей и подростков в учебно-воспитательной работе. Активизация познавательной и общественно-политической деятельности учащихся. - Воронеж, 1975
50. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М. : Пед. общество России, 1998. 250 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ