Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика проведения инновационных занятий по теме «Итоги преобразований Петра I»

Работа №15490

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
701
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Инновационный метод преподавания истории
1.1. Традиции и инновации преподавания истории в школе 8
1.2. Типы инновационных подходов к обучению в истории 15
Глава 2.Анализ научной и учебной литературы 22
2.1. Анализ источников и историографии 22
2.2. Анализ учебников 32
Глава 3. Исследования эффективности применения инновационных технологий на уроках истории. 36
3.1. Методы инновационного обучения 36
3.2. Организация инновационного обучения 48
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения 66


Актуальность темы: современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельность, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире, ему научиться необходимо”.
Образование должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку личности к будущей жизни.
Итак, инновация... Есть много трактовок этого термина, но основная мысль - это нововведение. К новшеству тянутся люди, которых не устраивает традиционная система. Школы и высшие учебные заведения прошли долгий путь исторического развития.
С одной стороны, они оказали значительное влияние на поколение, сохранение и прогресс культуры и общества в целом, с другой стоны на себе ощущали многие перемены, происходившие в науке, культуры всех стран.
Трудности возникают с тем, что в учебном плане школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических дисциплин, школьных предметов. В их число попадает и история. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики истории, требует поиска иных подходов в организации учебного прогресса. На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Это тесно связанно с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.
Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения методы, необходимы новшества. Цель работы: Возможности применения инновационного метода преподавания на уроках истории.
Для достижения заданной цели стоят следующие задачи:
1. Провести анализ нововведений в обучении истории;
2. Рассмотреть дефиницию инноваций;
3. Провести анализ сочетания инновационных и традиционных форм в обучении истории;
4. Показать виды инновационных школ;
5. Осветить типы инновационных подходов к обучению истории;
6. Рассмотреть процесс внедрения инновационных технологий в практику школ;
7. Провести анализ эффективности инновационных методов преподавания.
В ходе реализации поставленных задач использовались эмпирический и теоретический методы исследования: педагогические наблюдения, изучение педагогического опыта учителей инновационной ориентации, беседа, изучение и анализ философской, психологической, исторической, педагогической и методологической литературы; синтез, сравнение, систематизация, обобщение теоретических и исследовательских данных; анализ действующих программ по педагогической подготовке будущего учителя.
Объект исследования: Особенности инновационного изучения итогов преобразований Петра 1.
Предмет исследования: Методические проблемы, возникающие при рассмотрении данной темы в общеобразовательной школе и пути их решения.
Методологической основой исследования послужили положения деятельностного (Ю.В. Громыко, Н.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий и др.), системного (О.С. Анисимов, А.П. Беляева, Н.В. Кузьмина, В.В. Юдин и др.), личностно-ориентированного (М.В. Кларин, И.С. Якиманская и др.) подхода, о закономерностях развития ребенка (Л.С. Выготский).
Понятие «изменение» становится во многом синонимичным слову «инновация». В этот период начинают формироваться стратегические подходы к современным инновациям в обучении и учении. В 1962 г. выходит в свет работа Эверетта Роджерса «Распространение инноваций», выдержавшая многократное переиздание и подвергшаяся анализу учеными всего мира. И сегодня его модель распространения инноваций используется в качестве основы для проведения исследований разного уровня.
В 90-х годах появилось много работ, посвященных проблеме инновационного образования. Причины этой проблемы достаточно подробно изложены В. Е. Шукшуновым и его соавторами. Одна из них - в том, что «сложившаяся в прошлом система «поддерживающего обучения» уже не способствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации»
Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника), изменение в содержании образования (новые стандарты образования), новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П. Азаров, Д. Байярд, Б. Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф. Шаталов), развития (В.В.Давыдов, Л.В. Занков), воспитания младших школьников (Ш.А. Амонашвили) и т.д.
Внедрение современных технологий зависит от готовности субъектов образовательного процесса (прежде всего преподавателей) к инновациям, формирования новаторского педагогического мышления, перестройки менталитета участников обучения.
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход, лежащий в основе построения содержания образования, понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни, индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитательного результата. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом.
Следует отметить, что проблема подготовки учителя к инновационной деятельности исследована недостаточно. В частности не отработана суть и структура такого важного качества личности, как инновационная культура. Так же не отработана модель системы подготовки учителя к инновационной деятельности и критерии ее оценивания. Недостаточная разработка проблемы снижает результаты работы внедрения инновационных технологий в практику работы школ. Опыт показывает, что процессы разрабатываются стихийно. Учителя не владеют научной информацией о содержании инновационных технологий, у них не сформированы понятия и умения использовать приобретенные знания в новых условиях деятельности школы. Они недооценивают роль самообразования в обогащении своего теоретического, психолого-педагогического и научного методологического уровня. Недостаточная обработка проблемы подготовки педагогов и обуславливает выбор данной темы исследования.
В структурном отношении данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В целом работа без списка использованной литературы и приложений занимает 59 страниц. В списке использованных источников насчитывается 62 источника, в списке литературы - 64 научные статьи и монографии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, мы закончили рассказ о технологиях современного урока. Этих технологий великое множество, и отечественных, и зарубежных. Каким путем идти — вот в чем вопрос. Мы советуем соизмерять свои силы и возможности, возможности и интересы обучаемых детей и их семей и только на этой основе отбирать необходимое, оптимальное, что и даст наибольшую эффективность. Такому подходу более всего соответствует духовно направленный проектировочный, о чем ниже мы и будем говорить. Проектировочный подход к построению урока основывается на сознательном выборе целей, принципов, содержания, методов, средств и форм обучения, составляющих любую технологию. Учитель и ученики выбирают те элементы педагогического процесса, которые для данных условий являются наиболее подходящими. Отсюда важнейшей проблемой становится научение учителя такому продуманному и в чем-то эгоистичному выбору. Обобщая все сказанное, мы все-таки остановимся на некоторых своих выводах, возможно, кому-то они помогут решить эту непростую проблему.
Обилие предлагаемых технологий следует рассматривать как банк данных, как накопительную систему отечественного опыта, способную расширить представление учителя о безграничных возможностях обучения детей. Сегодня любой учитель может воспользоваться этой информацией как источником расширения своих педагогических возможностей. Так что изначально отношение к этим технологиям должно быть не директивное, а по-хозяйски бережное, собирательное и диалектичное. При необходимости из этого банка данных всегда можно как из музыкальной шкатулки вынуть нужный метод, прием, совет или подход, способные обогатить собственную педагогическую систему. В этом состоит обучающая функция банка образовательных технологий.
Знание образовательных технологий и разнообразие технологий проведения урока способствуют раскрепощению учителя, его педагогических взглядов, что, в свою очередь, обеспечивают основы его творчества. И это надо понимать правильно: «пустая лампа не горит». Чем больше знает учитель о достижениях своих коллег, тем свободнее и раскрепощеннее действует сам. В этом состоит методологическая функция наличия разных технологий обучения.
Мы рассмотрели технологии, рожденные именно в нашей системе образования и обладающие способностью быть использованными частично, по отдельным своим составляющим. Например, интегративным может быть не весь урок, а лишь его часть, «погружением» можно изучать не всю дисциплину, а лишь отдельную тему, тем более вариативно применение компьютера. Это очень гибкие и трансфертные технологии даже в своем внутреннем применении. К тому же, как показывает массовая практика, именно они находят у нашего учительства наибольший отклик и желание ими овладеть. Следовательно, всеядность образовательных технологий и стремление ими манипулировать — не есть признак современного учителя, а признак его неразборчивости. Главным ограничителем выбора должно стать мировоззрение, основанное на служении своему народу и его прогрессивному развитию через новые поколения детей.
Наука до сих пор не может ответить на вопрос о совместимости образовательных технологий в процессе обучения одних и тех же детей или в процессе освоения одного и того же предмета. Наши многолетние изучения этого вопроса убедили нас в том, что учитель, начиняющий свой урок разнообразными технологическими новинками, не достигает длительного и прочного успеха. Он в лучшем случае повышает временный интерес учащихся к обучению, интерес лишь к внешней стороне обучения. Следовательно, учителю надо быть бдительным к тому, какие технологии или технологические приемы совмещаются между собой, т.е. поддерживают,
Ни одна технология урока, даже самая успешная, не может считаться таковой, если она ухудшает детскую нравственность и физическое здоровье. Это должно быть непреложным законом отношения учителя к выбору технологии урока.
Технология «Дебаты» на уроках истории является одним из эффективных средств развития познавательной активности.
Дебаты формируют :
• умение формировать и отстаивать свою позицию;
• ораторское мастерство и умение вести диалог;
• командный дух и лидерские качества.
Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:
• развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
• развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
• формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
• формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
• формирование навыков слушания и ведения записей.
Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий . Требует определенной подготовки от участников и ведущего.
Проведенное в настоящей работе исследование позволило выявить круг проблем, связанных с пониманием итогов преобразования Петра I. В современной исторической науке накоплена историографическая и источниковедческая база, которая позволяет обозначить новые позиции при изложении дискуссионных вопросов политики Петра Великого.
Анализ историографии показал, что различные составляющие, которые раскрывают итоги преобразований Петра 1, исследованы неравномерно.
Приведенные историографические материалы, которые характеризуют реформы Петра I в области образования, объясняют причины открытия школ, отправки дворян на учебу за границу, дают представление об их результатах. Обзор исторических источников, на которых основаны большинство исторических исследований по данной теме позволяет рекомендовать для использования в школьном курсе эпистолярных источников, источников личного происхождения наряду с законодательными актами, учебными пособиями XVIII века и материалами периодической печати. Такое расширение источниковедческой базы создает широкие возможности для исследования исторических реалий образовательной реформы Петра Великого.



1. Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.). Сборник статей к 70-летию со дня рождения и 45-летию научной и педагогической деятельности Б.Б. Кафенгауза. - М.: Наука, 1964. - 517 с.
2. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре И //Вопросы истории. - 2006. - № 2. - С. 15-30
3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989. - 496 с.
4. Анисимов Е.В. Из истории фискальной политики русского абсолютизма первой четверти XVIII века (Подворное налогообложение и введение подушной подати) //История СССР. - 1983. - № 1. - С. 127-139.
5. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I: Введение подушной подать в России 1719-1728 гг. /Под.ред. Н.Э. Носова. - Л.: Наука: Ленинградское отделение, 1982. - 296 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса - М.: Искусство, 1982.-312 с.
7. Баггер Х. Реформы Петра Великого: Обзор исследований /Пер. с дат. В.Е. Возгрин; Введение.ст. и общ. ред. В.И. Буганова. - М.: Прогресс, 1985. - 199 с.
8. Бакланова Н.А. Культурные связи России с Францией в первой четверти XVIII в. //Международные связи России в XVII-XVIII вв. (Экономика, политика и культура). Сборник статей. /Редколлегия: Л.Г. Бескровный (отв. ред.) И др. - М.: Наука, 1966. - С. 303-344.
9. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты.- М.: Педагогика, 2002.- 421 с.
10. Болотина Р.Л. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.
11. Буганов В.И. и др. Эволюция феодализма в России: Социально-экономические проблемы /В.И. Буганов, А.А. Преображенский, Ю.А. Тихонов. - М.: Мысль, 1980. - С. 140-292.
12. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. - М.: Мол.гвардия, 1989. - 318 с.
13. Буганов В.И. Петр Великий и его время /Отв. ред. А.П. Новосельцев.
- М.: Наука, 1989. - 192 с.
14. Булыгин И.А. Особая категория феодально-зависимых крестьян в первой четверти XVIII в. (Из истории секуляризации церковных владений) //Дворянство и крепостной строй России XVI-XVIII вв. Сборник статей, посвящ. памяти А.А. Новосельского /Ред. коллегия: Н.И. Павленко (отв. ред.) И др. - М.: Наука, 1975. - С. 190-212.
15. Булыгин И.А. Церковная реформа Петра //Вопросы истории. - 1974.- № 5. - С. 79-93.
16. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1984. - 342 с.
17. Водарский Я.Е. Дворянское землевладение в России в XVII - первой половине XIX в. (Размеры и размещение) /Отв. ред. В.И. Буганов. - М.: Наука, 1988. - 303 с.
18. Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (XVI - начало XX в.). - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
19. Водарский Я.Е. Петр и //Вопросы истории. - 1993. - № 6. - С. 59-78.
20. Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России //Вопросы истории. - 2006. - № 3. - С. 35-51.
21. Волков И. П. Много ли в школе талантов. - М.: Знание, Подписная научно-популярная серия Педагогика и психология. - №5, 1989.-158 с.
22. Всемирная история: Эпоха просвещения /Под ред. А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 512 с.
23. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
24. Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре И. По материалам Преображенского приказа. - М.: Университетиздат, 1957. - 335 с.
25. Голубенко А.Л., Теплицкий Ю.М. Правители. (Хроника тысячелетий от царя Ирода к президенту Г орбачева). - Луганск: Изд-во Восточноукр. гос. ун-та, 2000. - 436 с.
26. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.- (Б-ка учителя ист, основ Сов гос-ва и права, обществоведения).
27. Горощенова А.А. Школа математических и навигацких наук в Москве (1701-1752 гг.) И ее продолжатель //Вопросы истории. - 2005. - № 10. - С. 151-155.
28. Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. /Под ред. Н.Б. Голиковой. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 192 с.
29. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //ПЕДАГОГИКА. - 1994. - №5. - 120 с.
Дэвис Н. Европа: История /Пер. с англ. П. Таращук, А. Коваленко. - К.: Основы, 2001. - 1463 с.
30.Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М.: Наука, 1980. - 321 с.
31.Зверев И.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: ПЕДАГОГИКА, 1981. - 160 с.
32. Егер О. Всемирная история: В 4-х т. - Т. 3. Новая история. - СПб: Издательство Полигон, 1999. - 720 с.
33. Епифанов П.П. Воинский устав Петра Великого //Петр Великий. Сборник статей /Под ред. А.И. Андреева. - Т. И. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - С. 167-213.
34. Журавлев Д. «А без вина и бес пива ... лекарству только трата» (царъ Петр и военная медицина годы Северной войны) //Родина. - 2007. - №11. - С. 61-64.
35.Завражин А.В. Влияние Петровских преобразований на развитие России и укрепление ее вооруженных сил //Военно-исторический журнал. - 2007. - № 6. - С. 23-27.
36.Запесоцкий Ю.А. Петровские реформы как культурная доминанта (Перечитывая Д.С. Лихачева) //Новая и новейшая история. - 2007. - №4. - С. 67-74.
37. Иллюстрированная история СССР /Под ред. Пашуто В.Т., Итенберг Б.С., Тарновский К.Н. и др. - 3-е доп. изд. - М.: Мысль, 1980. - 494 с. История внешней политики России. XVIII век (от Северной войны до войн России против Наполеона). - М.: Междунар. отношения, 1998. - 304 с.
38. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. /Сост.: С.В. Мироненко. - М.: Политиздат, 1991. - 367 с. История России. С древнейших времен до начала XXI в. /А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 1263 с.
39. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Учебник /Под ред. Б.А. Рыбакова. - 2-е изд., Перераб. и доп. - М.: Высш. шк.,1983. - 415 с.
40. История СССР. С древнейших времен до наших дней. В двух сериях в 12 томах /Под ред. Б.Н. Пономарева и др. - Т. 3. Превращение России
в великую державу. Народные движения XVII-XVIII вв. - М.: Наука, 1967. - 746 с.
41. История СССР. Учебник для пед. ин-тов /Под ред. П.И. Кабанова и В.В. Мавродина. Пер. с перераб. и доп. 2-го рус.вид. - Ч. 1. - М.: Высшая школа, 1969. - 599 с.
42. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (анализ зарубежного опыта). - Рига: ЭКСПЕРИМЕНТ, 1998.-180 с.
43. Ключевский В.О. История России. Специальные курсы. - М.: Астрель; АСТ, 2003. - 479 с.
44. Княжецкая Е.А. Петр I - член Французской Академии наук //Вопросы истории. - 1972. - № 12. - С. 199-203.
45. Коляда И. Урок суд, как вид инновационных учебных занятий. //История Украины, №33-34, 2002. - 235 с.
46. Лабутина Т.Л. Восприятие английской культуры в России в эпоху Петра I //Вопросы истории. - 2002. - № 9. - С. 17-36.
47. Лебедев В.И. Булавинское восстание (1707-1708). -М.:
Просвещение, 1967. - 156 с.
48. Лернер И.Я. Дидактические мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983.-235 с.
49. Мацуленко С.А. Военные реформы Петра I //Военно-исторический журнал. - 1988. - № 5. - С. 83-87.
50. МолчановН.Н. Дипломатия Петра Первого. - 2-е изд. - М.: Международные отношения, 1986. - 448 с.
51.Очерки истории России: Пер. с рус. /Б.В. Ананьич, И.Л. Андреев, Е.В. Анисимов и др..; Под общ.ред. А.А. Чубарьяна. - К.: Ника-Центр, 2007. - 800 с.
52. Павленко Н.И. Петр I (к изучению социально-политических взглядов) //Россия в период реформ Петра I. Сборник статей /Ред. коллегия: Н.И. Павленко (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1973. - С. 40-102.
53. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М.: Постметодика, 1983. - 359 с.
54. Пидкасистый П.И. Педагогика. Уч. пособ. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
55. Писарькова Л.Ф. Российская бюрократия в эпоху Петра I. Условия службы и характерные черты //Отечественная история. - 2004. - № 2. - С. 3-19.
56. Рыжов К.В. Все монархи мира. Россия (600 кратких жизнеописаний). - М.: Вече, 2000. - 576 с.
57. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. - 159 с.
58. Степанищев А. П. Методический справочник учителя истории. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
59. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории. - М.: ВЛАДОС, 2004.-253 с.
60. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. - М.: Наука, 1974. - 395 с.
61. Уханова Е. Медаль для «нового Иуды» //Семья. - 2007. - № 11. - С.32-36.
62. Шаталов В. Методические рекомендации для работы с опорными сигналами по истории. - М.: Знание, 1981. - 421 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ