Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возможности использования мемуарной литературы о русско-японской войне на уроках истории в общеобразовательной школе

Работа №15489

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
610
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Отражение событий Русско-японской войны (1904-1905гг.) в
мемуарах ее участников 10
1.1. Биография и анализ мемуаров А.Н. Куропаткина 10
1.2. Биография и анализ мемуаров Н.П. Линевича 18
Глава 2. Методические возможности использования мемуарной литературы на примере воспоминаний участников Русско-японской войны (1904-1905 гг.) 23
2.1. Возможности использования мемуарной литературы в процессе
преподавания школьного курса истории 23
2.2. Анализ опыта использования на уроках истории мемуарной
литературы по Русско-японской войне (1904-1905гг.) 44
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 47


Длительное время большую важность в деле изучения способов и приемов преподавания истории в общеобразовательной школе занимает вопрос использования на уроках и во внеурочной деятельности мемуарной литературы в качестве одного из видов исторических источников.
Поэтому в данной работе предпринята попытка проанализировать события Русско-японской войны на основе изучения мемуарной литературы, а также представить возможные варианты использования ее на школьных уроках истории и во внеурочной деятельности.
Русско-японская война (1904-1905 гг.) являлась одним из важнейших событий внешнеполитической истории нашей страны начала прошлого века. Она стала своеобразным отражением всей сложности внутренних и внешних проблем, существовавших в России в то время. Как известно, для России она имела неудачный характер. Портсмутский мирный договор, зафиксировавший поражение Российской империи, отобрал у нее Курильские острова и южную часть острова Сахалин.
События войны тесным образом были связаны с начавшейся в 1905 году Первой Русской революцией, а также с очередной изоляцией России на международной арене. Можно отметить, что по ряду причин Россия была целенаправленно втянута в этот затяжной военно-политический конфликт. В этом случае столкнулись интересы России, Японии и ряда западных держав (прежде всего, США). Как и в прежние времена, наша страна в ходе проведения военных действий столкнулась с целым рядом проблем, которые мешали успешному их проведению. Удаленность мест проведения войны от центральных районов страны, где дислоцировались основные базы армии и флота, а также основные военные предприятия; сложности в транспортной доступности (в области перемещения больших воинских контингентов, а также различного рода грузов, - Транссибирская железнодорожная магистраль была еще окончательно не достроена, - движению поездов мешало отсутствие Вокруг байкальского участка дороги), - все это не лучшим образом сказывалось на ведении Россией боевых действий. Поэтому начальный период войны был особенно тяжелым для нашего государства. Однако, постепенно война приобрела затяжной характер, Япония в ней несла большие потери. Постепенно у нее начали истощаться материальные, финансовые и людские ресурсы. Поэтому для дестабилизации внутриполитической обстановки в России японцы тратят большие средства на организацию подрывной работы (прежде всего она организуется на заводах, выпускающих военную продукцию), стачечного движения, что послужило одной из главных причин разгоревшихся в Петербурге событий 9 января 1905 года. В этой ситуации продолжение военных действий было не выгодно Японии, и под давлением западных держав она пошла на заключение мирного договора, который был воспринят в Японии как национальный позор [].
Актуальность выбранной темы исследования объясняется рядом причин.
Во-первых, в исторической науке всегда существовал устойчивый интерес к мемуарным источникам. Данный тип источников позволяет наглядно увидеть развитие исторических событий, которые в них отражены. Особое значение приобретают мемуары в деле изучения военной истории, так как их создатели являлись обычно участниками боевых действий. Конечно, эта категория исторических источников не лишена своих недостатков, как и любой другой их вид. В этой ситуации следует отметить тот факт, что многие исследования по военной истории не лишены ангажированности, которая может проявляться по самым различным причинам, в том числе и в силу идеологических. Обращение к мемуарным источникам способствует в немалой степени тому, чтобы избежать по возможности подобного рода явлений.
В нашем случае источники мемуарного характера, отражающие события Русско-японской войны, в силу их имеющегося достаточно большого количества, вполне воссоздают общую картину происходящих в реальности событий. Это определяет их важное значение в деле исследования данных исторических событий.
Во-вторых, в настоящее время по-прежнему существует достаточно устойчивый интерес к изучению событий и процессов Русско-японской войны, поскольку она является одним из самых главных событий истории России начала прошедшего столетия. Безусловно, необходимо отметить тот факт, что эта война выступает в качестве своеобразного звена в общей цепочке событий, которые в конечном итоге привели Россию к революциям 1917 года и последующими за ними метаморфозам. В настоящее время в отечественной и зарубежной гуманитарной науке проявляется, как уже было отмечено выше, устойчивый интерес к изучению и осмыслению всех этих событий и процессов. Особенно важным является тот факт, что прошедший 2017 год являлся юбилейным, - в нашей стране и за рубежом отмечалось столетие со дня свершения Февральской и Октябрьской революций.
В-третьих, что нельзя не отметить, актуальность выбранной темы исследования определяется еще и собственно методическим фактором. Изучение событий Русско-японской войны входит в школьную программу по истории. Поэтому использование на уроках и во внеурочной деятельности мемуарной литературы является очень полезным средством, позволяющим лучшим образом достичь поставленных в ходе преподавательской деятельности учебных целей и задач. С одной стороны, это позволяет расширить кругозор учащихся по изучаемой теме. С другой стороны, знакомство учащихся с первоисточниками позволяет им вырабатывать приемы и навыки критического мышления, видеть и оценивать различные точки зрения на произошедшие события.
Основной целью данной работы является изучение возможностей использования исторических источников мемуарного происхождения, отражающих события Русско-японской войны, в процессе школьного преподавания истории.
Поставленная в работе цель предполагает решение ряда познавательных задач:
1) проанализировать мемуарные воспоминания командующих русской армией, задействованной на театре военных действий в процессе прохождения Русско¬японской войны;
2) проанализировать и представить результаты практического использования источников мемуарного происхождения, отражающих события Русско-японской войны, которые были получены в ходе собственной педагогической деятельности.
Предметом научного исследования данной работы являются вопросы методического использования мемуарной литературы.
В качестве объекта научного исследования в данной работе выступает процесс использования мемуарной литературы, отражающей события Русско¬японской войны (1904-1905 гг.), в ходе преподавания школьного курса истории.
Методы научного исследования, которые были использованы в данной работе: аналитический, сравнительно-исторический, описательный.
Методологическая и философская база данной работы основана на использовании учения о диалектике, как одном из важнейших философских течений, основанного на осмыслении всех явлений и процессов, существующих в окружающей действительности, с позиций их всеобщей взаимосвязи.
Хронологические рамки в данной работе могут быть представлены двояко.
С одной стороны, в собственно историческом смысле, они ограничиваются периодом, в рамках которого проходили события Русско-японской войны. То есть, с момента начала войны 27 января 1904 года, когда состоялось нападение японского флота на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, и до момента подписания 23 августа 1905 года в американском Портсмуте мирного договора, завершившего данный военный конфликт.
С другой стороны, в рамках развития историографического процесса, хронологические рамки охватывают период создания источников мемуарного происхождения, в основном, который приходился уже на послевоенное время.
Географические рамки данной работы в собственно историческом смысле охватывают пространство проведения боевых действий, то есть территории Маньчжурии, Ляодунского полуострова, а также акватории Японского и Желтого морей.
Степень изученности (историография) проблемы является достаточно значительной. В нашем случае ее можно рассматривать в двух вариантах: во- первых, в собственно историографическом плане; а во-вторых, - в методическом плане.
Историография проблемы, созданная в нашей стране и за рубежом, с точки зрения использования источников мемуарного происхождения, является в достаточно степени обширной. Причем процесс развития отечественной историографии, в рамках которой были отражены события Русско-японской войны, условно можно разделить на несколько этапов.
Первый из них пришелся на дооктябрьский период. В это время появились первые работы (в том числе и мемуарного характера), отражающие изучение событий и процессов Русско-японской войны.
Следующий этап, который пришелся на советский период нашей истории, отличался критическим отношением к событиям Русско-японской войны. Их изучение приобрело в достаточной степени тенденциозный характер, что находило свое отражение в формировании общей концепции данного исторического события. Все изучение опиралось на соблюдение принципа партийности. Поражение России в этой войне рассматривалось как закономерный итог развития царского режима в начале двадцатого века, а действия российского командования оценивались обычно с критической позиции. В это время увидели свет труды В.А. Вересаева [5], П.А. Далецкого [6] и других авторов.
Последний, третий период, пришелся в своем развитии на постсоветское время. В это время, по причине начавшейся деидеологизации, многие положения, закрепившиеся в советское время, были кардинальным образом пересмотрены. В целом, можно констатировать тот факт, что в это время была создана новая концепция, по-новому осмысляющая события войны. В этот период времени произошло значительное увеличение исследовательского интереса к событиям Русско-японской войны. Появились работы многих авторов: А.А. Степанова [13], Д.А. Павлова [10], А.А. Уткина [14], М.Е. Бархатова [4], В.А. Золотарева [7], Ю.Ф. Соколова [7].
Однако, необходимо отметить тот факт, что до настоящего времени не было создано отдельное специальное исследование монографического характера, которое полностью было бы посвящено изучению мемуарных источников по Русско-японской войне, то есть имело бы источниковедческий характер.
Источниковая база данной работы основана на трудах мемуарного характера. В данном случае представлен анализ воспоминаний Алексея Николаевича Куропаткина и Николая Петровича Линевича - обоих главнокомандующих российской армией в период проведения Русско-японской войны (1904-1905 гг.).
Однако следует отметить тот факт, что мемуары А.Н. Куропаткина и Н.П. Линевича совершенно различны по своей форме и содержанию. Если Алексей Николаевич Куропаткин, занимая до войны должность военного министра, и будучи по сути своей военным стратегом, имея возможность, создал обширнейший труд, основанный на детальном анализе всех событий и процессов, так или иначе связанных с войной, то Николай Петрович Линевич ограничился простыми воспоминаниями, лишенными обстоятельного анализа. Все это говорит о высоком уровне общей и специальной образованности А.Н. Куропаткина, его аналитических способностях, желании внести свой вклад в дело изучения военной истории своего Отечества. Все эти качества были характерны для высшего российского офицерского корпуса, служившего на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.
С методической позиции при создании данной работы потребовалось использование различной методической литературы, отражающей в своем содержании опыт использования мемуаров. Таким образом, в ней были использованы исследования В.В. Барабанова, Л.Н. Алексашкиной, Н.Н. Лазуновой.
Практическая значимость данной работы заключается в наличии возможности использования ее материалов в процессе практической деятельности школьных учителей истории.
Структура данной работы состоит из двух глав, каждая из которых тематически разделена на два параграфа.
Первая из них содержит в себе биографические сведения и общий анализ мемуаров А.Н. Куропаткина и Н.П. Линевича, созданный на основе их интерпретации.
Вторая глава посвящена анализу методических возможностей использования мемуарной литературы в процессе преподавания школьного курса истории, в рамках которой представлен в качестве практической части собственный опыт ее применения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение данной работы необходимо сделать следующие выводы:
1. Русско-японская война (1904-1905 гг.) являлась одним из важнейших геополитических событий истории России начала прошедшего столетия. Ее влияние на дальнейшей ход событий, произошедших в истории России (прежде всего, Первой русской революции), в настоящее время всеми признается неоспоримым.
Огромную роль в результатах, достигнутых Россией в этой войне, сыграли главнокомандующие русской армией - Алексей Николаевич Куропаткин и Николай Петрович Линевич. Они оставили после себя ценные материалы мемуарного характера, которые в современной историографии рассматриваются в качестве важнейших исторических источников, помогающих реконструировать события войны.
2. Изучение истории в рамках школьного курса должно способствовать развитию у учащихся познавательного интереса. Для достижения этой цели необходимо применять различные средства обучения.
В рамках изучения в общеобразовательной школе темы «Русско-японская война (1904-1905 гг.)» нами была предпринята попытка активного использования исторических источников мемуарного происхождения, а затем сделан и представлен ее анализ.
В целом, необходимо отметить, что цель в данной работе является достигнутой, задачи - выполненными.



Источники:
1. Куропаткин А.Н. Записки о Русско-японской войне - М., 1906.
2. Куропаткин А.Н., Линевич Н.П. Русско-японская война: из дневников А.Н. Куропаткина и Н.П. Линевича - Л., 1925.
Литература:
3. Алексашкина Л.Н. Концепция исторического образования в средней школе // Преподавание истории в школе. - 2009. - №6.
4. Бархатов М.Е. История Русско-японской войны (в 6 томах) - М., 2011.
5. Вересаев В.А. На японской войне (сборник) - М,, 1986.
6. Далецкий П.А. На сопках Манъчжурии. В 2-х томах - Л., 1953.
7. Золотарев В.А., Соколов Ю.Ф. Трагедия на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Книга 2. - М., 2004.
8. Из истории Русско-японской войны 1904-1905 гг. Сборник материалов к 100- летию со дня окончания войны - Спб., 2005.
9. Лазунова Н.Н. Деятельностный подход в среднем историческом образовании. В сб.: Деятельностный подход в историческом и обществоведческом образовании / Под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой, - Спб., 2009.
10. Павлов Д.А. Русско-японская война 1904-1905 гг. Секретные операции на суше и на море - М., 2004.
11. Русско-японская война 1904-1905 гг. Взгляд через столетие (сборник) - М., 2004.
12. Теория и методика обучения истории / Под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой - М., 2007.
13. Степанов А.А. Порт-Артур. В 2-х книгах - М., 1993.
14. Уткин А.А. Русско-японская война в начале всех бед - М., 2005.
15. Шевченко Н.И. Нетрадиционные методы преподавания истории в старших классах // Преподавание истории в старших классах. 2002. №.9.
16. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991.
17. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2007.
18. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
19. Щучкина Г.Н. Вечер-диспут // Преподавание истории в школе. 1999. №3.
20. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М., 1985.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ