Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Возрастные особенности физического развития обучающихся
12-13 лет
1.2. Характеристика выносливости как физического качества:
виды, показатели
1.3. Методика развития выносливости во внеурочное время 16
1.3.1. Средства развития выносливости 16
1.3.2. Методы развития выносливости 19
1.4. Методы «круговой тренировки» при воспитании общей
выносливости комплексного характера 2д
Глава 2. Методы и организация исследования 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
Глава 3. Обоснование и разработка средств и методов развития выносливости у обучающихся 12-13 лет методом круговой тренировки и оценка их эффективности 34
3.1. Описание и характеристика средств и методов развития
выносливости у обучающихся 12-13 лет ^д
3.2. Оценка эффективности средств и методов развития
выносливости 46
Выводы 52
Практические рекомендации 53
Список используемых источников 54
Актуальность. Согласно федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, изучение в предметной области «физическая культура» должно обеспечить формирование личностных качеств, активное включение в здоровый образ жизни, укрепление и сохранение индивидуального здоровья. Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности.
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность физкультурно-спортивного и оздоровительного развития личности организуется в спортивных клубах и секциях.
Секционные занятия по легкой атлетике способствуют расширению двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, а также содействуют гармоничному развитию обучающегося и укреплению здоровья. Для развития определенного двигательного качества в учебно-тренировочном процессе необходимо учитывать физиологические, психологические особенности каждого возраста.
Благоприятным сенситивным периодом для развития выносливости является средний 11-14 лет и старший 15-18 лет школьный возраст. Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности, измерением выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.
Для развития выносливости используются следующие методы: непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; повторного и интервального упражнения; круговой тренировки; игровой; соревновательный.
Применение и использование метода «круговой тренировки» на занятиях по легкой атлетике является одним из эффективных и актуальных методов развития двигательных навыков у обучающихся. Он способствует развитию физических качеств в совокупности (скоростная, силовая, координационная выносливость), а также развитию общей и специальной выносливости у обучающихся. На занятиях наблюдается высокая моторная плотность, повышение интереса и вовлеченности в процесс физического воспитания, улучшается эмоциональное и психическое состояние занимающихся. [42]
Цель исследования. Теоретическое обоснование, характеристика и экспериментальное подтверждение эффективности применяемых средств и методов развития выносливости у обучающихся 12-13 лет на секционных занятиях по легкой атлетике методом круговой тренировки.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу и накопленный практический опыт по развитию выносливости
2) Разработать комплекс средств и методов развития выносливости обучающихся 12-13 лет.
3) Экспериментально проверить эффективность применяемых средств и методов развития выносливости у обучающихся 12-13 лет на секционных занятиях по легкой атлетике методом круговой тренировки.
Объект исследования. Учебно-образовательный процесс на
секционных занятиях по легкой атлетике обучающихся 12 - 13 лет.
Предмет исследования. Средства и методы развития выносливости, обучающихся 12 - 13 лет на секционных занятиях по легкой атлетике
Гипотеза. Предполагается, что уровень выносливости обучающихся 1213 лет на секционных занятиях по легкой атлетике повысится если:
• в полной мере изучить теоретический и практический опыт по развитию выносливости;
• охарактеризовать возрастные, анатомо-физиологические особенности обучающихся 12-13 лет;
...
1) Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что при развитии выносливости необходимо учитывать морфофункциональные и психологические особенности подростков. Для достижения высоких результатов на занятиях необходимо применять и использовать методы развития выносливости в совокупности.
2) В ходе исследования был разработан комплекс, направленный на развитие выносливости с использованием метода «круговой тренировки».
В данный комплекс были включены следующие методы организации учебно-образовательных занятий, обучающихся 12-13 лет: метод «круговой тренировки»; повторно-переменный метод; интервальный, игровой и соревновательный метод.
В комплексы «круговой тренировки» были включены следующие виды развития выносливости: силовая и статическая выносливость, скоростная выносливость, прыжковая и координационная выносливость.
3) В ходе эксперимента применяемые средства и методы развития выносливости у обучающихся 12-13 лет на секционных занятиях по легкой атлетике оказались эффективными.
С помощью метода математической статистики, мы рассчитали достоверные различия между экспериментальной и контрольной группой. Показатели тестов экспериментальной группы после проведения эксперимента значительно выше, чем в контрольной.
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.