Введение 3
1 Современное состояние изучаемой проблемы 5
1.1 Специальная выносливость в легкой атлетике 5
1.2 Средства и методы развития специальной выносливости 14
1.3 Анатомо-физиологические особенности обучающихся 15-17 лет 23
2 Методы и организация исследования 31
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 36
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики развития
специальной выносливости 38
3.1 Теоретическое обоснование методики 38
3.2 Результаты педагогического эксперимента 43
Заключение 54
Список использованных источников 56
Выносливость - физическое качество, необходимое в той или иной степени в каждом виде спорта. В одних видах спорта и упражнениях выносливость непосредственно определяет результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, конькобежный спорт - длинные дистанции, лыжные гонки и др.), в других - она позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.) и, наконец, в третьих, где упражнение кратковременно и на первый взгляд необходимости в выносливости не существует, она помогает длительно переносить высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление сил организма между различными упражнениями.
Актуальность работы. В связи с этим, становится актуальной такая специфическая проблема, как развитие выносливости во внеурочной деятельности (недостаток секций и кружков, ограниченность во времени и пр.). Действительно, не все школы обладают достаточными условиями для круглогодичных занятий по легкой атлетике.
В современном мире все шире используются новые методы проведения занятий и стимуляции организма, основанные на глубоких физиологических исследованиях. Все чаще используются элементы задержки дыхания. Суть заключается в том, что обучающиеся выполняют двигательные действия, попеременно варьируя дыхание ртом и носом, при дыхании только носом достигается эффект искусственной гипоксии, что оказывает хороший эффект при выполнении упражнений умеренной и высокой интенсивности
Преимуществом является то, что элементы задержки дыхания в процессе обучения не нарушают планового процесса обучения и могут применяться в сочетании с основными средствами подготовки или отдельно от них, как дополнительные средства в период отдыха для стимуляции и завершения восстановительных процессов в организме.
Объект исследования: процесс развития выносливости у обучающихся 15-17 лет.
Предмет исследования: развитие выносливости у обучающихся 15-17 лет на уроке физической культуры.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень развития выносливости у обучающихся 15-17 лет на уроке физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагает, что применение элементов задержки дыхания в учебно-тренировочном процессе будет способствовать более эффективному развитию выносливости и физической подготовленности у обучающихся 15-17 лет.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методических источников, обобщение имеющейся информации по изучаемой проблеме, ее истории, степени разработанности.
2. Обосновать и разработать экспериментальную методику развития выносливости у обучающихся 15-17 лет с использованием дробного дыхания.
3. Экспериментально проверить в педагогическом эксперименте эффективности предложенной методики.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольные испытания.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
1. Исследование трудов ведущих специалистов в области, возрастной физиологии, физиологии физического воспитания и спорта, теории и методики физического воспитании и спорта, а также работ по легкой атлетике позволило нам разработать методику развития выносливости у обучающихся 15-17 лет с применением дробного дыхания.
2.Определены эффективные компоненты нагрузок (продолжительность выполнения упражнений, количество повторений, интервалы и характер отдыха), направленных на развития выносливости у обучающихся 15-17 лет во внеурочной деятельности
3. Применение методики позволило улучшить динамику физической подготовленности и функций внешнего дыхания, занимающихся в экспериментальной группе. В экспериментальном исследовании мы добились определенного положительного развития физической подготовленности: все 6 тестов показали преимущество экспериментальной методики с применением дробного дыхания над стандартной методикой.
На начальном этапе исследования все полученные результаты, как в КГ, так и в ЭГ можно считать не достоверными. За 4 месяца педагогического эксперимента результаты изменились следующим образом: результаты измерения ЖЕЛ показали не достоверное улучшение исследуемого показателя в КГ (Р>0.05) и составил 100мл, или 2.3%, в ЭГ прирост составил 340 мл, или 8.2%. Результаты наблюдений изменения пробы Штанге и Генче показали не достоверное улучшение исследуемого показателя в КГ (Р>0.05), прирост составил - Проба Штанге 7.4 (1.2%) и 4 сек (1.8%) Проба Генче. В ЭГ прирост составил - Проба Штанге 11.2 (2.3%) и 8.1 (3.1%) сек Проба Генче, данные показатели достоверны (Р <0.05). Высокие показатели достигнуты в специальном беговом тесте 10x400/1'. В КГ прирост составил 8сек - 0.6%, данный результат нельзя считать достоверным (Р>0.05) в ЭГ прирост получился намного больше и составил, 51.25 сек - 3.7%, данный результат принято считать достоверным (Р<0.05).
Бег 1000 м - прирост результата в конце эксперимента КГ составил 2.3 сек. или 1.4%, данный результат нельзя считать достоверным (Р>0.05). Изменения в ЭГ также носили положительный, прогрессивный характер, однако прирост результата явился более значительным - 6.1 сек (3%) данные результаты можно считать достоверными (Р <0.05).
Бег 3000м - прирост в КГ составил 5.4 сек (0.9%) данный результат нельзя считать достоверным (Р>0.05). Экспериментальная группа показала значительно лучшие показатели - прирост результата 11 сек (1.7%). Изменения в ЭГ приняты достоверными (Р <0.05).
Предложенная методика развития специальной выносливости с применением дробного дыхания может применяться как в общеобразовательных школах, так и во внеурочной деятельности (например, в секциях по легкой атлетики). И на занятиях ЛФК как в образовательных учреждениях, в группах здоровья, так и в специальных медицинских заведениях.
Следовательно, можно утверждать, что гипотеза оказалась верной. Поэтому применение дробного дыхания во внеурочной деятельности будет способствовать более эффективному развитию специальной выносливости и физической подготовленности обучающихся 15-17 лет.
Абдуллин, М.Г. Методика тренировки бегунов на длинные дистанции в подготовительном периоде. канд. пед. наук:/ М.Г. Абдуллин.-О.: Печать, 2014.
2. Туманцев В.М. Развитие физических качеств у школьников. Культура физическая и здоровье. 2016. № 1 (56). - С. 63-65.
3. Солодков А.С. Физиология человека : общая, спортивная, возрастная : учеб.для вузов физ. культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - 8-е изд. - М.: Спорт, 2018. - 620 с. - Повторное издание без изменений в содержании книги 2012, 2015, 2016 и 2017 годов с аналогичным названием
4. Скородумова А.П., Баранов И.С. Теория и методика спорта высших достижений. Научная статья. 2016. - 32с.
5. Николай Ветков - Курс лекций по физической культуре. Учебное пособие. - М.: г. Орел, 2015. - 48с.
6. Лях В.И. Физическая культура. 8-9 классы. Методические рекомендации. Учебник, 2015. - 192с.
7. Журнал Физическая культура в школе. Научно методическое пособие - М.: «Школьная пресса» г. Москва. 2018 - 112с.
8. Журнал Теория и практика физической культуры. Научно методическое пособие. Г. Москва. 2015. - 104с.
9. Журнал Вестник спортивной науки. Научно методическое пособие - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научноисследовательский институт физической культуры и спорта» г. Москва. 2017. - 78с.
10. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников/А.А.Гужаловский.- Минск: Народная асвета, 2015
11. Дибнер, Р.Д. Медицинские аспекты выносливости спортсмена: Сб. тр. Сектора функцией. Диагностики / Под ред. Р.Д.Дибнер.- СПБ.: Ленингр. НИИ физ. культуры,2016.
12. Насосная функциия сердца в контексте повышения эффективности скоростной выносливости спортсменов / Р.Р. Абзалов [и др.] // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 1. - С. 16-18.
13. Эеличёнок, В.Б. Лёгкая атлетика: критерии отбора/В.Б. Зеличёнок, В.Г. Никитушкина, В.П. Губа.- М.: Терра-Спорт, 2017.
14. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости/ Н.В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 2014.
15. Кабраль, А.П.Легкая атлетика: Португальская школа бега - взгляд изнутри/ А.П.Кабраль.-М.:Терра-Спорт, 2016.
... всего 47 источников